Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего
школьного возраста» 7
1.2. Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Проектная деятельность в развитии мотивации к учению у детей
младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ
МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностика исходного уровня развития мотивации к учению у младших
школьников 37
2.2. Содержание комплекса проектных заданий по развитию мотивации к
учению у детей младшего школьного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
1.1. Характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего
школьного возраста» 7
1.2. Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Проектная деятельность в развитии мотивации к учению у детей
младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ
МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностика исходного уровня развития мотивации к учению у младших
школьников 37
2.2. Содержание комплекса проектных заданий по развитию мотивации к
учению у детей младшего школьного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Актуальность исследования. Основной смысл разработки Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения заключается в создании таких условий, которые позволяют решать задачу российского образования - повышение качества образования, достижение высоких образовательных результатов. ФГОС НОО ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.
Согласно ФГОС НОО одним из основных требований к личностным результатам выпускника начальной школы является сформированная «широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы». В современной школе проблема мотивации учения является главенствующей, так как мотив является источником деятельности и выполняет побуждающую функцию.
В современной школе проблема развития мотивации к учению является главенствующей. C поступлением ребенка в школу под воздействием обучения начинается преобразование его познавательных процессов, что связано с тем, что ребенок включается в новые для него виды деятельности и системы межличностных отношений. На уроках ребенку необходимо сохранять повышенное внимание, быть терпеливым и усидчивым, воспринимать и закреплять в памяти изучаемый материал. Подавляющее большинство младших школьников не могут контролировать себя в период нахождения в школе.
В таких условиях проблема формирования и развития мотивации имеет особую важность, так как мотивация является одним из основных условий воспитания мотивационной сферы личности. Изучение мотивации к учению и условий ее развития представляет собой выявление реального уровня мотивации и зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом, а также средства привлечения и удержания внимания детей в течение образовательной деятельности.
Формирование и развитие мотивационной сферы у младшего школьника играют огромную роль в успешности ребенка в процессе учебной деятельности. Наличие положительной мотивации к учению подталкивает ребенка проявлять активность в процессе обучения: отбирать, запоминать и воспроизводить информацию; при низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение активности и успеваемости ребенка.
Одним из эффективных средств развития учебной мотивации является проектная деятельность. В ФГОС НОО проектной деятельности отводится особое место: в стандарте начального общего образования в приоритете находится формирование универсальных учебных действий, в свою очередь уровень их освоения влияет на качество образования и предопределяет успешность обучения в целом, поскольку его эффективность измеряется не тем, сколько знаний получил обучающийся, а тем, сколько из полученных знаний он сможет применить в практической деятельности.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы была определена как «Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс проектных заданий по развитию мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогической литературы представить характеристику понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста»;
2) описать проблему развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
3) выявить возможности проектной деятельности как средства развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
4) подобрать и провести диагностику исходного уровня развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
5) разработать комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы следующих авторов: характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста» представлена в работах Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной, И.А. Зимней, Л.В. Занкова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, К. Левина.
Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста рассмотрена в работах Я.А. Коменского, Л.Г. Петерсон,
Ш.А. Амонашвили, А.К. Марковой.
Возможности проектной деятельности в развитии мотивации к учению у детей младшего школьного возраста описаны в работах Дж.Дьюи, Н.В. Матяш, О.Д. Мерцаловой, Е.С. Полат.
За основу диагностики исходного уровня мотивации к учению у детей младшего школьного возраста взята методика М.Р. Гинзбург.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной, учебно-методической литературы и нормативно-правовых источников по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: обобщение, сравнение, диагностика, графическая обработка исследования.
База проектировочной работы: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9». В исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике учителей по развитию мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников), 2 приложений.
Согласно ФГОС НОО одним из основных требований к личностным результатам выпускника начальной школы является сформированная «широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы». В современной школе проблема мотивации учения является главенствующей, так как мотив является источником деятельности и выполняет побуждающую функцию.
