Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в процессе освоения мультимедийных технологий

Работа №95551

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы142
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1. Развитие эстетического отношения к природе как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития эстетического отношения к природе
у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Возможности развития эстетического отношения к природе
у детей младшего школьного возраста в процессе освоения мультимедийных технологий 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 25
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
эстетического отношения к природе у младших школьников 25
2.2. Содержание работы по развитию эстетического отношения
к природе у детей младшего школьного возраста в процессе освоения мультимедийных технологий 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 116


В современном обществе вопрос экологического воспитания приобретает особую напряженность. Проблема отношения к природе и к экологии в целом носят глобальный масштаб и касаются каждого человека на земле. Технический и информационный прогресс не только изменяет условия жизни человека, но и приводит к дисгармонии современного бытия. В связи с этим повышается значимость бережного отношение к природе на основе развития эстетического отношения к ней.
Актуальность и значимость данной проблемы отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО), где подчеркивается, что «в воспитании ребенка важно формировать эстетические потребности, ценности и чувства, формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде» [45].
Период младшего школьного возраста является наилучшим для решения проблемы развития эстетического отношения к природе. Данный период обладает благоприятными психологическими предпосылками развития эстетического отношения к природе. «Ребенок еще не отгородился прозрачной, но непроницаемой психологической преградой, разделяющей его и окружающий мир на «я» и «не я»» [27]. Дети младшего школьного возраста еще не лишены интереса и повышенной эмоциональной отзывчивости по отношению к чувственному облику мира, для них значимо все. Из всего этого складываются первичные формы того отношения к миру, на почве которого развивается эстетическое отношение [44].
Организация образовательного процесса в школе характеризуется активным использованием информационных компьютерных технологий в обучении. Однако, анализ учебных программ и УМК («Школа России», «Перспектива» и др.) показал, что ИКТ не рассматриваются в формировании у детей такого значимого качества личности как эстетическое отношение к природе. Частично внимание к проблеме развития эстетического отношения к природе уделяется на уроках области «Искусства», в большей степени в рамках изучения предмета «Окружающий мир». Однако, современного школьника чрезвычайно привлекают мультимедийные технологии, поэтому важно использовать интерес к ИКТ для развития у детей младшего школьного возраста эстетического отношения к природе.
Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью развития у детей младшего школьного возраста эстетического отношения к природе, обозначенного в ФГОС НОО и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе мультимедийных технологий для его развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований
и практических направлений развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в процессе освоения мультимедийных технологий.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в процессе освоения мультимедийных технологий».
Объект исследования - процесс развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в процессе освоения мультимедийных технологий.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в процессе освоения мультимедийных технологий.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть содержание понятия «эстетическое отношения к природе» относительно младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности развития эстетического отношения к природе детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности мультимедийных технологий в развитии эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование с целью выявить уровень развитости эстетического отношения к природе младших школьников на начальном этапе проектировочной работы.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в процессе создания мультимедийных технологий.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической,
психологической и методологической литературы по исследуемой проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития эстетического отношения к природе (Э.Ф. Москалева, Н.Г. Куприна, А.А. Мелик-Пашаев, Е.М. Торшилова, И.В Блауберг, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.Н. Шацкая, И.Ф. Смольянинов, О.П. Котикова, Л.П. Печко и другие); положения теории деятельностного подхода в формировании личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); исследование перспектив внеурочной деятельности (Н.С. Долгова, Л.В. Байбородова); исследование перспектив и проблем использования мультимедийных технологий в учебном процессе (Н.В. Осетрова, А.И. Смирнова, А.В. Осин, ОМ. Коржачкина, И.Г. Захарова, А.Л. Бочков, А.В. Меженин, В.Т. Тозик, Д.В. Гудов, Е.М. Панферова и другие).
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов города Екатеринбург. В практическом исследовании приняли участие 20 учащихся в возрасте 9-11 лет.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 50 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Условия жизни современного человека с развитием технического и информационного прогресса кардинально изменились, усиливается дисгармония современного бытия, увеличивается разрыв в отношениях человека и природы. В связи с этим актуализируется проблема формирования бережного отношения к природе на основе развития эстетического отношения к окружающей действительности.
В результате изучения литературы, сопоставления позиций разных авторов, в данной работе в определении понятия «эстетическое отношение к природе» мы опираемся на позицию Э.Ф. Москалевой: Эстетическое отношение к природе - это активная, избирательная позиция личности, проявляющаяся в потребности приобщения к прекрасному, в познании и понимании искусства, положительно окрашенном эмоциональном отклике на прекрасное в окружающем мире, способности к активной эстетико-ориентированной творческой деятельности [30]. На основе определения эстетического отношения к природе и выделенных структурных компонентов, были сформулированы показатели эстетического отношения детей младшего школьного возраста.
К показателям эстетического отношения к природе относятся: когнитивный, эмоциональный, деятельностный (в единстве художественно-эстетической деятельности и эстетических суждений).
В результате проведения диагностического исследования были получены следующие данные: высокий уровень развитости эстетического отношения к природе выявлен у 3 учеников (15%); средний уровень выявлен у 16 человек (80%); низкий уровень выявлен у 1 человека (5%) от общего количества обучающихся.
На основе полученных результатов был разработан комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе в процессе освоения мультимедийных технологий. Были определено содержание занятий на основе интеграции видов искусства, выделены этапы в работе по созданию младшими школьниками презентаций и видеоролика, определены методы развития выделенных показателей эстетического отношения к природе. Мы предполагаем, что разработанный нами комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у младших школьников в процессе освоения мультимедийных технологий будет эффективным.


