Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ПЕРФЕКЦИОНИЗМУ

Работа №95600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СКЛОННЫХ К ПЕРФЕКЦИОНИЗМУ
1.1. Теоретический анализ исследований личности и личностных
особенностей в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Проблема перфекционизма личности в современной
психологической науке 14
1.3. Особенности проявления перфекционизма в юношеском
возрасте 20
Вывод по 1 главе 24
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СКЛОННЫХ К ПЕРФЕКЦИОНИЗМУ
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Психологические особенности личности студентов со склонностью к
перфекционизму 31
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по работе со студентами с высоким уровнем перфекционизма 51
Вывод по 2 главе 55
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 66


Актуальность. Перфекционизм, как феномен в данный период времени является предметом многочисленных исследований в рамках психологии. Тема нашего исследования достаточно актуальна, так как перфекционизм ассоциируется со стремлением к совершенству, более тщательному подходу к работе, а так же высокая сосредоточенность и внимательность. Однако в действительности картина выглядит несколько иначе. Многочисленные исследования перфекционизма свидетельствуют о том, что перфекционизм связан с негативными изменениями психологического и физиологического здоровья. Ученые, например Н.Г. Гаронян, Р.Фрост отмечают риски, с которыми могут быть сопряжены высокие показатели перфекционизма. Р. Фрост конкретизирует вопрос о взаимосвязи уровня перфекционизма и самооценки, а также о взаимосвязи уровня перфекционизма и уровня социальной адаптации. В отечественной психологии о негативном влиянии перфекционизма много писала А. Б. Холмогорова [45;С.3]. Н. Г. Гаранян изучала вопрос о взаимосвязи
перфекционизма с такими явлениями, как депрессия, суицидальные мысли, тревожность и стресс. Свои исследования психологи проводили на студенческой выборке и получили однозначные результаты о наличии взаимосвязи [10; С. 13].
Студенты прочих возрастных групп более подвержены негативным влияниям. Это сопряжено в первую очередь со сменой социального статуса (на младших курсах) и поиском своего места в жизни (студенты старших курсов). Поэтому нам представляется весьма важным исследовать уровень перфекционизма у студентов с различной академической успеваемостью.
Для того, чтобы в дальнейшем выявить психологические особенности и понять, так ли негативно влияет склонность к перфекционизму на личность.
В данной работе мы проведём исследование взаимосвязи психологических особенностей и уровня перфекционизма у студентов на русскоговорящей выборке. Мы хотим отметить тот факт, что респонденты, которые принимают участие в нашем исследовании, это студенты 3-4 курсов института психологии, следовательно, у респондентов уже сформированы психологические особенности.
Проблема изучения перфекционизма находится в центре внимания, как зарубежных (А.Адлер, Д. Бернс, Г.Флетт, Р.Фрост, Д.Хамачек, М. Холендер, П. Хьюитт) ,так и отечественных психологов (Н.Г. Гаранян, С.Н. Ениколопов, М.В. Ларских, А.Б. Холмогорова, А.А. Ясная), отметим, что исследований, проведенных в данной области, не так уж и много. Так как в исследованиях перфекционизма присутствует негативный оттенок, мы можем предположить, что соответствие определенных психологических особенностей личности зависит от уровня перфекционизма. И остается малоизученным и социальный аспект проблемы перфекционизма, характеризующийся недостаточностью научных исследований о специфике различий в характеристиках перфекционизма у студентов. В этих условиях особую актуальность приобретает исследование психологических особенностей личности склонной к перфекционизму. Определение уровня тревожности, влияние перфекционизма на самооценку личности, а так же зависимость от социального окружения личности у студентов.
Объект - психологические особенности личности студентов.
Предмет - специфика проявления психологических особенностей личности студентов склонных к перфекционизму.
Цель исследования - выявить и описать проявления психологических особенностей личности студентов со склонностью к перфекционизму.
Гипотеза - психологическими особенностями личности студентов со склонностью к перфекционизму являются повышенная тревожность и нерешительность, заниженная самооценка и чрезмерная самокритичность, повышенная ответственность, зависимость и ведомость.
Задачи исследования:
1. На теоретическом уровне провести анализ исследования личности, личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологии.
2. Провести теоретический обзор исследований, посвящённых проблеме перфекционизма в юношеском возрасте.
3. Провести эмпирическое исследование на выявление склонности к перфекционизму у студентов.
