ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 8
1.1. Теоретические положения социологии, используемые для
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕДЛГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 8
1.2. Концептуальные подходы к изучению профессионального
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 15
Выводы по материалам главы 1 29
ГЛАВА 2. ТРАЕКТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ 30
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ УРГПУ И ДАЛЬНЕЙШАЯ ТРАЕКТОРИЯ ИХ РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ.
(мнение студентов) 30
2.2. «Возвращение в профессию»: мотивация к деятельности учителя спустя
годы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ) 38
ЛИТЕРАТУРА 40
В настоящее время в системе образования происходит динамичное развитие, государство начало обращать внимание развитию педагогической сферы, подготовке научных кадров. Интерес к получению высшего уровня образования, не смотря на отсутствие «премии от образования»1, остается довольно высоким. Люди стремятся повысить свой уровень образования с целью дальнейшей реализации своей профессиональной траектории. Жизненный выбор, в свою очередь, тесно связан с профессиональной ориентацией. Это привычная терминология сегодня оказывается неточной, некорректной, поэтому говорят не о конкретной профессии, а о сфере деятельности: "...ты выбираешь сферу деятельности в своей жизни, и тебе большинство из образования не нужно, а образование само как толчок в развитии мозгов".2 3 Чтобы принимать решения, контролировать риски и осуществлять контроль над своей жизнью в ситуации неопределенности, современные люди постоянно рефлексируют, осмысляют не только стратегические шаги, но и повседневные действия (Э. Гидденс).з
По данным Росстата почти 60% россиян, сообщает агенство РИА новости, работают не по специальности (Новое исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат)4.
В 2011 году было принято решение о том, что Росстат с 2016 года будет каждые пять лет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Пилотные исследования показывают, что 80% выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы, 9% не могут найти работу совсем, а 33% не могут устроиться по специальности. Педагогические специальности, крайне востребованные сегодня, также оказываются в списке полученных, но никогда не реализуемых индивидом профессий. Или же данная реализация является отложенной, только спустя какое-то количество лет индивид начинает заниматься этой деятельностью5.
Данное исследование частично поможет решить проблемы, сложившиеся в системе экономических и социальных отношений. Изучение изменений в педагогической сфере российского обществa и возможный анализ разрешения проблем, связанных с дефицитом кадров, в настоящее время крайне актуальны.
Пpофессионaльное сaмоопpеделение в педaгогической сфеpе, одна из основных проблем российского общества, ее актуальность постоянно отмечается в последние годы. Можно говорить о неполноте или отсутствии необходимых теоретических оснований при исследовании данной проблемы.
Проведенный анализ позволяет выделить ряд противоречий:
• между необходимостью изучения проблемы и недостатком теоретических оснований в области профессионального самоопределения будущих педагогов;
• между практиками педагогических образовательных организаций и отсутствием соответствующей методологии и методики их исследования.
Актуальность данного исследования определена:
• динамикой изменений в педагогической сфере российского общества, которые предопределены, прежде всего, сложившейся системой экономических и социальных отношений;
• крайне небольшим количеством исследований последствий изменений современного российского общества для профессионального самоопределения в педагогической сфере;
- отсутствием должного исследовательского внимания к изучению мотивации подготовленного и востребованного на рынке труда специалиста, прежде всего к его дальнейшей траектории движения в профессии.
Цель исследования — изучение процесса профессионального самоопределения студентов, учителей, траекторий их развития в педагогической сфере.
Предмет исследования — профессиональное самоопределение выпускников УрГПУ и дальнейшая траектория их развития в педагогической сфеpе.
Объект исследования — профессиональное самоопределение
в педагогической сфере.
Гипотеза исследования:
1) предполагается изучить процесс пpофессионaльного сaмоопpеделения студентов УрГПУ, учителей, их мотивацию при выборе профессии "педагог" и траектрию их движения в педaгогической сфеpе.
2) Следует ожидать создания значимых методический рекомендаций для педагогов УрГПУ, учителей, с целью их использования для более оптимального трудоустройства выпускаемых специалистов и возможного «возвращения» выпускников, подготовленных в более ранний период (исследование причин их ухода из профессии "педагог").
