ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Формирование представлений о труде у младших школьников как
педагогическая проблема 7
1.2 Особенности формирования представлений о труде у детей младшего
школьного возраста 18
1.3 Возможности уроков технологии в формировании представлении о
труде у младших школьников 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня формирования
представлений о труде у детей младшего школьного возраста 38
2.2 Содержание работ по формированию представлений о труде у детей
младшего школьного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
На современном этапе потребность общества в людях, знающих, что такое труд значима и актуальна. В наше время закладывать в ребенке стремление и умение трудиться необходимо начинать с самого раннего детства. Трудовая деятельность дает ребенку несравненно больше, чем безучастное наблюдение за трудовой деятельностью окружающих, так как в процессе труда дети не только наблюдают, но и сами учатся основам жизни, что, несомненно, поможет им благоприятно адаптироваться в современном мире.
Учитывая требования общества, школа ставит одной из главных целей получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессий. В соответствии с ФГОС НОО под термином представления о труде принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков, а также стремление обучаться труду. Подтверждение значимости формирования представлений о труде у детей младшего школьного возраста, можно выявить в ФГОС НОО, отмечается в целях государственного стандарта, и выделяются следующие задачи: [46]
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
Именно в начальной школе, когда ведущей, то есть определяющей развитие школьника становится учебно-познавательная деятельность, важно формировать его представления о труде и различных профессиях.
Проблема формирования представлений о труде рассматривается ведущими педагогами Н.В. Касаткиным, Д.Д. Семеновым, Н.К. Крупской и др.Вопросы профессиональной ориентации в отечественной педагогике изданы в трудах Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, А.Е. Голоншток, Л.А. Йовайш, А.Я. Журкина Е.А. Климов, П.П. Костенков, К.А. Сен-Симон, В.Ф. Сахаров и др. Педагогическая сущность профориентации раскрыта Е.А. Климовым. Вопросы формирования представлений о мире труда и разнообразии профессий в начальной школе исследовали Т.В. Васильева, В.И. Глотов, Т.Л. Денисова, О.Ю. Елькин и С.Н. Чистякова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, О.И. Соловьев, К.Д. Ушинский и др.
Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В начальной школе формирование представлений о мире труда осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, педагоги остро нуждаются в методической литературе, которая помогла бы учителям направить уроки технологии не на изготовление изделий, а на формирование конкретных трудовых движений и действий, правил взаимодействия в коллективных формах труда, осуществлению преемственных связей уроков технологии с жизненными ситуациями в быту, общественно полезном труде. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда. Таким образом, выявлено противоречие: между значимостью формирования представлений о труде у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания уроков технологии для их формирования.
Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, какие методы и средства, используемые в трудовом обучении, сформируют представления о труде у детей младшего школьного возраста.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования, какие педагогические условия способствуют формированию представлений о мире труда и профессий у младших школьников на уроках технологии.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Формирование представлений о труде у детей младшего школьного возраста»
Объект исследования: педагогический процесс формирования
представлений о труде у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: комплекс уроков по формированию
представлений о труде у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и апробации комплекса уроков по формированию представлений о труде у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «представления о труде» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности формирования представлений о труде у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности уроков технологии в формировании представлений о труде у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня
сформированности представлений о труде у детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Спроектировать содержание работы по формированию представлений о труде у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
В соответствии с поставленными задачами использовались методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы),
эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержания мероприятий по технологии, как одного из видов продуктивной деятельности способствующий по формированию представлений о труде у детей младшего школьного возраста, повышению качества их сформированности.
База исследования: гимназия №177. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, обучающиеся «2 Б» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 58 наименования изданий, приложения.
Проблема формирования представлений о труде взрослого человека, а так же его социальной значимости, у младших школьников остается актуальной во все времена. Представления о труде человека обычно передаются обучающимся через обучение. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы, учитывая требования современного производства, определяют содержание знаний и умений по труду на разных возрастных ступенях выдвигают требования к организации образовательной среды и педагогические условия осуществления воспитательно - образовательной деятельности.