В современной школе проблема развития мотивации к учению является главенствующей. C поступлением ребенка в школу под воздействием обучения начинается преобразование его познавательных процессов, что связано с тем, что ребенок включается в новые для него виды деятельности и системы межличностных отношений. На уроках ребенку необходимо сохранять повышенное внимание, быть терпеливым и усидчивым, воспринимать и закреплять в памяти изучаемый материал. Подавляющее большинство младших школьников не могут контролировать себя в период нахождения в школе.
В таких условиях проблема формирования и развития мотивации имеет особую важность, так как мотивация является одним из основных условий воспитания мотивационной сферы личности. Изучение мотивации к учению и условий ее развития представляет собой выявление реального уровня мотивации и зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом, а также средства привлечения и удержания внимания детей в течение образовательной деятельности.
Формирование и развитие мотивационной сферы у младшего школьника играют огромную роль в успешности ребенка в процессе учебной деятельности. Наличие положительной мотивации к учению подталкивает ребенка проявлять активность в процессе обучения: отбирать, запоминать и воспроизводить информацию; при низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение активности и успеваемости ребенка.
Одним из эффективных средств развития учебной мотивации является проектная деятельность. В ФГОС НОО проектной деятельности отводится особое место: в стандарте начального общего образования в приоритете находится формирование универсальных учебных действий, в свою очередь уровень их освоения влияет на качество образования и предопределяет успешность обучения в целом, поскольку его эффективность измеряется не тем, сколько знаний получил обучающийся, а тем, сколько из полученных знаний он сможет применить в практической деятельности.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы была определена как «Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс проектных заданий по развитию мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогической литературы представить характеристику понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста»;
2) описать проблему развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
3) выявить возможности проектной деятельности как средства развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
4) подобрать и провести диагностику исходного уровня развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
5) разработать комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы следующих авторов: характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста» представлена в работах Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной, И.А. Зимней, Л.В. Занкова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, К. Левина.
Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста рассмотрена в работах Я.А. Коменского, Л.Г. Петерсон,
Ш.А. Амонашвили, А.К. Марковой.
Возможности проектной деятельности в развитии мотивации к учению у детей младшего школьного возраста описаны в работах Дж.Дьюи, Н.В. Матяш, О.Д. Мерцаловой, Е.С. Полат.
За основу диагностики исходного уровня мотивации к учению у детей младшего школьного возраста взята методика М.Р. Гинзбург.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной, учебно-методической литературы и нормативно-правовых источников по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: обобщение, сравнение, диагностика, графическая обработка исследования.
База проектировочной работы: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9». В исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике учителей по развитию мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников), 2 приложений.
Проведена работа по теме «Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности».
Основной целью нашей работы были теоретическое обоснование и разработка комплекса проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
На основе психолого-педагогической литературы представлена характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста»; описана проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста; выявлены возможности проектной деятельности как средства развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Также подобрана и проведена диагностика исходного уровня развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста. На основе данной диагностики разработан комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Вопросы развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста нашли отражение в творчестве многих поколений педагогов и психологов.
С приходом ребенка в школу его ведущая деятельность начинает постепенно меняться с игровой на учебную, в процессе которой ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста является главенствующей проблемой современной школы. Это обусловлено тем, что в этот период ребенок совершает переход от дошкольника к младшему школьнику и происходит адаптация ребенка к новым для него условиям: меняются ведущий вид деятельности, статус ребенка, в связи с чем меняются обязанности, также меняется окружение и режим жизни ребенка.
2. Мотивация к учению является одним из основных условий продуктивности учебного процесса и успешности учебной деятельности. Наличие положительной мотивации к учению подталкивает ребенка к проявлению познавательной активности и достижению новых образовательных целей. В свою очередь, отсутствие либо низкий уровень мотивации к учению приводит к снижению познавательной активности и успеваемости обучающегося.
3. Фундаментом развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста является познавательная активность, поэтому необходимо, в первую очередь, развивать познавательную активность.
Если обучающийся включен в учебную деятельность и учение вызывает у него положительные эмоции, то развитие школьника будет более результативным.
4. Одним из инновационных и эффективных способов развития познавательной активности является проектная деятельность. В процессе проектной деятельности формируются все виды универсальных учебных действий, уровень освоения которых влияет на качество образования и предопределяет успешность ребенка в процессе обучения.
