ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ШКОЛЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников .. 6
1.2. Правовое воспитание: понятие, цель, задачи 15
1.3. Формы, методы и средства правового воспитания младших
школьников во внеурочной деятельности в школе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 66 Г.
ЕКАТЕРИНБУРГА 37
2.1. Анализ работы МАОУ СОШ № 66 по правовому воспитанию
младших школьников во внеурочной деятельности 37
2.2. Комплекс мероприятий по правовому воспитанию в
общеобразовательной школе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность темы исследования. Каждый человек, независимо от возраста, представляет собой самостоятельную личность, имеющий свою точку зрения, волю и намерения. Проживая в социуме, он также наделён правами и обязанностями, которые необходимо знать и владеть ими.
Правовые дисциплины школьники начинают изучать с начальных классов, ведь правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.
В контексте создания в Российской Федерации правового демократического государства, в процессе модернизации и преобразования законодательства, права и свободы граждан закрепляются как наивысшая сила. Право приобретает фундаментальную роль, бесконфликтно реализуя интересы граждан.
Миссия по правовому воспитанию возлагается на школу, так как именно здесь создаются условия для ознакомления школьников с основными правами и обязанностями, которые нужны для подготовки к разрешению жизненных правовых ситуаций, их реализации в соответствии с законодательными актами.
Правовое воспитание должно проводиться уже в начальной школе, когда младшие школьники начинают активно познавать окружающий мир. Начинается этап аккумулирования воззрений о сущности мира, о добре и зле, об особенностях взаимодействия между людьми. Пребывая в детском обществе, выполняя разнообразные роли, школьники нередко сталкиваются с необходимостью сопоставлять ранее известные нормы и правила с возникающими трудностями. Для анализа и решения таких ситуаций, необходимы элементарные правовые знания.
Актуальность проблемы правового воспитания младших школьников определяется и психолого-педагогическими особенностями познавательных процессов на данном возрастном этапе. Требуется подход, позволяющий включить младших школьников в познавательную деятельность. В младшем школьном возрасте ученики должны научиться понимать, что они являются гражданами государства, положение которых регулируется правовыми нормами, научиться ответственности за свои поступки. Правовое воспитание младших школьников ведется не во всех школах Российской Федерации, в связи с этим, затрудняется качественное правовое воспитание школьников.
В рамках нашего исследования мы проанализировали работы таких авторов, как А.С. Белкин [6], Л.И. Божович [9], Л.С. Выготский [23], М.В. Гамезо [27], Н.П. Киршева [50], А.А. Смирнов [87], Н.М. Трофимова [92], которые посвящены психологическим особенностям младших школьников, их характеристике, ведущих видах деятельности, о развитиии на каждом возрастном этапе, психологических новообразований.
В рамках нашего исследования важными представляются идеи отечественных педагогов, занимающихся вопросами правового воспитания и формирования правовой культуры: Н.Е. Голубева [29], Г.П. Давыдова [34], Е.К. Калуцкая [47], Н.М. Савченко [80].
Противоречие: между необходимостью правового воспитания младших школьников в школе и недостаточным использованием внеурочной деятельности для решения проблемы в работе педагогов школы.
Проблема исследования: как осуществить правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в школе ?
Тема исследования: «Правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в школе».
Объект исследования: процесс правового воспитания младших школьников в школе.
Предмет исследования: содержание правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных, разработать комплекс мероприятий по правовому воспитанию младших школьников.
Гипотеза: предположим, что процесс правового воспитания младших школьников в школе должен строиться на основе программы, которая включает в себя выделенные формы (викторина, правовая стенгазета, квест, игра, упражнение), средства (обучение, пропаганда права, самообразование), и методы (беседа, использование общественных ресурсов, пример, убеждение, поощрение) во внеурочной деятельности.
Для этого нужно решить несколько задач:
1) Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2) Раскрыть понятие и сущность правового воспитания.
3) Изучить формы, методы и средства правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе.
4) Анализ работы школы по правовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ,синтез, описание, обобщение;
- эмпирические: беседа, наблюдение, анализ документов, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 города
Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы и опытно-поисковая работа по правовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в школе позволили сформулировать следующие выводы.
Младший школьный возраст - это один из важных этапов в жизни ребёнка, который имеет свои психолого-педагогические особенности. Данный возрастной период согласно периодизации Д.Б. Эльконина приходится на 6 (7)-10 (11) лет.
Изучение особенностей развития младших школьников свидетельствует о том, что возраст сенситивен для правового воспитания, так как у ребенка в начальной школе имеет место становление основ научной картины мира, представлений гражданственности, моральных понятий, связанных с выполнением долга, пониманием единства прав и обязанностей. В данном возрасте у младших школьников развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства, преобладает стремление взаимодействовать со значимым взрослым; восприимчивость к противодействию отрицательным поступкам, грубости и жестокости. Но в то же время присутствует недостаточность жизненного опыта и легкоранимость, поэтому необходимо целенаправленно направлять активность ребёнка на социально одобряемые действия, приветствуемые законом.
На данном возрастном этапе, с 6 (7) до 9 (10) лет, усваиваются необходимые умения и навыки. Главная задача данного возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Анализ теоретических взглядов на понятие «правовое воспитание» показал наличие множественных подходов к его пониманию.
