ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 6
1.1. Нравственное воспитание детей как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Возможности волшебной сказки в нравственном воспитании детей 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 26
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня нравственной
воспитанности детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию старших
дошкольников на материале волшебной сказки 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Период детства - это время, когда происходит формирование человека, становление его как личности. В эту пору у ребенка накапливается багаж знаний об окружающем его мире, о нравственных нормах; формируются привычки. В дошкольный период у ребенка происходит образование нравственных навыков, получение нравственного опыта, что способствует нравственному самоопределению и становлению самосознания ребенка.
Проблема нравственного воспитания детей - одна из актуальных проблем современной педагогики детства. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы задачи развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, способности к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [52, с. 6-7].
Дошкольный возраст является одним из самых значимых периодов в формировании у человека представлений об окружающем мире. В это время ребенок наиболее восприимчив к получению различной информации извне. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свои эмоции, учится выражать их, у него формируется самооценка и способность анализировать происходящие вокруг него события с позиции прививаемых ему ценностей и взглядов. Информация, полученная ребенком в период дошкольного детства, является основой для его дальнейшего формирования как личности.
В воспитании детей очень велико значение сказки. Сказка формирует у ребенка представления о добре и зле, о счастье, о справедливости, о любви, о красоте, учит сочувствию и сопереживанию, заставляет задуматься о том, что есть хорошо, а что плохо. В своей игре ребенок использует уже знакомые сказочные сюжеты, примеряя на себя образ героя, закрепляя при этом его модель поведения, перенося ее в реальную жизнь и руководствуясь ей во 3
взаимодействии с миром. Особенности характера главного героя позволяют ребенку вжиться в образ персонажа, погрузиться в его переживания, провести аналогии с собой, пережить вместе с ним захватывающие приключения. От того, какие сказки ребенок читал в детстве, зависит его дальнейшее формирование как личности.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки».
Цель работы - теоретическое обоснование и реализация комплекс занятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Объект - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - комплекс занятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «нравственное воспитание».
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности волшебной сказки в нравственном воспитании детей.
4. Подобрать диагностический материал для исследования и выявить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать на материале волшебной сказки комплекс занятий, направленный на нравственное воспитание детей и реализовать его в опытно-поисковой работе.
Теоретическая основа исследования:
Проблема нравственного воспитания детей является одной из самых актуальных тем, и потому ей посвящено довольно много различных
исследований, как в педагогике, так и в психологии. Отечественные и зарубежные педагоги уделяли очень большое внимание установления контакта с ребенком, вопросам его переживаний, что и было отражено в работах таких авторов, как Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. В педагогических трудах Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского большое внимание уделено нравственной сфере личности ребенка. В современных педагогических исследованиях (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.В. Матвеева, А.М. Прихожан,
Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности. Важное значение для определения теоретических основ исследуемой проблемы имеет теория о деятельности и общении как факторах социально-нравственного развития личности (С.Л Рубинштейн, А.Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.)
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий по нравственному воспитанию старших дошкольников на материале волшебных сказок может быть применен в воспитательной работе ДОУ.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад № 587
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это процесс формирования моральных качеств и установок у ребенка. Образованные нравственные принципы являются фундаментом для нравственной культуры личности, так как именно они становятся фактором, мотивирующим детей на различные поступки: позитивные и негативные. Процесс нравственного воспитания дошкольников имеет важную роль в развитии сознания человека в целом. Закладывать основы нравственных представлений, формировать моральные установки, давать представление о правильных нравственных ценностях необходимо с самого раннего детства, так как основы личности формируются именно в этот период. Во время дошкольного детства у ребенка происходит становление характера, определяется его отношение к окружающему миру, людям, природе, обстоятельствам, ситуациям.
Дети с высоким уровнем нравственной воспитанности, как правило, имеют высокий эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, высокие представления о нравственных ценностях. Они могут распознать и понять, что чувствует иной человек, находящийся рядом с ними, а также осознать и принять значение таких нравственных понятий, как «дружба», «сострадание», «сопереживание», «доброта», «справедливость»,
«отзывчивость». Дети с пониманием данных нравственных категорий более социализированы, легче переносят сложные стрессовые ситуации, не поддаются влиянию отрицательных социальных обстоятельств, более устойчивы в своей нравственной позиции.
Чем точнее заложены и зафиксированы в сознании ребенка нравственных принципы, чем лучше сформировано понимание о верности тех или иных поступков, чем реже происходят в сознании ребенка отклонения от общепринятых моральных ценностей, тем выше определяется его нравственность окружающими людьми, и тем проще и легче происходит адаптация ребенка в мире людей.
Для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста оптимальными являются следующие педагогические условия:
- необходимо единство целей и задач в процессе формирования нравственных представлений;
- предполагается учёт всех возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- происходит поддержание инициативы ребенка;
- необходимо активное взаимодействие педагога с семьей ребенка, с включением родителей в воспитательную деятельность;
- предполагается расстановка приоритетов и выбор правильныхнаиболее эффективных методов и средств с учетом педагогических принципов;
- предполагается специально организованная педагогом деятельность;
- предполагается вариативность детской деятельности в усвоении нравственных ценностей;
- необходима также вариативность различных игровых форм и интеграция прочих творческих видов деятельности в воспитательный процесс;
- обязательно создание специальной предметно-пространственной развивающей среды, которая должна соответствовать педагогическим принципам и быть достаточно содержательно-насыщенной, предполагать вариативность, быть доступной и безопасной для ребенка.
