Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе иллюстрации литературных сюжетов

Работа №95593

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Особенности воображения как психического процесса 7
1.2. Особенности творческого воображения детей младшего школьного
возраста 17
1.3. Возможности иллюстрирования литературных сюжетов в развитии
творческого воображения у младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБ-РАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Определение уровня развития творческого воображения у младших
школьников 33
2.2. Развитие творческого воображения младших школьников в процес¬се изобразительной деятельности 42
2.3. Результаты введения комплекса занятий, направленных на развитие
творческого воображения у детей младшего школьного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62

Формирование активной и самостоятельной личности, способной решить возникающие проблемы и умеющий учиться, является приоритетным направлением образования и воспитания, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В современном, активно развивающемся мире, наполненном различными возможностями и требованиями со стороны общества, необходимо уметь оперативно и нестандартно решать возникающие жизненные проблемы.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна, потому что данный психический процесс является основным для любой формы творческой деятельности ребёнка и его поведения. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, развитое воображение является условием эффективного усвоения обучающимся образовательной программы, а также способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности, формированию умения планировать собственную деятельность и ориентироваться в будущем [10].
Для развития творческого воображения наиболее эффективна изобразительная деятельность детей, так как является наиболее доступным средством самовыражения ребёнка, его мыслей, чувств и переживаний, эмоционально привлекательным и не принуждающий его к серьёзным затратам сил. В целом ряде исследований и методических разработок показаны различные аспекты потенциала изобразительной деятельности и приёма иллюстрации литературных сюжетов в развитии творческого воображения у младшего школьника.
В то же время на практике существует противоречие между возможностями развития творческого воображения обучающихся через изобразительную деятельность и недостаточного методического обеспечения данного процесса в образовательных учреждениях, учитывающего особенности развития воображения.
Данное противоречие определило проблему исследования: какие теоретико-методические основы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе иллюстрации литературных сюжетов.
Актуальность проблемы исследования, выделенное противоречие определили тему работы: «Развитие творческого воображения у младших школьников в процессе иллюстрации литературных сюжетов».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у младших школьников в процессе иллюстрации литературных сюжетов.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у младших школьников в процессе иллюстрации литературных сюжетов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить особенности воображения как психического процесса;
2. сформулировать особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста;
3. выявить возможности иллюстрирования литературных сюжетов в развитии воображения у младших школьников;
4. определить уровень развития творческого воображения у
младших школьников;
5. развить творческое воображение младших школьников в процессе апробации разработанного комплекса занятий изобразительной деятельностью;
6. проанализировать результаты введения комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Теоретической основой исследования являются:
- основные положения теории развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в трудах педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Т. Рибо, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский и другие);
- исследования развивающего потенциала изобразительной деятельности обучающихся начальной школы (А.Я. Дудецкий, А.А. Мелик- Пашаев, О.М. Дьяченко);
- опыт развития творческого воображения в процессе иллюстрации литературных сюжетов и произведений (Т.А. Барышева, С.Е. Игнатьев Ю.Г. Тамберг и другие).
Методы исследования, использованные в данной исследовательской работе для решения поставленных задач:
Методы теоретического исследования: изучение и анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у младших школьников.
Методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, диагностирование, проектирование, анализ и обобщение эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста можно внедрить в образовательный процесс образовательных учреждений в рамках предмета Изобразительное искусство.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 67 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.
Практическое исследование проводилось в период с октября 2018 г. по май 2019 г. В нём приняли участие обучающиеся 4 А класса в количестве 23 человек.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, в котором содержится 56 источников, и 1 приложения. В работе 16 таблиц и 5 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть сущность понятий «воображение» - это сложный психический познавательный процесс, а также способность человека создавать новые образы с помощью преобразования имеющегося жизненного опыта, является основой творческой деятельности; и «творческое воображение» - это вид воображения высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных результатах и продуктах деятельности.
2. Выявлены следующие психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста:
- создание проблемных ситуаций, требующих творческого подхода к их решению,
- самостоятельность и независимость обучающегося в творческой деятельности,