4. Выявить психологические особенности личности студентов со
склонностью к перфекционизму и сравнить их с результатами исследования выявления психологических особенностей личности студентов не склонных к перфекционизму.
5. На основе полученных эмпирических данных разработать психолого-педагогические рекомендации по работе со студентами с высоким уровнем перфекционизма.
Теоретико-методологической основой данной работы являются концепции перфекционизма зарубежных и отечественных исследователей (Н.Г.Гаранян, Р.Фроста, А.Б.Холмогоровой, Р. Хилла, П. Хьюитта, В.А. Ясной), в частности:
• дифференциально-психологический подход, который опирается на идеи типологического подхода в перфекционизме (Н.Г. Гаранян, Д. Хамачек, А.Б. Холмогорова);
• положение о структуре перфекционизма (Н.Г. Гаранян);
• положения о связи перфекционизма с состоянием психики, в том числе о его негативном влиянии на самооценку, тревожность, уровень ответственности и ведомость.(Р.Бернс),
также положение о психологических особенностях личности (Б.Г. Ананьев).
В качестве методики для проведения эмпирического исследования мы выбрали Многомерную Шкалу Перфекционизма Хьюитта-Флетта. В качестве исследования психологических особенностей в группе склонных к перфекционизму мы выбрали несколько методик: «Волевые качества личности» М.В. Чумакова; Индивидуально-типологического опросника (ИТО) Л.Н.Собчик и методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан). Для обработки полученных данных был применён количественный анализ, проведённый при помощи статистической обработки данных SPSS, t-критерий Стьюдента.
Проблема перфекционизма в данный период времени в России встречается достаточно редко. Научная новизна исследования состоит в привлечении внимания к проблеме перфекционизма, которая малоизучена в России; в увеличении области знаний о таком феномене, как перфекционизм; в данной работе предпринимается попытка рассмотреть научные проблемы в новом ракурсе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в психокоррекционной и развивающей работе психолога образовательной организации, а также специалистов по работе с молодежью.
В процессе проведения методики приняли участие 50 человек из них 18 юношей и 32 девушки. Возраст испытуемых - 19-25 лет. Для удобства обработки результатов исследования каждому испытуемому был присвоен личный номер.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы (теоретическую и эмпирическую) заключение, список литературы, приложения. В списке литературы представлено 53 источника по теме исследования, а также 2 источника электронного ресурса. В приложении представлены протоколы эмпирических данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На теоретическом уровне был проведен анализ исследования личности, личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологии. Нам наиболее близка теория личности Г.Олпорта, так как действительно каждая личность имеет свой набор характеристик, свойств, которые присущи конкретной личности. Стоит отметить концепцию А.Н. Леонтьева, который полагал, что личность - это особое человеческое образование, которое так же не способно быть выведено из него приспособительной деятельности, как не способны быть выведены из нее его сознание либо его человеческие потребности. Концепция А.Н. Леонтьева послужила нам предпосылкой к написанию гипотезы. Мы считаем, что особенности являются некими условиями и предпосылками формирования личности. Так же, следует отметить, А.Н. Леонтьев говорил, о том, что личность, как и индивид, это некое особое качество, приобретенное в социуме, в совокупности отношений, по природе, в которой находится индивид.
2. Был проведен теоретический обзор исследований, посвящённых проблеме перфекционизма в юношеском возрасте. Перфекционизм, как феномен в данный период времени является предметом многочисленных исследований в рамках психологии. Мы рассмотрели различные теории личности в зарубежной и отечественной психологии, что помогло нам более глубже разобраться в психологических особенностях личности студентов.
Многочисленные исследования перфекционизма свидетельствуют о том, что перфекционизм связан с негативными изменениями психологического и физиологического здоровья. В отечественной психологии о негативном влиянии перфекционизма много писала А. Б. Холмогорова. Исследователь перфекционизма Н. Г. Гаранян изучала вопрос о взаимосвязи его с такими явлениями, как депрессия, суицидальные мысли, тревожность и стресс. В наше работе проводились исследование на выявление таких психологических особенностей, как повышенная тревожность и нерешительность, заниженная самооценка и чрезмерная самокритичность, повышенная ответственность, зависимость и ведомость.
3. Было реализовано научное эмпирическое исследование выявления склонности к перфекционизму у студентов. Провели эмпирическое исследование на выявление склонности к перфекционизму у студентов, с помощью методики Многомерной шкалы перфекционизма (МШП - MPS) П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта, описание методики находится в главе 2.1. Студенты с высоким показателям перфекционизма характеризуются склонностью к установлению нереалистично высоких стандартов, компульсивным стремлением к недостижимым целям и оцениванию своей ценности только в понятиях достижений и продуктивности.
