ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников как
педагогическая проблема 7
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости младших
школьников 16
1.3. Возможности музыкально-творческой деятельности в развитии
эмоциональной отзывчивости младших школьников 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эмоциональной отзывчивости младших школьников 34
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости
младших школьников в музыкально-творческой деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
Проблема вопроса развития эмоциональной отзывчивости в интеллектуальном и духовном становлении подрастающего поколения является первостепенно важной. Эмоции, чувства человека представляют определенную область, привлекающую внимание, и являются неотъемлемой частью человеческого развития. Пристальное внимание исследователей к эмоциональной сфере личности связано с тем, что уровень развития эмоциональной отзывчивости оказывает влияние на мировоззрение человека и восприятие им окружающей действительности.
Значимость заявленной темы подтверждается ФГОС НО, где подчёркивается, что личностные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» [70, с. 8] В совокупности с другими внутри-личностными механизмами определяющей гуманную направленность личности, возраст 6-11 лет наиболее сензитивный для развития эмоциональной отзывчивости. Так как на данном этапе развития эмоциональная сфера ребёнка и психологические особенности в целом начинают формироваться и закрепляться наиболее активно. Не упустить возрастную предрасположенность ребёнка выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта, чувствовать переживания другого, очень важно, поскольку при отсутствии в сензитивный период помощи извне, механизмы, лежащие в основе развития эмоциональной отзывчивости могут сформироваться не в полной мере.
Большое внимание вопросам развития эмоциональной отзывчивости уделяется в психолого-педагогических исследованиях и рассматривается в разных контекстах: как эмоциональная черта характера (Б.И. Додонов, У. Хартап и др.); как психическое явление (А.Н. Леонтьев); как качество человека выражающееся в его способности к переживанию (В.А. Сухомлинский); как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.); проблемой развития эмоциональной отзывчивости на основе приобщения детей к эстетическому опыту рассматривается в исследованиях П.К. Анохина, О.А. Апраксиной, В.Н. Шацкой, Н.Н. Ветлугиной и др.
Большой потенциал в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников содержит музыкально-творческая деятельность. Именно данный вид деятельности может считаться ведущим в развитии эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, поскольку он способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка и внутреннего духовного мира в целом, посредством ярких переживаний, которые способна вызывать музыка. В процессе взаимодействия с музыкой у младшего школьника развиваются такие качества личности как: ассоциативное мышление, интуиция и осознание музыки, музыкально¬слуховая наблюдательность и продолжительность внимания в процессе слушания, способность к музыкальному обобщению и, как результат, целый спектр чувственного видения мира. Тем самым, музыкально-творческая деятельность способствует развитию ценностно-смыслового восприятия искусства на основе эмоциональной отзывчивости.
Традиционная школа сосредоточена на интеллекте учащихся, а задачи развития эмоциональной отзывчивости у детей имеют недостаточную разработанность научно-методического обеспечения. Эмоциональная отзывчивость детей в традиционном образовании рассматривается в основном в качестве психологического резерва личности в усвоении информации и не является целью содержания даже в таком виде деятельности как музыкальная. В рамках учебных предметов цель воспитания эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста реализуется лишь эпизодически для решения узких интеллектуальных задач и рассматривается как отклик на музыку.
Таким образом, возникает противоречие о необходимости развития эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений и недостаточной разработанности содержания музыкально-творческой деятельности для её развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие эмоциональной
отзывчивости младших школьников в музыкально-творческой деятельности» и являются основанием выбора объекта, предмета и цели исследования.
Объект исследования - эмоциональная отзывчивость младших школьников.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально¬творческой деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
3. Раскрыть возможности музыкально-творческой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников.
4. Провести диагностическое исследование уровня развитости эмоциональной отзывчивости у младших школьников на констатирующем этапе проектировочной работы.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приёмы, средства, содержание занятий по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально¬творческой деятельности как одного из видов продуктивной деятельности, способствующей развитию эмоциональной отзывчивости, повышению уровня её развития.
База исследования: МАОУ Гимназия №116 города Екатеринбурга. В проектировочной работе приняли участие 17 детей в возрасте 9 - 10 лет, обучающихся по программе «Перспектива».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.
В рамках выпускной квалификационной работы мы рассмотрели одну из самых важных и актуальных проблем современной педагогики — развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в музыкально¬творческой деятельности. В работе мы рассмотрели сущность и структуру понятия «эмоциональная отзывчивость», возможности музыкально¬творческой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости.
Из всего многообразия трактовок разных авторов понятия «эмоциональная отзывчивость», мы разделяем позицию В.П. Анисимова. Данный автор определяет это понятие следующим образом: «Эмоциональная отзывчивость - это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций, мыслеобразов в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки» [4, с.182].
Данное определение подтверждает, что эмоциональная отзывчивость младшего школьника рассматривается как одна из базовых предпосылок взаимодействия с искусством, как ядро музыкальности, как способность переживать эмоционально-образное содержание музыки, понимать его. «Эмоциональная отзывчивость младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью, гибкостью, отзывчивостью на всё яркое, новое, необычное» [4, с.121].
