ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ 8
1.1. История развития и современные типы детских
лагерей 8
1.2. Особенности музыкального воспитания школьников в детском
оздоровительном лагере на современном этапе 19
1.3. Модель музыкального воспитания школьников в детском
оздоровительном лагере 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ СТУДЕНТАМИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА 34
2.1. Анализ опыта музыкальной деятельности студенческих отрядов на основе
Студенческого социолого-педагогического отряда «Контакт» 34
2.2. Актуализация музыкального опыта участников студенческих отрядов в
процессе работы в детском оздоровительном лагере 43
2.3. Методические рекомендации по организации музыкального воспитания
школьников в детском оздоровительном лагере 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В современной России можно констатировать снижение общей культуры школьников, в том числе культуры музыкальной. Часто музыкальное воспитание подрастающего поколения осуществляется лишь на уроках музыки в общеобразовательной школе, так как далеко не все школьники по разным причинам реализуют свое право на получение дополнительного образования, не посещают кружки, музыкальные школы и т.п. Однако потребность в знакомстве с музыкальным искусством, в творческом самовыражении и самореализации, есть у многих школьников. В период школьных каникул многие дети отправляются в детские оздоровительные лагеря, в которых частично возможно восполнить пробелы в музыкальном воспитании и способствовать раскрытию творческого потенциала детей.
Согласно методическим рекомендациям по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей, изложенных в приложении № 2 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06, «Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и талант ... Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка через организацию деятельности, связанной с удовлетворением индивидуальных интересов и потребностей в личностно значимых сферах деятельности, направленных на развитие творческого потенциала» [34].
В детских оздоровительных лагерях существует множество форм и видов досуговой деятельности, направленных на развитие способностей и навыков школьников, а также раскрытие их творческого потенциала. При всем многообразии видов деятельности, немалый процент от общего времени отводится и музыкальной деятельности, музыкальным играм, соответственно, музыкальная часть является одной из важнейших составляющих летнего отдыха и досуга детей. Однако в детских лагерях зачастую не существует четкого плана по организации музыкального воспитания школьников, кроме того, основная часть педагогического состава лагеря (вожатые, воспитатели) не имеют музыкального образования и соответственно осуществляют музыкальное воспитание школьников интуитивно, что, безусловно, определяет спонтанный характер данной работы в детском оздоровительном лагере и не всегда способствует достижению целей и задач музыкального воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время накоплен определенный опыт и существуют теоретико-методические разработки, посвященные различным вопросам организации отдыха детей в условиях детского оздоровительного лагеря. В России у истоков деятельности детских лагерей и организации досуга детей стояли А.С. Макаренко, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская. В их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей. Вопросы развития личности ребенка в детском оздоровительном лагере затрагиваются в книгах О. С. Газмана, И. П. Иванова и др. В трудах А. В. Мудрика, Б. А. Титова, Д. И. Фельдштейна раскрыты проблемы социализации и социального воспитания детей, подростков и юношества в сфере организации досуга детей. В трудах Г. М. Бирженюка, А. П. Маркова и др. есть разработки концепций и программ деятельности в т. ч. детского оздоровительного лагеря. Аспекты социального становления ребенка средствами игровых проектов и программ рассматриваются в работах И. И. Фришмана и др. Вопросы организации и проведения детских игр рассмотрены в методических пособиях О.С. Газмана, Ю.М. Григоренко, У.Ю. Кострецовой, С.А. Шмаковой и др. Организации музыкальных игр посвящены работы Ю.М. Григоренко, С.В. Фатеева, С.П. Афанасьева и др.
Фундаментальной разработке проблем музыкального воспитания в условиях детского лагеря посвящены работы Абдуллина Э. Б., однако можно констатировать, что они относятся к советскому периоду развития нашего государства, когда существовала жестко централизованная программа деятельности пионерских лагерей, определяющая цели и задачи этой деятельности, соответствующие методы и формы работы, были созданы определенные экономические возможности для реализации этой программы. В связи с изменением и развитием общества, иными стали не только экономические условия, но и нормативные документы, а также, прежде всего, ценностные ориентиры и установки современного подрастающего поколения, что на современном этапе определяет иные ракурсы для исследования проблем музыкального воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря.
В рамках заявленной проблематики исследования интересным является опыт студенческих педагогических отрядов, активно включившихся в работу со школьниками в детских оздоровительных лагерях. В последние годы методистами студенческого социолого-педагогического отряда «Контакт» М.Д. Данилиной, А.Н. Ужеговым, А.Д. Фатиховой рассматривались различные вопросы организации отдыха детей в детском оздоровительном лагере [27], однако вопросы подготовки вожатых по организации и осуществлению музыкального воспитания школьников в условиях детского лагеря не являлись предметом исследования...
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Детские оздоровительные лагеря имеют довольно большую историю, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, откуда и идут истоки развития ДОЛ. Поначалу не все дети могли воспользоваться возможностью отдохнуть в подобных учреждениях, ведь они были созданы для мальчиков из богатых семей. В настоящее время отдых в детских оздоровительных лагерях доступен всем детям не только в летнее каникулярное время, а также весной, осенью и даже зимой. В современной практике организации летнего отдыха детей существует разнообразие видов оздоровительных лагерей. Они имеют свою структуру и направленность. Структура воспитательных мероприятий и видов отдыха в них определяется тематической направленностью.
Современные детские лагеря отличаются от создаваемых ранее лагерей тем, что направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, на основе тесного сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.
2. Музыкальное воспитание - это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. В современной практике музыкального воспитания используются различные формы и виды музыкальной деятельности, которые оказывают исключительно положительное влияние на школьника, формируя его музыкальную культуру как компонент его духовной культуры.