В ходе практического исследования по формированию у младших школьников представлений о труде нами решались следующие задачи.
На основе анализа психолого-педагогической литературы необходимо было выделить определения основных понятий. Нами было выделены определения понятий «труд», «трудовое воспитание» «представления о труде». В нашей работе мы опираемся на следующие определения.
Понятие «труд», по А.С. Макаренко, можно понимать как «... основа для человеческой жизни и культуры»
В соответствии с возрастными возможностями обучающихся начальных классов «трудовое воспитание» по определению Н.К. Крупской можно рассматривать как: «...влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых».
Под понятием «представления о труде» мы понимаем важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации знаний о профессии на основе которых у личности формируется интерес к трудовой деятельности, проявляется активность и трудолюбие в труде.
Задачей исследования на данном этапе планирование также выявление особенностей формирования представлений о труде у детей младшего школьного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили особенности формирования в этом возрасте представлений о труде. Основываясь на всем, можно сделать вывод, самым результативным методом формирования представлений, является - метод творческого подхода. Представление формируется у младших школьников более продуктивно если применять коллективные работы, игровые методы, задания по интересам для каждого ребенка. Опираясь на исследования ученых, мы учитываем то, что в формировании представлений о труде необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, его жизненный опыт трудовой деятельности, уровень развития конкретных трудовых умений. Тот факт, что результаты труда ребенка не имеют общественной значимости, а являются личными достижениями, учителям следует направлять трудовое воспитание своих обучающихся на формирование ответственности, инициативности самостоятельности в труде. Поэтому, учителю следует особенно тщательно подходить к выбору методов и средств трудового воспитания обучающихся.
С целью определения направленности содержания мероприятий по формированию представлений о труде у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования была организована педагогическая диагностика. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения гимназия № 177города Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 30 детей младшего школьного возраста, обучающихся во 2 «Б» классе.
Тестирование проводилось по методике С.В. Яковлевой.
Критериями и показателями формирования представлений о труде и профессиях у младших школьников являются:
- когнитивный - наличие знаний у обучающихся о мире труда и профессиях взрослых, представление о возможностях и качестве труда, об умении производить оценку и самооценку на определенном уровне
- мотивационно - потребностный - наличие интереса к трудовой области, профессиональной и учебной деятельности, отношение к профессиям и труду людей, желание самостоятельно овладеть какой - либо профессией.
- деятельностно - практический - проявление активности на уроках, трудолюбия, дисциплинированности и ответственности в учебном труде.
Математическая обработка данных показала, что у большинства детей по всем показателям средний уровень сформированности представлений о труде. Результаты констатирующего этапа были такими: относительно не большая часть обучающихся, не имели представления для чего нужен и важен труд, не было устойчивого взгляда на трудовую деятельность, малая часть обучающихся совсем не имела представления об различных профессиях и не было ни каких желаний по выбору будущей профессии. Это доказывает, что у обучающихся нет мотивации к расширению понятий о формировании представлений о труде. Полученные результаты помогли определить стратегию работы по формированию представлений о мире труда и профессий у обучающихся во 2 классе.
На основе полученных данных необходимо было выделить педагогические условия организации работы с детьми и спроектировать комплекс мероприятий по технологии и внеклассных мероприятий, обеспечивающих формирование представлений о труде у детей младшего школьного возраста.
Согласно требованиям ФГОС и задач, сформулированных в программе «Технология», в работе по формированию представлений о труде детей младшего школьного возраста следует создавать специальные педагогические условия. К основным условиям мы относим: организацию учебно¬развивающей среды, включающей близлежащие производства, кабинеты профориентации на базе образовательного учреждения, классные уголки по профориентации, аудио и видеоаппаратуру, банк информационных носителей по вопросам профориентации, наглядные пособия и специальную литературу о мире труда и разнообразии профессий; разработки уроков по технологии и внеклассных мероприятий, направленных на освоение мира знаний и профессий; организацию встреч с интересными людьми, подбор материалов для классных уголков и портфолио, разработка и представление результатов проектной деятельности.