4. Были выявлены психологические особенности личности студентов со склонностью к перфекционизму и осуществлено их сравнение с результатами исследования выявления психологических особенностей личности студентов, не склонных к перфекционизму. Для студентов с выраженными показателями по перфекционизму характерны такие волевые качества, как ответственность, внимательность, способность глубоко погружаться в работу, так же студенты-перфекционисты имеют низкие показатели по таким волевым качествам, как решительность и настойчивость. К индивидуально - типологическим качествам личности перфекциониста можно отнести тревожность, чувствительность, конформность, зависимость и ведомость, для перфекционистов характерна заниженная самооценка (особенно относительно интеллекта, характера, способностями что-либо делать самостоятельно, уверенность), с максимально высоким расхождением уровня самооценки и уровня притязаний (максимально высокий уровень).
Для студентов с низким уровнем показателей по перфекционизму характерны такие волевые качества, как инициативность, настойчивость, гибкость, решительность. К индивидуально - типологическим качествам студентов - неперфекционистов мы можем отнести экстраверсированность, спонтанность, низкий уровень лабильности и тревожность, проявляют более высокую самооценку, считают себя уверенными, способными, добрыми, обладающими хорошим характером, соотношение показателей самооценки и уровня притязаний носит умеренный характер (а по параметрам характер, способности и внешность средний показатель самооценки выше уровня притязаний).
5. На основе полученных эмпирических данных были разработаны психолого-педагогические рекомендации по работе со студентами с высоким уровнем перфекционизма, относительно планирования работы, обучения техникам снятия тревожности и стресса, запрета на сравнение себя с другими людьми, постановки акцента на положительных качествах, осознания "права на ошибку", а так же были разработаны рекомендации для педагогов.
Таким образом, мы можем констатировать, что наша гипотеза - психологическими особенностями личности студентов со склонностью к перфекционизму являются повышенная тревожность и нерешительность, заниженная самооценка и чрезмерная самокритичность, повышенная ответственность, зависимость и ведомость - в ходе исследования нашла свое подтверждение.



1. Adkins, K. K. Perfectionism and suicidal preoccupation / К.К.Adkins, W. Parker // Journal of Personality. - 2016. - № 64. - P. 529-543.
2. Flett G. L., Hewitt P. L., De Rosa T. Dimensions of perfectionism, psycho-logical adjustment and social skills // Personality and Individual Differences. 1996. V. 20. P
3. Shafran, R. Perfectionism and psychopsthology: A review of research and treatment / R. Shafran, W. Mansell // Clinical Psych. Review. - 2011.- Vol. 21. № 10. - P. 879-903.
4. Андреева, А.Д. Родительский перфекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей / А.Д. Андреева // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. № 1. - С. 40- Аристотель. О душе [Текст] / Аристотель. - М.: Мир 5.книги, Литература, 2017. - 400 с.
5. Ахмедов, А.Б. Синергетические и холистические тенденции Яконцепции: теория и эмпирика [Текст] / А.Б. Ахмедов // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. - N 3(11).
6. Большой толковый психологический словарь: в 2-х томах / А. Ребер. - М.: АСТ, 2013. - 1150 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 504 с. Вьюнова, Н.И. Обзор исследований, посвященных интерперсональному аспекту перфекционизма / Н.И. Вьюнова, М.В.Ларских, В.А. Куташев // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2015. - N 59. - С. 2227
8. Гаранян Н. Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 74 — 83.
9. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д.. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации. Психологическая наука и образование. 2009. №1
10. Гаранян Н. Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия, тревога. // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №4
11. Гаранян, Н.Г. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра [Текст] / Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Юдеева// Методическое пособие. - М.: МНИИ психиатрии, 2018. - 19 с.
12. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм как прогностический признак неблагоприятного течения депрессивных расстройств [Текст] / Н.Г. Гаранян, М.Н. Васильева // Психологический журнал. - 2014. - Том 35, №5. - С.51
13. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал - 2013 - том 27 - №6.
14. Золотарёва А. А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской само-презентации» П. Хьюита // Психологический журнал. 2011. № 6. С. 59 — 66.
15. Золотарева А. А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Москва. 2014.
16. Золотарева, А.А. Перфекционизм и саморегуляция / А.А. Золотарева // Материалы IV Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» 17-18 ноября 2011 г., Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