Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 8
1.1. Особенности совершенствования межличностного общения у
обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 11
1.3 Специфика межличностного общения у обучающихся с
легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 14
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 25
2.2. Организация проведения констатирующего эксперимента 28
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
3.1. Обоснование необходимости совершенствования межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне
начального образования 35
3.2. Программа по совершенствования межличностного общения у
обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 39
3.3. Рекомендации для педагогов и родителей по организации
коррекционно-развивающей работы, направленной на
совершенствование межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 102
Общение - неотъемлемая и важная часть совместной деятельности, оно представляет собой процесс развития и установления взаимодействия между участниками общения, обмена информацией, восприятия людьми общения друг с другом, передача собственных способностей, опыта, умений и навыков, а также восприятие результата деятельности, данные аспекты необходимы для формирования и развития общества и личности в целом.
Л. С. Выготский [9], Д. Б. Эльконин [59] в своих исследованиях отмечали, что межличностное общение играет главную роль в становлении личности обучающегося, а также его социализации. Очевидно, данное утверждение объективно применять и к обучающимся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Активное включение обучающихся в социальную жизнь возможно лишь при организации подобающих условий и взаимопонимания со стороны окружающих.
Коррекционно-развивающая работа является дополнительной к основному образовательному процессу деятельностью, она способствует наиболее эффективному развитию обучающегося, реализации и раскрытию его способностей в различных сферах. Данная работа не заменяет образование обучающихся с легкой умственной отсталостью, которое также носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого- медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе.
Цель реализации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, которая разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, обучающихся с умственной отсталостью - создать условия для большего удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, обеспечивающих усвоение его социального и культурного опыта. Данная цель указывает на существенную важность совершенствования межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
На первоначальных этапах становления личности необходимо изучить отклонения в развитии межличностного общения, так как конфликтные ситуации со сверстниками являются угрозой личностного развития обучающегося с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Известно, что на этапе начального образования у обучающихся с легкой умственной отсталостью происходит развитие и укрепление таких основных познавательных процессов как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Важность данных процессов связана с поступлением обучающегося в школу.
Благодаря этому, информация об особенностях развития личности обучающегося в неблагоприятных условиях на этапе начала закладывания основных стереотипов поведения, психологических основ важных отношений личности с окружающим социальным миром и самим собой, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
Необходимо прививать обучающимся понимание и восприятие невербальной информации на доступном и понятном уровне, близком к их уровню развития, поскольку надлежащее восприятие, использование и понимание невербальной информации является предпосылкой успешной социализации и интеграции в окружающий мир обучающегося с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Исследование и изучение отклонений в развитии межличностного общения, несомненно, актуально и важно, особенно на первых этапах становления личности, поскольку конфликт в отношениях обучающегося со сверстниками может представлять значительную угрозу личностному развитию. Поэтому правильная и верная коррекционная работа по совершенствованию межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования имеет большое значение и является актуальной.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования».
Объект исследования - межличностное общение обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс составления программы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - составить программу коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и разработать рекомендации по реализации составленной программы.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
- осуществить теоретический обзор психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
- подобрать методы и методики, направленные на изучение межличностных отношений обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
- осуществить педагогическую диагностику межличностных отношений обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
- составить программу коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
- разработать рекомендации по дальнейшей реализации составленной программы.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура Свердловской области.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обследование, качественный и количественный методы анализа.
Практическая значимость исследования: составленная программа может в дальнейшем реализовываться в деятельности олигофренопедагога с целью совершенствования межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: проблема совершенствования межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального является актуальной, но недостаточно изученной. Ученые различают разные классификации межличностного общения. Все они возникают в процессе общения, который имеет сложную структуру.
