ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Анализ литературы по проблеме эстетического воспитания детей младшего школьного возраста 8
1.2. Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Изобразительное творчество как средство эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Диагностика по эстетическому воспитанию детей младшего школьного
возраста на начальном этапе проектировочной работы 32
2.2. Содержание работы по эстетическому воспитанию детей младшего
школьного возраста в изобразительном творчестве 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение 1 67
Приложение 2 82
Приложение 3 93
Приложение 4 99
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей в последнее время только возрастает. Особенно в связи с бурным развитием техники, ребёнку очень тяжело выбрать то, что действительно правильно и ценно. Общество все четче видит, что нужно воспитывать духовность, делать людей внутренне богаче и чутче. И только когда все эстетические качества, оценки личности будут сформированы, то можно говорить о гармоничном развитии ребёнка.
О том, что образование младших школьников должно быть направлено на «формирование личности обучающегося» [43], в том числе на формирование эстетического вкуса, сказано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерацию^ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года (ст. 66, п. 2).Очень важно развить умения наблюдать, видеть, классифицировать, анализировать эстетические явления действительности, духовно обогатить ребёнка в младшем школьном возрасте. Так же необходимо формировать такое важное умение, как любоваться красотой действительности и произведений искусства.
В формирование данных умений могут помочь занятия изобразительным творчеством. Подтверждение данных слов есть в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Далее ФГОС НОО). В нем говорится, что личностные результаты младшего школьника должны включать «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств»[42]. Так же в нем говорится о роли изобразительного искусства, в котором в большей степени реализуется в школе изобразительное творчество:
«сформированность эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством» [42].
Б.Т.Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни»[16]. Так Б.Т.Лихачев подчеркивает, что наиболее интенсивно формируется мировоззрение, нравственно-эстетические качества личности именно в этом возрасте. И все это в большинстве будет влиять на будущее человека. Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития. В этом возрасте формируется самооценка и оценка окружающей действительности, происходит усвоение социальных норм и нравственного развития. Именно поэтому очень важно в этом возрасте формировать эстетические качества, умение видеть красоту и любить искусство.
Многие ведущие русские педагоги, такие как К.Д.Ушинский, П.П. Блонский, П.Ф.Лесгафт и др., рассматривали вопросы эстетического воспитания. Они видели в эстетическом воспитании источник развития эстетического вкуса, эстетических чувств, считали важным и необходимым изучение литературы, музыки, изобразительного искусства, природы, а также занятия художественным творчеством. Так же значительный вклад в разработку теории и практики эстетического воспитания внесли А.В.Бакушинский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, Т.Я.Шпикалова, О.А.Куревина, Л.Г.Савенкова, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая, Л.Е.Ершова и другие. Они настаивали на систематическом развитие органов чувств и творческих способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Эстетическое воспитание с помощью изобразительного творчества можно производить с двух сторон. Первое, это показывать и вводить детей в мир существующих признанных произведений. Вторая возможность, это заниматься с детьми изобразительным творчеством, развивать в них эстетическое виденье путем работы своими руками.
Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Эту проблему исследовали такие известные психологи и педагоги как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.И.Лилов, А.Г.Ковалев, Л.А.Венгер, В.А.Крутецкий, А.В.Петровский. Они раскрыли этапы развития творческих способностей у детей, показали, как формируется творчество в зависимости от обучения ребёнка
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях изобразительного творчества и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возрастав изобразительном творчестве.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное
Противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в изобразительном творчестве».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс уроков по изобразительному искусству, направленный на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс уроков по изобразительному искусству, направленный на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы рассмотреть проблему эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
2. Определить особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности изобразительного творчества в направлении эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению исходного уровня эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Разработать комплекс уроков по изобразительному искусству, направленный на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих эстетическое воспитание М.Д. Таборидзе, Б.Т. Лихачев, Э.И. Медведь, Е.Н. Семыкина, М.М. Рукавицын, Ю.С. Любимцева, Л.С. Выготский. Изобразительное творчество как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста представлено в роботах следующих авторов: Б.М.Неменский, Т.Я.Шпикалова,
О.А Куревина, Е.Д. Ковалевская, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолина.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализа продуктов изобразительной деятельности и тестирование.
Проектировочная работа по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников в условиях изобразительного творчества; определялись особенности эстетического воспитания младших школьников, выявлялся потенциал изобразительного творчества, анализировался и подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня эстетической воспитанности младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня эстетической воспитанности младших школьников; разрабатывалось содержание комплекса уроков по изобразительному творчеству, направленного на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста; определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев эстетической воспитанности младших школьников. Определялись этапы организации процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
База проектировочной работы: МАОУ Гимназии №177 города Екатеринбурга, в опытно поисковой работе приняли участие 23 ученика 4 «А» класса в возрасте от 10 до 11 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы (50 источников), приложений.
