Развитие проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Развитие проектных умений детей как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития проектных умений у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Возможности уроков технологии в развитии проектных умений
детей младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 33
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
проектных умений детей младшего школьного возраста 33
2.2. Содержание работы по развитию проектных умений детей
младшего школьного возраста на уроках технологии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
1.1. Развитие проектных умений детей как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития проектных умений у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Возможности уроков технологии в развитии проектных умений
детей младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 33
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
проектных умений детей младшего школьного возраста 33
2.2. Содержание работы по развитию проектных умений детей
младшего школьного возраста на уроках технологии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
Современные тенденции развития общества, связанные с интенсивным внедрением новых технологий, предъявляют новые требования к образованию. Быстрорастущий поток информации, развитие техники и современных технологий потребовало смены образовательной парадигмы: не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Эта задача успешно реализуется через развитие проектных умений детей младшего школьного возраста.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения для повышения качества образования на ступени начального образования значимым является формирование у младших школьников умения учиться и способности к организации своей деятельности, что в ФГОС НОО обозначено как умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать и сверстниками в учебном процессе. [64] Проектные умения также включают умение ставить цели, планировать деятельность, осуществлять практическую деятельность, контроль, оценку и умение презентовать результат этой деятельности.
Развитие проектных умений наиболее эффективно происходит у детей младшего школьного возраста, так как основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. Эти психологические новообразования относятся к механизмам произвольной саморегуляции поведения и выражаются в возрастающей целенаправленности поведения.
Базовыми источниками литературы для нашей работы стали труды современных педагогов о развитии проектных умений Д.В. Макаровой, М.В. Дубовой, Е.С. Абрамовой и В.И. Мишаниной, Г.А. Корякиной, С.Ю. Бокаревой, а также психолого-педагогическая литература, раскрывающая теоретические основы и особенности проектной деятельности Н.В. Засоркиной, Т.В. Лебедевой; в отечественной педагогике метод проектов разрабатывали С.Т. Шацкий, А. С. Макаренко и другие; в современной педагогике вопросом изучения метода проектов занимались Н.В. Матяш, И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и другие; основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах Г.И. Кругликова, А.К. Бешенкова, П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и другие.
Анализ авторских программ по технологии, а также методики проведения самого урока показал, что для развития проектных умений детей младшего школьного возраста уроки технологии имеют большой потенциал:
- схожесть структуры проектной деятельности и структуры урока технологии, его отдельных этапов;
- развитие на уроках технологии в начальной школе УУД, способствующих формированию проектных умений.
Однако на практике потенциал урока технологии в развитии проектных умений используется не в полной мере. Отчасти это объясняется неразработанностью содержания уроков технологии в направлении развития проектных умений младших школьников.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Развитие проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии».
Объект исследования - процесс развития проектных умений детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс заданий по развитию проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплекса заданий по развитию проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «проектные умения» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития проектных умений детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности уроков технологии в развитии проектных умений детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития проектных умений детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследовательской работы.
5. Спроектировать содержание работы по развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание уроков технологии, как один из видов продуктивной деятельности, способствующий развитию проектных умений детей младшего школьного возраста, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа №163 города Екатеринбурга Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 25 учащихся, обучающихся по программе «Школа России».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, содержащего 73 наименований изданий, приложения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения для повышения качества образования на ступени начального образования значимым является формирование у младших школьников умения учиться и способности к организации своей деятельности, что в ФГОС НОО обозначено как умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать и сверстниками в учебном процессе. [64] Проектные умения также включают умение ставить цели, планировать деятельность, осуществлять практическую деятельность, контроль, оценку и умение презентовать результат этой деятельности.
Развитие проектных умений наиболее эффективно происходит у детей младшего школьного возраста, так как основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. Эти психологические новообразования относятся к механизмам произвольной саморегуляции поведения и выражаются в возрастающей целенаправленности поведения.
Базовыми источниками литературы для нашей работы стали труды современных педагогов о развитии проектных умений Д.В. Макаровой, М.В. Дубовой, Е.С. Абрамовой и В.И. Мишаниной, Г.А. Корякиной, С.Ю. Бокаревой, а также психолого-педагогическая литература, раскрывающая теоретические основы и особенности проектной деятельности Н.В. Засоркиной, Т.В. Лебедевой; в отечественной педагогике метод проектов разрабатывали С.Т. Шацкий, А. С. Макаренко и другие; в современной педагогике вопросом изучения метода проектов занимались Н.В. Матяш, И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и другие; основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах Г.И. Кругликова, А.К. Бешенкова, П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и другие.
Анализ авторских программ по технологии, а также методики проведения самого урока показал, что для развития проектных умений детей младшего школьного возраста уроки технологии имеют большой потенциал:
- схожесть структуры проектной деятельности и структуры урока технологии, его отдельных этапов;
- развитие на уроках технологии в начальной школе УУД, способствующих формированию проектных умений.
Однако на практике потенциал урока технологии в развитии проектных умений используется не в полной мере. Отчасти это объясняется неразработанностью содержания уроков технологии в направлении развития проектных умений младших школьников.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Развитие проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии».
