ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ
УСПЕХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Ситуация успеха: понятие, функции, типы 15
1.3. Методы и приемы создания ситуации успеха у младшихшкольников
на уроках английского языка 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ СИТУАЦИИ УСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ МАОУ ГИМНАЗИЯ №47 Г.ЕКАТЕРИНБУРГА 34
2.1. Анализ деятельности школы по созданию ситуации успеха у
младших школьников на уроках английского языка 34
2.2. Первичная диагностика функций ситуации успеха у младших
школьников на уроках английского языка 41
2.3. Комплекс мероприятий по созданию ситуации успеха у младших
школьников на уроках английского языка 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ОТИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
За последние несколько лет английский язык стал не просто обычным уроком в школе, его значимость возросла в разы, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. Начиная изучать английский язык, дети достаточно мотивированы, так как для них это что-то загадочное и интересное. В свою очередь родители также ждут больших и быстрых результатов от своих детей. Но зачастую, позже обучающиеся делятся на две группы: кому интересно изучать английский язык и тех, кто не хочет ходить на урок иностранного языка.
Одно из важных назначений ситуации успеха на уроках иностранного языка - это создание определённых условий, которые способствуют устранению неуверенности и повышению мотивации к изучению иностранного языка, придают уверенность в своих силах и формируют желание достигать высоких результатов ы изучении иностранного языка.
Проблема создания ситуации успеха рассматривается в исследованиях таких педагогов, как А.С. Белкин, У.Глассер, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский [7; 8; 20; 55; 56; 57; 59].
Актуальность темы исследования. Перед учителем иностранного языка возникает задача - как сделать урок более интересным, а материал доступным и понятным для каждого обучающегося.Ученик хочет заниматься и тянется к знаниям только тогда, когда он подкреплен здоровыми мотивами и интересом, мотивирован успехом.
Ситуация успеха - один из стимулов познавательной деятельности. По этой причине одно из самых важных направлений в работе каждого педагога - создание ситуации успеха, в частности - учителя иностранного языка, которое позволяет повысить самооценку учащихся младшего школьного возраста, развить их уверенность в себе, добиться хорошей успеваемости, что в свою очередь способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Противоречие - между необходимостью создания ситуации успеха для младших школьников на уроках иностранного языка и недостаточностью методических рекомендаций для педагога иностранного языка по данному вопросу.
Проблема исследования - какие методы, приемы и средства необходимы для создания ситуации успеха у младших школьников на уроках иностранного языка?
Исходя из актуальности, мы выбрали тему исследования: «Создание ситуации успеха у младших школьников на уроках иностранного языка».
Ограничение - мы в своей работе будем рассматривать уроки английского языка
Объект исследования -процесс обучения младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования - содержание процесса создания ситуации успеха у младших школьников на уроках английского языка.
Цель исследования - на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по созданию ситуации успеха у младших школьников на уроках английского языка.
Гипотеза исследования -вероятно, создание ситуации успеха на уроках английского языка должно строиться с учетом выделенных методов и приемов, на основе которых разработан комплекс мероприятий.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста;
2. Проанализировать понятие «ситуация успеха», ее функции и типы;
3. Выделить методы приемы и средства создания ситуации успеха у младших школьников на уроках английского языка;
4. Проанализировать деятельность школы по созданию ситуаций успеха на
уроках английского языка у младших школьников;
5. Провести первичную диагностику мотивации к изучению английского языка у младших школьников.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, дедукция;
• эмпирические - анкетирование, беседа, наблюдение.
База исследования: МАОУ Гимназия №47 г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6 до 11 лет.В младшем школьном возрасте активно развивается скелетно-мышечная система, более устойчивой становится работа сердечнососудистой системы, процессы нервного возбуждения и торможения находятся на относительно одинаковом уровне, по сравнению с дошкольным возрастом. Нормальное физическое развитие очень важно для младшего школьника, потому что учеба в школе требует от ребенка не только умственного напряжения, но и значительной физической нагрузки. Все изменения в психике на этапе младшего школьного возраста определяетучебная деятельность, ставшая ведущей.
Ситуация успеха - совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика, действуя согласно которым ученик достигает успеха в решении учебных задач. К функциям ситуации успеха относятся:
• повышение мотивации обучения,
• стимуляция работоспособности,
• коррекция негативных личностных особенностей,
• развитие личностных качества,
• поддержка благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе.
К типам ситуации успеха относятся:
• неожиданная радость - радость от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания;
• общая радость - радость от положительной оценки коллектива;
• радость познания - радость от самого процесса познания и от его результата в виде новых знаний
Существуют различные методы и приемы создания ситуации успеха на уроках английского языка у младших школьников. Так, можно выделить методы дифференцированного обучения, репродуктивные методы, проблемно-поисковые, а также метод проектов.
Приемы создания ситуации успехов у младших школьников на уроках английского языка - эмоциональное поглаживание, холодный душ, умышленная ошибка, эврика и многие другие
В МАОУ Гимназия № 47на уроках английского языка ситуация успеха организована в недостаточной мере. Она осуществляется за счет создания портфолио, а также применения некоторых приемов, таких как «эмоциональное поглаживание», «шанс», «анонсирование».
Результаты проведенной диагностики вида мотивации к изучению английского языка показали, что преобладающим видом мотивации является внешняя отрицательная мотивация. В свою очередь внутренняя мотивация находится на уровне ниже, чем внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная. Показатели тревожности повышены, уровень самооценки занижен. Также показатели активности и инициативности находятся на низком уровне.
На основе полученных данных был составлен комплекс мероприятий «Увлекательный английский». Цель данного комплекса мероприятий является - создание ситуации успеха. Этот комплекс рассчитан на 3 классы.
После апробации данного комплекса мероприятий на учащихся 3 «д» класса МАОУ Гимназия № 47, показатели внешней положительной мотивации и внутренней мотивации выросли, а показатель внешней отрицательной мотивации снизился.Уровень тревожности и число детей с низкой самооценкой также уменьшились. Показатели личностных качеств повысились и достигли среднего уровня.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Абрамова В.С. Возрастная психология. М.: Деловая книга, 2000. 624 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. 355 с.
4. Алферов А.Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов н/Д.: Рост. н/Д пед. ин-т, 1976. 164 с.
5. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980. 96 с.
6. Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991. 169 с.
8. Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование.
1990. №11. С.91.
9. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. 1999. №10. С. 31-32.
10. Блонский П.П. Психология и педагогика: избр. труды. М.: Юрайт, 2016. 690 с.
11. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2012. 631 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в
онтогенезе // Вопр. Психологии. 1979. №2. 56 с.
14. Бондарь Е.И. Создание ситуации успеха - условие развития одаренной личности // Одаренный ребенок. 2008. № 3. С. 93-97.
15. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.: Просвещение,
1991. 80 с.
16. Быныкина С. Конфликты в школе — можно ли их избежать? // Воспитание школьников. 1997. №2. 14 с.
17. Вершинина Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников // Молодой ученый. 2015. №20. С. 10-12.
18. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 483 с.
...