На основании изученной литературы таких авторов как М.Д. Таборидзе, Э.И. Медведь, Е.Н. Семыкина, М.М. Рукавицын, Ю.С. Любимцева, Л.С. Выготский, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, О.А Куревина, Е.Д. Ковалевская, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолина и др. сделаем следующие выводы:
1. Эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, в труде, в общественной жизни, в явлениях искусства и посильно проявлять себя в создании прекрасного в жизни и в искусстве (В.Н. Шацкая) [50].
Говоря о результатах эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Ю.С. Любимцевой (Таблица 1). Таким образом, нашими критериями эстетической воспитанности личности можно считать: наличие эстетических знаний, способность к эмоциональной отзывчивости, способность к эстетико-предметной творческой деятельности.
2. Из возрастных особенностей младших школьников видно, что этот возраст соответствуют выбранным нами критериям эстетической воспитанности. Младший школьный возраст благоприятен для эстетического воспитания, потому что:
1) Дети в этом возрасте познают много нового из школьных предметов, для них интересна познавательная деятельность. Но в этом возрасте следует учитывать, что внимание ещё не устойчиво, поэтому не стоит в 1-2 классе показывать и рассказывать много информации о произведениях искусства, детям этого возраста интереснее сам процесс творчества. Но уже в 3-4 классе дети более дисциплинированны и могут воспринимать и запоминать эстетические знания. Именно в этом возрасте формируется мировоззрение, устанавливаются идеалы. Так же дети способны судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, но ввиду неопытности детям будет тяжело судить о прекрасном и безобразном, поэтому вначале им должен помогать в этом учитель. Следовательно, и сама сформированность оценочных умений зависит от работы учителя.
2) Так же для младших школьников свойственна эмоциональная отзывчивость, то есть дети в этом возрасте осваивая новые знания, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книгам или картины на уроках изобразительного творчества ориентируются на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, то есть ребёнок помимо информации усваивает так же её оценку взрослым. «Школьник, через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явление, учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. В ходе обучения ученик узнает окружающий мир, и его чувства становятся более разнообразными и сложными»[24].
3) У детей в младшем школьном возрасте активно развивается внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Происходят биологические изменения. Благодаря чему ребёнок уже может ориентироваться в своих действиях, планировать самостоятельную работу, самостоятельно и оригинально выполнять художественные задачи.
3. Изобразительное творчество предлагает широкие возможности для эстетического воспитания младших школьников. Мы будем рассматривать изобразительное творчество в рамках рисования на уроках изобразительного искусства. Так как именно в этом виде деятельности наиболее полно можно развивать взятые нами критерии. Так же именно на этом предмете у ребёнка появляется возможность наблюдать и анализировать уже готовые произведения искусства, и так же творить самим Рисование требует творческой активности, стабильной работой мысли, воображения, самостоятельности, инициативы, а также занятию рисованием присуща ярко выраженная эстетическая направленность, как по форме, так и по содержанию. Мы рассмотрели и проанализировали ряд программ по изобразительному искусству, можем сделать следующие выводы:
1) Изобразительное творчество (в рамках рисунка) способствует
формированию эстетических знаний. Каждый из авторов по своему вносит эстетические знания. Б.М. Неменский и Л.Г. Савенкова особенно выделяли важность взаимосвязи изобразительного творчества с окружающим миром (окружающей средой ребёнка, культурой и ценностями его родного края). В программе Б.М. Неменского даются знания по живописи, графике, скульптуре. Т.Я Шпикалова же рассматривает следующие виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство. А у Л.Г. Савенковой в программе рассмотрены: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, скульптура. Так же в программах рассматриваются особенные термины, например в программе Л.Г. Савенковой изучается образный язык искусства: ритм и настроение, движение, композиция, пространство.
2) Так же все авторы говорят о том, что благодаря изобразительному творчеству у ребёнка в дальнейшем вырабатывается самооценка и оценка окружающего мира. О.А. Куревина отмечала, что духовно-нравственное воспитание и развитие способностей ребёнка развивает у младших школьников способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Таким образом, авторы в своих методиках подтверждают, что при получений эстетических знаний ребёнок развивает такие качества как: способность судить о прекрасном и безобразном, понимать образный язык искусства, давать оценочные суждения.
3) Авторы программ говорят, что разнообразие художественных материалов и техник, видов деятельности будет возбуждать интерес к творческой деятельности. Так же авторы для возможности проявления ребёнком находчивости, самостоятельности, оригинальности используют разные методы, например в программе Т.Я. Шпикаловой используются деятельностный и проблемный подход в обучении искусству, что диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Для удачного освоения данных критериев необходимо использовать групповую деятельность детей, предлагать картины интересующего их жанра, создавать лично значимую ситуацию.
4. В соответствии с критериями и показателями сформированности эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста в художественном творчестве были подобраны и применены следующие диагностические задания:
- по наличию эстетических знаний - Е.М. Торшилова «Громкий- тихий»; Е.М. Торшилова «Матисс»; И.Р. Луговская «Анкета нравственно-эстетических предпочтений ребёнка».