3. Одним из актуальных методов научного познания является моделирование. Благодаря ему можно объединить в единую систему теоретические, методические и практические аспекты различных видов деятельности человека и представить модель определенных процессов. Все это может помочь педагогу как в планировании уроков музыки в школе, так и планированию деятельности по музыкальному воспитанию школьников в детском оздоровительном лагере.
Таким образом, метод моделирования, позволил структурно и комплексно, по возможности полно и наглядно, описать модель музыкального воспитания школьников в ДОЛ включающую: теоретический, методический и практический компоненты. Музыкальное воспитание оказывает важное влияние на эмоционально-психологическое состояние и развитие школьника в детском оздоровительном лагере. Поэтому необходимо расширять музыкальную составляющую, приемы и формы летнего отдыха детей закрепляющих их знания о музыке и навыки в различных видах музыкальной деятельности.
4. Движение студенческих отрядов представляет собой молодежное объединение, образованное для совместной трудовой деятельности в летний период - в период Целины; а также для культурной и общественно- воспитательной деятельности в подготовительный период. Иначе, студенческий отряд - это ежегодно обновляющаяся команда студентов, выезжающая летом на Целину для того, чтобы заработать деньги, а в остальной период ведет активную жизнь: участвует в различных конкурсах, мероприятиях, учится и общается с другими отрядами.
Деятельность студенческого социолого-педагогического отряда «Контакт» неразрывно связана с музыкальной составляющей. Также как и на Целине, в подготовительном периоде бойцы и старики проводят музыкальные мероприятия, пишут и исполняют авторские песни, делятся своим личным опытом и знаниями с кандидатами, проводя их подготовку к осуществлению музыкального воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
5. В психолого-педагогических словарях нет единого понимания сущности понятия «музыкальный опыт», дается лишь раздельные толкования понятия «опыт» и «музыкальная деятельность». В формировании музыкального опыта интерес представляют качества и свойства личности, способствующие творческой деятельности. Прежде всего, такое качество личности, как ее опыт. В результате проведенного анкетирования студентов педагогических отрядов (вожатых) и школьников можно сделать следующие выводы:
1) В лагерях активно ведется организация музыкальной деятельности благодаря включению в рабочие моменты музыкальных мероприятий, игр и «фишек» (кричалки, музыкальные девизы, музыкальный подъем и др.);
2) В некоторых детских оздоровительных учреждениях нет музыкальных руководителей, но это не мешает вожатым и воспитателям самостоятельно организовывать музыкальную деятельность, более в части разучивания и исполнения песен и др.;
3) Благодаря кружковой деятельности школьники могут развивать и реализовывать свои творческие способности в каникулярное время;
4) Из-за недостаточных знаний по организации и проведению музыкального воспитания школьников большинство вожатых считает, что необходимо проводить обучение по данному направлению работы, а также разрабатывать методические материалы.
6. Представленные методические рекомендации адресованы студентам педагогических отрядов, а также работникам детских оздоровительных лагерей, осуществляющих организацию музыкального воспитания школьников в условиях летнего отдыха.
Разработанные методические рекомендации по организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере помогут студентам педагогических отрядов, а также работникам ДОЛ, отвечающим за музыкальное воспитание, подготовиться и успешно организовывать и проводить музыкальные мероприятия, кружки и другую музыкальную деятельность, достигая главной цели поездки в летний лагерь - отдых, оздоровление и воспитание подрастающего поколения.
Перспектива для дальнейшего исследования заключается в наблюдении и решении проблем развития музыкальной культуры школьников за период смены, развития музыкальных и творческих способностей, развития уровня сформированности навыков в разных видах музыкальной деятельности, а также формирование опыта творческой деятельности детей в условиях загородного летнего отдыха.
1. Абдуллин Э. Б. Содержание и методы музыкальной работы в пионерском лагере: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1971. - С. 323.
2. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
3. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). - Воронеж, 1998. - 352 с.
4. Андрусяк Н. С. Организационно-методические основы работы профильных детских оздоровительных лагерей / Н.С. Андрусяк // Социосфера. - 2012. - №3. - С.11-15.
5. Антонов В. Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический ун-т, 1997. - С. 9-18.
6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
7. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с.
8. Афанасьев С. П. Что делать с детьми в загородном лагере /С.П. Афанасьев, С.В. Комарин, А.В. Тимоник. - Острома: МЦ «Вариант», 2001. - 320 с.
9. Барканов С. И. Лето в вопросах и ответах //Народное образование /С.И. Барканов. - М: ВЛАДОС, 1999.-№5. - 420 с.
10. Бедарев Г. К. Организация веселого досуга /Г.К. Бедарев. - М.: Просвещение, 1979. - 428 с.
11. Бедержанова В. П. Летний дом. Каникулярный проект детской сферы и его методологическое обеспечение /В.П. Бедержанова. - Краснодар: изд. Куб.гос. университета, 1993. - 343 с.
12. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: Учебное пособие / Л.А. Безбородова. - Москва: Наука, 2014. - 235 с.
13. Болковинов В. И. Твое свободное время: знания, задания, опыты, игры: 2 изд. /В.И. Болковинов. - М: Просвещение, 1991. - 250 с.
14. Булатов И. А. О.И. Пантюхов как символ единства русских скаутов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения: Журнал. - 2011. - Т.11, №1. - С.50-51.
15. Ветлугина М. А. Музыкальное развитие ребенка /М.А. Ветлугина. - М: Музыка, 1968. - 267 с...