Введение
ГЛАВА 1. ВЕЛИЧАЙШИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ 8
1.1. Цивилизационное обоснование 2-х главных вех становления национальной
культуры в Истории России 8
1.2. Метафизическое обоснование 2-х главных вех становления национальной
культуры в истории России 20
1.3. Соционическая интерпретация 2-х главных вех становления национальной
культуры в истории России 28
ГЛАВА 2 БАЗИС ПСИХОИНФОРМАЦИОНЫХ СОСТОЯНИЙ НЕСЛУЧАЙНЫХ ГРУПП КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 55
2.1 К вопросу о выявлении актуальных интегральных ТИМов на территории
России 55
2.2. Построение моделей ИТИМ психики как актуальных для выявления
духовно-нравственного основания российского государства 58
2.3. Взаимодействие ИТИМ психики внутри российского общества как
характеристика его формирования 62
ГЛАВА 3 ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕОБХОДИМОЙ РОССИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА И ВЫПОЛНЕНИЯ СВОЕЙ РОЛИ В МИРЕ И ОБЩЕСТВЕ 71
3.1. Опрос российской социальной прослойки с высшим гуманитарным
образованием для выявления существующего культурного фона 71
3.2. Критика существующей концепции духовно-нравственного воспитания . ... 78
3.3. Решение проблеем концепции духовно-нравственного воспитания.
Варианты внедрения в современных условиях 84
Список литературы 97
Приложения
На протяжении своего существования русской цивилизации она прошла множество преобразований и наслоений культур внутри самой себя. В связи с исторически значимыми процессами, порой противоречивыми, изменялось и общество, порой целиком, а иногда частично. Разнообразие национальностей, до сих пор не решённый вопрос происхождения славян и христианство, пришедшее на территорию до сих пор оставшегося в сознании русских народов язычества, усложняют задачу по самоидентификации и современного гражданина России.
Отсутствие целостной парадигмы о том, кто же гражданин, являющий собой цвет нации русской вообще, практически полностью исключает возможность воспитать такого гражданина за неимением представления о том, каким же он должен быть.
Вряд ли Россию вообще можно назвать страной, ведь даже в паспорте современного образца не прописывается национальность, и привязка по этому признаку к современной стране отсутствует, как таковая.
Тем не менее, ходит много разговоров о патриотизме и некоем духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений. Но разве можно воспитывать нравственность без представлений чётких о том, что под ней подразумевается в контексте идеализированных представлений, сложившихся на протяжении формирования национальной ментальности и о том, какова она в современных реалиях, а сама формулировка, подразумевающая нравственность, происходящую из духовности, ставит в зависимость её от источника, прописанного в этой формуле, а именно духовности?
При верности вышеназванной формулировки нужно разобраться в том, что есть та самая духовность, из которой проистекает нравственность для того, чтобы понять, что есть нравственность, потому что на данный момент эта задача лишь уравнение с двумя неизвестными, поставленная перед преподавателями, и на самом деле насущная, как само бытие русской цивилизации... От ответов на эти вопросы зависит очень многое: построение взаимодействий между родителями и преподавателями учебных заведений, подготовка кадров и их отбор, требования к их квалификации. Косвенно тема при должной проработке способна затронуть все сферы жизни взращиваемого гражданина, либо человека, либо того и другого, если эти два понятия, наконец, соединятся в сознании государственного миропорядка...
Как отталкиваясь от первостепенной важности развития культуры сосуществования людей страны на основе правильных духовных и нравственных ценностей можно простроить эффективную и, в тоже время, человечную образовательную концепцию, способную составить жизнеспособный симбиоз с современной системой образования - это тот вопрос, который необходимо проработать и раскрыть с помощью анализа истории образования в России, современной системы образования, опыта в образовании и других стран.
Степень изученности: по известным нам данным, степень изученности низкая, в связи с глобальностью, требующей одновременно как умения синтезировать информацию, а также и дифференцировать порой совершенно, казалось бы, противоположные явления, необходимые для более полного охвата проблематики.
Объект:
Взаимозависимость образования и уровня общественного самосознания, нравов в обществе, следования предназначению, согласно устанавливаемому концепту личности человека и общества в России.
Предмет:
Россия, как структура трансциентального (приложение 7) типа психики личности и характер наполнения её аспектов функций в контексте цивилизационных процессов, обусловленных её данными.
