ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Национализм как субкультура 6
1.2. Теоретические основы исследования коммуникации как инструмента
воздействия на пользователей социальных сетей 11
1.3. Языковая личность как объект лингвистических
исследований 12
1.4. Понятие речевого портрета в современной
лингвистике 15
1.4.1. Теоретико-методические основы индивидуально-стилистического аспекта анализа речевого
портрета 17
1.4.2. Основные теоретико-методические положения коммуникативно-прагматического аспекта анализа речевого
портрета 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА НАЦИОНАЛИСТА В
КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО И ПРАГМАТИЧЕСКОГО
АСПЕКТОВ 23
2.1. Индивидуально-стилистический анализ речи М.
Марцинкевича 23
2.1.1. Лексика речи видеоблогера неонацистского
толка 24
2.1.2. Характерные синтаксические конструкции в речи видеоблогера
неонацистского толка 28
2.1.3. Изобразительно-выразительные средства в речи видеоблогера
неонацистского толка 32
2.2. Анализ речевого портрета в контексте коммуникативно-прагматического аспекта 34
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список литературы 60
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена реконструкции образа представителя неонацизма - Максима Сергеевича Марцинкевича, более известного как Тесак.
Объект исследования — устная речь М.С. Марцинкевича. Максим Сергеевич Марцинкевич, более известный как Тесак, является российским общественным деятелем, шоуменом и видеоблогером неонацистского толка, сооснователем и идеологом международного неформального общественного движения «Реструкт», которое действовало на постсоветском пространстве и существует до сих пор. Один из лидеров ультранационалистов. В возрасте 34 лет имеет четыре судимости. На данный момент отбывает наказание по 282 статье УК РФ.
Предмет исследования — индивидуально-стилистические и коммуникативно-прагматические особенности устной речи М.С. Марцинкевича.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена особенностями антропоцентрической парадигмы современного языкознания, которая предполагает направленность динамического изучения публичного общения и реализации коммуникативных навыков представителя субкультуры. Такой подход способствует более глубокому и детальному анализу дискурсивных параметров публичной коммуникации. Таким образом, основной целью данной выпускной квалификационной работы является описание свойств речи отдельного представителя субкультуры неонацизма и степени их воздействия на собеседника и читателя.
Постановка цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• обобщить все научные достижения в области изучения речевого портретирования, выделить перспективные направления в отечественной лингвополитической персонологии;
• определить тактико-стратегические коммуникативные предпочтения М.С. Марцинкевича;
• охарактеризовать арсенал лексико-синтаксических и стилистических средств и приемов, характерных для дискурса М.С. Марцинкевича;
• установить тип языковой личности М.С. Марцинкевича с точки зрения речевой культуры и способности к кооперации в общении. Методологию исследования определили работы отечественных
ученых в области теории языковой личности [Богин, 1984; Виноградов, 1980; Караулов, 1987; Седов, 1998], лингвокультурологии и лингвоконцептологии [Телия, 1988; Стернин, 2007], когнитивной лингвистики [Красных, 1999; Кубрякова, 2004]. Методологической основой работы стала типология речевой культуры О. Б. Сиротининой и В. Е. Гольдина, которая предполагает 5 типов языковой личности: полнофункциональный,
неполнофункциональный, средне-литературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный.
Методы исследования: стилистический и коммуникативно¬прагматический анализ, классификация, обобщение и интерпретация языкового материала.
Материалом для исследования послужили видеозаписи интервью и лекций, представленные в свободном доступе на видеохостинге YouTube.
Научная новизна работы определяется введением следующего эмпирического материала, характеризующего особенности речевого портрета М.С. Марцинкевича:
1) определены индивидуальные особенности лексического, синтаксического уровня речи М.С. Марцинкевича;
2) выявлены особенности употребления
изобразительно-выразительных средств в дискурсе М.С. Марцинкевича;
3) определен тип языковой личности М.С. Марцинкевича.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее материалов в процессе профессиональной подготовки будущих журналистов, филологов, специалистов по связям с общественностью, политологов и социологов. Результаты исследования могут быть использованы при проведении внеурочной деятельности по профилактике экстремистских настроений среди студентов.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Таким образом, проанализировав лексический, синтаксический состав дискурса Максима Марцинкевича и изобразительно-выразительные средства, используемые им, мы можем сделать следующие выводы:
1. Анализ лексического состава показывает нам преобладание общественно-политической, уголовной и националистической лексики. Этот факт, безусловно, определяет тематика интервью. Стоит отметить примерно равное соотношение просторечной, разговорной и общекнижной лексики, а также частое употребление бранных слов и жаргонных выражений. Можно сделать вывод, что лексический состав дискурса М. Марцинкевича в целом отвечает условиям публичной речи видеоблогера неонацистского толка.
2. На синтаксическом уровне можем выделить такие качества речи Тесака, как доступность, ясность и экспрессивность. При этом речь националиста все же не лишена определенных недостатков в плане нормативного аспекта синтаксиса. Наблюдения подтверждают, что синтаксическая составляющая дискурса националиста характеризуется спецификой устной диалогической речи, а также отличается высоким уровнем выразительности. Наличие дискурсивных элементов, проявление личностного начала речи. Разнообразные повторы служат повышению эффективности речи на аудиторию. Вопросно-ответные формы способствуют установлению контакта говорящего со зрителем, что дает возможность быть речи выразительной и эффективной.
