ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ
1.1. Проблематика формирования познавательной деятельности у детей
1.2. Слово как единица языка и речи
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.4. Закономерности развития речи у детей в норме
1.5. Закономерности развития речи у детей при дизартрии
Выводы по 1 Главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
2.1. Организация констатирующего эксперимента
2.2. Методика и результаты констатирующего эксперимента
Выводы по 2 Главе
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы педагогической технологии преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.2. Программа логопедической работы по активизации познавательной деятельности у дошкольников с дизартрией
3.3. Результаты экспериментальной работы и анализ полученных данных Выводы по 3 Главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Немногочисленные специальные исследования, посвященные анализу особенностей познавательной деятельности и условий ее активизации у детей с недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова), не удовлетворяют все потребности коррекционного процесса.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых методов и приемов преодоления речевых нарушений, основанных на тесной взаимосвязи познавательных и вербальных процессов с целью подготовки старших дошкольников к дальнейшему обучению, адаптации и социализации.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью целенаправленного изучения особенностей познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в связи с недостаточной разработанностью педагогической технологии преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
На научно-практическом уровне актуальность исследования связана с тем, в современной науке и практике логопедии недостаточно раскрытым остается вопрос преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Изучение научной литературы, а также анализ практического опыта коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволили выявить несоответствие между:
- наличием ценного педагогического опыта формирования познавательных процессов у дошкольников в норме и отсутствием научно обоснованной модели совершенствования коррекционного процесса, учитывающий структуру речевого дефекта и недостаточность высших психических функций;
• возрастающей потребностью общества в полноценном речевом развитии детей и недостаточной нацеленностью коррекционных мероприятий в активизации познавательной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
• возможностями педагогической технологии преодоления общего
недоразвития речи на основе формирования познавательных процессов у дошкольников и фрагментарным характером применения
психодиагностических и психокоррекционных методик в современной системе коррекционной работы.
Актуальность исследования и выявленные несоответствия позволили определить проблему исследования, которая заключалась в изучении взаимосвязи речи и познавательной деятельности, их особенностей у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии; в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии, используемой для активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В связи с вышесказанным мы сформулировали тему исследования следующим образом: «Активизация познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с дизартрией».
Цель диссертационной работы - теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологияю активизации познавательной деятельности на лексическом материале у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Объект исследования: речь, познавательные процессы, их взаимодействие у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Мы выдвинули следующую гипотезу:
1. учитывая системный подход и логически обусловленную взаимосвязь между нарушенным речевым развитием и несформированностью познавательных процессов, формирование познавательной деятельности является необходимым условием коррекции общего недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
2. предполагается, что эффективность процесса преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии может быть обеспечена путем использования педагогической технологии, представленной моделью, объединяющей диагностико - аналитический, организационно-информационный и коррекционно- формирующий блоки;
3. возможно, что эффективность процесса экспериментального обучения, учитывающего взаимосвязь в развитии речи и познавательной деятельности, может быть повышена посредством информационных компьютерных технологий и проведения различных игровых моментов для активизации познавательной деятельности, способствующие актуализации адаптивных и компенсаторных механизмов у детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ литературных источников по проблеме соотношения вербального и познавательного компонентов в структуре общего недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии;
2) в процессе констатирующего эксперимента выявить особенности развития речи и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, уточнить специфику их взаимосвязи:
3) теоретически обосновать и разработать педагогическую технологию преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
4) оценить эффективность экспериментального обучения с применением компьютерных средств на основе индивидуально-дифференцированного подхода для развития познавательных процессов в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Теоретико-методологическими основами исследования явились:
• фундаментальные научные положения о системной организации высших психических функций (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, А. Р. Лурия, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, А. В. Семенович, Э.Г. Семерницкая);
• теоретические положения о закономерностях речевого развития в онтогенезе и дизонтогенезе (М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, О.С. Ушакова, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев и др.);
• концепция информатизации образования (А.П. Ершов, В.И. Монахов, Р.Б. Абдеев и др.);
• научные труды, посвященные изучению процесса формирования познавательной деятельности у детей (Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, В.А. Дубских, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Эльконин и др.);
• психологические исследования познавательных процессов (Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.).
В ходе исследования мы синтезировали следующие методы:
1) теоретические: анализ психолингвистической,
нейропсихологической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; разработка педагогической технологии преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
2) эмпирические: изучение и анализ анамнестических данных, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
3) методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики для обработки экспериментальных данных (методы вариационной статистики с использованием Т-критерий Стьюдента и оценкой достоверности различий с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни). Методы многофакторной статистики: кластерный анализ на основе расчета Евклидовых расстояний, позволившего систематизировать большое число переменных по взаимоотношению между ними; факторный анализ с разным углом вращения, определивший основные группы показателей, связанных между собой факторами разного уровня дисперсии. Достоверные зависимости (р<0,05) между переменными установленных групп оценивались методом корреляционно-регрессионного анализа с пошаговой регрессией, позволившего анализировать как линейный, так и нелинейный характер исследуемых зависимостей с получением определенных уравнений регрессий. Достоверность адекватна с полученных моделей оценивалась по множественному коэффициенту корреляции (Р больше, чем 0,3), коэффициенту детерминации (R2), критерию Фишера (F больше, чем F таб). Данные исследования были выполнены с использованием пакета прикладных программ Statistika версия 10.0.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в ходе естественного педагогического процесса коррекционного обучения детей на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений «ЦРР д/с № 7, 156, 139, 147, 136, 132», МДОУ д/с № 8, 15, 55 г. Магнитогорска.
