Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тьюторское сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста

Работа №95571

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников 7
1.2. Понятие «тьюторское сопровождение» в научно-исследовательской литературе 19
1.3. Этапы тьюторского сопровождения проектной
деятельности дошкольников 31
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1 Организация диагностико-мотивационного этапа тьюторского сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в Федеральном государственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад
№ 568» г. Екатеринбурга 40
2.2 Тьюторское сопровождение проектной деятельности
старших дошкольников в ходе реализации проекта «Подводный мир» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78


Актуальность исследования. Дошкольное образование является первоначальной и значимой ступенью на пути к успешному становлению человека. Ребёнок дошкольного возраста ежедневно делает открытия, так как вся окружающая действительность вызывает у него интерес. Он исследует, узнает закономерности, выстраивая логические цепочки. В ходе познания, дети пробуют себя в новых ролях, получают новые навыки.
В Федеральных государственных образовательных стандартах, национальной доктрине образования в Российской Федерации, концепции модернизации российского образования, законе «Об образовании в Российской Федерации», прописаны положения о необходимости обеспечения самореализации, индивидуализации, самоопределения каждого обучающегося. При этом каждый из обучающихся является активным участником педагогического процесса [37, 52, 53].
Одним из видов деятельности, который в полной мере отвечает обозначенным требованиям, является проектная деятельность. Проектирование является универсальным инструментом, который позволяет обеспечить развитие познавательных интересов старших дошкольников. Однако, данный вид деятельности является сложным для детей дошкольного возраста и может быть реализован в детском саду только при создании определенных условий, позволяющих учитывать индивидуальные запросы и потребности как ребенка, так и его родителей.
Поскольку знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, являются достоянием их личного опыта, то необходим такой специалист, который способен разработать образовательный маршрут для обучающихся, согласно их способностям и возможностям. Данную задачу может реализовать воспитатель дошкольной организации при выполнении роли тьютора и организации сопровождения проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Степень разработанности темы. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.К. Крупской, В.Н. Шульгина [23]. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др. [20, 30, 43, 59]). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.[28].
Поскольку тьютор осуществляет сопровождение старших дошкольников на каждом из этапов их проектной деятельности, готовя обучающихся к освоению дальнейших ступеней образования, то возникает противоречие между необходимостью тьюторского сопровождения проектной деятельности дошкольников и недостаточной разработанностью содержания деятельности специалиста, выполняющего роль тьютора и реализующего данной направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, возникает проблема исследования: каково содержание тьюторского сопровождения проектной деятельности детей дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста в ходе реализации проектной деятельности.
Учитывая сложность проектной деятельности как разновидности деятельности детей, предмет исследования будет ограничен изучением тьюторского сопровождения проектной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать содержание тьюторского сопровождения проектной деятельности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: вероятно, осуществлению проектной деятельности старших дошкольников будет способствовать тьюторское сопровождение, реализуемое воспитателем группы поэтапно (диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный и аналитический этапы) и предполагающее фиксацию содержания совместной деятельности тьютора и тьюторанта на каждом этапе работы в форме портфолио.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников.
2. Проанализировать понятие «тьюторское сопровождение» в научно-исследовательской литературе.
3. Изучить этапы тьюторского сопровождения проектной деятельности дошкольников.
4. Организовать диагностико-мотивационный этап тьюторского сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в Федеральном государственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 568» г. Екатеринбурга.
5. Проанализировать результаты тьюторского сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в ходе реализации проекта «Подводный мир» в Федеральном государственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 568» г. Екатеринбурга.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение.
2. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, тестирование, математические и графические методы обработки данных.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что разработанный методический материал может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе по тьюторскому сопровождению проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 568» г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе изучения социально-педагогической и психолого-педагогической литературы, было выявлено, что тьюторское сопровождение проектной деятельности старших дошкольников - это процесс, который направлен на приобретение и накапливание знаний, с целью развития познавательных интересов обучающихся, и, осознания собственного уникального пути освоения знаний, который им наиболее необходим.
Так же были изучены особенности тьюторского сопровождения проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
На развитии ребенка 5-7 лет сказывается ближайшая перспектива поступления в школу, так как к дошкольнику предъявляются требования как дома, так и в детском саду. Значительное внимание уделяется развитию таких психических процессов, как: мышление, внимание, воображение, память.
К старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка носит целенаправленный, осмысленный, анализирующий характер. Дети, данного возрастного периода, отличаются любознательностью, сочетающейся с произвольным вниманием.
Сопровождение проектной деятельности старших дошкольников исходит от личного запроса обучающихся, который побуждается интересом.
Этапами тьюторского сопровождения являются: открытая образовательная среда; интерес, запрос, выбор тьюторанта; построение маршрута образовательной деятельности; проба; рефлексия; масштабирование опыта.