3. Анализ использования изобразительно-выразительных
средств языка показывает нам, что речи Тесака присуще использование метафор и фразеологизмов, что является свойством индивидуального стиля националиста. Также отличительной чертой предстает склонность к комическому: каламбурные и саркастические высказывания допускаются национал-социалистом в комментариях на разные темы.
A. Марцинкевич принадлежит в более низкому уровню культуры, относительно носителе элитарной речевой культуры, обладает только лишь двумя- тремя функциональными стилями, имеет недостаточный уровень речевой компетенции и самоконтроля, что относит его дискурс к среднелитературному типу языковой личности.
B. Эффекта доверительных отношений с аудиторией националист добивается применением мы-форм, которые способствуют приобщению слушателей к «избранным».
Учитывая материалы анализа лексической и синтаксической структуры, изобразительно-выразительных средств языка, которые употребляются политиком в жанре вопросно-ответного диалога, можно сделать вывод о речекультурном плане языковой личности Максима Марцинкевича. Основываясь на типологии, описанной В.Е. Гольдиным и О.Б. Сиротининой, можем отнести дискурс политика к среднелитературному типу культуры речи, который характеризуется:
Во-первых, тем, что ее носители обладают более низким уровнем общей культуры в сравнении с носителями элитарной речевой культуры.
Во-вторых, тем, что носители среднелитературной речевой культуры не владеют всей системой функциональных стилей русского литературного языка, а лишь двумя (реже тремя) функциональными стилями; один из которых связан со сферой обиходно-бытового общения (разговорная речь), а другой (или два других) со сферой профессиональной деятельности. В данном случае это общественно-политическая и уголовная лексика.
В-третьих, недостаточный уровень языковой и речевой компетенции и самоконтроля приводит к систематическим нарушениям в речи носителей среднелитературной речевой культуры ортологических норм и к фактическим ошибкам.
В-четвертых, недостаточный уровень общей культуры, часто переоцениваемый уровень языковой подготовки, характер прецедентных текстов нередко приводит носителей среднелитературной речевой культуры к неуместному употреблению в речи, с одной стороны, терминов, иноязычных слов, с другой стороны - сниженной и даже бранной лексики.
Но наиболее важными признаком рассматриваемой речевой культуры является даже не столько характерность для нее нарушений разнообразных норм и ограничений языка, но и нарушение и несоблюдение этических норм речи; нарушение этикетных правил, категоричность в высказываемых оценках, неправильный выбор тональности общения, проявление неуважения к собеседнику, чем и характеризуется речь национал-социалиста Максима Марцинкевича.
1. Аннушкин, В.И. Политика как искусство речи и политическая риторика / В.И. Аннушкин [Электронный ресурс]. — URL: http://www.portal- slovo .ru/philology/44541 .php
2. Антонова Ю.А. Виртуальное сообщество в социальной сети как способ распространения экстремистской идеологии среди молодежи // Политическая лингвистика. 2012. № 4 (42). С. 71-80.
3. Антонова Ю.А., Веснина Л.Е., Ворошилова М.Б., Злоказов К.В.,
Тагильцева Ю.Р., Карапетян А.А. Экстремистский текст и
деструктивная личность. — Екатеринбург, 2014. —276 с.
4. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
5. Атьман О.В. Вербализация стратегии самопрезентации в президентских предвыборных теледебатах как агональном жанре политического дискурса США // Политическая лингвистика, 2011. - № 1 (35). - С. 96— 102.
6. Беликов С.А. Бритоголовые: все о скинхедах. Эксклюзивные материалы. М., 2002. URL: http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1038453540
7. Бирюкова, Н.С. О типах прецедентных феноменов [Текст] / Н.С. Бирюкова // Политическая лингвистика. — 2005. — №15. — С. 60 — 66.
8. Богин Г.И. Современная лингводидактика. - Калинин, 1980.
9. Борисова И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа [Текст] / И. Н. Борисова // Жанры речи. —1999. — Вып. 2. — С. 85-101.
10. Буртный К.П. Молодежные экстремистские организации в современной России // Военный академический журнал. 2014. № 1 (1). С. 128-137.
11. Верстунина И.В. Языковая личность Ипполита Матвеевича
Воробьянинова в романе И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" и в рассказе "Прошлое регистратора ЗАГСа" // Актуальные проблемы филологии. 2018. № 17. С. 35-45.
12. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. - М. ; Л. : Наука, 1930. - 186
13. Гольдин, В. Е. Речевая культура / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина // Русский язык. Энциклопедия / гл.ред. Ю. Н Караулов. — М., 1997. — с. 413 — 415.
14. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Лабиринт, 2001.
— 304 с.
15. Грякалов А.А., Мартынова С.А., Преображенская К.В. Деструкции современности: прогностика и стратегии преодоления // Universum: Вестник Герценовского университета. - № 1-2. - 2015. - С. 74-80.
16. Гудошникова Н. Не воздавать злом на зло: важная человеческая добродетель. - Граждановедение. - 2012. - № 44.
...