ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших
подростков 6
1.2. Анализ понятий «воспитание» и «правовое 13
воспитание»
1.3. Формы, методы, средства, направления и нормативно- 20
правовые документы правового воспитания старших подростков в школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВОМУ 34 ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ МАОУ ГИМНАЗИЯ №155 Г. ЕКАТЕРИНБУРГ
2.1. Анализ деятельности школы по правовому воспитанию 34
старших подростков
2.2. Первичная диагностика правовой воспитанности старших 50
подростков в школе
2.3. Комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших 62
подростков в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Мы живем в государстве, в котором правовые нормы обеспечивают защиту и являются механизмом регулирования общества во всех сферах жизни. Статья 1 Конституции РФ регламентирует «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [20]. Наше государство является правовым, следовательно, вся деятельность государства направлена на защиту достоинства, свободы и прав человек. Народ и есть власть Российской Федерации, и только люди могут влиять и видоизменять все сферы деятельности человека.
Для того, чтобы наше государство являлось правовым, а так же имело достойное положение во внешней политике - необходимо создание условий для накопления и усвоения правовых знаний, а так же формирования должного отношения и уважения к закону, то есть необходимо реализовывать правовое воспитание населения.
В нашем исследовании мы рассматриваем правовое воспитание старших подростков, так как данный возраст является ключевым в понимании значения права, определяет последующие действия в рамках закона, а так же формирует точную позицию и отношение к праву, как к защитному механизму общества.
Вопросы, касающиеся правового воспитания старших подростков в школе, находили отражение в работах авторов, таких как: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, А.А. Кваша, А.В. Малько, Н.И. Матузова, К.В. Науменко, Е.Л. Певцова и др.
Основной площадкой для правового воспитания старших подростков является школа. В форме урочной деятельности - на уроках обществознания и правоведения, изучаются: роль человека в обществе, его конституционно-правовой статус, какими нормативно-правовыми актами регулируются сферы общественной жизни, нормы права, которые необходимо соблюдать и руководствоваться в повседневной жизни и т.д. В форме внеурочной деятельности, старшие подростки принимают участие в различных мероприятиях, в которых не только актуализируют полученные правовые знания и применяют их на практическом опыте, но так же получают новые знания, которые необходимы для дальнейшего гармоничного развития личности в обществе и становления человека, как субъекта права.
Проблема правового воспитания в школе является частью фундаментальной проблемы взаимодействия ученика и права: незнание основ юриспруденции, отсутствие интереса к государственной и политической жизни предполагает у ученика недолжное отношение к праву и невыполнению правовых норм, что является актуальностью моего исследования.
Комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков в школе, включающий в себя формы организации занятий: урочную и внеурочную деятельности, будет являться методическим пособием для педагогического и административного состава школы, который поможет реализовать направление «правовое воспитание в школе».
Противоречие исследования: между необходимостью правового воспитания старших подростков в школе и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для педагогов и администрации школы по данному вопросу.
Проблема исследования: как осуществляется правовое воспитание старших подростков в школе?
Тема исследования: «Правовое воспитание старших подростков в школе».
Объект исследования: процесс правового воспитания старших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание правового воспитания старших подростков в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, правовое воспитание старших подростков в школе, должно строится на основе комплекса мероприятий, который будет включать:
1. Три направления (работа со старшими подростками, работа с педагогами и администрацией школы, работа с родителями старших подростков).
2. Формы организации занятий (урочная деятельность и внеурочная деятельность).
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Проанализировать понятия «воспитание» и «правовое воспитание.
3. Рассмотреть формы, методы, средства, направления, нормативно-правовые документы правового воспитания старших подростков в школе.
4. Проанализировать деятельности школы по правовому воспитанию старших подростков.
5. Провести первичную диагностику правовой воспитанности старших подростков в школе.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация.
• Эмпирические: анализ документов, опрос, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия №155 г. Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, шести параграфов, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Каждый человек - индивидуален, следовательно, выбирает только те знания и умения, которые ему необходимы для социальной интеграции и благоприятной жизни. Но всех людей объединяет закон - все перед ним равны и несут одинаковую ответственность, следует - необходимость создания условий для накопления и усвоения правовых знаний, а так же формирования должного отношения и уважения к закону, то есть необходимо реализовывать правовое воспитание населения.
В нашем исследовании мы рассматривали возрастную категорию - старший подростковый возраст, так как, по-нашему мнению, данный возраст является ключевым в понимании значения права, определяет последующие действия в рамках закона, а так же формирует точную позицию и отношение к праву, как к защитному механизму общества.
В первой главе мы пришли к выводу, что: правовое воспитание старших подростков в школе - процесс, направленный на формирование активной гражданской позиции, нравственной самооценки и правовой грамотности.
Целью правового воспитания старших подростков в школе является - формирование активной гражданской позиции, нравственной самооценки и правовой грамотности.
Классификации форм правового воспитания старших подростков в школе подразделяются, исходя из:
J организации учебных занятий (урок обществознания, права; внеурочная деятельность);
J количества участников (индивидуальные; групповые; массовые);
J формы воздействия (правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание).