Цель:
- обозначить альтернативные решения проблем системы образования путём выявления на основе обществоведческих наук понятийного аппарата, способного лечь в основу концепции духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
- основываясь на достоверной литературе по около исследовательской тематике, использовать полезные данные, полученные, в результате её всестороннего изучения, а именно исторические факты, теорию информационного метаболизма психики и её феноменологию, относительно взаимосвязи личного и социального сознания общественных индивидуумов;
- проанализировать результаты различных исторических прецедентов в около исследовательской среде,
- представить страну Россию как психическую структуру, выявить аналогии социальных стратификаций с общественными строями, проистекающими из различных концепций мироустройства,
- представить некоторые полезные исследованию, укоренившиеся социальные институты на территории России, как психические структуры , разобрать феномен этих явлений,
- Воплотить в работе полноту закономерностей цивилизационного подхода: пространственно-временной целостности локального социально-исторического объекта; проблемы идентичности, возникающей при взаимодействии с внешней средой; универсальной значимости нормативных принципов локальной цивилизационной структуры для всех входящих в нее более или менее крупных элементов; способ определения внутренней эволюции (судьбы), для получения непротиворечивой картины взаимодействия и их правил между феноменами социальных структур.
Методология исследования:
Общенаучные:
- Анализ;
- Синтез;
- Индукция;
- Дедукция;
- Аналогия
Частнонаучные:
- Герменевтический метод;
- Моделирование;
- Метод индукции при изучении наполненности функций модели;
- Сравнение и аналогия;
- Идеализация;
- Социологический;
- Междисциплинарный;
- Аксиология
Прикладной
- Опрос-эссе;
Методы познания: в работе использовались преимущественно теоретические методы, что продиктовано самим характером вопроса, но и примеры, ставшие доступны эмпирическим путём, должны стать подтверждением теории, а также предпосылками для практического применения в будущем с предшествующей тому адаптацией под цели.
Гипотеза:
- Возможность построения идеализированной модели гармоничного взаимодействия между собой различных исторически наиболее значимых институтов внутри России путём структуризации посредством моделирования, определения их взаимодействия соответственно структуры этой модели для культивирования накопленных ценностей;
- Источником морально-этических ценностей и норм на территории современной России является Библия, а именно писание Нового Завета Евангелие, как восточно-христианской цивилизации по Тойнби [6].
Научная новизна: Анализ взаимодействия человека и государства на Руси с социологической, культурологической, философской, исторической, религиозной, политологической и соционической точек зрения, с позиции концепции духовно-нравственного воспитания, а также выявление содержания наполнения социентальной психики - ИТИМ, (Приложение 1, рис. 3) современной России при анализе происходивших общественных процессов.
1) Выявлена семантика взаимодействия исторически укоренившихся институтов внутри России, как модели информационного метаболизма трансциентального типа психики (ИТИМ);
2) Выявлены взаимосвязи ментальности личности уроженца России по отношению к её типу и исторически сложившихся на её территории институтов;
3) Обнаружены основные вехи развития страны как версии наполнения социентальной психики [10];
4) Определён ИТИМ семитского народа;
5) Определён ИТИМ Римской империи;
6) Роль нового и традиционного в обществе;
7) Частично разработана унифицированного понятийного аппарата для «Модели А», применительно к неслучайным группам (страны, в данном случае);
8) Представлена гипотеза о природе сверхсознания ИТИМ психик неслучайных групп;
9) Выявлены общие для ИТИМ-психик неслучайных групп закономерностей, характерных для перехода к функционированию на уровне ИТИМа сверхсознания (Приложение 7).
Достоверность результатов исследования обеспечивается такими факторами как:
- комплексный подход к исследованию,
- адекватность методов познания целям и задачам,
- всесторонний анализ литературных источников по околотемным
исследованиям; подобную проблематику поднимали: Шпенглер, Данилевский, Тойнби, Вернадский, В.Д. Ермак, К.Г. Юнг, А. Аугустинавичуте и др.
В данной работе были решены поставленные задачи и достигнуты её цели. На примере этой диссертации можно увидеть, как по средствам моделирования интегральных типов информационного метаболизма психик можно понимать многие социальные, исторические, политические и другие процессы. Представлен свежий исторический взгляд: мы имеем одну страну до смуты и в смуту ту же, но уже под оккупацией дома Романовых, и затем снова та же наша Россия воспряла через революцию 1917 года.
