Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ИНОЭТНИЧНЫМ СВЕРСТНИКАМ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №95597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования толерантности к иноэтничным сверстникам в младшем подростковом возрасте 7
1.1. Понятие и сущность толерантности подростков 7
1.2. Психологические особенности младшего подросткового
возраста 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности к иноэтничным сверстникам в младшем подростковом возрасте 27
2.1.Описание организации и методов исследования 27
2.2. Особенности толерантности к иноэтничным сверстникам в
младшем подростковом возрасте 31
2.3. Процедура апробации тренинга на развитие толерантности к
иноэтническим сверстникам в младшем подростковом
возрасте 50
Выводы по главе 2 60
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения 72


Актуальность темы. В современной науке особую остроту приобретает тема принципа толерантности. Внимание ученых и практиков привлекает проблема значения принципа толерантности в современном мире и трудности ее решения.
В современной науке работы исследователей концентрируются на таких аспектах данной проблемы, как:
- правовые (Г.В. Жигунова [19], С. Жижек [20], Н.Н. Зарубина [21], А.С. Карцов [23], А.А. Климочкина [24], А.Л. Самсонов [41]),
- социально-политические (М.П. Мчедлова [44], Ю.А. Дроздова [17] и др.),
- межнациональные (А.А. Галкин [11], Ю.А. Дроздова [17]) и др.
Так, Д.Ю. Алтуфьевой [3], С.П. Даниловым [15] и др. авторами рассматривается само понятие толерантности, его восприятие, также даётся анализ структуры толерантного сознания.
К примеру, Г.В. Жигунова толерантность дефинирует как норму гражданского общества, как ценность и считает феномен толерантности важнейшим условием развития правового государства и гражданского общества [19, с. 61].
Д.А. Леонтьевым предпринята попытка анализа толерантности комплексно, с точки зрения общественного и индивидуального сознания, личности, макросоциальных процессов и межличностного взаимодействия, которые на основе культурно-исторической неклассической психологии позволяют оценивать проявления толерантности/интолерантности [32, с. 5-6].
Н.В. Нестерова исследует феномен толерантности также многоаспектно, однако, с других позиций, в частности, с позиций психологии, социологии, языкознания, истории [36, с. 40].
Обобщив сказанное, можно утверждать, что толерантность в современной научной парадигме трактуется с разных точек зрения:
- психологической (М.П. Мчедлова [45]),
- философской (И. Барабаш [5], П. Гречко [13], А.Л. Панищев),
- социологической (В.М. Соколов [42]) и др.
Несмотря на такое большое количество работ по проблеме толерантности, образовательный аспект, как видно, исследован недостаточно полно или не исследовался вовсе, что и обусловливает актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Проблема научного исследования состоит в противоречии: в высоких требованиях к уровню толерантности у обучающихся, с одной стороны, и низкой степенью формирования и развития толерантности у обучающихся, с другой.
Цель исследования: разработка и апробация тренинга по развитию этнической толерантности у младших подростков.
Объект исследования: толерантность к иноэтничным сверстникам в младшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: развитие толерантности к иноэтничным сверстникам в младшем подростковом возрасте посредством тренинга.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ современной психологии в области изучения такого явления, как толерантность.
2. На теоретическом уровне выявить и описать психологические особенности младшего подросткового возрасте.
3. Определить уровень сформированности толерантности и интолерантности у учащихся младшего подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать тренинг на развитие толерантности к иноэтническим сверстникам в младшем подростковом возрасте и сформулировать выводы, рекомендации.
Гипотеза: целенаправленное развитие этнической толерантности у школьников младшего подросткового возраста будет наиболее эффективно при применении тренинга, основанного на игре.
Методологической основой исследования является
основополагающий принцип толерантности как важнейшей ценности в современном демократическом обществе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
- психологические (психодиагностические: методика тестирования);
- математико-статистические (критерий знаков G).
В качестве психодиагностических методик использовались:
1) тест - опросник для индекса толерантности по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой,
2) методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко,
3) социометрия Дж. Морено.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении толерантности как комплекса установок, по таким компонентам:
1- когнитивный: знание о других этносах, их культуре, ценностях других людей, смысловое восприятие понятия толерантность;
2- эмоциональный: межличностные и межгрупповые отношения, отношения с другими иноэтничными группами;
3- поведенческий: конкретное проявления толерантного или интолерантного реагирования, в стремлении общаться или дистанцироваться.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов, педагогов в системе образования (в том числе служб психолого¬педагогического сопровождения обучающихся). Также материалы и выводы могут применяться в рамках курсов «Конфликтология», «Социальная психология», «Этнопсихология» в ходе профессиональной подготовки не только психологов, но и других специалистов в сфере «человек-человек».
