ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего
школьного возраста» 7
1.2. Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Проектная деятельность в развитии мотивации к учению у детей
младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ
МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностика исходного уровня развития мотивации к учению у младших
школьников 37
2.2. Содержание комплекса проектных заданий по развитию мотивации к
учению у детей младшего школьного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Актуальность исследования. Основной смысл разработки Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения заключается в создании таких условий, которые позволяют решать задачу российского образования - повышение качества образования, достижение высоких образовательных результатов. ФГОС НОО ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.
Согласно ФГОС НОО одним из основных требований к личностным результатам выпускника начальной школы является сформированная «широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы». В современной школе проблема мотивации учения является главенствующей, так как мотив является источником деятельности и выполняет побуждающую функцию.
В современной школе проблема развития мотивации к учению является главенствующей. C поступлением ребенка в школу под воздействием обучения начинается преобразование его познавательных процессов, что связано с тем, что ребенок включается в новые для него виды деятельности и системы межличностных отношений. На уроках ребенку необходимо сохранять повышенное внимание, быть терпеливым и усидчивым, воспринимать и закреплять в памяти изучаемый материал. Подавляющее большинство младших школьников не могут контролировать себя в период нахождения в школе.
В таких условиях проблема формирования и развития мотивации имеет особую важность, так как мотивация является одним из основных условий воспитания мотивационной сферы личности. Изучение мотивации к учению и условий ее развития представляет собой выявление реального уровня мотивации и зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом, а также средства привлечения и удержания внимания детей в течение образовательной деятельности.
Формирование и развитие мотивационной сферы у младшего школьника играют огромную роль в успешности ребенка в процессе учебной деятельности. Наличие положительной мотивации к учению подталкивает ребенка проявлять активность в процессе обучения: отбирать, запоминать и воспроизводить информацию; при низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение активности и успеваемости ребенка.
Одним из эффективных средств развития учебной мотивации является проектная деятельность. В ФГОС НОО проектной деятельности отводится особое место: в стандарте начального общего образования в приоритете находится формирование универсальных учебных действий, в свою очередь уровень их освоения влияет на качество образования и предопределяет успешность обучения в целом, поскольку его эффективность измеряется не тем, сколько знаний получил обучающийся, а тем, сколько из полученных знаний он сможет применить в практической деятельности.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы была определена как «Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс проектных заданий по развитию мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогической литературы представить характеристику понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста»;
2) описать проблему развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
3) выявить возможности проектной деятельности как средства развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
4) подобрать и провести диагностику исходного уровня развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
5) разработать комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы следующих авторов: характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста» представлена в работах Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной, И.А. Зимней, Л.В. Занкова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, К. Левина.
Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста рассмотрена в работах Я.А. Коменского, Л.Г. Петерсон,
Ш.А. Амонашвили, А.К. Марковой.
Возможности проектной деятельности в развитии мотивации к учению у детей младшего школьного возраста описаны в работах Дж.Дьюи, Н.В. Матяш, О.Д. Мерцаловой, Е.С. Полат.
За основу диагностики исходного уровня мотивации к учению у детей младшего школьного возраста взята методика М.Р. Гинзбург.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной, учебно-методической литературы и нормативно-правовых источников по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: обобщение, сравнение, диагностика, графическая обработка исследования.
База проектировочной работы: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9». В исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике учителей по развитию мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников), 2 приложений.
Проведена работа по теме «Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности».
Основной целью нашей работы были теоретическое обоснование и разработка комплекса проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
На основе психолого-педагогической литературы представлена характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста»; описана проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста; выявлены возможности проектной деятельности как средства развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Также подобрана и проведена диагностика исходного уровня развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста. На основе данной диагностики разработан комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Вопросы развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста нашли отражение в творчестве многих поколений педагогов и психологов.