Методы правового воспитания старших подростков в школе:
1. Стимулирующие и мотивационные.
2. Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Средства правового воспитания старших подростков в школе: материальные и устные.
Направлениями правового воспитания старших подростков в школе являются:
1. Работа со старшими подростками.
2. Работа с педагогами и администрацией школы.
3. Работа с родителями.
Во второй главе, мы проанализировали деятельность МАОУ Гимназия №155 и выяснили, что:
1. Отдельного направления «Правовое воспитание старших подростков» в Гимназии нет, следовательно, методических рекомендаций для педагогического и административного состава по данному направлению нет.
2. Урочная и внеурочная деятельности по правовому воспитанию старших подростков в Гимназии, в совокупности, создают комплекс мероприятий, достаточно разнообразный и направленный на правовое воспитание старших подростков в школе.
3. Работа со старшими подростками по правовому воспитанию в МАОУ Гимназия № 155 организовывается межведомственным взаимодействием Управления образования, Гимназии и правоохранительными органами г. Екатеринбург, и включает в себя: олимпиады по «Обществознанию» и «Правоведению»; социальные проекты и акции, классные часы, деловые игры, беседы и дискуссии на правовые темы. Результативность данного направления основывается на принципе системности.
4. Работа с педагогами и администрацией Гимназии по правовому воспитанию старшеклассников в МАОУ Гимназия № 155 не включает в себя организацию курсов повышения квалификации и переподготовки по правовой направленности для педагогов, а так же в Гимназии нет методических рекомендаций по правовому воспитанию для педагогического состава.
5. Работа с родителями. Для родителей старшеклассников в МАОУ Гимназия №155 систематически проводятся мероприятия, такие как: родительские собрания на правовую тему, а так же встречи-беседы с сотрудниками правоохранительных органов, целью которых является: правовая грамотность родителей старшеклассников и актуализация правового воспитания старшеклассников. Для родителей каждую неделю организованны юридические консультации с завучем по правовому регулированию Гимназии.
Так же нами была проведена первичная диагностика правовой воспитанности старших подростков в школе, результатами которой являются:
1. 45% обучающихся 11А класса имеют высокий уровень правовой грамотности, 55% обучающихся 11А класса имеют средний уровень правовой грамотности, 0% обучающихся 11А класса имеют низкий уровень правовой грамотности. Из этого следует, что правовая грамотность старших подростков в школе, на примере 11А класса находится на среднем уровне.
2. 15% обучающихся 11А класса имеют высокий уровень сформированности нравственной самооценки, 50% обучающихся 11А класса имеют средний уровень сформированности нравственной самооценки, 35% обучающихся 11А класса имеют низкий уровень сформированности нравственной самооценки. Из этого следует, что сформированность нравственной самооценки старших подростков в школе, на примере 11А класса находится на среднем уровне.
3. 0% обучающихся 11А класса имеют высокий уровень сформированности активной гражданской позиции, 45% обучающихся 11А класса имеют средний уровень сформированности активной гражданской позиции, 55% обучающихся 11А класса имеют низкий уровень сформированности активной гражданской позиции. Из этого следует, что сформированность активной гражданской позиции старших подростков в школе, на примере 11А класса, находится на низком уровне.
Нами был сделан вывод, что правовая воспитанность старших подростков в школе находится на среднем уровне.
Исходя из полученных результатов первичной диагностики правовой воспитанности старших подростков в школе, был разработан комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков в школе «Все мы - разные, все мы - равные». Данный комплекс будет являться методическим пособием для педагогического и административного состава школы для реализации направления «Правовое воспитание в школе».
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеев С.С., Государство и право. М.: Проспект, 2009. 192 с.
2. Бабаева В.К. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева М.: Юрист, 2003. 592 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Новое издание. М.: Педагогика, 2016. 249 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
5. Бейлинсон В. Г. Азбука прав человека. URL: http://docviewer.yandex.ru/view/0/ (дата обращения: 02.10.2018).
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический терминологический словарь. С.: Российская национальная библиотека, 2006. 527 с.
8. Волков Б. С. Психология юности и молодости. М.: Академический, 2006. 256 с.
9. Володина С.И., Спасская В.В. Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. М.: Новый учебник, 2003. 64 с.
10. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2002. 416 с.
11. Выготский Л. С. Психология возраста. URL:
http ://psychlib.ru/ mgppu/VPp- 1929/VPp-504.htmp 1 (дата обращения:
02.10.2018).
12. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: дис. канд. ... юрид. наук. Рязань, 2015. 229 с.
13. Дубовицкая Т.Д., Уколова И.Е. Внеурочная деятельность по правовому // Основы государства и права. 2013. № 7. С. 14-16.
14. Ефиценко Н.М. Сущность правового воспитания и мероприятия по повышению его эффективности в современном российском обществе // Образование и право. 2013. №2. С. 78-83.
15. Кваша А.А., Правовые установки граждан: дис. канд. ... юрид. наук. Волгоград, 2002. 160 с.
16. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: МарТ, 2005. 448 с.
17. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2013. 174 с.
...