Задачи исследования:
1) изучить мотивацию студентов, выпускников УрГПУ
к профессиональной деятельности в педагогической сфере;
2) охарактеризовать представления о будущей профессии, сложившиеся у выпускников, в том числе с учетом образовательного процесса УрГПУ;
3) понять значение реформирования школьного образования в качестве мотивации или ограничений профессиональной реализации выпускников УрГПУ;
4) исследовать траектории профессионального движения выпускников УрГПУ, выявить причины «возвращения» в профессию специалистов, первоначально реализовавшихся в другой сфере, не педагогической.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
• системный подход в социологии (авторы — Г.В. Осипов, П.А. Сорокин);
• методика формирования понятий в социологии (авторы — Е.А. Климов, Э. Гидденс, П.А. Сорокин);
• методика организации социологических исследований (авторы — П. Бергер, Т. Лукман, П.А. Сорокин);
База исследования: студенты УрГПУ, преподаватели вузов, педагоги УрГПУ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и разработанных на их основе результатов и заключений, обеспечивается экспериментальной базой УрГПУ.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана методика, применение которой обеспечивает формирование у студентов УрГПУ, мотивации трудовой деятельности в педагогическом коллективе общеобразовательных школ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты применены в практическом исследовании и имеют фундамент дальнейшего развития в жизнедеятельности общества, в частности в деятельности УрГПУ и других общеобразовательных организациях. Разработаны:
• контент для системы дистанционного обучения по теме: «Пpофессионaльное сaмоопpеделение в педaгогической сфеpе»;
• методические рекомендации для учителей по данной тематике.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в ВУЗах города Екатеринбурга и в основном в УрГПУ, количество участников (учащихся, учителей в общей сложности составило около 500 человек).
Структура и объем диссертации. Диссертация представлена на 82 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включает в себя 65 источников, приложений.
Практическая и социальная значимость исследования состоит в том, что по результатам его проведения будут изданы методические рекомендации для педагогических образовательных организаций, реализующих подготовку кадров для сферы образования, для общеобразовательных школ, которые в большей степени испытывают дефицит кадров.
Коммерческая значимость заключается в том, что:
• минимизация потери ресурсов, выделенных на профессиональную подготовку педагогов за счет, не только, более оптимального трудоустройства выпускаемых специалистов, но и «возвращения» выпускников, подготовленных в более ранний период;
• уменьшение оттока кадров в педагогической сфере;
• укомплектованность образовательных организаций молодыми
специалистами;
• более эффективное реформирование школьного образования, например: внедрение ФГОС.
Стремление государственной политики к воспитанию у молодых учителей инициативности, самостоятельности, мобильности, целенаправленного развития педагогической деятельности, развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора. Это основные ориентиры молодых педагогов в настоящее время.
Задачи исследования частично выполнены:
1) изучена мотивация студентов, выпускников УрГПУ к профессиональной деятельности в педагогической сфере;
2) охарактеризованы представления о будущей профессии, сложившиеся у выпускников, в том числе с учетом образовательного процесса УрГПУ;
3) определено значение реформирования школьного образования в качестве мотивации или ограничений профессиональной реализации выпускников УрГПУ;
4) исследована траектория профессионального движения выпускников УрГПУ, выявлена причина «возвращения» в профессию специалистов, первоначально реализовавшихся в другой сфере, не педагогической.
Цель исследования достигнута путем - анализа роли высшего педагогического образования в государственной и личностной реконструкции профессионально-образовательного статуса педагога в современных российских условиях.
Гипотеза подтверждена практическим исследованием:
1) изучен процесс профессионального самоопределения студентов УрГПУ, ВУЗах города Екатеринбурга, учителей, исследована их мотивация при выборе профессии "педагог" и траектрия их движения в педагогической сфере.
2) исследование причин ухода из профессии "педагог", мотивация ухода и возвращения в профессию, создание методических рекомендации для педагогов УрГПУ, педвузов, учителей, с целью их использования для более оптимального трудоустройства выпускаемых специалистов и возможного «возвращения» выпускников, подготовленных в более ранний в процессе создания.
Апробация результатов работы в ВУЗах города Екатеринбурга показала высокую активность и значимость педагогической деятельности для молодого поколения выпускников ВУЗов. Таким образом, следует считать, что задачи исследования частично выполнены. Направление дальнейшего продолжения работы и развития использованных в ней идей: продолжение исследования, разработка, апробация и внедрение практических рекомендаций в УрГПУ.
1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации."
2. Распоряжение Прaвительствa РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от
28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru
3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
4. Вельш Л.Г. Управление на основе мотивации / Мотивация экономической деятельности: Сб. трудов. Вып. 11. — М.: ВНИИСИ, 1980.
5. Aнтропология профессий: Сб. науч. ст. /Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Яр- ской-Смирновой. — Саратов. Центр социальной политики и гендерных исследований. Изд-во «Научная книга». 2005. - 404 с.
6. Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М.: 1996.
7. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Aкaдемический проект, 2003.
8. Гидденс Э. Социология. М. 1999.
9. Голосенко И. Л., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М. 1995.
10. Добреньков В.И., Кравченко Л.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5: Социальная структура. М. 2004.
11. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2007.
12. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., Политиздат, 1986.
13. История западной социологии: учеб. / В.Л. Бачинин, Ю.Л.Сандулов. - СПб.: Лань, 2002.
14. История социологии: учеб. для студентов гуманитар. спец. / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. - М.: Высш. образование и наука, 2007.
15. История становления советской социологической науки в 20-30-е годы. М., 1989...