С приходом ребенка в школу его ведущая деятельность начинает постепенно меняться с игровой на учебную, в процессе которой ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста является главенствующей проблемой современной школы. Это обусловлено тем, что в этот период ребенок совершает переход от дошкольника к младшему школьнику и происходит адаптация ребенка к новым для него условиям: меняются ведущий вид деятельности, статус ребенка, в связи с чем меняются обязанности, также меняется окружение и режим жизни ребенка.
2. Мотивация к учению является одним из основных условий продуктивности учебного процесса и успешности учебной деятельности. Наличие положительной мотивации к учению подталкивает ребенка к проявлению познавательной активности и достижению новых образовательных целей. В свою очередь, отсутствие либо низкий уровень мотивации к учению приводит к снижению познавательной активности и успеваемости обучающегося.
3. Фундаментом развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста является познавательная активность, поэтому необходимо, в первую очередь, развивать познавательную активность.
Если обучающийся включен в учебную деятельность и учение вызывает у него положительные эмоции, то развитие школьника будет более результативным.
4. Одним из инновационных и эффективных способов развития познавательной активности является проектная деятельность. В процессе проектной деятельности формируются все виды универсальных учебных действий, уровень освоения которых влияет на качество образования и предопределяет успешность ребенка в процессе обучения.
5. Мотивация к учению будет развиваться в том случает, если проектная деятельность организована так, что ребенок принимает участие в поисковой деятельности, в этом случае будет развиваться познавательная активность и, в следствие этого, мотивация к учебной деятельности.
6. Результаты диагностики исходного уровня мотивации к учению показали, что подавляющее большинство обучающихся находится на среднем уровне развития учебной мотивации и у них преобладают внешние мотивы к учению. Сложившаяся ситуация указывает на то, что необходимо проводить работу по развитию учебной мотивации среди детей младшего школьного возраста.
7. В связи с результатами диагностического исследования был разработан комплекс проектных заданий. Комплекс включает в себя проектные задания, направленные на развитие познавательной активности, следовательно, и на развитие мотивации к учению, в процессе поисковой деятельности. Комплекс носит тематический характер, так как тема Родины (страны, города, семьи) близка младшим школьникам и отвечает требованиям к портрету выпускника по ФГОС НОО.
8. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем-то знакомым и понятным из их реальной жизни.
9. Метод проектов активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач, таких, как повышение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по изучаемой теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амрита, 2012. - 368 с.
2. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П. П. Блонский. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 632 с.
3. Блохина, З. В. Развитие познавательной активности младших
школьников в разных формах и методах обучения [Электронный ресурс] / З. В. Блохина. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/11/30/dokdad-razvitie- poznavatelnoy (дата обращения: 26.02.2019)
4. Гаврилычева, Г. Ф. Современный младший школьник. Кто он? Штрихи к портрету [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13 - 19.
5. Гинзбург, М. Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / М. Р. Гинзбург. - М. : Просвещение, 1981. - 265 с.
6. Гущина, Е. С. Мотивация учения - основное условие успешности
обучения [Электронный ресурс] / Е. С. Гущина. -
URL: http://festival.1september.ru/articles/569621/ (дата обращения: 30.03.2019)
7. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб.для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, под ред. А. В. Петровского - М. : Просвещение, 1979. - 287 с.
8. Дубравина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / И. В. Дубравина. - М. : Академия, 2002. - 368 с.
9. Дьюи, Дж. Педагогика детства. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку [Текст] / Дж. Дьюи, под ред. С. Н. Савушкина. - М. : Карапуз, 2009. - 350 с.
10. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Дом педагогики, 1999. - 424 с.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с.
13. Килпатрик В. Х. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / В. Х. Килпатрик. - Ленинград: Брокгауз- Ефрон, 1925. - 43 с.
14. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
15. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский. - М. : Книга по требованию, 2012. - 321 с.
16. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии [Текст] / Н. И. Конюхов. - М. : Б. и. 1996. - 154 с.
...