В экспериментальном изучении принимали участие 135 детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет. Из них 90 детей с общим недоразвитие речи III уровня (легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии). Для сопоставительного анализа изучалась группа детей в количестве 45 человек без нарушений двигательного, психического и речевого развития.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, базирующейся на системном, полисенсорном, деятельностном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении имеющихся теоретических сведений о состоянии познавательной деятельности у детей с общим недоразвитием речи, уточнении взаимосвязи вербального и познавательного компонентов в структуре речевого недоразвития, расширении теоретических представлений о механизмах нарушения познавательных процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии, определении теоретических обоснований для построения и апробации педагогической технологии активизации познавательной деятельности на лексическом материале у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами педагогическая технология позволяет проводить коррекцию речевых нарушений с позиции взаимосвязи речевых проблем с проблемами формирования различных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями-логопедами, психологами, дефектологами дошкольных образовательных учреждений, а также в учебном процессе педагогических вузов в целях переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в системе специального образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными теоретико-методологическими положениями, использованием комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования и личным участием автора на всех этапах эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уровень развития познавательных процессов дошкольников с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме; психические процессы детей данной категории отличаются большой вариативностью качественных показателей развития.
2. Целенаправленная активизация познавательной деятельности в сфере формирования лексики в специально созданных условиях способствует коррекции всех компонентов речевой системы: фонетической стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.
3. Использование педагогической технологии преодоления общего недоразвития речи на основе формирования познавательной деятельности способствует повышению эффективности коррекционного процесса, что определяется целостным воздействием (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития вербального и познавательного компонентов в структуре общего недоразвития речи) и применением компьютерных средств обучения.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глас, заключения, библиографического списка, приложения.
Результаты теоретико-экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
Анализ литературы показал, что повышение эффективности коррекционного процесса по преодолению общего недоразвития речи может быть достигнуть путем активизации познавательной деятельности у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития различных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия) у детей с ОНР ниже возрастной нормы.
Проведенный кластерный и факторный анализы указывают на тесную взаимосвязь речи и познавательных процессов в структуре ОНР у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Кластерный анализ показал наличие трех основных кластеров зависимостей. Первый кластер зависимостей между уровнем сформированности зрительного гнозиса и вербально-логическим мышлением, в отношении которых получены самые низкие показатели их сформированности у детей с общим недоразвитием речи (псевдобульбарной дизартрией) на констатирующем этапе исследования. Второй кластер зависимостей составили такие функции, как память и внимание. Третий кластер - воображение, которое является отражением интегральной работы всех трех структурно-функциональных блоков мозга.
Теоретически обоснована и разработана педагогическая технология преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики с учетом речевых возможностей детей. Подтверждено предположение о том, что эффективность педагогической технологии, разработанной на основе системного подхода, достигается путем использования полисенсорного, логического и эмоционального воздействия в коррекционном процессе, что способствует актуализации адаптивных и компенсаторных механизмов у дошкольников с ОНР.
Результаты обучающего эксперимента показали, что планомерное поэтапное формирование познавательной деятельности в специально организованных условиях (с применением компьютерных средств) с учетом взаимосвязи вербального и познавательного компонентов в структуре ОНР способствует коррекции фонетико-фонематических процессов, лексикограмматического строя речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Данное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями дальнейшей научной работы являются: создание (на основе полученных в ходе исследования данных) диагностического комплекса, адаптированного для применения в практической деятельности учителями-логопедами и дефектологами дошкольных образовательных учреждений, а также разработка способов и средств организации коррекционного процесса с использованием информационных компьютерных технологий с целью повышения качества логопедической работы и оптимизации рабочего времени специалистов.
1. Абрамова, Г.С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности / Г.С. Абрамова // Формирование учебной деятельности школьников; под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1982. - С. 197— 201. — с. 198.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. Познавательные процессы: ощущение, восприятие / Б. Г. Ананьев. - М.: АСТ, 1982. - 31с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2008. - 254 с.
6. Астаева А.В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи /А.В. Астаева, Д.И. Воронкова, М.Б. Королева // Вестник Череповецкого государственного университета. Педагогические науки. - 2012, № 4, Т. 2 - с. 130-133.
7. Астаева, А.В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском возрасте / А.В. Астаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. с. 71-76
8. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды; сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
9. Башаева, Т. В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности: Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение.
Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет / Т. В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 208с.
10. Башкова И.Г. Грамматика восприятия в современном русском языке. Башкова Ирина Геннадьевна - автореф. дисс. на соискание степени кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 1995. - 24 с.
11. Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. педагогич. наук: 13.00.02
/ Ю. А. Березина. - Москва, 2014. - 24 с.
12. Беккер, К. П. Логопедия / пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. - М.: Медицина, 1981. - 288с.
13. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи / В. И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. - 77с.
14. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 1964. - 91с.
15. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров / педагогика третьего тысячелетия / В. П. Беспалько. - М.: Моск. псих.-пед. инт; Воронеж: НПО Модек, 2002. - 304с...