Глава 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи тревожности и мотивации к обучению у студентов 7
1.1 Теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии 7
1.2 Мотивация к учебной деятельности и её развитие в онтогенезе 16
1.3 Теоретические основания гипотезы о связи тревожности и мотивации
к обучению у студентов 25
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и мотивации к обучению у студентов 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Количественный и качественный анализ полученных данных 34
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 41
Заключение 52
Список литературы 58
Приложения 62
Актуальность темы исследования.
Одной из основных проблем психологии и педагогической психологии, в частности, является проблема мотивов и мотивации, в том числе мотивации учебной деятельности. А формирование мотивации учения в студенческом возрасте, без преувеличения, можно назвать одной из центральных проблем современной высшей школы. Мотивация как система устойчивых мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности, является ведущим фактором регуляции деятельности и во многом определяет ее успешность. Актуальность темы исследования объясняется также постоянным обновлением содержания обучения, что нередко ведет к скудному представлению студентов о своей будущей профессии, а также постановкой целей и задач формирования у студентов приемов волевой саморегуляции для благоприятного самостоятельного обучения и формирования активной жизненной позиции. Однако сегодня многие преподаватели отмечают отсутствие интереса к учебе у студентов. Поэтому одной из задач, которая должна решаться в вузе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее ее развитие у студентов. При этом необходимо четко понимать факторы формирования как позитивной, так и негативной учебной мотивации.
Одним из факторов, оказывающим негативное влияние на формирование положительной мотивации к учению, является тревожность.
В последнее время проблема тревожности личности является одной из актуальных и фундаментальных в психологии. По данным Всемирной Организации здравоохранения, ежегодно около 100 млн. жителей нашей планеты обнаруживают признаки тревоги, связанной с разного рода стрессами. И особенно актуальной проблема тревожности является для юношеского возраста, который приходится на период обучения в вузе. В силу специфических психологических особенностей «переходного возраста» юноши и девушки остро и не всегда адекватно реагирует на изменения, происходящие в окружающем мире, осуществляя поиск способов «взрослого поведения». При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение юношей и девушек может принимать неправильные формы, приводить к неблагоприятным реакциям. Проявления тревожности в студенческом возрасте разнообразны: это и сниженная активность на занятиях, и смущение и скованность при ответах, и избегание общения с сокурсниками. Результатом больших эмоциональных нагрузок, которые испытывают студенты в этой ситуации, зачастую являются различные психосоматические заболевания. Все это не может не сказаться на мотивации к учению.
Степень научной изученности темы исследования.
В последнее десятилетие существенно усилился интерес как зарубежных, так и российских психологов к изучению тревожности. Так, среди психологов, посвятивших свои труды данной проблеме, можно назвать З. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М. Прихожан, Р. С. Немова, Е. И. Рогова и др., которые придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха и рассматривают тревожность как свойство и состояние личности.
Не менее пристальное внимание уделяется в психологии и проблеме мотивации и, в частности, учебной мотивации. Данная проблема изучалась З. Фрейдом, С. Л. Рубинштейном, Дж. Аткинсоном, К. Левиным, А. Маслоу, Б. В. Зейгарник, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьевым, М. В. Матюхиной, А. К. Марковой, А. Г. Ковалёвым и др. Не всегда исследователи были едины в своих взглядах по вопросу содержания понятия «мотивация». Например, для отечественных психологов было присуще соотносить динамическую и содержательно-смысловую стороны при характеристике мотивации. Однако бесспорным для всех исследователей является понимание мотивации как сложного, многофакторного явления. Такое понимание характерно и для мотивации учебной деятельности, акцент на изучение которой будет сделан в данной работе.
Вместе с тем, как показал анализ литературных источников, проблема связи тревожности и мотивации к обучению у студентов в психологической литературе освещена недостаточно полно, эмпирические исследования немногочисленны и носят разрозненный характер, что и определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: выявить взаимосвязь тревожности и мотивации к обучению у студентов.
Объект исследования: тревожность студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и мотивации к обучению.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь тревожности и мотивации к обучению у студентов.
Задачи исследования:
1) Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2) Сформулировать основные теоретические положения о соотнесении уровня тревожности с мотивацией к обучению.
3) Осуществить подбор психодиагностических методик с целью выявления особенностей тревожности и мотивации к обучению у студентов.
4) Изучить уровень связи между тревожностью и мотивацией к обучению у студентов.
5) Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, тестирование, количественный, качественный и статистический анализ результатов исследования.
База исследования. Эмпирическое исследование было организовано на базе ВУЗов города Екатеринбурга (УрГПУ, РГППУ, УрГЭУ, УрФУ, УГГУ, РАНХиГС). Выборку составили 100 испытуемых - студентов очного отделения бакалавриата, из них 79 девушек и 21 юноша.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении теоретических представлений о взаимосвязи тревожности и мотивации к обучению у студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов высших учебных заведений для профилактики возникновения отрицательно окрашенных эмоциональных состояний студентов, ведущих к формированию у них повышенного уровня тревожности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы 57 листов без учета приложений, список литературы содержит 41 наименование.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Тревожность - особое эмоциональное состояние человека, которое проявляется повышенным уровнем эмоциональной напряженности и сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, приводящими к дестабилизации нормальной деятельности или общения человека. Это достаточно устойчивое личное качество, которое характеризуется двумя показателями - личностной и ситуативной тревожностью.
2. Учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, которая побуждается целым комплексом различных мотивов, подразделяемых на две основные группы: внешние (социальные) и внутренние (познавательные) мотивы. Каждый из мотивов имеет свое происхождение и психологическую характеристику.