Выделяют два основных направления в понимании правового воспитания. В широком смысле правовое воспитание включает в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности, а в узком - есть целенаправленное воздействие общества на сознание людей, их нравы, черты характера, образ поведения.
Правовое воспитание - это процесс, направленный на воспитание правовой культуры, правового сознания личности путём целенаправленного воздействия. Это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, поведенческих установок.
Целью правового воспитания является повышение уровня правовой культуры и правосознания младших школьников.
Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания школьников требования правовых норм, чтобы они стали руководством в повседневном поведении младших школьников. Выделяют такие задачи, как: привитие правовой культуры, пропаганда правовой активности, развитие интереса к правовым знаниям и другие. Общей задачей правового воспитания является формирование нового человека.
В правовом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности в школе применяют такие формы работы, как упражнение, изучение нормативно-правовых актов, игры, квесты, просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов правового содержания.
Беседа, поощрение, убеждение, пример являются методами правового воспитания младших школьников.
В правовом воспитании младших школьников применяются такие средства, как: обучение, пропаганда права, самообразование. Данные средства могут быть использованы во внеурочной деятельности по правовому воспитанию младших школьников.
Правовое воспитание во внеурочной деятельности учит младших школьников аргументировать свою позицию, обогащает практические навыки, помогает освоить элементарные правовые понятия, права, обязанности, позволяет познакомиться с нормативно-правовой базой Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и стандартами начального общего образования, правовое воспитание младших школьников является важным направлением в деятельности общеобразовательной организации.
В школах правовое воспитание осуществляется по таким направлениям, как: обеспечение получения знаний и информации по правовым вопросам; доведение до сведения необходимости законопослушного поведения, воспитание уважения к законам.
Анализ деятельности по правовому воспитанию младших школьников в МАОУ СОШ № 66 города Екатеринбурга показал, что деятельность по правовому воспитанию осуществляется на должном уровне.
В начальной школе происходит процесс осознания ребенком себя и других как личности, осваиваются основные моральные ценности и нормы поведения: учащиеся получают представление о гражданстве, о российском государстве, его символах и атрибутах; младшие школьники получают представление о ценностях человеческой жизни, о правах человека; формируются навыки правильного поведения младших школьников дома и в школе, в общественных местах и на улице; осознание необходимости их выполнения способствует воспитанию у учащихся законопослушности, закладываются основы правовой культуры и правового сознания личности.
К минусам правового воспитания младших школьников в МАОУ СОШ № 66, можно отнести отсутствие отдельного правового направления, недостаточную систематичность работы и использование традиционных форм мероприятий в работе с младшими школьниками.
Диагностика уровня правовой воспитанности младших школьников МАОУ СОШ № 66 города Екатеринбурга показала, что по анкете № 1: «На выявление уровня правовой культуры у младших школьников» преобладает средний уровень; по анкете № 2: «Правовая культура младших школьников», низкий уровень; по анкете № 3: «Диагностика правовой культуры младших школьников» - средний уровень, и по анкете № 4: «На выявление уровня правового сознания младших школьников» - средний уровень. Выявлены пробелы в знаниях правового характера; недостаточное знание прав и обязанностей школьников; недостаточное соблюдение правил и общественных норм.
Для повышения уровня правового воспитания младших школьников разработан комплекс мероприятий, направленный на усвоение правовых знаний и основ; умений применять права и обязанности в повседневной жизни. Реализация комплекса мероприятий предусмотрена на 2019-2020 учебный год.
Таким образом, цель достиигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 2018. 142 с.
2. Алиев Г.А. Аспекты правового воспитания // Психопедагогика. 2004. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/aspekty-pravovogo-vospitaniya (дата обращения: 27.10.2018).
3. Атагимова Е.В., Горбачева А.А., Савичев И.Н. Немного о правовом воспитании: методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1-4 классы). М.: Астрель, 2016. 68с.
4. Бабенко А. Н. Значение правовых ценностей для процесса правового воспитания // Вестник ЮУрГУ. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-pravovyh-tsennostey-dlya-protsessa- pravovogo-vospitaniya (дата обращения: 11.12.2018).
5. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М.: изд. «Лань», 2003. 347 с.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики (книга для учителей, родителей и студентов высших и средних учебных учреждений образования). Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 162 с.
7. Блонский П.П. Психология и педагогика. М.: Юрайт, 2016. 690 с.
8. Бобкова Н.Н. Азбука права (разработки занятий). Волгоград: Учитель, 2009. 136 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 398 с.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. СПб.: Питер, 2001. 212 с.
11. Бойков А.Д. Вопросы эффективности правового воспитания. М.: ГИТИС, 2007. 512 с.
12. Бондарев А. С. Правовая пропаганда и обучение формы правового воспитания: понятие и средства воздействия // Вестник Пермского
университета. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pravovaya-
propaganda-i-obuchenie-formy-pravovogo-vospitaniya-ponyatie-i-sredstva- vozdeystviya (дата обращения: 27.10.2018).
13. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. Владос-Пресс, 2014. 224 с.
14. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи // ИСОМ.
2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-sovremennoy- molodezhi (дата обращения: 27.10.2018).
15. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formah-organizatsii-uchebno- poznavatelnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.01.2019).
16. Бупко И.Ф. Правовое воспитание молодежи // Советское государство и право. 2001. №8. С. 10-13.
...