В работе рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования в коррекционно-развивающей работе; рассмотрены методы, формы и средства для совершенствования навыков общения; проведен анализ диагностик в 4 классе и составлена программа по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Целью исследовательской работы было составление программы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Одна из важнейших задач образования в современном мире - улучшение межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Основное внимание следует уделять формированию доброжелательного отношения к людям, эмоциональному принятию людей, готовности обсуждать проблемные ситуации и умению находить конструктивные решения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Поэтому начальная школа играет особую роль в этом процессе. На этом этапе обучения начинается взаимодействие между обучающимися с легкой умственной отсталостью, которые приходят из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом межличностного общения. Известно, что возраст обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования - наиболее благоприятное время для активизации внутренних способностей личности в процессе духовного развития.
Анализ литературных источников показал: межличностное общение - это главный фактор общего психического развития обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Межличностное общение не только играет решающую роль в обогащении содержания сознания, но и определяет структуру сознания, определяет косвенную структуру собственно человеческих процессов.
Полноценное развитие личности обучающегося с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности обучающегося и взрослого, обучающегося и сверстников.
Работа по совершенствованию межличностного общения на коррекционно-развивающих занятиях у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования должна осуществляться по следующим направлениям:
^Формирование у обучающихся познавательных и личностных мотивов общения в совместной деятельности.
2. Стимулирование активности обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования в игровой деятельности со сверстниками.
Для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие обучающиеся не хотят и не умеют признавать свою вину, у них преобладает защитное поведение, они не могут конструктивно разрешать конфликты. В проекте программы по улучшению межличностного общения между обучающимися с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования предпочтение отдается групповой работе. Возраст обучающихся начальной школы - очень благоприятное время для начала такой работы. На занятиях обучающиеся не только приобретают навыки межличностного общения, но и практикуют различные методы поведения и овладевают навыками эффективного межличностного общения. В программе большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым обсуждениям, ролевым играм, творческому самовыражению, самоанализу и групповым тестам.
Проведя педагогическую диагностику обследования уровня развития межличностного общения в коллективе обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования, было обнаружено, что у обучающихся с низким социальным статусом на этапе начального обучения эти навыки развиты слабо. Обучающиеся стеснительны в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обучающиеся не терпят ошибок своих сверстников, благодаря этому между обучаюшимися часто возникают конфликты. Таким образом, необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. В связи с этим была составлена программа коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
В программе использованы сказкотерапия, ролевые и подвижные игры, беседы, развивающие упражнения и игры, моделирование и анализ ситуаций. Эта работа позволяет проявить и сформировать лучшие человеческие качества обучающихся с легкой умственной отсталостью: оказание взаимопомощи, желание познавать новый опыт, коммуникабельность, способность принятия конструктивных решений, не конфликтность. Выбранные методы помогут обучающимся осознать, что нравственный взгляд на жизнь является основой развития человеческого общества и счастливой человеческой жизни.
При правильной организации деятельности на коррекционно - развивающих занятиях с обучающимися начальных классов с легкой умственной отсталостью, совершенствование межличностного общения будет проходить благоприятно. Для наиболее успешного совершенствования межличностного общения необходимо определить уровень их развития у обучающегося, и опираясь на полученные данные определить средства, с помощью которых нужно проводить коррекцию определенных умений. Правильно организованная коррекционно-развивающая работа является оптимальной формой работы по совершенствованию межличностного общения у обучающихся легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Все необходимые принципы были соблюдены при составлении проекта программы. На этом основании можно утверждать о достижении цели данного исследования.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 288 с.
3. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ/ М. А. Аралова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 272 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика, 2004. - 272 с.
5. Баряева, Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми / Л. Б. Баряева // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.56-58.
6. Белобрыкина, О. А. Речь и общение/ Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль : «Академия развития». - 1998. - 240 с.
7. Бодалев, А. А. Психология общения/ А. А. Бодалев. - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
8. Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова. - М. : Знание, 1988. - 94 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96с.
10. Гавриш, С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников / С. В. Гавриш // Ребенок в детском саду. - 2003. - №1. - С. 8 - 35.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 472 с.