- определение сильных и слабых сторон каждого ребёнка,
- исключить выполнение за младшего школьника того, что он в состоянии сделать самостоятельно и не сдерживать инициативы детей,
- не оценивать преждевременно результаты творчества обучающихся,
- демонстрировать возможности решить проблемы творчески и не останавливаться на одном варианте решения,
- сам педагог должен иметь «творческую» жилку,
- формировать мотивацию у детей к творческой деятельности.
3. Раскрыты особенности изобразительной деятельности, благодаря которым процесс развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста наиболее эффективен. Они заключаются в доступности для самореализации детей, привлекательности и непринуждённости способа выражения идей и эмоций.
4. Приём иллюстрации литературных сюжетов и произведений - процесс сложный, включающий не только восприятие и рисование, но также воображение, память, внимание, планирование и эмоциональное переживание. Основной задачей перед ребёнком на занятиях, на которых используют данный приём, является создание нового образа. Поэтому, можно утверждать, что приёмы иллюстрации развивает не только творческое воображение, но и когнитивные процессы, универсальные учебные действия и личность ребёнка.
5. На исходном этапе опытно-поисковой работы был выявлен уровень развития творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста с помощью диагностического метода «дорисуй фигуры».
Показателями уровня развития творческого воображения являются:
- беглость - способность к созданию большего количества образов за небольшой промежуток времени,
- гибкость - умение рассматривать объект с разных сторон и переключаться с одного аспекта на другой,
- оригинальность - редкость, уникальность, неповторимость создаваемого воображением образа.
Исходный уровень развития творческого воображения у обучающихся 4 класса: 22 ребёнка показали низкий уровень развития творческого
воображения, что составляет 96% от общего количества диагностированных, один школьник имеет средний уровень развития творческого воображения (4 %).
6. Для развития творческого воображения у младших школьников был разработан комплекс занятий, основанные на приёме иллюстрации литературных сюжетов и произведений, в которых присутствуют абстрактные и не имеющие материального выражения объекты. Разработано 8 занятий по следующим темам: «невидимка», «добро», «весна», «музыка», «запах», «радость», «сон» и «тепло».
В образовательный процесс 4 класса в рамках предмета Изобразительное искусство было проведено 6 занятий. Дети на занятиях были активны, эмоционально раскованы, с наслаждением выполняли творческие задания и с удовольствием делились мыслями и впечатлениями по теме урока. За счёт отсутствия на уроках отметок и негативных суждений, школьники не стеснялись проявлять нестандартный подход в решении поставленной задачи.
7. На итоговом этапе опытно-поисковой работы с помощью диагностического метода «дорисуй фигуру» был выявлен уровень творческого воображения после внедрения комплекса занятий в образовательный процесс обучающихся 4 класса.
Итоговый уровень развития творческого воображения у обучающихся 4 класса: 10 школьников показали низкий уровень развития творческого воображения, что составляет 43% от общего количества обучающихся в классе, 13 детей - средний уровень развития творческого воображения (57 %). Больше половины четвероклассников повысили уровень творческого воображения. Данный факт позволяет говорить об эффективности разработанного комплекса занятий.
Практическая значимость исследования заключается в разработанном комплексе занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста, который можно внедрить в образовательный процесс образовательных учреждений в рамках предмета Изобразительное искусство.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / Г. С. Абрамова - М.: Акад. Проект, 2003. - 490 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование: 7 - е. изд. [Текст] /
А. Анастази. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
3. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. [Текст] / Т. А. Барышева. - СПб.: Изд - РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 268 с.
4. Барышева, Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т. А. Барышева // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. - СПб: Питер, 2005. - 360 с.
5. Беркинблит, М. Б. Фантазия и реальность. [Текст] / М. Б. Беркинблит, А. В. Петровский - М.: Политиздат, 1968. - 128 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Изд - во Знание, 1981. - 96 с.
7. Божович, А. И. Личность и её формирование в детском возрасте. [Текст] / А. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008 - 398 с.
8. Боровик, О. В. Развиваем воображение [Текст] / О. В. Боровик // Дошкольное образование. - 2001. - № 1. - с.14.
9. Вильсон, Г. Узнай интеллектуальные возможности своего
ребёнка. [Текст] / Г. Вильсон, Д. Гриляз. - М.: Когито-центр, 1998. - 153 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Детство-пресс, 2015 - 93 с.
11. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. [Текст] / Л. С.
Выготский. - СПб., 2003. - 144 с.
12. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информационно
методическое пособие по курсу «Психология человека». [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 276 с.
13. Гильбух, Ю. 3. Умственно одарённый ребёнок. [Текст] / Ю. З. Гильбух. - Киев: Академия, 2002. - 144 с.
14. Горальский, И. А. Ощущение творчества. [Текст] / И. А. Горальский // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - с. 47 - 53.
15. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: уч. пос. [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Владос, 2007. - 235 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 653 с.
17. Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и
творчества. [Текст] / А. Я. Дудецкий. - Смоленск, 2004. - 368 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