Объект исследования - процесс развития проектных умений детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс заданий по развитию проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплекса заданий по развитию проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «проектные умения» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития проектных умений детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности уроков технологии в развитии проектных умений детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития проектных умений детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследовательской работы.
5. Спроектировать содержание работы по развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание уроков технологии, как один из видов продуктивной деятельности, способствующий развитию проектных умений детей младшего школьного возраста, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа №163 города Екатеринбурга Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 25 учащихся, обучающихся по программе «Школа России».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, содержащего 73 наименований изданий, приложения.
В рамках данной работы нами была рассмотрена проблема развития проектных умений младших школьников на уроках технологии.
Для развития проектных умений младших школьников в своем исследовании мы рассмотрели сущность и структуру понятия «проектные умения», существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании данного явления. Общенаучные подходы к процессу развития проектных умений позволили выделить их специфику, показатели, особенности их развития на уроках технологии у детей младшего школьного возраста.
Проанализировав педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, сопоставив позиции разных авторов, в данной работе мы остановились на определении Д.В. Макаровой. Проектные умения - это последовательность практических действий по планированию, организации, созданию и презентации субъективно нового продукта. [30]
На основе определения понятия «проектные умения» были определены показатели и критерии проектных умений:
- способность к целеполаганию (умение ясно ставить цель и определить задачи);
- способность работать с информацией (умение запросить недостающую информацию у эксперта, умение работать с источниками информации);
- способность обработки полученных данных (умение классифицировать, умение давать определения понятиям);
- способность презентации продукта (способность логично и последовательно излагать результаты собственных проектных решений, умение объяснять и доказывать). [52]
Для выявления уровней развития проектных умений младших школьников были отобраны диагностические методики:
1. «Диагностика сформированности действий целеполагания» З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной, Л.С. Секретаревой. [25]
2. Методика развития исследовательских умений школьников А.И. Савенкова [52]
3. Диагностика «Словесные субтесты». [67]
4. Методическая разработка «Формирование умения строить устный ответ» Н.Н. Светловой. [73]
В результате диагностического исследования были получены следующие результаты. По показателю «способность к целеполаганию» получены средние и низкие результаты - 14 и 2 ученика соответственно. По показателю «способность работать с информацией» на низком уровне - 4 ученика (16%), на среднем уровне - 12 учеников (48%), на высоком уровне зафиксировано 9 учеников. По показателю «способность обработки полученных данных» на низком уровне - 6 учеников (24%), на среднем - 13 учеников (52%), на высоком - 6 учеников (24%). По показателю
«способность к презентации продукта» низкий уровень показали 7 учеников (28%), средний - 12 учеников (48%), высокий - 6 учеников (24%).
Для развития проектных умений младших школьников на уроках технологии нами было разработано содержание педагогической работы в виде комплекса заданий.
Мы предполагаем, что разработанный нами комплекс заданий будет способствовать развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Для развития проектных умений младших школьников в своем исследовании мы рассмотрели сущность и структуру понятия «проектные умения», существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании данного явления. Общенаучные подходы к процессу развития проектных умений позволили выделить их специфику, показатели, особенности их развития на уроках технологии у детей младшего школьного возраста.
Проанализировав педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, сопоставив позиции разных авторов, в данной работе мы остановились на определении Д.В. Макаровой. Проектные умения - это последовательность практических действий по планированию, организации, созданию и презентации субъективно нового продукта. [30]
На основе определения понятия «проектные умения» были определены показатели и критерии проектных умений:
- способность к целеполаганию (умение ясно ставить цель и определить задачи);
- способность работать с информацией (умение запросить недостающую информацию у эксперта, умение работать с источниками информации);
- способность обработки полученных данных (умение классифицировать, умение давать определения понятиям);
- способность презентации продукта (способность логично и последовательно излагать результаты собственных проектных решений, умение объяснять и доказывать). [52]
Для выявления уровней развития проектных умений младших школьников были отобраны диагностические методики:
1. «Диагностика сформированности действий целеполагания» З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной, Л.С. Секретаревой. [25]
2. Методика развития исследовательских умений школьников А.И. Савенкова [52]
3. Диагностика «Словесные субтесты». [67]
4. Методическая разработка «Формирование умения строить устный ответ» Н.Н. Светловой. [73]
В результате диагностического исследования были получены следующие результаты. По показателю «способность к целеполаганию» получены средние и низкие результаты - 14 и 2 ученика соответственно. По показателю «способность работать с информацией» на низком уровне - 4 ученика (16%), на среднем уровне - 12 учеников (48%), на высоком уровне зафиксировано 9 учеников. По показателю «способность обработки полученных данных» на низком уровне - 6 учеников (24%), на среднем - 13 учеников (52%), на высоком - 6 учеников (24%). По показателю
«способность к презентации продукта» низкий уровень показали 7 учеников (28%), средний - 12 учеников (48%), высокий - 6 учеников (24%).
Для развития проектных умений младших школьников на уроках технологии нами было разработано содержание педагогической работы в виде комплекса заданий.
Мы предполагаем, что разработанный нами комплекс заданий будет способствовать развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии.





