ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 7
1.1. Определение понятия «сенсорное развитие». Роль изобразительной
деятельности в сенсорном развитии 7
1.2. Характеристики обучающихся с умственной отсталостью с точки
зрения их сенсорного развития 9
1.3. Занятия изобразительной деятельностью как одно из направлений
совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью 12
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 16
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых
2.2. Организация и проведение констатирующего этапа
экспериментальной работы по уровню сенсорного развития у испытуемых 21
2.3. Анализ полученных результатов экспериментальной работы 32
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНАТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЁ АПРОБАЦИИ 43
3.1. Составление программы совершенствования сенсорного развития
обучающихся с умственной отсталостью 43
3.2. Методы коррекционно-развивающей программы
совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной
отсталостью в процессе проведения уроков изобразительной деятельности 49
3.3. Методические рекомендации педагогам по апробации программы.. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
В связи с научно-техническим прогрессом, следствием которого является интенсификация обучения, возросшим потоком информации, а также значительным повышением умственной нагрузки возникает вопрос о внедрении условий для наиболее оптимального развития обучающихся с умственной отсталостью, особенно в системе специального образования.
Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью обуславливают искажения их ощущений и представлений. Восприятие обучающихся с умственной отсталостью характеризуется хаотичностью и фрагментарностью. Обучающиеся данной категории имеют трудности в определении самого объекта. Вышеперечисленные особенности восприятия обучающихся с умственной отсталостью ставят перед педагогом основную задачу - развитие у обучающихся с умственной отсталостью адекватного, дифференцированного восприятия предметов и сенсорное развитие в целом.
Большую роль в развитии правильного восприятия как одного из звеньев сенсорного развития играет изобразительная деятельность.
Л. С. Выготский в своих исследованиях говорит о том, что проблема развития детской изобразительной деятельности должна согласовываться с двумя линиями эстетического развития: с собственным творчеством ребенка и с культурой его художественного восприятия. По мнению Л. С. Выготского общая линия развития в данном направлении должна быть ориентирована на расширение рамок личного опыта ребенка, включение его в контекст накопленного социального опыта и окружающую действительность. Внесение эстетических творческих реакций и красоты в повседневную жизнь является важной задачей эстетического развития обучающихся с умственной отсталостью. Обучающиеся с умственной отсталостью, в силу своих особенностей развития не в состоянии справиться с большим количеством впечатлений и эмоций, поэтому необходимо направлять нереализованные эмоции в творческое русло (рисование, лепка, конструирование и т. д.).
Вышеизложенная проблема была проанализирована такими исследователями, как: Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, А. А. Катаева, С. В. Комарова, Г. В. Липакова, А. Р. Маллер, Л. А Метиева, Е. А. Стребелева, Э. Я. Удалова, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицина и другие. Согласно их исследованиям, нарушения интеллекта накладывают значительный отпечаток на сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие - это переосмысление и усвоения информации о восприятии и разработка эталонов об ведущих качествах предметов: их виде, расцветке, размерах, положении в пространстве, а так же обонятельных качествах и вкусовых. Комплексная работа всех органов чувств обеспечивает процесс компенсации, что дает возможность прогнозировать и корректировать зону ближайшего и актуального развития обучающихся. Это в дальнейшем позволяет достигать более высоких результатов и планировать учебную деятельность.
Сенсорное развитие является результатом восприятия и формирования представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности. Сенсорное развитие будет приемлемо во время сенсорного воспитания. Оно определяется умение создавать представления о расцветке, виде, размерах - данные критерии представляют собой психические функции, которые являются важное значение для развития.
Недостаточное развитие сенсорики может привести к трудностям в процессе взаимодействия с окружающим миром, к проблемам руководства предметными действиями обучающегося с умственной отсталостью, его социальной адаптации в обществе.
В данной работе рассмотрим сенсорное развитие у умственно отсталых обучающихся и его совершенствование на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования - специфика сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью посредствам занятий изобразительной деятельностью
Цель исследования - составление программы совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий по изобразительной деятельностью и методических рекомендаций педагогам по её апробации.