На основании определения, данного В.П. Анисимовым нами были выделены следующие показатели эмоциональной отзывчивости:
- способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение;
- способность воплощать переживания в музыкально-творческой деятельности;
- способность понимать эмоционально-образное содержание музыкального произведения;
В ходе нашего практического исследования выявлены особенности развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников, а также раскрыты возможности музыкально-творческой деятельности в её развитии. Концепция нашей работы базируется на положении о том, что «музыкально¬творческая деятельность - это, прежде всего, общение посредством искусства, интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие ребёнка, которое включает в себя формирование эстетического идеала и художественного вкуса, способность активного идейно-эмоционального отклика на эстетические явления изучаемого искусства, способность эстетического восприятия, переживания, суждения, оценки» [68, с. 3]. Нами было обнаружено, что данный вид деятельности не ограничивает эмоциональные проявления детей, предоставляет широкий спектр для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников. Эмоциональная отзывчивость проявляется и может быть выявлена в различных видах музыкально-творческой деятельности ребенка - в восприятии музыки, вокальной и пластической импровизации, музицировании на музыкальных инструментах. О её проявлениях можно судить по эмоциональным реакциям в процессе музыкальных занятий, по вербальному и невербальному выражению отношения к прослушанной музыке, продуктам творческой деятельности учащихся и т. д.
В ходе проведённого нами практического исследования был выявлен уровень развитости эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у обучающихся 3 класса. Для достижения этой цели нами была выбрана диагностика Л.В. Ясинских. Для проведения диагностического исследования по выявлению уровня развитости эмоциональной отзывчивости мы предложили школьникам для прослушивания фортепианную пьесу «Первая утрата» Р. Шумана. Диагностика представляла из себя последовательное выполнение трёх заданий. Каждое задание устанавливало уровень развитости определённого показателя эмоциональной отзывчивости.
Результаты исследования на начальном этапе практического исследования позволили выявить три уровня развитости эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения. Согласно результатам, на низком уровне развитости эмоциональной отзывчивости 5 обучающихся (29%), на среднем уровне — 10 обучающихся (59%) и на высоком уровне — 2 обучающихся (12%). Преобладающее количество обучающихся находилось на среднем уровне развитости эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, что явилось для нас стимулом к разработке комплекса занятий по её развитию.
Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что музыкально-творческая деятельность является эффективным условием развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Мы предполагаем, что выделенные нами методы, приёмы, которые мы использовали при разработке комплекса занятий, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников. При организации занятий нами учитывалась такая последовательность этапов:
- первый этап, в процессе которого обучающийся через систему вопросов определяет настроение и характер произведения;
- второй этап, в процессе которого осуществляется создание обучающимся своего собственного творческого продукта при использовании различных видов музыкально-творческой деятельности; в творческом продукте воплощается переживание на эмоциональный отклик, который возник как первоначальная реакция на музыкальное произведение;
- третий этап, в процессе которого обучающийся через проведение
сопоставления собственной эмоции с эмоцией произведения, приходит к пониманию эмоционально-образного содержания музыкального
произведения.
Основными методами развития эмоциональной отзывчивости на первом этапе будем считать: метод первоначальной ориентировки в произведении (С.М. Чемортан), метод контрастного сопоставления (О.П. Рыданова). На втором этапе использовались следующие методы: метод уподобления характеру художественного образа (О.П. Рыданова), метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр). На третьем этапе нами были применены: словестные методы (М.Н. Скаткин), метод осознания личностного смысла (А.А. Пиличаускас), метод размышления о музыке, метод «сочинения сочинённого» (Д.Б. Кабалевский).
1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования [Текст] : Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений /Э. Б Абдулин, Е. В. Николаева. - М. : Музыка, 2006. - 336 с.
2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве [Текст] / Ю. П. Азаров. - М. : Эксмо, 2015. - 496 с.
3. Алиева, С. В. Социальная педагогика [Текст] : Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
4. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст] / В. П. Анисимов. - М. : Владос, 2004. - 190 с.
5. Аристотель, О душе [Текст] / Аристотель — М. : Росмен, 2001. - 257 с.
6. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества [Текст] / Г. С. Батищев. - М. : Юрайт, 1997. - 385 с.
7. Безрукова, В. С. Педагогика [Текст] : Учебное пособие / В. С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
8. Беляева-Экземплярская, С. Н. О психологии восприятия музыки [Текст] / C. Н. Беляева-Экземплярская. - М. : Ленард, 2014. - 115 с.
9. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика [Текст] : Учебник для
студентов учреждений высшего профессионального образования / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
10. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
11. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В. В. Бойко. - М. : Филинъ, 1996. - 472 с.
12. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. В. Бордовская, С. И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
13. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
14. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика [Текст] : Краткий курс лекций / М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 с.
15. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика [Текст] : Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.
16. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика [Текст] : Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
17. Вербовская, В. С. От эмоциональной отзывчивости на музыку к эмоциональной отзывчивости на человека [Текст] / В. С. Вербовская // Журнал Вестник ТГПУ — 2017. - №189. - С. 129-133.
18. Волкова, В. Н. Педагогика народного художественного творчества [Текст] : Учебник. / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 160 с.
...