Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №95648

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ
1.1. Проблематика формирования познавательной деятельности у детей
1.2. Слово как единица языка и речи
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.4. Закономерности развития речи у детей в норме
1.5. Закономерности развития речи у детей при дизартрии
Выводы по 1 Главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
2.1. Организация констатирующего эксперимента
2.2. Методика и результаты констатирующего эксперимента
Выводы по 2 Главе
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы педагогической технологии преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.2. Программа логопедической работы по активизации познавательной деятельности у дошкольников с дизартрией
3.3. Результаты экспериментальной работы и анализ полученных данных Выводы по 3 Главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Немногочисленные специальные исследования, посвященные анализу особенностей познавательной деятельности и условий ее активизации у детей с недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова), не удовлетворяют все потребности коррекционного процесса.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых методов и приемов преодоления речевых нарушений, основанных на тесной взаимосвязи познавательных и вербальных процессов с целью подготовки старших дошкольников к дальнейшему обучению, адаптации и социализации.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью целенаправленного изучения особенностей познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в связи с недостаточной разработанностью педагогической технологии преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
На научно-практическом уровне актуальность исследования связана с тем, в современной науке и практике логопедии недостаточно раскрытым остается вопрос преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Изучение научной литературы, а также анализ практического опыта коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволили выявить несоответствие между:
- наличием ценного педагогического опыта формирования познавательных процессов у дошкольников в норме и отсутствием научно обоснованной модели совершенствования коррекционного процесса, учитывающий структуру речевого дефекта и недостаточность высших психических функций;
• возрастающей потребностью общества в полноценном речевом развитии детей и недостаточной нацеленностью коррекционных мероприятий в активизации познавательной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
• возможностями педагогической технологии преодоления общего
недоразвития речи на основе формирования познавательных процессов у дошкольников и фрагментарным характером применения
психодиагностических и психокоррекционных методик в современной системе коррекционной работы.
Актуальность исследования и выявленные несоответствия позволили определить проблему исследования, которая заключалась в изучении взаимосвязи речи и познавательной деятельности, их особенностей у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии; в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии, используемой для активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В связи с вышесказанным мы сформулировали тему исследования следующим образом: «Активизация познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с дизартрией».
Цель диссертационной работы - теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологияю активизации познавательной деятельности на лексическом материале у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Объект исследования: речь, познавательные процессы, их взаимодействие у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Мы выдвинули следующую гипотезу:
1. учитывая системный подход и логически обусловленную взаимосвязь между нарушенным речевым развитием и несформированностью познавательных процессов, формирование познавательной деятельности является необходимым условием коррекции общего недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
2. предполагается, что эффективность процесса преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии может быть обеспечена путем использования педагогической технологии, представленной моделью, объединяющей диагностико - аналитический, организационно-информационный и коррекционно- формирующий блоки;
3. возможно, что эффективность процесса экспериментального обучения, учитывающего взаимосвязь в развитии речи и познавательной деятельности, может быть повышена посредством информационных компьютерных технологий и проведения различных игровых моментов для активизации познавательной деятельности, способствующие актуализации адаптивных и компенсаторных механизмов у детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ литературных источников по проблеме соотношения вербального и познавательного компонентов в структуре общего недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии;
2) в процессе констатирующего эксперимента выявить особенности развития речи и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, уточнить специфику их взаимосвязи:
3) теоретически обосновать и разработать педагогическую технологию преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
4) оценить эффективность экспериментального обучения с применением компьютерных средств на основе индивидуально-дифференцированного подхода для развития познавательных процессов в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Теоретико-методологическими основами исследования явились:
• фундаментальные научные положения о системной организации высших психических функций (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, А. Р. Лурия, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, А. В. Семенович, Э.Г. Семерницкая);
• теоретические положения о закономерностях речевого развития в онтогенезе и дизонтогенезе (М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, О.С. Ушакова, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев и др.);
• концепция информатизации образования (А.П. Ершов, В.И. Монахов, Р.Б. Абдеев и др.);
• научные труды, посвященные изучению процесса формирования познавательной деятельности у детей (Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, В.А. Дубских, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Эльконин и др.);
• психологические исследования познавательных процессов (Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.).
В ходе исследования мы синтезировали следующие методы:
1) теоретические: анализ психолингвистической,
нейропсихологической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; разработка педагогической технологии преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
2) эмпирические: изучение и анализ анамнестических данных, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
3) методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики для обработки экспериментальных данных (методы вариационной статистики с использованием Т-критерий Стьюдента и оценкой достоверности различий с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни). Методы многофакторной статистики: кластерный анализ на основе расчета Евклидовых расстояний, позволившего систематизировать большое число переменных по взаимоотношению между ними; факторный анализ с разным углом вращения, определивший основные группы показателей, связанных между собой факторами разного уровня дисперсии. Достоверные зависимости (р<0,05) между переменными установленных групп оценивались методом корреляционно-регрессионного анализа с пошаговой регрессией, позволившего анализировать как линейный, так и нелинейный характер исследуемых зависимостей с получением определенных уравнений регрессий. Достоверность адекватна с полученных моделей оценивалась по множественному коэффициенту корреляции (Р больше, чем 0,3), коэффициенту детерминации (R2), критерию Фишера (F больше, чем F таб). Данные исследования были выполнены с использованием пакета прикладных программ Statistika версия 10.0.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в ходе естественного педагогического процесса коррекционного обучения детей на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений «ЦРР д/с № 7, 156, 139, 147, 136, 132», МДОУ д/с № 8, 15, 55 г. Магнитогорска.
