Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности

Работа №95556

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего
школьного возраста» 7
1.2. Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Проектная деятельность в развитии мотивации к учению у детей
младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ
МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностика исходного уровня развития мотивации к учению у младших
школьников 37
2.2. Содержание комплекса проектных заданий по развитию мотивации к
учению у детей младшего школьного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66


Актуальность исследования. Основной смысл разработки Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения заключается в создании таких условий, которые позволяют решать задачу российского образования - повышение качества образования, достижение высоких образовательных результатов. ФГОС НОО ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.
Согласно ФГОС НОО одним из основных требований к личностным результатам выпускника начальной школы является сформированная «широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы». В современной школе проблема мотивации учения является главенствующей, так как мотив является источником деятельности и выполняет побуждающую функцию.
В современной школе проблема развития мотивации к учению является главенствующей. C поступлением ребенка в школу под воздействием обучения начинается преобразование его познавательных процессов, что связано с тем, что ребенок включается в новые для него виды деятельности и системы межличностных отношений. На уроках ребенку необходимо сохранять повышенное внимание, быть терпеливым и усидчивым, воспринимать и закреплять в памяти изучаемый материал. Подавляющее большинство младших школьников не могут контролировать себя в период нахождения в школе.
В таких условиях проблема формирования и развития мотивации имеет особую важность, так как мотивация является одним из основных условий воспитания мотивационной сферы личности. Изучение мотивации к учению и условий ее развития представляет собой выявление реального уровня мотивации и зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом, а также средства привлечения и удержания внимания детей в течение образовательной деятельности.
Формирование и развитие мотивационной сферы у младшего школьника играют огромную роль в успешности ребенка в процессе учебной деятельности. Наличие положительной мотивации к учению подталкивает ребенка проявлять активность в процессе обучения: отбирать, запоминать и воспроизводить информацию; при низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение активности и успеваемости ребенка.
Одним из эффективных средств развития учебной мотивации является проектная деятельность. В ФГОС НОО проектной деятельности отводится особое место: в стандарте начального общего образования в приоритете находится формирование универсальных учебных действий, в свою очередь уровень их освоения влияет на качество образования и предопределяет успешность обучения в целом, поскольку его эффективность измеряется не тем, сколько знаний получил обучающийся, а тем, сколько из полученных знаний он сможет применить в практической деятельности.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы была определена как «Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс проектных заданий по развитию мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогической литературы представить характеристику понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста»;
2) описать проблему развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
3) выявить возможности проектной деятельности как средства развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
4) подобрать и провести диагностику исходного уровня развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста;
5) разработать комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы следующих авторов: характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста» представлена в работах Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной, И.А. Зимней, Л.В. Занкова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, К. Левина.
Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста рассмотрена в работах Я.А. Коменского, Л.Г. Петерсон,
Ш.А. Амонашвили, А.К. Марковой.
Возможности проектной деятельности в развитии мотивации к учению у детей младшего школьного возраста описаны в работах Дж.Дьюи, Н.В. Матяш, О.Д. Мерцаловой, Е.С. Полат.
За основу диагностики исходного уровня мотивации к учению у детей младшего школьного возраста взята методика М.Р. Гинзбург.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной, учебно-методической литературы и нормативно-правовых источников по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: обобщение, сравнение, диагностика, графическая обработка исследования.
База проектировочной работы: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 9». В исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике учителей по развитию мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников), 2 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведена работа по теме «Развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности».
Основной целью нашей работы были теоретическое обоснование и разработка комплекса проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