Для нравственного воспитания дошкольников успешно используется волшебная сказка. Сказка позволяет раскрыть новые возможности в нравственном воспитании, такие, как:
- При выстраивании положительных взаимоотношений между детьми и педагогом сказка может выступать как способствующий установлению социальных связей элемент и позволить облегчить адаптацию ребенка; Это является адаптационными возможностями сказки.
- Сказка способствует благоприятному воздействию на все три компонента здоровья ребенка: физическое, психологическое и социальное благополучие; Это является здоровье сберегающими возможностями сказки.
- Приобщение ребенка к общечеловеческим нравственным ценностям а также к ценностям поколений происходит через сказки, что способствует успешной социализации в окружающем мире. Это является социализирующими возможностями сказки.
- Сказка способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию его креативных способностей, развитию воображения, абстрактного мышления. Это является креативными возможностями сказки.
- Через контрастное представление о «добре» и «зле» сказка формирует у ребенка понимание плохого и хорошего, что несет в себе воспитательные возможности сказки.
- Сказка способна передать ребенку и приобщить его к историческому опыту различных народностей, в том числе - своих родных. Сказка дает представления о культуре разнообразных стран, о их бытовой составляющей, их обычаях, их традициях. Это является культурно-этническими возможностями сказки
- Сказки богаты по своему речевому построению, они наполнены метафорами, сложными оборотами, художественными приемами, интересными лексическими формами, что способствует развитию языковой культуры речи, овладению художественностью речи. Это лексические возможности сказки.
- Сказка способствует формированию эстетического вкуса, прививает любовь к искусству слова, развивает эстетические чувства прекрасного у детей. Это является художественно-эстетическими возможностями сказки.
Согласно результатам диагностики, нами были сделаны выводы, что в данном детском коллективе существуют значительные проблемы в общении и понимании нравственных ценностей. В большинстве случаях дети сконцентрированы на себе, замкнуты на своих желаниях, особенностях своей 48
личности и не сопоставляют себя с другими людьми. Данные сложности в общении ребенка с окружающими его детьми вызывают беспокойство, потому как это оказывает влияние и на взаимодействие воспитателя со всей группой в целом.
Исходя из результатов диагностики, можно сделать вывод о низком уровне нравственной воспитанности детей данной группы. У детей
невысокие нравственные представления об общепринятых моральных ценностях. В связи с этим перед педагогом образуется цель по формированию нравственных представлений и закладыванию моральных норм у детей. Принимая во внимание необходимость управления процессом нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимо выстраивать свою деятельность с учётом данных результатов диагностики.
Выстроить верно воспитательный процесс по образованию нравственных представлений у детей можно при помощи введения в деятельность специальных занятий, которые были разработанных основе волшебных сказок. Во время данных занятий необходимо обязательно наблюдать за реакциями детей, их эмоциями, их откликом на те или иные нравственные нормы, делать выводы и выстраивать дальнейшую педагогическую деятельность в соответствием с данными выводами.
При наблюдении было выявлено, что, благодаря верно созданным педагогическим условиям и правильно разработанным занятиям на основании волшебной сказки, происходит позитивная динамика в формировании нравственных представлений детей, развитии элементов когнитивного и эмоционального критериев. Это подтверждает, что благодаря различным приёмам работы с волшебными сказками можно научить детей мыслить, осознавать содержание сюжетов, делать выводы, строить на основании их свои личные представления о нравственных нормах и ценностях, развивать их творческое мышление.
Делая выводы, можно сказать, что цель нашего исследования была достигнута, задачи, выполнены. Педагогические и психологические исследования по данной проблематике подтверждают теорию о том, что процесс нравственного воспитания должен быть в своей сути комплексным, интегрироваться во все виды деятельности дошкольника, опираться на специальные занятия, на которых внимание уделено исключительно данному вопросу. Присутствие в воспитательном процессе дошкольника занятий по формированию нравственных представлений - это эффективное и необходимое условием нравственного воспитания и правильного формирования моральных норм в сознании личности человека.
1. Александрова, О. Разыгрываем сказку / О. Александрова // Дошкольное воспитание - 1998 - №1. - С. 44-54.
2. Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. - М.: Мысль, - 1985. - 155 с.
3. Афонькина, Ю. А., Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Ю. А. Афонькина, Г. А.Урунтаева . - М.: «Просвещение», 1995.
- 291 с.
4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 486 с.
5. Бретт, Д. "Жила была девочка похожая на тебя..." Психотерапевтические истории для детей / Д. Бретт. -М.: Класс, 1996 - 224 с.
6. Божович, Л. И. / О нравственном развитии и воспитании детей//.- М.: Просвещение, 1975. - С. 80-90.
7. Братусь Б.С. / Нравственное сознание личности//. - М.: Знание 1985. - 64 с.
8. Буре Р. С. /Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников//. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
9. Вачков И.В. /Психология для малышей, или сказка о самой «душевной науке//. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 220 с.
10. Виноградова А. М. / Воспитание сочувствия//. - М.:
Просвещение, 1989. - С. 21-31.
11. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М., 1984.
— 80 с.
12. Гнездилов А.В /Терапевтические сказки//. - С-Петербург 2000. - 260 с.
13. Гриценко З. А. /Пришли мне чтения доброго//. -М.:2004. - 95 с.
14. Горбушина Л. /Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраст//.- М.: 1983. - 1983 с.
15. Даль В. /Толковый словарь живого великорусского языка//.- М.: Дрофа 1994. - 700 с.
16. Доман Г. /Дошкольное обучение ребенка// -М.: Аквариум 1995. - 400 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева. Т. Д. /Практикум по сказкотерапии//.- С- Петербург: 2006. - 176 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д / Развивающая сказкотерапия//. -С- Петербург: 2000. - 179 с
...