База исследования и выборка. Исследование проводилось на базе МОАУ СОШ № 125.Было исследовано в общей сложности 46 учащихся, младших подростков мужского и женского пола.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, в которых есть пункты и подпункты, выводы к ним, заключения, списка литературы, содержание которого составляет 53 наименования, 10 приложений. Объем работы составляет 101 страница. В работе результаты исследования отражены в 9 диаграммах, 11 таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Цель данной работы заключалась разработке и апробации тренинга для развития толерантности к иноэтничным сверстникам в младшем подростковом возрасте. Для достижения данной цели, мы исследовали понятие толерантности в научно- исследовательской литературе. При поиске универсального понятия толерантности трудность состояла в том, что, во-первых, разные культуры вносят свой смысл в это понятие, во-вторых, многогранность в различных областях знаний, таких как педагогика, психология, философия, социология и др. Но ключевой основой толерантности является признание права на отличие. Таким образом, толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости и принятии права на отличие во имя позитивного взаимодействия с людьми иной этнической среды.
Далее мы ознакомились с особенностями младшего подросткового возраста. Выявили, что именно в этом возрасте появляется такое новообразование, как чувство взрослости, что формирует мировоззренческую картину. Что подросток впитает в себя, то и будет в будущем определять его жизненную позицию и толерантное или интолерантное поведение в обществе. А это свидетельствует о том, что это лучший из возрастных периодов для развития толерантности.
2. Далее, чтобы достичь цели мы провели эмпирическое исследование, анализ проявления толерантности у младших подростков показал следующее:
1) У респондентов 6 «В» класса полученные данные свидетельствуют о том, что у 2 учеников (9%) - высокий уровень толерантности, у 19 человек (87%) - средний уровень толерантности. Низкий уровень толерантности у 1 ученика (4%). В этой выборочной совокупности доминируют респонденты со средним уровнем толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.
В одних социальных ситуациях могут проявлять толерантность, в других - интолерантность. Представители группы с ярко выраженными чертами толерантной личности составили 9% респондентов. Результаты диагностики коммуникативной толерантности свидетельствуют о наличии у 1 респондента (4%) низкой степени коммуникативной толерантности, что говорит об абсолютной нетерпимости к окружающим и высокой вероятности конфликтов, а именно:
-неприятие или непонимание индивидуальности человека: не умеет либо не хочет понимать или принимать индивидуальные особенности других людей,
- категоричность или консерватизм в оценках людей: категоричен или консервативен в оценках людей, не хватает гибкости и широты кругозора,
- неумение прощать другому ошибки: не умеет прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.,
- неумение приспосабливаться к другим участникам общения: плохо приспосабливается к характерам, привычкам или притязаниям других.
У 87% респондентов средняя степень коммуникативной толерантности.
Высокие показатели у 9% учеников.
2) У респондентов 7 «А» класса полученные данные свидетельствуют о том, что у 3 учеников (13%) - высокий уровень толерантности, у 21 ученика (87%) - средний уровень толерантности. Низкого уровня
толерантности не выявлено. В этой выборочной совокупности доминируют респонденты со средним уровнем толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, т.е. в одних социальных ситуациях могут проявлять толерантность, в других - интолерантность. Представители группы с ярко выраженными чертами толерантной личности составили 13% респондентов.
Результаты диагностики коммуникативной толерантности свидетельствуют о том, что у 50% респондентов высокая степень коммуникативной толерантности и у 50% остальных респондентов средняя степень коммуникативной толерантности. Нами не зафиксирован низкий уровень коммуникативной толерантности, который говорит, что школьники не выявляют абсолютной нетерпимости к окружающим, не демонстрируют высокой вероятности конфликтов.
3) Результаты социометрического исследования 6 «В» класса
показали: среднее количество подростков среди учащихся составило - 6 (27%) «лидеров», 6 «принятых» (27%) и 6 «предпочитаемых» (27%). Затем идут 4 подростка «отвергаемые/пренебрегаемые» (19%).
У респондентов 7 «А» класса полученные данные социометрического исследования свидетельствуют о том, что количество «лидеров» составило 4 подростка (17%). «Принятых» зафиксировано нами среднее количество подростков - 9 (36%). Затем идут «предпочитаемые», их количество
составило 32%, иначе 8 подростков. «Отвергаемые/пренебрегаемые» (16%) - 4 подростка.