Задачи исследования:
1. Провести анализ источников и литературы по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по определению уровня сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
4. Составить программу совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий изобразительной деятельностью.
5. Составить методические рекомендации в адрес педагогов по апробации программы.
6. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ полученных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Умственная отсталость - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, проявляющаяся в нарушении интеллекта, эмоций, воли, речи и моторики, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, часто с отклонениями от нормы. При этом идут количественные и качественные нововведения всей психической деятельности обучающегося. Адекватное интеллектуальное развитие возможно только благодаря обширному восприятию. Работа познания начинается с восприятие окружающего мира: его предметов и явлений. Остальные виды познания - запоминание, мышление, воображение - развиваются благодаря шаблонам восприятия, считаются результатом их преображения. Основой интеллектуального развития обучающегося с умственной отсталостью можно считать сенсорное развитие, оно имеет свою роль. Обширное развитие восприятие нужно даёт возможность усваивать программы детского сада и школы, а так же различные виды деятельности. Обучающийся с умственной отсталостью в жизни встречаются с разнообразием видов, цветопередачи и подобных качеств предметов, в приоритете игрушек и предметов быта. Обучающийся с умственной отсталостью встречается с продуктами искусства - музыка, живопись, скульптура. Усвоение данных экспозиций происходит у обучающегося с умственной отсталостью как и при целенаправленном воспитании, так и без него. При обстоятельствах, когда это происходит без контроля педагога, информация усваивается поверхностно и примитивно. Последовательное знакомства с сенсорной культурой человечества помогает усвоить материал качественно.
В процессе достижения цели были изучена теоретическая база, посвященная исследованию сенсорного развития у обучающихся с умственной отсталостью в процессе получения начального образования. Особое значение представляет работы следующих авторов: Л. Б. Баряева, С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына.
В процессе работы ощущалась нехватка методических пособий по данной теме. По этой причине методики приходилось адаптировать к потребностям конкретной группы обучающихся с умственной отсталостью. Все задания в выбранных методиках были направлены на исследование зрительного восприятия свойств предметов и уровня сформированности сенсорного развития.
Обследование обучающихся с умственной отсталостью является достаточно сложной задачей. Анализ обследования уровня сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью позволил обнаружить проблемные зоны в восприятии каждого. Особый интерес представляли результаты обследования сформированности эталонов цвета, показавшие, что большая часть обучающихся с умственной отсталостью знает хотя бы основные цвета. У одних обучающихся с умственной отсталостью прослеживались недостаточно сформированные представления о некоторых формах, а у других - о размерах предмета.
Изучение сенсорного развития у умственно отсталых обучающихся обладает определяющим значением для развития личности ребенка с интеллектуальными недостатками, для появления интереса к обучению, к началу деятельности познавательных процессов в учебной деятельности. Организованное обследование обучающихся с умственной отсталостью даёт нам право говорить о том, что сенсорное развитие обучающихся с умственной отсталостью в начале обучения не даёт тот уровень подготовки, необходимый для качественного познания интеллектуального и социального стимула к обучению.
В последней главе были подобраны упражнения для совершенствования сенсорного развития, уровень которого был определен в обследовании обучающихся с умственной отсталостью. Сжатые сроки и особые условия (пандемия) не позволили совершить апробацию данных упражнений, поэтому были составлены методические рекомендации для педагогов по апробации предложенной программы, особенно включенных упражнений для совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Целью выпускной квалификационной работы было совершенствование сенсорного развития на занятиях по изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью. Цель выполнена в своей основе, так как подобраны упражнения и составлены методические рекомендации педагогам, которые в дальнейшем могут помочь им посредством апробации программы повысить уровень сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. / М. А. Абрамова. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. - 128 с.
2. Алексеев, О. Л. Восприятие младшими школьниками с нарушенным интеллектом цветового контраста в предметах, отражение его в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи / О. Л. Алексеев, Т. В. Нестерова // Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 12-18.
3. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1969. - 365 с.
4. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ф. Войлокова ; СПб. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 1999. - 235 с.
5. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников
с интеллектуальной недостаточностью : учебно-методическое пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. - СПб. : Каро, 2005. - 304 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Психолог, 2001. - 284 с.
7. Грищенко, Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : метод. пособие / Т. А. Грищенко. - М. : Владос, 2014. - 96 с.
8. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством
в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 224 с.
9. Дилео, Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Дж. Дилео. - М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.
10. Забрамная, С. Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева // Коррекционная педагогика. - 2008. - № 1. - С. 5-13.
11. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение ; Владос, 1995. - 112 с.
12. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. - М. : Академия, 2013. - 336 с.
13. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 : Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 320 с.
14. Запорожец, А. В. Психология ощущений и восприятия : хрестоматия по психологии / А. В. Запорожец. - М., 1999. - 546 с.
15. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец, А. П. Усова. - М. : Академия педагогических наук, 2003. - 98 с.
16. Запорожец, А. В. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. - М., 1966. - 301 с.
17. Исаев, Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков : учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. - СПб. : Каро, 2012. - 176 с.
18. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков : руководство / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
19. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 1993. - 191 с.
20. Колосова, Т. А. Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью : учебно-методическое пособие / Т. А. Колосова. - СПб. : Каро, 2011. - 72 с.
21. Общая психология (сенсорно-перцептивные процессы) /
сост. В. И. Лупандин. - Екатеринбург : Урал. ун-т, 2003. - 180 с.
22. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. М. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
23. Матюгин, И. Ю. Тактильная память / И. Ю. Матюгин. - М. : Эйдос, 2001. - 288 с.
24. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей : пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М. : Просвещение, 2009. - 160 с.
25. Монтессори, М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори. - 2-е изд. - СПб. : Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2011. - 320 с.
26. Нестерова, Т. В. Контраст формы, величины, цвета предметов в обучении изобразительному искусству младших школьников с нарушенным интеллектом / Т. В. Нестерова // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 4. - С. 60-66.
27. Нестерова, Т. В. Обучение учащихся с нарушенным интеллектом отображению цвета предметов в технике акварели / Т. В. Нестерова // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 69-73.
28. Нестерова, Т. В. Опыт применения контраста при формировании графического образа у младших школьников (констатирующая стадия исследования) / Т. В. Нестерова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 240-244.
29. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982. - 208 с.
30. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста : книга для воспитателей детского сада и родителей / Э. Г. Пилюгина. - М. : Просвещение ; Учебная литература, 1996. - 112 с.
31. Сасарина, Е. Е. Формирование сенсорных эталонов у детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе интеграции продуктивных видов деятельности / Е. Е. Сасарина, Е. Н. Казуто, А. С. Кузьмина // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - URL:
http://www.scienceforum.ru/2014/761/3593(дата обращения: 15.10.2020).
32. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя дефектолога / Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2014. - 256 с.
33. Тарасова, И. А. Дидактические игры в начальной школе / И. А. Тарасова // Начальная школа. - 2002. - № 10. - С. 40-43.
34. Тимченко, Э. А. На уроках изобразительного искусства в коррекционном классе / Э. А. Тимченко // Начальная школа. - 2010. - № 2. - С. 9-14.
35. Удалова, Э. Я. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Э. Я. Удалова, Л. А. Метиева // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 3. - С. 12-36.
36. Уфимцева, Л. П. Воспитание и обучение детей с нарушением развития / Л. П. Уфимцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2003. - № 6. - С. 39-50.
37. Шевлякова, И. Н. Посмотри внимательно на мир : программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста / И. Н. Шевлякова. - М. : Генезис, 2003. - 96 с.
38. Шипицына, Л. М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - СПб. : Образование, 1996.
39. Ягодовский, К. П. Вопросы общей методики : методическое пособие для учителей / К. П. Ягодовский. - М. : Вентана-Граф, 2000. - 201 с.
40. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб., 2011. - 480 с.
41. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей / НИИ Дефектологии АПН СССР. - М., 1983. - 90 с.
42. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц
с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ. учреждений высш. проф. обр. - М. : Академия, 2013. - 336 с.