1. 3ds max 9: трехмерное моделирование и анимация [Текст]: Учебное пособие / сост. Тозик В. Т., Меженин А. В. - СПб: Изд-во БХВ-Петербург, 2007. - 1056 с.
2. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А. А. Адаскина. - М.: Просвещение, 2008. - 285 с.
3. Архипов, И. Г. Педагогический опыт: теория, методика, практика [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (7). - С. 81-83.
4. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]/ Л.В. Байбородова. - Москва: Просвещение, 2013. - 177 с.
5. Блауберг, И. В. Краткий словарь по философии [Текст]/ И. В. Блауберг. - М.: Политиздат, 1970. - 398 с.
6. Бурков, А. И. Эстетика проблемы и споры. Методологические основы дисскусии в эстетике [Текст]/ А. И. Бурков. - М.; Искуссство,1975. - 175 с.
7. Виды и характеристика художественной деятельности [Электронный ресурс]// Электронная студенческая библиотека URL: https://students-library.com/library/read/53809-vidy-i-harakteristika-hudozestve nnoj-deatelnosti-detej (Дата обращения 06. 05. 17)
8. Википедия. Мультимедиа [Электронный ресурс]// Интернет-
энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа (Дата
обращения 06. 05. 17)
9. Википедия. Отношение [Электронный ресурс]// Интернет- энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Отношение (Дата обращения 26. 04. 17)
10. Википедия. Презентация [Электронный ресурс]// Интернет- энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Презентация_(способ_предст авления_информации) (Дата обращения 06. 05. 17)
11. Википедия. Фильм [Электронный ресурс]// Интернет- энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фильм (Дата обращения 06. 05. 17)
12. Википедия. Эстетика [Электронный ресурс]// Интернет- энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эстетика (Дата обращения 16. 05. 17)
13. Гамалей, В. Мой первый видеофильм от А до Я [Текст]/ В. Гамалей. - Спб.: Изд-во Питер, 2006. - 272 с.
14. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. 2-е изд. [Текст]/ А. Г Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Спб: Изд-во "Питер", 2015. - 464 с.
15. Долгова, Н. С. Роль внеурочной деятельности в формировании
эстетического сознания младших школьников [Электронный ресурс]// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1738/24240 (дата обращения:
01.06.2018).
16. Долгун, Н. В. Изобразительная деятельность как один из способов подготовки к обучению в школе [Электронный ресурс]// Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 485-487. URL https://moluch.ru/archive/139/39207/ (дата обращения: 02.06.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