ГЛАВА 1. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА
ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. История ЕГЭ. Общие требования к выпускнику 6
1.2. Типы заданий по русскому языку в системе ЕГЭ 13
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 17
2.1. Текст как явление языка и речи. Признаки организации текста 17
2.2. Риторический анализ текста 19
2.3. Литературоведческий анализ текста 23
2.4. Лингвистический анализ текста 26
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ
СОЧИНЕНИЮ 33
3.1. Сочинение-рассуждение в ЕГЭ по русскому языку 33
3.2. Требования к ЕГЭ по русскому языку за 2019 год. Рекомендации при
написании сочинения-рассуждения 38
3.3. ЕГЭ-2019 по русскому языку. Ошибки при написании сочинения-
рассуждения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
Современное глобальное информационное пространство требует от человека высокой языковой подготовленности, развитой речи, умения осмыслять услышанное и прочитанное. В этой связи особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом - его анализ позволяет развивать речь, совершенствовать мышление. Множество видов анализа текста, имеющих место на уроках русского языка (анализы по разделам изучения русского языка (фонетический, грамматический, морфологический, синтаксический, стилистический), анализ текста в зависимости от аспекта рассмотрения объекта (культурологический, литературоведческий, лингвистический, риторический, комплексный) и др.) позволяют достичь поставленной ФГОС цели, контроль полученных знаний закреплен за ЕГЭ, где проверяются умения учащихся работать с текстовым материалом.
Единый государственный экзамен по русскому языку — один из наиболее важных для ученика современной российской школы. Его сдают все без исключения выпускники, а результаты учитываются при поступлении на все специальности, в том числе и сугубо технические. Каждому необходимы высокие баллы по данному основному предмету, однако на пути к желаемому результату во время освоения структуры и содержательной стороны экзамена, многие школьники сталкиваются с непростыми препятствиями, основное проявление которых связано с текстами, составляющими некую опору экзамена по русскому языку.
Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит успешность обучающихся на экзамене.
Одним из условий успешной сдачи ЕГЭ становится написание сочинения - рассуждения на основе своего читательского опыта. В связи с этим все большую актуальность приобретает работа с текстовыми анализами, что способствует формулированию собственных мыслей.
Цель данной работы - обобщить виды анализа текста и разработать рекомендации, которые помогут создать систему упражнений для успешной подготовки школьников к выполнению текстовой части ЕГЭ.
Реализация цели исследования предполагает реализацию следующих задач:
- анализ структуры экзаменационной работы по русскому языку;
- обобщение видов анализа текста, используемых в ЕГЭ;
- характеристика компетенций (умений и навыков) необходимых для эффективной работы с текстом;
- разработать рекомендации по выполнению заданий части 2 ЕГЭ.
Предметом исследования являются экзаменационные работы прошлых лет, демонстрационные варианты.
Объектом исследования являются виды анализа текста и способы подготовки обучающихся к выполнению текстовой части ЕГЭ.
Практическая значимость исследования задания в части 2 ЕГЭ по русскому языку состоит в том, что материалы данной работы могут стать основой для разработки методического пособия для учителей русского языка с рекомендациями по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, а также учитель практик основываясь на эту работу может составить авторскую программу факультатива по подготовке к экзамену по русскому языку.
Методы: анализ, синтез, обобщение.
Методологическая основа работы:
1. Цыбулько, И. П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). - М.: ФИПИ, 2014.
2. Егораева, Г.Т. ЕГЭ 2016. Русский язык. Тематические тренировочные задания/ Г.Т.Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 110 с.
3. Нарушевич, А.Г. Видеоуроки ЕГЭ по русскому языку [https://4ege.ru/video-russkiy/57120-gotovimsya-k-sochineniyu-v-novom- formate.html]
Структура работы:
1. Введение.
2. Глава 1. Единый государственный экзамен как форма итогового контроля знаний по русскому языку.
3. Глава 2. Комплексный анализ текста.
4. Глава 3. Организация подготовки к обучению сочинению.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Текстовые задания ЕГЭ включают разнообразные виды анализа текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой). При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на компетенции, представленные в ФГОС, спецификаторы к экзаменам, унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов предметных комиссий, методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий, материалы для проверки выполнения заданий с развернутым ответом, предоставленные ФИПИ.
В комплексную работу с текстом включен речеведческий, а также лингвистический анализ и проведение различных разборов. В процессе подготовки учеников к единому государственному экзамену комплексный анализ текста дает им возможность определить выразительные возможности единиц языка, показав, как они передают содержание и смысл текста. Изучая на уроках комплексный анализ текста, ученики способны применить свои знания на практике при написании сочинения-рассуждения, проявив умение выразить свое понимание текста. Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность учителю рассматривать вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное повторение. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Для успешного написания сочинения-рассуждения учащимся необходимо правильно определить проблему текста, прокомментировать ее, найти авторскую позицию и обосновать свое отношение к авторской позиции. При подготовке школьников все эти части сочинения должны быть 63
рассмотрены отдельно. Нами были предложены рекомендации, которые помогут школьнику в успешном написании сочинения части С ЕГЭ.
1 и 3 часть - «проблема текста и авторская позиция»: упражнения на материале мини-текстов с различными проблемами.
2 часть - «комментарий к проблеме»: 5 вопросов, которые помогут учащимся написать комментарий на максимальное количество баллов.
4 часть - «обоснование собственного отношения к авторской позиции»: виды и примеры аргументации.
При подготовке школьников необходимо также уделить внимание работе над проверкой и редактированием текста. Познакомить учащихся с типичными ошибками, встречающимися в работах, научить способам редактирования. Для этого можно использовать взаимопроверку, предлагать тексты, предложения с запланированными ошибками.
1. Цыбулько, И. П. Типовые экзаменационные варианты, 2015.
2. Купина, Н.А. Лингвистический анализ художественного текста, 1980. - 71 с.
3. Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
4. Аннушкин, В. И. Предмет риторики и культуры речи в составе речеведческих и общегуманитарных дисциплин // Культура речи сегодня: теория и практика: коллективная монография; сост. Л. Н. Дмитриевская. М.:МИОО, 2009.
5. Бессонова, А.В. Цели обучения русскому языку, школьный учебник и форма итогового контроля// Мир науки, культуры, образования, 2010. - 67-69 с.
6. Винокур, Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. - 405-114 с.
7. Головин, Б. Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1988. - 320 с.
8. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
9. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: [электронный ресурс] учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. - 4-е изд., стереотип. — М. : Флинта : Наука, 2008. — 464 с.
10. Кораблева Г. Н. Анализ текста на занятиях по русскому языку студентов СПО: риторический аспект // Школа Будущего. 2013. № 6. С. 152 - 156.
11. Кораблева Г. Н. Риторический анализ текста как основа построения речевых высказываний будущего педагога // Нижегородское образование. 2013. - 67 - 73 с.
12. Лапотько, А. Г. Виды анализа текста в школе. Учебно-методическое пособие / А.Г. Лапатько, А.П. Стуколова - Воронеж, 2004. - 63 с.
13. Цыбулько, И. П. Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года / под ред. И. П. Цыбулько. - М.: ФИПИ, 2016. - 83с.
14. Минеева, С. А. Риторика диалога: риторический анализ текста // Актуальные вопросы русской словесности: сб.ст. М.: Старая площадь, 2009.
15. Михальская, А. К. Основы риторики: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2001. - 496 с.
16. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.
17. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: Мир и образование, 2007. - 1328 с.
18. Кожина, М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ под ред. М.Н.Кожиной. - М. Флинта: Наука, 2006. - 696 с.
...