Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Текстовая часть ЕГЭ по русскому языку: виды анализа текста в системе ЕГЭ по русскому языку и способы подготовки школьников

Работа №95614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА
ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. История ЕГЭ. Общие требования к выпускнику 6
1.2. Типы заданий по русскому языку в системе ЕГЭ 13
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 17
2.1. Текст как явление языка и речи. Признаки организации текста 17
2.2. Риторический анализ текста 19
2.3. Литературоведческий анализ текста 23
2.4. Лингвистический анализ текста 26
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ
СОЧИНЕНИЮ 33
3.1. Сочинение-рассуждение в ЕГЭ по русскому языку 33
3.2. Требования к ЕГЭ по русскому языку за 2019 год. Рекомендации при
написании сочинения-рассуждения 38
3.3. ЕГЭ-2019 по русскому языку. Ошибки при написании сочинения-
рассуждения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75


Современное глобальное информационное пространство требует от человека высокой языковой подготовленности, развитой речи, умения осмыслять услышанное и прочитанное. В этой связи особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом - его анализ позволяет развивать речь, совершенствовать мышление. Множество видов анализа текста, имеющих место на уроках русского языка (анализы по разделам изучения русского языка (фонетический, грамматический, морфологический, синтаксический, стилистический), анализ текста в зависимости от аспекта рассмотрения объекта (культурологический, литературоведческий, лингвистический, риторический, комплексный) и др.) позволяют достичь поставленной ФГОС цели, контроль полученных знаний закреплен за ЕГЭ, где проверяются умения учащихся работать с текстовым материалом.
Единый государственный экзамен по русскому языку — один из наиболее важных для ученика современной российской школы. Его сдают все без исключения выпускники, а результаты учитываются при поступлении на все специальности, в том числе и сугубо технические. Каждому необходимы высокие баллы по данному основному предмету, однако на пути к желаемому результату во время освоения структуры и содержательной стороны экзамена, многие школьники сталкиваются с непростыми препятствиями, основное проявление которых связано с текстами, составляющими некую опору экзамена по русскому языку.
Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит успешность обучающихся на экзамене.
Одним из условий успешной сдачи ЕГЭ становится написание сочинения - рассуждения на основе своего читательского опыта. В связи с этим все большую актуальность приобретает работа с текстовыми анализами, что способствует формулированию собственных мыслей.
Цель данной работы - обобщить виды анализа текста и разработать рекомендации, которые помогут создать систему упражнений для успешной подготовки школьников к выполнению текстовой части ЕГЭ.
Реализация цели исследования предполагает реализацию следующих задач:
- анализ структуры экзаменационной работы по русскому языку;
- обобщение видов анализа текста, используемых в ЕГЭ;
- характеристика компетенций (умений и навыков) необходимых для эффективной работы с текстом;
- разработать рекомендации по выполнению заданий части 2 ЕГЭ.
Предметом исследования являются экзаменационные работы прошлых лет, демонстрационные варианты.
Объектом исследования являются виды анализа текста и способы подготовки обучающихся к выполнению текстовой части ЕГЭ.
Практическая значимость исследования задания в части 2 ЕГЭ по русскому языку состоит в том, что материалы данной работы могут стать основой для разработки методического пособия для учителей русского языка с рекомендациями по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, а также учитель практик основываясь на эту работу может составить авторскую программу факультатива по подготовке к экзамену по русскому языку.
Методы: анализ, синтез, обобщение.
Методологическая основа работы:
1. Цыбулько, И. П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). - М.: ФИПИ, 2014.
2. Егораева, Г.Т. ЕГЭ 2016. Русский язык. Тематические тренировочные задания/ Г.Т.Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 110 с.
3. Нарушевич, А.Г. Видеоуроки ЕГЭ по русскому языку [https://4ege.ru/video-russkiy/57120-gotovimsya-k-sochineniyu-v-novom- formate.html]
Структура работы:
1. Введение.
2. Глава 1. Единый государственный экзамен как форма итогового контроля знаний по русскому языку.
3. Глава 2. Комплексный анализ текста.
4. Глава 3. Организация подготовки к обучению сочинению.
5. Заключение.
6. Список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Текстовые задания ЕГЭ включают разнообразные виды анализа текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой). При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на компетенции, представленные в ФГОС, спецификаторы к экзаменам, унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов предметных комиссий, методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий, материалы для проверки выполнения заданий с развернутым ответом, предоставленные ФИПИ.
В комплексную работу с текстом включен речеведческий, а также лингвистический анализ и проведение различных разборов. В процессе подготовки учеников к единому государственному экзамену комплексный анализ текста дает им возможность определить выразительные возможности единиц языка, показав, как они передают содержание и смысл текста. Изучая на уроках комплексный анализ текста, ученики способны применить свои знания на практике при написании сочинения-рассуждения, проявив умение выразить свое понимание текста. Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность учителю рассматривать вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное повторение. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Для успешного написания сочинения-рассуждения учащимся необходимо правильно определить проблему текста, прокомментировать ее, найти авторскую позицию и обосновать свое отношение к авторской позиции. При подготовке школьников все эти части сочинения должны быть 63
рассмотрены отдельно. Нами были предложены рекомендации, которые помогут школьнику в успешном написании сочинения части С ЕГЭ.
1 и 3 часть - «проблема текста и авторская позиция»: упражнения на материале мини-текстов с различными проблемами.
2 часть - «комментарий к проблеме»: 5 вопросов, которые помогут учащимся написать комментарий на максимальное количество баллов.
4 часть - «обоснование собственного отношения к авторской позиции»: виды и примеры аргументации.
При подготовке школьников необходимо также уделить внимание работе над проверкой и редактированием текста. Познакомить учащихся с типичными ошибками, встречающимися в работах, научить способам редактирования. Для этого можно использовать взаимопроверку, предлагать тексты, предложения с запланированными ошибками.