Касательно предмета исследования: - Россия, как структура трансцедентального (Приложение 6) типа психики личности и характер наполнения её аспектов функций в контексте цивилизационных процессов, обусловленных её данными были разобраны на наш взгляд достаточно, учитывая комплексность исследования.
Страна Россия, как психическая структура, в исторической ретроспективе представлена и описана достаточно, были частично раскрыты роли социальных её преобразований в ходе истории происходивших. Раскрыта тема взаимозависимости образования и уровня общественного самосознания, нравов в обществе, тематика следования идеям национального предназначения, согласно устанавливаемому концепту личности человека и общества в России.
Задачи и цели, достигаемые с помощью опроса-эссе достигнуты в полной мере. Недостатком является малая выборка, но это предполагалось, как и её подкрепления результатами других уже проводимых исследований, и она уже существующими исследованиями подкреплена.
Касательно цели: альтернативные решения проблем системы образования путём выявления на основе обществоведческих наук понятийного аппарата, способного лечь в основу концепции духовно-нравственного воспитания тоже вполне обозначены, однако это следовало бы исследовать отдельно и глубины некоторой кроме имеющийся, тут мог бы достичь скорей человек с непосредственно юридическим образованием. К сожалению, в этой работе не удалось успеть раскрыть многих интересных деталей, которые могли предать бы ей больших красок, однако удалось достигнуть всех поставленных целей, задач, а также её необходимой понятности, в ней преследуемых, о чём уже подробно рассказывалось в последней части последней главы.
В ходе написания работы подтвердились обе гипотезы:
- Возможность построения идеализированной модели гармоничного взаимодействия между собой различных исторически наиболее значимых институтов внутри России путём структуризации посредством моделирования, определения их взаимодействия соответственно структуры этой модели для культивирования накопленных ценностей;
- Источником морально-этических ценностей и норм на территории современной России является Библия, а именно писание Нового Завета Евангелие, как восточно-христианской цивилизации по Тоинби [6].
Актуальность научной новизны вне всяких сомнений: возможностями цивилизационного подхода проведён исчерпывающий, заявленный в научной новизне анализ взаимодействия, личности и нации, на элементах которого базируются многие позиции данной магистерской. В значительной степени раскрывается вопрос и наполнения социентальной психики современной России, при анализе происходивших общественных процессов, однако пока это остаётся широким полем для исследований.
План по типированию актуальных институтов более, чем выполнен в ходе написания работы. Было установлено путём соционического типирования следующее:
Россия является интуитивно-этическим интровертом (ИЭИ);
Древний Рим древний являлся сенсорно-логическим экстравертом (СЛЭ);
РПЦ является сенсорно-этическим экстравертом;
Православие (Веха 1) является сенсорно-логическим экстравертом;
Интегральный ТИМ семитских народов интуитивно-логический интроверт;
Евангельское христианство является интуитивно-этическим интровертом;
СССР (Веха 2), как и Россия является интуитивно-этическим интровертом (ИЭИ);
Роль нового и традиционного в обществе так же детерминируется посредствам разделение на ИТИМы по принципу особенности закономерности, обосновывающей понятие исторического времени.
Разработка унифицированного понятийного аппарата для Модели «А», применительно к неслучайным группам (страны в данном случае) прошла успешно. Были выявлены, названы и сформулированы некоторые общие для ИТИМ-психик неслучайных групп закономерности, характерные для перехода к функционированию на уровне ИТИМа сверхсознания: блок теоретической аксиоматики (ИД), Блок вектора цели (ЭГО), а так же закономерности перехода на сверхсознательное функционирования ИТИМов и принцип взаимодействия по 3-й, 5-й и 1-й функции у ИТИМов наций. То есть того понятийного аппарата, что способен лечь в основу концепции духовно-нравственного воспитания в современной России. Утверждена модель природы сверхсознания ИТИМ психик неслучайных групп, раскрыта в достаточной для данной работы мере, относительно её целей и задач.
В целом получилась достаточно полная искомая картина. Предназначение данной работы полностью достигнуто, то, чего нужно было достичь, сделано: во-первых, данная диссертация открывает новые горизонты для дальнейших исследований социума, а во-вторых, уже проливает свет и показывает с неожиданных ракурсов исследуемые в ней социальные, исторические, культурологические, философские и общественные явления и процессы. Данная магистерская наилучшим образом могла осуществиться и осуществилась именно на направлении обществоведческого образования.
1. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа [URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208] (дата обращения 07.11.2020).
2. Авдеенко Е.А. «Античная культура» в православной классической гимназии / Е.А. Авдеенко // Авдеенко Е.А. Библейское мировоззрение: [сайт]. - 2020. - URL: http://avdejenko.ru/projects/articles/chto- proishodit-s-vashei-dushoi/(дата обращения 20.10.2020).
3. Авдеенко Е.А. Богословское содержание светской литературы /
Е.А. Авдеенко // Авдеенко Е.А. Библейское мировоззрение: [сайт]. - 2020. - URL: http://avdejenko.ru/projects/lectures/bogoslovskoe-soderzhanie-svetskoi-
literatury-pushkin-3/ (дата обращения 20.10.2020).
4. Авдиенко Е. А. Книга Бытие: Генесис и Берешит / Е.А. Авдиенко.
- Москва: Издательство КЛАССИС, 2019. - Т. 1 - 408 с. - Текст
непосредственный.
5. Евгений А. А. Книга Бытие: Генесис и Берешит / Е.А. Авдиенко.
- Москва: Издательство КЛАССИС, 2019. - Т. 2 - 496 с. - Текст
непосредственный.
6. Евгений А. А. Книга Бытие: Генесис и Берешит / Е.А. Авдиенко.
- Москва: Издательство КЛАССИС, 2019. - Т. 3. - 472 с. - Текст
непосредственный.
7. Аматорика - типология отношений и любви: [сайт]. - 2020. - URL: http://amatorica.mozello.ru/(дата обращения 20.10.2020).
8. Антонов А. В. Родословные росписи конца XVII в. /
А.В. Антонов. - Москва: Археогр. центр, 1996 414 с. - Текст
непосредственный.
9. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека / А. Аугустинавичюте
// Электронная библиотека RoyalLib.com: [сайт]. - 2020. - URL: https://royallib.eom/read/augustinavichyute_aushra/dualnaya_priroda_cheloveka.html#20480 (дата обращения 20.10.2020).
10. Белкин М. В. Новые взгляды на проблемы римской истории /
М.В. Белкин // ВикиЧтение: [сайт]. - 2020. - URL:
https://history.wikireading.ru/105997(дата обращения 20.10.2020).
11. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор / Л. Берталанфи; Перевод с нем. Н. С. Юлиной // Библиотека Михаила Грачева: [сайт]. - 2020. - URL: http://grachev62.narod.ru/bertalanffy/bertalanffy_1.html(дата обращения 20.10.2020).
12. Библия // Библия онлайн [сайт]. - 2020. - URL:
https://bibleonline.ru/bible/rst66/mat(дата обращения 20.10.2020).
13. Букалов А. В. Типы национальных ментальностей и их модели. —
Доклад на II конференции по соционике (Новосибирск, 1989): цикл докладов на семинаре в КГДУ (1990-1995) // ResearchGate: [сайт]. - 2020. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/295909321_Basic_concepts_of_Socionics(дата обращения 20.10.2020).
14. Букалов А.В. Интегральные типы, этнотипы соционики // Socioniko.net: [сайт]. - 2020. - URL: https://www.sociomko.net/ru/Lbegin/mtegral- tip.html(дата обращения 20.10.2020).
15. Васенко П. Г., Платонов С. Ф., Тураева-Церетели Е. Ф. Начало династии Романовых: исторические очерки / П. Г. Васенко, С. Ф. Платонов, Е. Ф. Тураева-Церетели. - Санкт-Петербург: Издание Я. Башмакова и К°, 1912. - 248 с. - Текст непосредственный.
16. Васенко П.Г.. Платонов С.Ф. , Тураева-Церетели Е.Ф. Начало
династии Романовых: исторические очерки. / П.Г. Васенко, С.Ф. Платонов, Е.Ф. Тураева-Церетели. - Санкт-Петербург, 1912. - 248 с. - Текст
непосредственный.
17. Владимир Давыдович Ермак // Socioniko.net: [сайт]. - 2020. - URL: https://www.socioniko.net/ru/authors/ermak_vd.html(дата обращения 20.10.2020).