На основе психолого-педагогической литературы представлена характеристика понятия «Мотивация к учению у детей младшего школьного возраста»; описана проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста; выявлены возможности проектной деятельности как средства развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Также подобрана и проведена диагностика исходного уровня развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста. На основе данной диагностики разработан комплекс проектных заданий, направленных на развитие мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Вопросы развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста нашли отражение в творчестве многих поколений педагогов и психологов.
С приходом ребенка в школу его ведущая деятельность начинает постепенно меняться с игровой на учебную, в процессе которой ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста является главенствующей проблемой современной школы. Это обусловлено тем, что в этот период ребенок совершает переход от дошкольника к младшему школьнику и происходит адаптация ребенка к новым для него условиям: меняются ведущий вид деятельности, статус ребенка, в связи с чем меняются обязанности, также меняется окружение и режим жизни ребенка.
2. Мотивация к учению является одним из основных условий продуктивности учебного процесса и успешности учебной деятельности. Наличие положительной мотивации к учению подталкивает ребенка к проявлению познавательной активности и достижению новых образовательных целей. В свою очередь, отсутствие либо низкий уровень мотивации к учению приводит к снижению познавательной активности и успеваемости обучающегося.
3. Фундаментом развития мотивации к учению у детей младшего школьного возраста является познавательная активность, поэтому необходимо, в первую очередь, развивать познавательную активность.
Если обучающийся включен в учебную деятельность и учение вызывает у него положительные эмоции, то развитие школьника будет более результативным.
4. Одним из инновационных и эффективных способов развития познавательной активности является проектная деятельность. В процессе проектной деятельности формируются все виды универсальных учебных действий, уровень освоения которых влияет на качество образования и предопределяет успешность ребенка в процессе обучения.
5. Мотивация к учению будет развиваться в том случает, если проектная деятельность организована так, что ребенок принимает участие в поисковой деятельности, в этом случае будет развиваться познавательная активность и, в следствие этого, мотивация к учебной деятельности.
6. Результаты диагностики исходного уровня мотивации к учению показали, что подавляющее большинство обучающихся находится на среднем уровне развития учебной мотивации и у них преобладают внешние мотивы к учению. Сложившаяся ситуация указывает на то, что необходимо проводить работу по развитию учебной мотивации среди детей младшего школьного возраста.
7. В связи с результатами диагностического исследования был разработан комплекс проектных заданий. Комплекс включает в себя проектные задания, направленные на развитие познавательной активности, следовательно, и на развитие мотивации к учению, в процессе поисковой деятельности. Комплекс носит тематический характер, так как тема Родины (страны, города, семьи) близка младшим школьникам и отвечает требованиям к портрету выпускника по ФГОС НОО.
8. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем-то знакомым и понятным из их реальной жизни.
9. Метод проектов активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач, таких, как повышение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по изучаемой теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амрита, 2012. - 368 с.
2. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П. П. Блонский. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 632 с.
3. Блохина, З. В. Развитие познавательной активности младших
школьников в разных формах и методах обучения [Электронный ресурс] / З. В. Блохина. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/11/30/dokdad-razvitie- poznavatelnoy (дата обращения: 26.02.2019)
4. Гаврилычева, Г. Ф. Современный младший школьник. Кто он? Штрихи к портрету [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13 - 19.
5. Гинзбург, М. Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / М. Р. Гинзбург. - М. : Просвещение, 1981. - 265 с.
6. Гущина, Е. С. Мотивация учения - основное условие успешности
обучения [Электронный ресурс] / Е. С. Гущина. -
URL: http://festival.1september.ru/articles/569621/ (дата обращения: 30.03.2019)
7. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб.для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, под ред. А. В. Петровского - М. : Просвещение, 1979. - 287 с.
8. Дубравина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / И. В. Дубравина. - М. : Академия, 2002. - 368 с.
9. Дьюи, Дж. Педагогика детства. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку [Текст] / Дж. Дьюи, под ред. С. Н. Савушкина. - М. : Карапуз, 2009. - 350 с.
10. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Дом педагогики, 1999. - 424 с.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с.
13. Килпатрик В. Х. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / В. Х. Килпатрик. - Ленинград: Брокгауз- Ефрон, 1925. - 43 с.
14. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
15. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский. - М. : Книга по требованию, 2012. - 321 с.
16. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии [Текст] / Н. И. Конюхов. - М. : Б. и. 1996. - 154 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