Этапами тьюторского сопровождения проектной деятельности старших дошкольников, являются: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный и аналитический.
От родителей старших дошкольников детского сада поступил запрос к воспитателям: «Дети просят помочь организовать занятия по танцам.
Короткие занятия хотят проводить сами старшие дошкольники, желают помогать малышам. Дети из младшей группы просят старших дошкольников с ними потанцевать на совместных прогулках, поэтому дети из старшей группы хотят потанцевать с младшими, но не знают, как это организовать».
Исходя из этапов тьюторского сопровождения, воспитателями были разработаны групповые тьюториалы, на которых было выявлено, что большинство старших дошкольников имеет средний уровень познавательных интересов, а познавательными интересами старших дошкольников являются танцы, создание одежек для игрушек, рисование.
Старшими дошкольниками был организован проект «Подводный мир», целью которого было обучение танцевальным композициям младших дошкольников, создание новых костюмов и декораций, организация общего итогового концерта.
Воспитатели, в свою очередь, преследовали цель, которая заключалась в развитии познавательного интереса старших дошкольников. Работа в ходе проекта осуществлялась согласно выделенным этапам тьюторского сопровождения проектной деятельности старших дошкольников.
После завершения проекта была проведена повторная диагностика познавательных интересов старших дошкольников, которая показала, что основная масса старших дошкольников обладает высоким уровнем познавательных интересов.
Таким образом, гипотеза, которая выражается в предположении, что осуществлению проектной деятельности старших дошкольников будет способствовать тьюторское сопровождение, реализуемое воспитателем группы поэтапно (диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный и аналитический этапы) и предполагающее фиксацию содержания совместной деятельности тьютора и тьюторанта на каждом этапе работы в форме портфолио, подтверждена.
Данный проект может быть применен на практике в дошкольных образовательных организациях, в частной тьюторской практике.



1. Абрамовских, Н. В. Уровень познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе //Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе: материалы научно-практической конференции. / Н. В. Абрамовских. - Шадринск: Изд-во ШГПИ,
1998. - С. 92-100.
2. Александрова, Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история и современность. / Е. А. Александрова. - Москва, 2007. - С. 298-308.
3. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников. / Э. М. Александровская. - Москва : Академия, 2002. - 208 с.
4. Артюгина, Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем. / Т. Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2019. - 58 с.
5. Атемаскина, Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. / Ю. В. Атемаскина. - 2008. - № 3. - 6 с.
6. Белкин, А. С. Возрастная педагогика. / А. С. Белкин. - Екатеринбург,
1999. - 272 с.
7. Берберян, А. С. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25¬26 апреля 2011 года. / А. С. Берберян, И. Г. Дорошина. - Пенза. Шадринск. Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.
8. Богословский, В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. / В. И. Богославский, Л. Н. Бережнова. - Спб., 2005. - С.109-123.
9. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика. / Л. Р. Болотина. - Москва: Академический Проект, 2015. - 240 с.
10. Брутова, М. А. Социальная педагогика. Сев.(Арктич.) федер. ун - т им. М.В. Ломоносова. / М. А. Брутова, А. Н. Буторина. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 76 с.
11. Венгер, Л. Старший дошкольник //Дошкольное воспитание. / Л. Венгер. - 2014. - № 9. - 54 с.
12. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
13. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. / Н. А. Виноградова, Е. Панкова. - Москва: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
14. Волченкова, К. Н. Тьюторское сопровождение как основа субъект субъектных отношений тьютора и тьюторанта // Вестник Южно-Уральского государственного университета. / К. Н. Волченкова. - 2013. - №3. - С.71-76.
15. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. / Л. С. Выготский. - Москва, 1956. - 519 с.
16. Горшенина, Я. Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза : автореф. дис. канд. пед. наук / Я.Л. Горшенина. / Я. Л. Горшенина. - Омск, 2007. - 26 с.
17. Гризик, Т. И. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. / Т. И. Гризик. - 2010. - № 5. 36 с.
18. Дошкольная педагогика. / под общ. ред. В. И. Логинова, Ч.1. / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова.- Москва: Просвещение, 1988. - 256 с.
19. Жилина, Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов- сирот в период адаптации в образовательной среде. / Л. А. Жилина. - Омск,
2008. - 27 с.
20. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя. / В. И. Загвязинский. - Москва, 1987. - 235 с.
21. Захарова, М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - Москва: Школьная Пресса, 2010. - 64 с.
Т1. Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства : автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Иваненко. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.
23. Кагаров, Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. Ленинград: Изд. Брокгауз - Ефрон, / Е. Г. Кагаров. - 1926. - 88 с.
24. Казакова, Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. / Е. И. Казакова. - Спб, 1995. - 27 с.
25. Казакова, Е. П. Диалог на лестнице успеха: школа на пороге нового века. / Е. П. Казакова, А. П. Тряпицына. - СПб: «Петербург - XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. - 160 с.