18. ВЦИОМ. Одобрение деятельности общественных институтов //
ВЦОИМ: [сайт]. - 2020. - URL: URL:
https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov(дата обращения 07.11.2020).
19. Галикарнасский Дионисий. Римские древности // ПрозаРу: [сайт]. - 2020. - URL: https://proza.ru/2012/06/10/1472(дата обращения 07.11.2020).
20. К онтологии целостности человека / В.А. Герт // Изв. Урал. Федер. Ун-та. Серия 3: Общественные науки. - 2012. - № 3 (106). - С. 95-103. - Текст непосредственный.
21. Герт В. А. Смысловая детерминация индивидуального бытия человека / В.А. Герт // Социум и власть. - 2016. - № 2 (58). - С. 33-40. - Текст непосредственный.
22. Герт В.А. Со-бытийное оформление этапов развития субъектности, обучающихся в образовательных процессах / В.А. Герт // Педагогическое образование и наука. - № 7. - 2012. - C. 85-92. - Текст непосредственный.
23. Герт В.А. Субъектность индивидуального бытия человека / В.А. Герт // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 8. - С. 128¬129. - Текст непосредственный.
24. Герт В.А.. К антологии целостности человека. // Электронный
научный архив УрФУ: [сайт]. - 2020. - URL:
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/20962/1/iuro-2012-106-10.pdf (дата
обращения 07.11.2020).
25. Девяткин А.С., Исаев Ю.В., Прокофьева Т.Н. Дуальные
отношения // Научно-исследовательский институт соционики: [сайт]. - 2020. - URL: http://www.socionics.ru/relationships/488-dualnost(дата обращения
07.11.2020).
26. Древняя и Средневековая Русь IX—XVII вв. Полный курс
истории для учителей, преподавателей и студентов. - Книга 1 // Электронная библиотека RoyalLib.com: [сайт]. - 2020. - URL: https://royallib.com/read/spitsin_evgeniy/drevnyaya_i_srednevekovaya_rus_ixxvii _vv_polniy_kurs_istorii_rossii_dlya_uchiteley_prepodavateley_i_studentov_kniga _1.html#61440 (дата обращения 07.11.2020).
27. Ермак В. Д. Как научиться понимать людей. Соционика - новый метод познания человека / В.Д. Ермак. - Москва: Астрель, 2005. - 523 c. - Текст непосредственный.
28. Ермак В.Д. К проблеме идентификации типа информационного метаболизма психики. Ещё раз о типоведении и соционике // Socioniko.net: [сайт]. - 2020. - URL: http://www.socioniko.net/ru/articles/erm-typo.html(дата обращения 07.11.2020).
29. Ермак В.Д. К проблеме интегрального типа информационного метаболизма социетальной психики неслучайной группы / В.Д. Ермак // «Соционика, ментология и психология личности». - 1998. - № 6. -URL: http://socionicasys.org/biblioteka/statji/k-probleme-itima(дата обращения
20.10.2020) .
30. Ермак В.Д. Модели информационного метаболизма психики в
исследовании социетальной психики неслучайных групп / В.Д. Ермак // «Соционика, ментология и психология личности». - 2001. - № 4. -URL: http://socionicasys.org/biblioteka/statji/modeli-im-v-issledovanii-grupp (дата
обращения 20.10.2020).
31. Ермак В.Д. Структура и функционирование психики человека с системной точки зрения. Соционика, ментология и психология личности. // МИС. - 1996. - №3. - С. 11-17. - Текст непосредственный.
32. Ермак В. Д., Матасова Е. Н. К вопросу об интегральном ТИМе психики России / В. Д. Ермак, Е. Н. Матасова // Школа системной соционики [сайт]. - 2020. - URL: http://socionicasys.org/biblioteka/statji/itim-rossii(дата обращения 07.11.2020).
33. Жуков» - сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ). Описание
социотипа // CОЦИОНИКА.info: [сайт]. - 2020. - URL:
https://socionika.info/tip/sle.html(дата обращения 07.11.2020).
34. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой [и др.]. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. - 367 с. - Текст непосредственный.
35. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству
Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. // Азбука веры: [сайт]. - 2020. - URL: https://azbyka. ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitij a-svj atykh/79 (дата
обращения 07.11.2020).
