Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии

Работа №95554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Развитие проектных умений детей как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития проектных умений у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Возможности уроков технологии в развитии проектных умений
детей младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 33
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
проектных умений детей младшего школьного возраста 33
2.2. Содержание работы по развитию проектных умений детей
младшего школьного возраста на уроках технологии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72


Современные тенденции развития общества, связанные с интенсивным внедрением новых технологий, предъявляют новые требования к образованию. Быстрорастущий поток информации, развитие техники и современных технологий потребовало смены образовательной парадигмы: не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Эта задача успешно реализуется через развитие проектных умений детей младшего школьного возраста.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения для повышения качества образования на ступени начального образования значимым является формирование у младших школьников умения учиться и способности к организации своей деятельности, что в ФГОС НОО обозначено как умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать и сверстниками в учебном процессе. [64] Проектные умения также включают умение ставить цели, планировать деятельность, осуществлять практическую деятельность, контроль, оценку и умение презентовать результат этой деятельности.
Развитие проектных умений наиболее эффективно происходит у детей младшего школьного возраста, так как основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. Эти психологические новообразования относятся к механизмам произвольной саморегуляции поведения и выражаются в возрастающей целенаправленности поведения.
Базовыми источниками литературы для нашей работы стали труды современных педагогов о развитии проектных умений Д.В. Макаровой, М.В. Дубовой, Е.С. Абрамовой и В.И. Мишаниной, Г.А. Корякиной, С.Ю. Бокаревой, а также психолого-педагогическая литература, раскрывающая теоретические основы и особенности проектной деятельности Н.В. Засоркиной, Т.В. Лебедевой; в отечественной педагогике метод проектов разрабатывали С.Т. Шацкий, А. С. Макаренко и другие; в современной педагогике вопросом изучения метода проектов занимались Н.В. Матяш, И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и другие; основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах Г.И. Кругликова, А.К. Бешенкова, П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и другие.
Анализ авторских программ по технологии, а также методики проведения самого урока показал, что для развития проектных умений детей младшего школьного возраста уроки технологии имеют большой потенциал:
- схожесть структуры проектной деятельности и структуры урока технологии, его отдельных этапов;
- развитие на уроках технологии в начальной школе УУД, способствующих формированию проектных умений.
Однако на практике потенциал урока технологии в развитии проектных умений используется не в полной мере. Отчасти это объясняется неразработанностью содержания уроков технологии в направлении развития проектных умений младших школьников.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Развитие проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии».
Объект исследования - процесс развития проектных умений детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс заданий по развитию проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплекса заданий по развитию проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «проектные умения» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития проектных умений детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности уроков технологии в развитии проектных умений детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития проектных умений детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследовательской работы.
5. Спроектировать содержание работы по развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание уроков технологии, как один из видов продуктивной деятельности, способствующий развитию проектных умений детей младшего школьного возраста, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа №163 города Екатеринбурга Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 25 учащихся, обучающихся по программе «Школа России».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, содержащего 73 наименований изданий, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы нами была рассмотрена проблема развития проектных умений младших школьников на уроках технологии.
Для развития проектных умений младших школьников в своем исследовании мы рассмотрели сущность и структуру понятия «проектные умения», существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании данного явления. Общенаучные подходы к процессу развития проектных умений позволили выделить их специфику, показатели, особенности их развития на уроках технологии у детей младшего школьного возраста.
Проанализировав педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, сопоставив позиции разных авторов, в данной работе мы остановились на определении Д.В. Макаровой. Проектные умения - это последовательность практических действий по планированию, организации, созданию и презентации субъективно нового продукта. [30]
На основе определения понятия «проектные умения» были определены показатели и критерии проектных умений:
- способность к целеполаганию (умение ясно ставить цель и определить задачи);
- способность работать с информацией (умение запросить недостающую информацию у эксперта, умение работать с источниками информации);
- способность обработки полученных данных (умение классифицировать, умение давать определения понятиям);
- способность презентации продукта (способность логично и последовательно излагать результаты собственных проектных решений, умение объяснять и доказывать). [52]
Для выявления уровней развития проектных умений младших школьников были отобраны диагностические методики:
1. «Диагностика сформированности действий целеполагания» З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной, Л.С. Секретаревой. [25]
2. Методика развития исследовательских умений школьников А.И. Савенкова [52]
3. Диагностика «Словесные субтесты». [67]
4. Методическая разработка «Формирование умения строить устный ответ» Н.Н. Светловой. [73]
В результате диагностического исследования были получены следующие результаты. По показателю «способность к целеполаганию» получены средние и низкие результаты - 14 и 2 ученика соответственно. По показателю «способность работать с информацией» на низком уровне - 4 ученика (16%), на среднем уровне - 12 учеников (48%), на высоком уровне зафиксировано 9 учеников. По показателю «способность обработки полученных данных» на низком уровне - 6 учеников (24%), на среднем - 13 учеников (52%), на высоком - 6 учеников (24%). По показателю
«способность к презентации продукта» низкий уровень показали 7 учеников (28%), средний - 12 учеников (48%), высокий - 6 учеников (24%).
Для развития проектных умений младших школьников на уроках технологии нами было разработано содержание педагогической работы в виде комплекса заданий.
Мы предполагаем, что разработанный нами комплекс заданий будет способствовать развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / Г. С. Абрамова - М.: Акад. Проект, 2003. - 490 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование: 7 - е. изд. [Текст] /
А. Анастази. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
3. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. [Текст] / Т. А. Барышева. - СПб.: Изд - РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 268 с.
4. Барышева, Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т. А. Барышева // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. - СПб: Питер, 2005. - 360 с.
5. Беркинблит, М. Б. Фантазия и реальность. [Текст] / М. Б. Беркинблит, А. В. Петровский - М.: Политиздат, 1968. - 128 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Изд - во Знание, 1981. - 96 с.
7. Божович, А. И. Личность и её формирование в детском возрасте. [Текст] / А. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008 - 398 с.
8. Боровик, О. В. Развиваем воображение [Текст] / О. В. Боровик // Дошкольное образование. - 2001. - № 1. - с.14.
9. Вильсон, Г. Узнай интеллектуальные возможности своего
ребёнка. [Текст] / Г. Вильсон, Д. Гриляз. - М.: Когито-центр, 1998. - 153 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Детство-пресс, 2015 - 93 с.
11. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. [Текст] / Л. С.
Выготский. - СПб., 2003. - 144 с.
12. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информационно
методическое пособие по курсу «Психология человека». [Текст] / М. В.
Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 276 с.
13. Гильбух, Ю. 3. Умственно одарённый ребёнок. [Текст] / Ю. З. Гильбух. - Киев: Академия, 2002. - 144 с.
14. Горальский, И. А. Ощущение творчества. [Текст] / И. А. Горальский // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - с. 47 - 53.
15. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: уч. пос. [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Владос, 2007. - 235 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 653 с.
17. Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и
творчества. [Текст] / А. Я. Дудецкий. - Смоленск, 2004. - 368 с.
18. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2007. - № 16. - с. 52 - 59.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