3. Для обеспечения успешности процесса профессионального обучения в высших учебных заведениях и повышения качества подготовки специалистов необходимо учитывать характер учебно-профессиональной мотивации студентов. Выявление доминирующих мотивов в структуре мотивации позволяет планировать коррекционную работу по развитию внутренних мотивов учебной деятельности и тем самым влиять на процесс профессионального становления будущих специалистов.
Как показал анализ литературы, интересующие нас исследования достаточно противоречивы, разрозненны и носят фрагментарный характер. Более того, эмпирических исследований взаимосвязи между уровнем тревожности и мотивацией к обучению у студентов не было выявлено. В связи с актуальностью и недостаточной разработанностью данной проблемы нами было предпринято эмпирическое исследование, направленное на выявление такой взаимосвязи.
Эмпирическое исследование было проведено в три этапа.
Подготовительный этап был посвящен анализу научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования. На этом же этапе была определена область исследований, предварительно сформулированы гипотеза, цель, задачи, разработана программа и структура исследования, подобраны методы и методики, сформирована выборка.
На втором этапе осуществлялся сбор эмпирических данных для изучения тревожности и мотивации к обучению у испытуемых студентов. Все участники проходили психодиагностическое тестирование по методике субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина), Шкале тревожности студента (модификация Г. Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлор) и методике для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой).
На третьем этапе исследования для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и мотивации к обучению у испытуемых студентов был проведен количественный и качественный анализ полученных результатов, а также их статистическая обработка. Взаимосвязь выявлялась при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие 100 испытуемых - студентов психологического факультета, из них 79 девушек и 21 юноша.
Анализ полученных данных показал следующее:
1. У большинства принявших участие в исследовании студентов высокий уровень личностной и средний уровень ситуативной тревожности.
2. В данной группе испытуемых преобладают студенты со средним уровнем тревожности.
3. Доминирующими мотивами учебной деятельности студентов данной группы являются профессиональные мотивы учебной деятельности; наименее выражены мотивы избегания;
4. Корреляционный анализ выявил 4 взаимосвязи между уровнем тревожности и мотивации к обучению у испытуемых студентов, а именно: отрицательные связи между уровнем ситуативной тревожности и мотивами творческой самореализации и между уровнем личностной тревожности и коммуникативными мотивами учебной деятельности, что свидетельствуют о том, что при повышении у студентов личностной и ситуативной тревожности мотивы учебной деятельности, связанные со стремлением к творческой самореализации в учебной деятельности и потребностями в общении будут снижаться. Положительные связи выявлены между уровнем тревожности и социальными мотивами учебной деятельности и между уровнем тревожности и мотивами избегания; положительную связь на уровне тенденции между уровнем тревожности и социальными мотивами учебной деятельности, что говорит о том, что при повышении уровня тревожности у студентов мотивы учебной деятельности, связанные с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности, а также с различными видами социального взаимодействия с другими людьми также будут повышаться.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
В заключение следует отметить, что в жизни каждый из нас встречается с чувством тревоги. Буквально с рождения мы испытываем дискомфорт при встрече с тем, чего не знаем, боимся или на что не можем повлиять. Однако, у кого-то это краткосрочное, быстропроходящее и не сильно выраженное состояние, с которым человек легко и самостоятельно справляется. А для кого-то это очень тягостное переживание, отравляющее жизнь. Оно выступает постоянным фоном, мешая нормальной жизнедеятельности, полностью блокируя способность радоваться, мечтать, чувствовать уверенность, спокойствие, гармонию и вообще что-то делать. Наиболее опасное последствие - явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь. И особенно это касается студенческого возраста, когда происходит становление личности профессионала. Как показал анализ результатов нашего исследования, повышенный уровень тревожности оказывает мощное влияние на мотивацию учебной деятельности студентов.
Поэтому очень важно иметь представление о сущности тревожности, факторах, ее вызывающих, и приемах коррекции.
1. Абрамова А. А., Кузнецова С. О. Влияние условий обучения на проявление агрессивности у подростков // Тюменский медицинский журнал. - 2012. - № 1. - С. 3-6.
2. Аркаева М. Ю. Изучение влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию младших школьников // Концепт. - 2015. - Т. 18. - С. 51-55.
3. Асадчикова А. А., Крючева Я. В. Тревожность и агрессивность,
дестабилизирующие факторы формирования личности // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: материалы
Всероссийской научно-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов (Тюмень, 17 апреля 2013 г.). - Тюмень, 2014. - С. 232-234.
4. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974. - С. 221-244.
5. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. - Улан- Удэ, 2004. - 210 с.
6. Березнева Е. Ю., Крысова Т. И. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности подростков с видами темперамента, ситуативной тревожностью и межличностными отношениями в семье // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-2. - С. 357-360.
7. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 210 с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштайна. - М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 58-71.
9. Большой энциклопедический словарь. - М.: АСТ, 2011. - 1045 с.
10. Бусыгина И. С., Распопин Е. В. Внутриличностные ресурсы
стрессоустойчивости личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6. - № 2. - С. 93-97.
11. Бутылецкая В. И., Великова С. А. Взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и успеваемости в учебной деятельности у старшеклассников // Психология учебной и профессиональной деятельности (Владимир, 27-28 марта 2018). - Новосибирск: Академиздат, 2018. - С. 181-183.
12. Вахитова Г. В. Формирование познавательной мотивации младших школьников в творческой деятельности // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2014. - № 4 (6). - С. 14.
13. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ipras.ru.
14. Гордашников В. А., Осин А. Я Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. - М.: Академия Естествознания, 2009. - 180 с.
15. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 38.
...