36. Израиль древний и новый. Труды кафедры иудаики ИСАА МГУ / Научный редактор А. Б. Ковельман. - Выпуск 1. - Москва: Индрик, 2015. - 324 с. - Текст непосредственный.
37. Имя России: [сайт]. - 2020. - URL: http://www.nameofrussia.ru(дата обращения 07.11.2020). - Текст непосредственный.
38. Исследование соотношений семьи и школы. // ИНФОУРОК:
ведущий образовательный портал России: [сайт]. - 2020. - URL:
https://infourok.ru/formirovanie-cennostnosmislovih-orientaciy-na-osnove- sotrudnichestva-semi-i-shkoli-2102980.html/(дата обращения 07.11.2020).
39. Лакиера А.Б., Петрова П.Н. История российской геральдики. - Москва: Эксмо, 2009. - 573 с. - Текст непосредственный.
40. История телесных наказаний в русском праве // История государства: [сайт]. - 2020. - URL: https://statehistory.ru/3647/Istoriya-telesnykh- nakazaniy-v-russkom-ugolovnom-prave/(дата обращения 07.11.2020).
41. История церковнославянского языка на Руси // Храм Покрова
Пресвятой Богородицы с.Оса: [сайт]. - 2020. - URL: http://osa-
pokrov.prihod.ru/2015/02/26/istoriya-tcerkovno-slavyanskogo-yazika-na-rusi/(дата обращения 07.11.2020).
42. Итон Колледж в Англии (Eton College) Итонский колледж //
SMAPSE education: [сайт]. - 2020. - URL: http://smapse.ru/eton-college-itonskiy- college-shkola-dlya-malchikov-iton-kolledj-v-berkshire/ (дата обращения
07.11.2020).
43. Иудаизм // Иудаизм и евреи: [сайт]. https://toldot.ru/iudaizm.html(дата обращения 07.11.2020).
44. Кембриджский университет // Unipage: [сайт]. - 2020. - URL: https://www.unipage.net/ru/university_of_cambridge(дата обращения 07.11.2020).
45. Кемпинский А. О теории информационного метаболизма / А.
Кемпинский // True Socionics: [сайт]. - 2020. - URL:
https://truesocionics.ru/anton-kempinskij -o-teorii-informacio (дата обращения
15.11.2020) .
46. Кладов Н. Афганский математик и философ. Сидик Мохаммед
Афган / Н. Кладов // Проза.ру: [сайт]. - 2020. - URL:
https://proza.ru/2019/03/25/2015(дата обращения 15.11.2020).
47. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского
народа и государства / В.О. Ключевский // Азбука веры: [сайт]. - 2020. - URL: https: //azbyka. ru/otechnik/V asilij_Klyuchevskij /pravoslavie-v-rossii/2 (дата
обращения 15.11.2020).
48. Коменский Я. А.. Дидактика. // Библиотека по педагогике: [сайт]. - 2020. - URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000042/st007.shtml(дата обращения 15.11.2020).
49. Концепция политической культуры Алмонда и Вербы //
Helpiks.org: [сайт]. - 2020. - URL: https://helpiks.org/7-69358.html(дата
обращения 15.11.2020).
50. Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского
языка в России. Конец XIX - начало XX в. / А.Г. Кравецкий, А.А. Плетнева // Азбука веры: [сайт]. - 2020. - URL:
https://azbyka. ru/otechnik/Istorij a_T serkvi/istorij a-tserkovnoslavj anskogo-j azyka- v-rossii-konets-xix-nachalo-xx-v/1 (дата обращения 15.11.2020).
51. Ленин В. И. // Энциклопедический словарь: в 3 т. [Текст]. / Гл. ред. Б. А. Введенский. - 1954. - Т. 2. - С. 238-245. - 720 с. - Текст непосредственный.
52. Ленин В.И. Государство и революция / В.И. Ленин // Marxists
Internet Archive [сайт]. - 2020. - URL:
https://www.marxists.org/russkij/lenin/works/lenin007.htm (дата обращения
15.11.2020) .
53. Маркова А. А. Педагогическая деятельность святого праведного
Иоанна / А.А. Маркова // ВикиЧтение: [сайт]. - 2020. - URL:
https://religion.wikireading.ru/40030(дата обращения 15.11.2020).
54. Маркс К. Капитал. // Литмир: электронная библиотека: [сайт]. -
2020. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=64205&p=1(дата обращения
07.11.2020).
55. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. / К. Маркс, Ф. Энгельс. // Marxists Internet Archive [сайт]. - 2020. - URL: http://lugovoy- k.narod.ru/marx/01/cont.htm(дата обращения 20.10.2020) (дата обращения
15.11.2020) .
56. Модель политической системы «вход» - «выход» // Cyberpedia:
[сайт]. - 2020. - URL: https://cyberpedia.su/17xa21b.html(дата обращения
20.10.2020) .
Нестор Повесть временных лет // Храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого): [сайт]. - 2020. - URL: http://svt-
luka.prihod.ru/users/69/1101269/editor_files/file/letopisec_nestor_povest_vremennyh_let .pdf (дата обращения 20.10.2020).
57. Никольский С. А., Филимонов В. П. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII - середины XIX столетия / С.А. Никольский, В.П. Филимонов. - Москва: Прогресс-Традиция, 2008. - 624 с. - Текст непосредственный.
58. Оксфордский университет // StudyLab: [сайт]. - 2020. - URL: https://www.studylab.ru/education/higher-education/vuzy/university-of-oxford(дата обращения 20.10.2020).
59. Педагогические идеи архиепископа Амвросия (Ключарева) // Русское Воскресенье. Православие. Самодержавие. Народность: [сайт]. - 2020. - URL: http://voskres.ru/school/toporov.htm(дата обращения 20.10.2020).
60. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. проф. В. З. Смирнова. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 752 с. - Текст непосредственный.
61. Повесть временных лет, Ипатьевский список [Текст]. // ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - Санкт-Петербург, 1908. - 608 с. - Текст непосредственный.
62. Предки династии Романовых // Древности Симбирского края:
[сайт]. - 2020. - URL: http://archeo73.ru/Russian/17vek/romanovi/index.htm
(дата обращения 20.10.2020).
63. Преподобный Геннадий Костромской, Любимоградский // Азбука
веры: [сайт]. - 2020. - URL: https://azbyka.ru/days/sv-gennadij-kostromskoj-
ljubimogradskij (дата обращения 20.10.2020).
64. Прямикова Е.С. Теория и практика изучения обществознания в
школе / Е.С. Прямикова. - Москва: Уральский Государственный
Педагогический университет. - изд. 2-е. - Екатеринбург, 2015. - 278 с. - Текст непосредственный.
65. Психологические типы по К.Г. Юнгу (Краткая типология Юнга) // Психологи на Ь17: [сайт]. - 2020. - URL: https://www.b17.ru/article/86477(дата обращения 20.10.2020).
66. Пыжиков А.В. Корни сталинского большевизма. Узловой нерв русской истории / А.В. Пыжиков. - Москва: Концептуал - 368 с. - Текст непосредственный.
67. Пыжиков А.В. Славянский разлом. Украино - польское иго в России / А.В. Пыжиков. - Москва: Концептуал - 272 с. -
68. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства / О.М. Рапов. - Москва: Высшая школа, 1988. - С. 208-254. - Текст непосредственный.
69. Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. / Сост. Л. Ю. Стрелкова. - Москва: Педагогика, 1991. - 173 с. - Текст непосредственный.
70. Андреев Н.И. Родословная царствующего дома в России от Рюрика до ныне благополучно царствующего императора Александра II Николаевича с подробной хронологией России / Изд.-ред. Н.И. Андреев. - Москва: В типографии, 1874. - 55 с. - Текст непосредственный.
71. Русская старина. Том LI-LII. 1886. Выпуски 9-12 Из воспоминаний Л.
А. Серякова (1875) // Руниверс: [сайт]. - 2020. - URL:
https://runivers.ru/lib/book4646/199668/(дата обращения 20.10.2020).
72. Русское христианство до крещения Руси [Электронный ресурс]. - Режим доступа [URL: http://apologetik.ru/russkoe-xristianstvo-do-kreshheniya- rusi/] (дата обращения 20.10.2020).
73. Селифонтов Н. Н. Сборник материалов по истории предков царя Михаила Федоровича Романова / Н.Н. Селифонтов - Санкт-Петербург: Типография А. Бенке, 1898 -1901. - 122 с. - Текст непосредственный
74. Создание славянской азбуки - история возникновения письменности на Руси. // Наука. Club: [сайт]. - 2020. - URL: https://nauka.club/istoriya/cozdanie-slavyanskoj-azbuki.html(дата обращения
20.10.2020) .