В экспериментальном изучении принимали участие 135 детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет. Из них 90 детей с общим недоразвитие речи III уровня (легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии). Для сопоставительного анализа изучалась группа детей в количестве 45 человек без нарушений двигательного, психического и речевого развития.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, базирующейся на системном, полисенсорном, деятельностном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении имеющихся теоретических сведений о состоянии познавательной деятельности у детей с общим недоразвитием речи, уточнении взаимосвязи вербального и познавательного компонентов в структуре речевого недоразвития, расширении теоретических представлений о механизмах нарушения познавательных процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии, определении теоретических обоснований для построения и апробации педагогической технологии активизации познавательной деятельности на лексическом материале у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами педагогическая технология позволяет проводить коррекцию речевых нарушений с позиции взаимосвязи речевых проблем с проблемами формирования различных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями-логопедами, психологами, дефектологами дошкольных образовательных учреждений, а также в учебном процессе педагогических вузов в целях переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в системе специального образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными теоретико-методологическими положениями, использованием комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования и личным участием автора на всех этапах эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уровень развития познавательных процессов дошкольников с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме; психические процессы детей данной категории отличаются большой вариативностью качественных показателей развития.
2. Целенаправленная активизация познавательной деятельности в сфере формирования лексики в специально созданных условиях способствует коррекции всех компонентов речевой системы: фонетической стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.
3. Использование педагогической технологии преодоления общего недоразвития речи на основе формирования познавательной деятельности способствует повышению эффективности коррекционного процесса, что определяется целостным воздействием (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития вербального и познавательного компонентов в структуре общего недоразвития речи) и применением компьютерных средств обучения.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глас, заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты теоретико-экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
Анализ литературы показал, что повышение эффективности коррекционного процесса по преодолению общего недоразвития речи может быть достигнуть путем активизации познавательной деятельности у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития различных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия) у детей с ОНР ниже возрастной нормы.
Проведенный кластерный и факторный анализы указывают на тесную взаимосвязь речи и познавательных процессов в структуре ОНР у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Кластерный анализ показал наличие трех основных кластеров зависимостей. Первый кластер зависимостей между уровнем сформированности зрительного гнозиса и вербально-логическим мышлением, в отношении которых получены самые низкие показатели их сформированности у детей с общим недоразвитием речи (псевдобульбарной дизартрией) на констатирующем этапе исследования. Второй кластер зависимостей составили такие функции, как память и внимание. Третий кластер - воображение, которое является отражением интегральной работы всех трех структурно-функциональных блоков мозга.
Теоретически обоснована и разработана педагогическая технология преодоления общего недоразвития речи на основе активизации познавательной деятельности в сфере формирования лексики с учетом речевых возможностей детей. Подтверждено предположение о том, что эффективность педагогической технологии, разработанной на основе системного подхода, достигается путем использования полисенсорного, логического и эмоционального воздействия в коррекционном процессе, что способствует актуализации адаптивных и компенсаторных механизмов у дошкольников с ОНР.
Результаты обучающего эксперимента показали, что планомерное поэтапное формирование познавательной деятельности в специально организованных условиях (с применением компьютерных средств) с учетом взаимосвязи вербального и познавательного компонентов в структуре ОНР способствует коррекции фонетико-фонематических процессов, лексико­грамматического строя речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной формы дизартрии.
Данное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями дальнейшей научной работы являются: создание (на основе полученных в ходе исследования данных) диагностического комплекса, адаптированного для применения в практической деятельности учителями-логопедами и дефектологами дошкольных образовательных учреждений, а также разработка способов и средств организации коррекционного процесса с использованием информационных компьютерных технологий с целью повышения качества логопедической работы и оптимизации рабочего времени специалистов.


1. Абрамова, Г.С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности / Г.С. Абрамова // Формирование учебной деятельности школьников; под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1982. - С. 197— 201. — с. 198.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. Познавательные процессы: ощущение, восприятие / Б. Г. Ананьев. - М.: АСТ, 1982. - 31с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2008. - 254 с.
6. Астаева А.В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи /А.В. Астаева, Д.И. Воронкова, М.Б. Королева // Вестник Череповецкого государственного университета. Педагогические науки. - 2012, № 4, Т. 2 - с. 130-133.
7. Астаева, А.В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском возрасте / А.В. Астаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. с. 71-76
8. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды; сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
9. Башаева, Т. В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности: Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение.
Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет / Т. В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 208с.
10. Башкова И.Г. Грамматика восприятия в современном русском языке. Башкова Ирина Геннадьевна - автореф. дисс. на соискание степени кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 1995. - 24 с.
11. Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. педагогич. наук: 13.00.02
/ Ю. А. Березина. - Москва, 2014. - 24 с.
12. Беккер, К. П. Логопедия / пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. - М.: Медицина, 1981. - 288с.
13. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи / В. И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. - 77с.
14. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 1964. - 91с.
15. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров / педагогика третьего тысячелетия / В. П. Беспалько. - М.: Моск. псих.-пед. ин­т; Воронеж: НПО Модек, 2002. - 304с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