26. Качалов, Д. В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей: дис. докт. пед. наук. / Д. В. Качалов. - Шуя, 2011. - 450 с.
27. Качалова, Л. П. Технология формирования педагогической рефлексии будущего учителя. / Л. П. Качалов, Л.П. Качалова. - Шадринск, ШГПИ, 2010. - 178 с.
28. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности ДОУ. / Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода. - Москва: АРКТИ, 2011. - 96 с.
29. Кравцова, К. А. Изучение способности старшего дошкольника к наглядному моделированию // Педагогика дошкольного образования. Оренбургский государственный университет. № 3. / К. А. Кравцова. - 2010. - С. 100-103.
30. Краевский, В. В. Наука об образовании в современной России: Методологический анализ // Известия РАО. / В. В. Краевский. - 1999. - №4. - С. 21-27.
31. Курманаев, С. М. Формирование и развитие познавательного интереса в ДОУ// Классное руководство. № 11. / С. М. Курманаев. - 2016. - С. 39-45.
32. Лавыгина, Н. Е. Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. / Н. Е. Лавыгина. - 2018. - № 22 (208). - С. 334-336.
33. Лукоянова, Т. В. Метод проектов, как один из новых методов в педагогике // Современные проблемы науки и образования. / Т. В. Лукьянова.
2009. - № 6. - 61 с.
34. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Вестник образования России. № 9. / Н. В. Абрамовских. - 2003. - С. 53-65.
35. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Л. М. Митина. - Москва : ACADEMIA, 2005. - 362 с.
36. Михайлова, Н. П., Коваленко Е. Г. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребёнка // Народное образование. / Н. П. Михайлова, Е. Г. Коваленко. - 1998. - № 6. - 4 с.
37. Модернизация российского образования: документы и материалы. / Е. Г. Егорова. - М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2012. - 334 с.
38. Морозова, М. М. Метод проектов как феномен современного образовательного процесса: монография. Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова, / М. М. Морозова, В. Н. Морозов. - 2014. - 171 с.
39. На путях к методу проектов. / под ред. Б. В. Игнатьева и М. В. Крупениной. - Москва: Работник просвещения, 1930. - 118 с.
40. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. / В. Г. Калинина. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
41. Остроухова, Н. Г., Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: опыт эмпирического исследования: монография. / Н. Г. Остроухова. - Москва : Варсон, 2008. - 400 с.
42. Остроухова, Н. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка новые возможности занятости. / Н. Г. Остроухова. - Москва :Красная площадь, 1996. - 317 с.
43. Поташник, М. М. Управление инновационными процессами в образовании. / М. М. Поташник, А. В. Лоренсов, О. Г. Хомерики. - Москва, 1994. - 185 с.
44. Проблемы дошкольного образования на современном этапе.// Тольятти: ТГУ. № 5. / К. Л. Козлов. - 2007. - 116 с.
45. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. М. Л. Шипицыной. - Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 528 с.
46. Рогалева, Г. И. Тьюторство как успешная воспитательная практика зарубежных вузов // Общие вопросы вузовской и школьной практики на современном этапе. Бурятский гос. университет. № 4. / Г. И. Рогалева. - 2016. - С. 14-20.
47. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. / О. В. Солодянкина. - Москва : АРКТИ, 2010. - 80 с.
48. Сутковая, Н. В. Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). / Н. В. Сутковая. - Челябинск : Два комсомольца, 2017. - С. 49-52.
49. Сухомлинский, В. А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. - Москва : Политическая литература, 1982. - 270 с.
50. Трофимова, О. А. Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников: Дисс.канд. пед. наук. / О. А. Трофимова. - Екатеринбург, 2007. - 176 с.
51. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. / Д. Н. Ушаков. - Москва : Альта- Принт, 2008. - 1239 с.
52. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. - Москва: Изд. «Центр педагогического образования», 2015. - 32 с.
53. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега, 2014. - 134 с.
54. Чиркова, Т. И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. / Т. И. Чиркова. - Н. Новгород : Нижегор. гуманит. Центр, 1995. - 106 с.
55. Шрамко, Н. В. Основы тьюторства : курс лекций. Урал. гос. пед. ун-т. / Н. В. Шрамко. - Екатеринбург, 2018. - 112 с.
56. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. / И. В. Штанько. - 2004. - № 4. С. 69-73.
57. Шурухина, А. И. Проектная деятельность в детском саду // Молодой ученый. / А. И. Шурухина. - 2017. - № 15.2. - С. 212-215.
58. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. / Д. Б. Эльконин. - 1971. - № 4. - С. 32-39.
59. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. / И. С. Якиманская. - Москва : Сентябрь, 1996. - 96 с.
60. Якиманская, И. С. Психология и педагогика сегодня: монография. / И. С. Якиманская. - Ставрополь: Логос, 2012. - 164 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