75. Социетальная психика (менталитет) // Gigabaza.ru: [сайт]. - 2020. - URL: https://gigabaza.ru/doc/178196-pall.html(дата обращения 20.10.2020).
76. Соционика и другие типологии // Соционика - наука или искусство?: [сайт]. - 2020. - URL: http:// socionic.ru/index.php/2010-10-18-21- 29-45 (дата обращения 20.10.2020).
77. Калинаускас И. Соционика. Умения общаться эффективно / И. Калинаускас. - Санкт-Петербург: ИД Афина, 2013. - 224 с. - Текст непосредственный.
78. Список бакалавров Уральской школы соционики // Уральская школа соционики: [сайт]. - 2020. - URL: http://uralsocionics.ru/article/94(дата обращения 20.10.2020).
79. Студенкин Г. И. Романовы, Царствующий дом Российской империи с 1613 г. / Сост. Г. И. Студенкин. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1878. - URL: https://www.prlib.ru/item/362155(дата обращения 20.10.2020).
80. Тойнби. А. Постижение истории / Пер. с англ. А.П. Огурцов //
Электронная библиотека RoyalLib.com: [сайт]. - 2020 - URL:
https://royallib.Com/read/toynbi amold/postigenie istorii.html#0 (дата обращения
20.10.2020) .
81. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании /
К.Д. Ушинский // Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: [сайт]. - Новосибирск, 2020. - URL:
https://kmg.edusite.ru/p29aa1.html(дата обращения 20.10.2020).
82. Горшков А.Удивительные секреты славянской азбуки // Проза.ру:
[сайт]. - 2020 - URL: https://proza.ru/2013/08/17/1490(дата обращения
20.10.2020) .
83. Ученые раскрыли генетический секрет древних римлян азбуки // РИА новости: [сайт]. - 2020. - URL: https://ria.ru/20191108/1560713520.html(дата обращения 20.10.2020).
84. Ушаков Д.В. Современные исследования творчества / Д.В. Ушаков. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т.
2. - № 4. - С. 53-56. - Текст непосредственный.
85. Фролов Э. Д. Древний Рим: история, культура, историография /
3. Д. Фролов // ВикиЧтение: [сайт]. - 2020. - URL:
https://history.wikireading.ru/198203(дата обращения 20.10.2020).
86. Шитякова Н.П. Верховых И.В. Духовно - нравственное
воспитание личности / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых // Docplayer: [сайт]. - 2020. - URL: https://docplayer.ru/30455129-N-p-shityakova-i-v-verhovyh-
duhovno-nravstvennoe-vospitanie-lichnosti-problemy-teorii-tehnologii.html (дата обращения 20.10.2020).
87. Шпенглер О. Ш. Закат Европы / Пер. с нем. под ред.
А.А. Франковского. // Lib.ru: [сайт]. - 2020. - URL:
http://az.lib.rU/s/shpengler_o/text_1922_zakat_evropy.shtml (дата обращения 20.10.2020) .
88. Шушарин В. П. О сущности и формах современного /
В.П. Шушарин. // Библиотека Украины: [сайт]. - 2020. - URL: https://elibrary.com.Ua/m/articles/view О-СУЩНОСТИ-И-ФОРМАХ-
СОВРЕМЕННОГО-НОРМАНИЗМА (дата обращения 20.10.2020).
89. Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.) / Науч
ред. А. И. Клибанов. - Москва: Политиздат, 1989. - 719 с. - Текст
непосредственный.
90. Эрих фон Манштейн цитаты // Цитаты известных личностей :
[сайт]. - 2020. - URL: https://ru.citaty.net/avtory/erikh-fon-manshtein(дата
обращения 20.10.2020).
91. Шубин А. В. Этногенез восточных славян // ВикиЧтение: [сайт]. -
2020. - URL: https://history.wikireading.ru/149188?yrwinfo=1603081461712924-
591495547250648792300107-production-app-host-man-web-yp-327 (дата обращения
20.10.2020) .
92. Eton College - школа-пансион Итон Колледж для мальчиков // EduTravel Языковые курсы и образование за границей: [сайт]. - 2020. - URL: https://edutravel.ru/programms/eton-college(дата обращения 20.10.2020).