ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН К
ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 6
1.1 Понятие подготовки граждан к военной службе в научнометодической литературе 6
1.2 Основные направления подготовки граждан к военной службе 11
1.3 Изучение основ военной службы старшеклассниками 15
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВОЕННОЙ
СЛУЖБЕ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1 Проведение занятий по разделу «Основы военной службы» 19
2.2 Организация и проведение учебных сборов с обучающимися
10 класса 38
2.3 Рекомендации, направленные на закрепление положительного
отношения старшеклассников к службе в армии 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из основных задач нашего государства, является военнопатриотическое воспитание подрастающего поколения, которое закладывается ещё со школы, а в частности учителем основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Главной задачей военно-патриотического воспитания допризывников - подготовить их к службе в армии России, повышение статуса военнослужащего, воспитание любви к Отечеству.
На занятиях по предмету ОБЖ осуществляется подготовка старшеклассников к службе в армии, прививается любовь к военной службе, формирование чувства гордости за принадлежность к России, готовность защитить свою Родину в любой момент.
Однако как показывает практика, уровень подготовленности определенной части выпускников школы не отвечает современным требованиям армии и военно-морского флота, которые предъявляются к молодым людям. Результаты ежегодного исследования, которые проводятся в войсках и военных учебных заведениях, показывают потребность увеличения уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе.
Результаты ежегодного исследования, которые проводятся в войсках и военных учебных заведениях, показывают потребность увеличения уровня всесторонней подготовки учеников к службе в армии в этом и состоит актуальность данного исследования.
Концепция допризывной подготовки молодежи на период до 2020г. определяет ключевые направления в области подготовки молодежи к военной службе, а также систему мер, которые направлены на улучшение здоровья, морально-психологического и физического состояния молодого поколения, годного к призыву на военную службу, реализация военнопатриотического воспитания, улучшение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Большинство допризывников отсутствует мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную тягостную повинность, которую следует выполнять, чтобы избежать уголовную ответственность, поэтому воспитание чувства патриотизма является неотъемлемой частью по подготовке учеников к службе в армии.
Анализ проблемы допризывной подготовки старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» позволил выявить противоречие между необходимостью повышения во всех школах уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе и недостаточностью квалифицированных специалистов, программ, учебных пособий, методических рекомендаций.
Объект исследования - подготовка граждан к службе в армии.
Предмет исследования - процесс подготовки старшеклассников граждан к службе в армии в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования - разработать и проверить подготовку к военной службе старшеклассников к службе в армии в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Исходя из цели исследования целесообразно решение следующих
задач:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по подготовке учащихся к военной службе.
2. Разработать основные направления подготовки старшеклассников к службе в армии.
3. Разработать и практически проверить эффективность системы занятий в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В качестве методов исследования использовались:
1) Теоретические методы - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение.
2) Эмпирические методы - анкетирование (анкета Н.И. Евсюковой «Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах»), педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов).
Базой нашего исследования было муниципальное казенное образовательное учреждение Баранниковская средняя общеобразовательная школа, деревня Баранникова Камышловский район Свердловская область. Исследовательская работа проводилась в течение 2018-2019 учебного года.
На основе теоретического анализа особенностей допризывной подготовки старшеклассников к службе в армии в рамках курса ОБЖ можно сделать следующие выводы:
Подготовка молодежи к службе в армии является одной из основных задач нашего государства и представляет собой комплексное военное обучение.
Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к прохождению военной службы на период до 2020г. определяет цели, задачи и основные направления политики РФ в области подготовки граждан к военной службе. Важным компонентом в системе подготовки молодежи к военной службе отводится допризывной подготовке в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
B системе образования России, в средних общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования подготовка к военной службе происходит в рамках курса ОБЖ, отражающей государственную образовательную политику в вопросах воспитания и формировании у учащихся сознательного отношения к существующим проблемам личной и общественной безопасности, и предоставляет специальные умения, знания, навыки, которые могут улучшить готовность призывника к военной службе.
Выявленные проблемы требуют совершенствования системы допризывной подготовки молодого поколения, создания условий для подготовки физически и морально-психологически адаптированных призывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению военной службы, получивших подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
Положительных результатов подготовки молодежи к военной службе можно достичь при условии, если данный этап будет осуществляться в рамках общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе, которая позволит не только повысить качество образовательного процесса, но и добиться эффективного использования финансовых средств.
Мы экспериментально изучили отношение старшеклассников к службе в армии и выявили основные причины негативного отношения к воинской службе.
Исследование проводилось на базе МКОУ Баранниковская СОШ, в котором, приняли участие юноши 10-х классов в количестве 10 человек.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный с последующим анализом полученных данных.
На первом констатирующем этапе изучалось отношение старшеклассников к службе в армии и били определены основные причины негативного отношения к воинской службе. На формирующем этапе была составлена и апробирована система занятий в рамках курса ОБЖ по улучшению отношения старшеклассников к службе в армии, а также проведены учебные сборы. В рамках контрольного этапа сравнивались результаты диагностирования на констатирующем и контрольном этапах, то есть выявлялась динамика позитивного изменения отношения старшеклассников к службе в армии.