В 6 «В» и 7 «А» классах, следовательно выделилось 4 группы подростков: «лидеры», «предпочитаемые», «принятые» и «отвергаемые». «Изолированных» не было зафиксировано.
Вышеназванные данные социологического анализа говорят о том, что 36 подростков из всей нашей выборки исследования имеют те или иные проблемы в налаживании межличностных отношений с одноклассниками, что такие подростки имеют низкую толерантность по отношению к другому сверстнику.
В среднем по результатам исследования у подростков 6 и 7-х классов толерантность находится на среднем уровне.
Существуют особенности проявления толерантности у младших подростков: ученики, старшие по возрасту, более толерантны. Личностная толерантность несколько уступает социальной и этнической. Наиболее терпимую позицию подростки занимают в ситуации физического и психического дискомфорта, создаваемого другими, если этими другими есть друзья, близкие, родные. Некоммуникативные качества партнера по общению, низкая способность подростков прощать другим ошибки, неудобства, нечаянно нанесенные неприятности часто сопровождаются различными открытыми агрессивными проявлениями
Низкий уровень толерантности у подростков проявляется по отношению к людям другой национальности, часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным чувством собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным.
У подростков 7 класса уровень нетерпимости по отношению к людям без определенного места жительства и безработным также очень низкий, только 30% всех опрошенных учеников отметили сочувствие и готовность предложить помощь вышеотмеченным группам населения.
3. Поскольку толерантность является характеристикой личности при взаимодействии с окружающими людьми или предметом деятельности, мы разработали тренинг, направленный на развитие толерантности к иноэтничным сверстникам в младшем подростковом возрасте, основанным на игре.
Так как Оэмп<Окрит по критерию знаков G, то сдвиг в «типичную» сторону достоверности. Поэтому мы принимаем гипотезу H1, что позволяет сделать вывод об положительном сдвиге этнической толерантности у младших подростков после проведения развивающего тренинга.
В результате исследования подтвердилась гипотеза, что целенаправленное развитие этнической толерантности у школьников младшего подросткового возраста будет наиболее эффективно при применении тренинга, основанного на игре.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.


1. Агранат, Ю. В. Поликультурная личность специалиста социальной сферы и особенности ее формирования при обучении иностранному языку / Ю. В. Агранат // Вестник Московского университета. - Сер. 20. Педагогическое образование. - 2008. - №4. - С. 83-88.
2. Акопов, С. В. Принципы формирования транснационального сообщества в эпоху глобализации / С. В. Акопов // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12. - №59/60. - Вып. 4. - С. 277-283.
3. Алтуфьев, Д. Ю. Критика толерантности / Д. Ю. Алтуфьев // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №3. - С. 277-282.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асмолова. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
5. Барабаш, И. Толерантность / И. Барабаш // Человек без границ. -
2010. - №2. - С. 62-63.
6. Безюлева, Г. В. Грани толерантных отношений / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова // Профессиональное образование. - 2004. - №12. - С. 31.
7. Белова, Т. П. Городское пространство как сфера этноконфессиональных отношений / Т. П. Белова // Социологические исследования. - 2010. - №12. - С. 94-106.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол.
тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования / Л. И. Божович. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т., Воронеж: Модэк, 2001. - 3-е изд. - 352 с. - URL: http://elib. gnpbu.ru/text/bozhovich problemy-formirovaniya-
lichnosti 2001/go,6;fs,1/ (дата обращения: 27.05.2019).
9. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление,
помощь / В. В. Бойко. - СПб: Сударыня, 1998. - 857 с. - URL:
https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pd f (дата обращения: 27.05.2019).
10. Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко. - М.: Прайм-еврознак, 2000. - 786 с.
11. Галкин, А. А. Общественная толерантность: возможности и препятствия / А.А. Галкин, Ю. А. Красин // Политика. - 2003. - №1. - С. 19-33.
12. Гарипов, Я. З. Мусульманская молодежь Татарстана: конфессиональная социализация и ценностные ориентации / Я. З. Гарипов, Р. В. Нурулина // Социологические исследования. - 2011. - №8. - С. 123-131.
13. Гречко, П. О границах толерантности / П. Гречко // Свободная мысль-XXI. - 2005. - №10. - С. 173-182.
14. Гусейнов, А. А. Ненасилие и перспективы общества // Этика ненасилия / под ред. А. А. Гусейнова. - М, 1991. -
15. Данилов, С. П. Грани толерантности / С.П. Данилов // Толерантность: искусство жить вместе: материалы межрегион. науч. -практ. конф. / Карельский филиал Северо-Западной академии государственной службы. - Петрозаводск, 2008. - С. 253-256.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