- по способности к эмоциональной отзывчивости - Е.М. Торшилова «Лица»; «Хорошо-плохо»; «Художественно-экспрессивный тест».
- по спсобности к эстетико-предметной творческой деятельности - «Свободная тема»; Т.С. Комарова «Дорисовывание кругов»;
Полученные данные после обработки результатов диагностических заданий подтвердили актуальность поставленной проблемы, мы увидели недостаточный уровень эстетической воспитанности (высокий уровень - 4 человека, средний уровень - 19 человек). Что дало нам основание для разработки комплекса уроков изобразительного искусства. Результаты диагностики так же были учтены при теоретическом обосновании, разработке комплекса уроков.
5. Мы разработали комплекс уроков «Времена года» состоящий из 10 уроков, 8 из которых рассматривают отдельно взятое время года, 2 рассматривают времена года вместе. Комплекс уроков построен на основе выбранных нами критериев эстетической воспитанности, результатов диагностических заданий, описанных нами методов и форм деятельности. Тематика выбрана, потому что она близка детям. Младшие школьники непосредственно наблюдают изменения природы, живут в их условиях, что позволит заинтересовать младших школьников и сделать лично значимые для них уроки. На уроках по изобразительному искусству дети знакомятся с различными техниками рисования (штампорование, графика, граттаж, по- мокрому), репродукциями русских художников (А.А. Рылов, И.И. Левитан, В.Ф. Бравков, А.А. Пластов и др.), классической музыкой (П.И. Чайковский, Вивальди и др.), произведениями русских писателей (К.Д. Бальмонт и др.), используются методические задания (создание цвета для времени года, путем смешения красок; составление картины из обрезков цветной бумаги; соотнесение себя с изображением, цветом, формой; воссоздание картин скульптурой).
Процесс развития эстетической воспитанности можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности - рассматривание репродукций картин художников и т.д.; словесные - беседа, объяснение и т.д; практический - упражнения, рисование и т.д.
При организации процесса эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства можно учитывать ряд принципов: научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности обучения, доступности обучения, прочности усвоения знаний, связи теории с практикой.
На наш взгляд данный комплекс уроков по изобразительному творчеству является эффективным условием эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Так как комплекс уроков нацелен на каждую составляющую критериев, уроки строятся на основе дидактических принципов, а методы сменяются на протяжении урока, что пробуждает интерес детей. Для развития критериев используются различные методы, творческие задания, деятельность, которые представлены в Таблице 14 (Таблица 14).
1. Бальмонт К.Б. Я вольный ветер, я вечно вею. [Электронный ресурс]//45-я параллель: классическая и современная русская поэзия. URL: https://45parallel.net/konstantin_balmont/ya_volnyy_veter_ya_vechno_veyu.html (дата обращения: 20.04.2019).
2. Берестов В.Д. Десяток мимолётных вёсен. [Электронный ресурс] //
Стихи русских поэтов.URL: https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/valentin-
dmitrievich-berestov-desyatok-mimolyotnyh-vyosen (дата обращения:
17.04.2019).
3. Воспитание и образование в современной школе [Текст]: материалы Всероссийской науч.-практической конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Новокузнецк 5-6 апреля 2006 г. / ГОУ ВПО Кузбасская гос. педакад, под общ. ред. О. Ю. Елькиной. - Новокузнецк: Новокузнецкий полиграфкомбинат 2006. - 349 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология[Текст] / Л.С.
Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
5. Гурович, Л.М. Ребёнок и книга [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 64 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь[Текст]: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
7. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество[Текст] /
Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - С. 9.
8. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: Том 1 [Текст] / Я. А. Коменский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 665 с.
9. Кошелева, А.Л. Анализ художественных произведений [Текст]: учеб.пособие / А.Л. Кошелева. - Абакан: Изд. ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Каганова», 2013. - 80 с.
10. Кубилинскас К. Весна[Электронный ресурс] // Заюшка.ИВЬ:
ййрз://’№№№.7ашзЬка.ги/весна-пришла-по-снежному/ (дата обращения:
12.03.2019)
11. Курдюков С.На проталинах растут [Электронный ресурс] // Стихи.ру, 2007. URL: https://www.stihi.ru/2007/09/03/678 (дата обращения: 12.03.2019)
12. Куревина, О.А. Программа «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» [Текст] / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, 2012 - 80 с.
13. Лабунская, Г.В. Эстетическое воспитание на уроках рисования в первом и втором классах [Текст] / Г.В. Лабунская.- М.,1959. - С. 153-157.
14. Левицкий М. Сентябрь [Электронный ресурс] // Стихи.ру, 2007 URL: http://www.stihi.ru/2009/03/03/6777 (дата обращения: 15.03.2019).
15. Лихачев, Б.Т.Педагогика[Текст]: Курс лекций / Учеб.пособие для студентов педагог, учеб.заведений // Б.Т. Лихачев, перераб. и доп. - М.:Юрайт-М,2001 .-607с.
16. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. - М.: Просвещёние, 1985. - 176 с.
...