12. Горшкова, Е. В. Учите детей общаться / Е. В. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 91-97.
13. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией/ О. Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 12-19.
14. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии / Л. Г. Григорьева. - М.: Академкнига, 2002. - 415 с.
15. Громова, Е. В. Формирование коммуникативного общения со сверстниками у старших дошкольников/ Е. В. Громова // Учитель дошкольного учреждения . - 2010, - № 5. - С. 15-21.
16. Ендовицкая, Т. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Т. В. Ендовицкая, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, М. И. Лисина, Я. 3. Неверович, Г. А. Репина, Л. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. Б. Эльконина; АПН РСФСР, Инст. психологии, 1964. - 350 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименко. - М. Посвещение, 1985. - 109 с.
18. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: практ. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - Киров: ЭНИОМ, 2001. - 94 с.
19. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. - Екат.: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
20. Каменская, Е. Н. Социальная психология: учебное пособие / Е. Н. Каменская. - Ростов: Феникс, 2009. - 186 с.
21. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
22. Кобазева, Ю. А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка / Ю. А. Кобазева // Психолог в начальной школе. - 2003. - №3. - С. 73-88.
23. Конжаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. М. Конжаспирова, А. Ю. Конжаспиров. - М. : Академия, 2001. - 176 с.
24. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей / С. В. Коноваленко // Комплекс коррекционно-развивающих занятий. - М. : Гном и Д, 2001. - С. 48-51.
25. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. - М. : УРАО, 1999. - 175 с.
26. Лалаева, Р. И. Коррекция ОНР у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. И. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
27. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко. - М. : Корр. пед., 2005. - 118 с.
28. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2010. - 365 с.
29. Лингвистический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 260 с.
30. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред А. Г Рузской. - М. : Институт практ. психологии, 2001. - 383 с.
31. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
32. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской, М. И. Певзнер - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
33. Львов, М. Р. Основы теории речи: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / М. Р. Львов. - М. : Академия, 2000. - 248 с.
34. Маллаев, Д. М. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова,
А. Н. Магомедова. - М. : Академия, 2008. - 110 с.
35. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психологии: учебник / Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2000. - 255 с.
36. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитаниях: учеб. пособие /
A. В. Мудрик. - М. : Пед. общество России, 2001. - 320 с.
37. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб заведений/ Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
38. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 280 с.
39. Павлова, О. С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / О. С. Павлова - М. : МОСУ, 2007. - 97 с.
40. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты, и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 160 с.
41. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика / М. А. Поваляева. - Ростов : Феникс, 2002. - 352 с.
42. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями : автореф. дисс. канд. пед. наук / А. В. Погодаева. - М., 2017. - URL:
https://moluch.ru/archive/149/42261(дата обращения: 05.10.2020).
43. Психологический словарь / под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М. : Педагогика - Пресс, 1999. - 440 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2011. - 720 с.
45. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
46. Смирнова, Е. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова,
B. М. Холмогорова. - М. : Эксмо, 2009. - 110 с.
47. Смирнова, Е О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
48. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
49. Смирнова, Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина, Сухарева Г. Е. // Вопросы психологии. - 1996, . - № 3. - С. 5-12
50. Соловьева, Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л. Г. Соловьева // Дефектология. - 2007. № 4. - С. 37-45.
51. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи /Л. Г. Соловьева // Дефектология - 1996. - № 1, с.62-66.
52. Лубовский, В. И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. Высш. пед. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
53. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2003. - 216 с.
54. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 291 с.
55. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - М. : Монография, 2000. - 314 с.
56. Цукерман, Г. А. Диагностируем коммуникативные УУД: методика Рукавички / Г. А. Цукерман. - М. ; Рига : ПЦ «Эксперимент», 2013. - 9 с.
57. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110 / Е. И. Щербакова. - М. : Просвещение, 1984. - 80 с.
58. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого. - 2000. - 88 с.
59. Эльконин, Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. -С. 33-41.