Анализ общей картины отношения старшеклассников к службе в армии и основных причин негативного отношения к воинской службе, показал, что все опрошенные ребята уверены, что армия нужна России.
Нельзя не отметить не терпимое отношение к лицам, которые хотят уклониться от воинской службы и вызывают у респондентов крайне отрицательные эмоции.
В качестве основных причин негативного отношения к воинской службе можно выделить следующие: неуставные отношения, дедовщина; страх перед жесткой воинской дисциплиной, опасения попасть в горячие точки, непрестижность службы в армии.
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования была отмечена необходимость проведения комплекса занятий в рамках курса ОБЖ по улучшению отношения старшеклассников к службе в армии. Составленная система занятий была внедрена в воспитательнообразовательный процесс юношей 10-х классов. Общее время для реализации 11 недель, при частоте 1 занятия в неделю, всего 10 занятий и пяти дневные учебные сборы в объеме занятий 35 учебных часов, при этом длительность занятия 45 минут.
Наблюдения за юношами во время занятий показали, что они усвоили начальные знания в области обороны. Упор был сделан на формирование таких качеств как морально-психологические и физические качества, необходимые для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважение к историческому и культурному прошлому России и Вооруженным Силам Российской Федерации; пропаганда и популяризация службы в армии. При этом произошло сплочение коллектива, раскрылись на практике такие понятия как дружба, товарищество, взаимовыручка.
На контрольном этапе выявлялась эффективность проведения системы занятий способствующего положительному отношению старшеклассников к службе в армии. Для этого вновь проводилось анкетирование юношей.
B результате контрольного этапа исследования была выявлена динамика произошедших изменений в отношении старшеклассников к службе в армии. Оказалось, что у юношей, участвующих в эксперименте, возрос познавательный интерес к знаниям военной и патриотической направленности, повысился уровень осознания необходимости и важности формирования готовности к службе в Вооруженных силах. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Юристъ, 2015. - 50 с.
2. О воинской обязанности и военной службе : федер. закон
№ 53-ФЗ : [принят Гос. Думой 06 марта 1998 г. : одобрен Советом Федераций 12 марта 1998 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/-
cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 12.04.2019).
3. Об альтернативной гражданской службе : федер. закон
№ 113-ФЗ : [принят Гос. Думой 28 июня 2002 г. : одобрен Советом Федераций 10 июля 2002 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/-
cons_doc_LAW_37866/ (дата обращения: 12.04.2019).
4. Об обороне : федер. закон № 61-ФЗ : [принят Гос. Думой 24 апреля 1996 г. : одобрен Советом Федераций 16 мая 1996 г. ]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10591/ (дата обращения: 12.04.2019).
5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 54 с.
6. Положение о военных комиссариатах : утв. указом Президента Рос. Федерации от 12 дек. 2012 г. - URL: https://base.garant.ru/70275960/ (дата обращения: 17.06.2019).
7. Концепция федеральной системы подготовки граждан Россий
ской Федерации к военной службе на период до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 03 февр. 2010 г. № 134-р. - URL:
https://base.garant.ru/197417/ (дата обращения: 17.06.2019).
8. О Концепции допризывной подготовки молодежи в городе Моск
ве до 2020 года и Плане мероприятий по совершенствованию допризывной подготовки молодежи в городе Москве на 2010-2011 годы : постановление Правительства Москвы от 16 февр. 2010 г. № 136-ПП. - URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ (дата обращения: 17.06.2019).
9. Авдеева, Н. В. К вопросу о гражданском образовании и воспита
нии на уроках ОБЖ / Н. В. Авдеева, В. Ю. Абрамова // Молодой ученый, - 2014. - № 12 (71).. - С. 245-248. - URL: https://www.elibrary.ru/-
item.asp?id=21798431 (дата обращения: 27.05.2019).
10. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе : сб. сценариев внеуроч. мероприятий / И. Агапова, М. Давыдова. - Москва : Айрис пресс, 2010. - 224 с.
11. Баранов, А. В. Организация военно-патриотического воспитания учащихся средних школ во внеурочной деятельности в условиях крупного города : монография / А. В. Баранов. - Москва : Центр координацион. обеспечения целевых проектов, 2008. - 216 с.
12. Бачевский, В. И. Педагогические основы подготовки старших
школьников к военной службе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
В. И. Бачевский ; Нижегород. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 1998. - 211 c.
13. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков : метод. пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - Москва : Айрис пресс 2006. - 189 с.
14. Бурдейный, М. А. Все о призывниках и военной службе / М. А. Бурдейный. - Москва : Вече, 2009. - 208 с.
15. Валеев, Р. А. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России / Р. А. Валеев, А. А. Зайцев, В. Ф. Зайцева // Проблемы воспитания патриотизма / Волгоград. ин-т развития образования. - Вологда : ВИРО, 2014. - С. 56-62...