В соответствии со стандартом образования, представленные условия позволят, на наш взгляд, решать поставленные перед педагогами задачи освоения мира труда и профессий: знакомить детей с разными видами современных профессий; формировать конкретные и наглядные представления детей о важных сторонах конкретных профессий; воспитывать у младших школьников трудолюбие и бережное отношение к своему или чужому труду; развивать интерес к разным профессиям.
На основе анализа методической литературы в разработке мероприятий с детьми мы руководствовались принципами учета возрастных особенностей ребенка, наглядности, доступности учебного материала, алгоритмизации и др. Ведущими методами в работе с детьми для нашей работой послужили: беседы, рассказы; показ наглядных материалов, упражнения, анализ и оценка результатов трудовой деятельности и др.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, для организации профориентационной работы в начальной школе нами спланировано использовать разнообразные формы учебной и воспитательной работы, такие как: урок, урок-беседа, экскурсия, конкурсы. Разработанный цикл
мероприятий спроектирован нами так, что сведения из беседы дополняются сведениями, полученными на экскурсиях и наоборот, эти же материалы мы использовали в процессе освоения трудовых знаний, умений и навыков.
Учитывая требования образовательного стандарта и по рекомендации программы «Технология» (1-4), к продуктам трудовой деятельности мы относим: объекты труда детей, сочинения, информационные материалы для пополнения портфолио и уголка профориентации, сочинения, рисунки, доклады и презентации по выполненным проектам.
Наблюдения деятельности детей показали, что в результате проведенной работы дети стали принимать активное участие в подборе информации по видам деятельности людей, профессиям близких, собственным достижениям по результатам труда. На организованных нами экскурсиях дети внимательно наблюдали за действиями профессионалов, делали замечания, задавали конкретные вопросы. На уроках технологии дети старались в точности соблюдать требования рабочего человека, изучали инструкции, выполненные знаковой или в схематической формах, учились работать по алгоритму, соблюдая технику безопасности. В оценке работ дети учились, прежде всего, дать техническую оценку труду, а затем обсуждали эстетические качества работ (с точки зрения красоты). Старания детей отражались в создании классного уголка по профориентации, создании собственного портфолио, которое пополнялось систематически примерами достижений близких в труде, собственных достижений в спорте и общественной деятельности. Особую роль в воспитании уверенности в своих силах сыграло участие детей в конкурсах и соревнованиях. Победы детей в конкурсах служили стимулом на уроке для качественного изготовления собственных изделий.
Проведенная работа показала эффективность выбранных форм, методов и средств организации работы работе по формированию представлений о труде у детей младшего школьного возраста.
1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М.: Флинта, 2014. - 158 с.
3. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
4. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер. Школьное воспитание. - 1982. - №11. - С. 26-28.
5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо. - М.: ВЕЧЕ, 2015. - 311 с.
6. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог, ф-тов пед. ин-тов [Текст] / В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
7. Губанова, О. В., Левкина, И. С. Использование игровых приёмов на уроке [Текст] / О. В. Губанова, И. С. Левкина // Начальная школа - 2017. - №4 - С. 17-26.
8. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
9. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М: Педагогика, 2016. - 240 с.
10. Данелян, Е.Г. Обучение и воспитание - неразрывный процесс / Е.Г. Данелян, С.Е. Горшкова, А.М. Добрынина // Начальная школа с вкладкой Практика : журнал . - 2017 . - № 12 . - С. 38-41.
11. Дьюи, Д Школа и общество [Текст] / Д. Дьюи - М, 1924. - 38 с.
12. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т.С. Жидкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 192 с.
13. Качалова, Л.П. Формирование готовности будущего учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в образовании [Текст] / Л. П. Качалова. - Шадринск, 2017. - 256 с.
14. Кершенштейнер, Г. Развитие художественного творчества ребенка [Текст] / Г. Кершенштейнер. - М., 1914. - 214 с.
15. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2016. - 509 с.
16. Копатько, Д. В. Дети и профессии. Методическое пособие [Текст] / Д. В. Копатько. - Киев: Литера, 2017. - 254 с.
...