1. Цыбулько, И. П. Типовые экзаменационные варианты, 2015.
2. Купина, Н.А. Лингвистический анализ художественного текста, 1980. - 71 с.
3. Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
4. Аннушкин, В. И. Предмет риторики и культуры речи в составе речеведческих и общегуманитарных дисциплин // Культура речи сегодня: теория и практика: коллективная монография; сост. Л. Н. Дмитриевская. М.:МИОО, 2009.
5. Бессонова, А.В. Цели обучения русскому языку, школьный учебник и форма итогового контроля// Мир науки, культуры, образования, 2010. - 67-69 с.
6. Винокур, Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. - 405-114 с.
7. Головин, Б. Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1988. - 320 с.
8. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
9. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: [электронный ресурс] учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. - 4-е изд., стереотип. — М. : Флинта : Наука, 2008. — 464 с.
10. Кораблева Г. Н. Анализ текста на занятиях по русскому языку студентов СПО: риторический аспект // Школа Будущего. 2013. № 6. С. 152 - 156.
11. Кораблева Г. Н. Риторический анализ текста как основа построения речевых высказываний будущего педагога // Нижегородское образование. 2013. - 67 - 73 с.
12. Лапотько, А. Г. Виды анализа текста в школе. Учебно-методическое пособие / А.Г. Лапатько, А.П. Стуколова - Воронеж, 2004. - 63 с.
13. Цыбулько, И. П. Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года / под ред. И. П. Цыбулько. - М.: ФИПИ, 2016. - 83с.
14. Минеева, С. А. Риторика диалога: риторический анализ текста // Актуальные вопросы русской словесности: сб.ст. М.: Старая площадь, 2009.
15. Михальская, А. К. Основы риторики: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2001. - 496 с.
16. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.
17. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: Мир и образование, 2007. - 1328 с.
18. Кожина, М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ под ред. М.Н.Кожиной. - М. Флинта: Наука, 2006. - 696 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