5. Мотивация к учению будет развиваться в том случает, если проектная деятельность организована так, что ребенок принимает участие в поисковой деятельности, в этом случае будет развиваться познавательная активность и, в следствие этого, мотивация к учебной деятельности.
6. Результаты диагностики исходного уровня мотивации к учению показали, что подавляющее большинство обучающихся находится на среднем уровне развития учебной мотивации и у них преобладают внешние мотивы к учению. Сложившаяся ситуация указывает на то, что необходимо проводить работу по развитию учебной мотивации среди детей младшего школьного возраста.
7. В связи с результатами диагностического исследования был разработан комплекс проектных заданий. Комплекс включает в себя проектные задания, направленные на развитие познавательной активности, следовательно, и на развитие мотивации к учению, в процессе поисковой деятельности. Комплекс носит тематический характер, так как тема Родины (страны, города, семьи) близка младшим школьникам и отвечает требованиям к портрету выпускника по ФГОС НОО.
8. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем-то знакомым и понятным из их реальной жизни.
9. Метод проектов активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач, таких, как повышение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по изучаемой теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Основной целью нашей работы были теоретическое обоснование и разработка комплекса проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
На основе психолого-педагогической литературы представлена характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста»; описана проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста; выявлены возможности проектной деятельности как средства развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Также подобрана и проведена диагностика исходного уровня развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста. На основе данной диагностики разработан комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Вопросы развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста нашли отражение в творчестве многих поколений педагогов и психологов.
С приходом ребенка в школу его ведущая деятельность начинает постепенно меняться с игровой на учебную, в процессе которой ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста является главенствующей проблемой современной школы. Это обусловлено тем, что в этот период ребенок совершает переход от дошкольника к младшему школьнику и происходит адаптация ребенка к новым для него условиям: меняются ведущий вид деятельности, статус ребенка, в связи с чем меняются обязанности, также меняется окружение и режим жизни ребенка.
2. Мотивация к учению является одним из основных условий продуктивности учебного процесса и успешности учебной деятельности. Наличие положительной мотивации к учению подталкивает ребенка к проявлению познавательной активности и достижению новых образовательных целей. В свою очередь, отсутствие либо низкий уровень мотивации к учению приводит к снижению познавательной активности и успеваемости обучающегося.
3. Фундаментом развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста является познавательная активность, поэтому необходимо, в первую очередь, развивать познавательную активность.
Если обучающийся включен в учебную деятельность и учение вызывает у него положительные эмоции, то развитие школьника будет более результативным.
4. Одним из инновационных и эффективных способов развития познавательной активности является проектная деятельность. В процессе проектной деятельности формируются все виды универсальных учебных действий, уровень освоения которых влияет на качество образования и предопределяет успешность ребенка в процессе обучения.
5. Мотивация к учению будет развиваться в том случает, если проектная деятельность организована так, что ребенок принимает участие в поисковой деятельности, в этом случае будет развиваться познавательная активность и, в следствие этого, мотивация к учебной деятельности.
6. Результаты диагностики исходного уровня мотивации к учению показали, что подавляющее большинство обучающихся находится на среднем уровне развития учебной мотивации и у них преобладают внешние мотивы к учению. Сложившаяся ситуация указывает на то, что необходимо проводить работу по развитию учебной мотивации среди детей младшего школьного возраста.
7. В связи с результатами диагностического исследования был разработан комплекс проектных заданий. Комплекс включает в себя проектные задания, направленные на развитие познавательной активности, следовательно, и на развитие мотивации к учению, в процессе поисковой деятельности. Комплекс носит тематический характер, так как тема Родины (страны, города, семьи) близка младшим школьникам и отвечает требованиям к портрету выпускника по ФГОС НОО.
8. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем-то знакомым и понятным из их реальной жизни.
9. Метод проектов активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач, таких, как повышение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по изучаемой теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Подобные работы
- Развитие внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Развитие интереса младших школьников к учению в процессе проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





