ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Учреждение дополнительного образования: понятие, виды,
нормативно-правовая база 7
1.2. Одарённость: понятие, подходы, виды и характеристика 16
1.3. Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с
литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
НА ПРИМЕРЕ ГАНОУ СО «ДВОРЕЦ МОЛОДЁЖИ»
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 36
2.1. Анализ деятельности учреждения дополнительного образования
по воспитательной работе с литературно-поэтически одарёнными детьми 36
2.2. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного
образования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Вопросы, касающиеся одарённых и талантливых детей, всё чаще поднимаются в средствах массовой информации. Оно и очевидно: наше общество, всё чаще применяющее и создающее новые технологии во всех сферах жизни человека, начинает всё больше нуждаться в таких личностях, которые могли бы дальше развивать и вести научный прогресс за собой.
На сегодняшний день главную роль в этом процессе играет дополнительное образование, которое призвано выявлять и развивать задатки детей, проявившие интерес к определённому виду деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. У одаренных детей наблюдаются повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Сегодня внимание все больше уделяется раннему выявлению того или иного вида одаренности у детей.
Необходимо отметить, что наличие только одного образовательного процесса в построении работы с одарёнными детьми в рамках дополнительного образования недостаточно.
Одним из основных компонентов реализации работы с одарёнными детьми является воспитание. В учреждениях дополнительного образования оно способствует формированию социально компетентной личности, обладающей жизненными ориентирами и стойкой потребностью в самоактуализации, которые в своей совокупности создают потребность к позитивному изменению и совершенствованию самого себя и окружающей действительности. Именно поэтому создание гармоничной воспитательной системы в целом, а ведения воспитательной работы - в частности, в учреждениях дополнительного образования, обеспечивающей всестороннее развитие личности, приобретает наибольшее значение.
Исследования одарённости, подходов к её понятию и классификации видов проводились многими учёными: Ю.Д. Бабаевой [2], Д.Б. Богоявленской [3], Б.М. Тепловым [62], Н.С. Лейтесом [33,34], А.М. Матюшкиным [43], В.Д. Шадриковым [72] и др. Проблемами дополнительного образования занимались такие исследователи, как А.Я. Журкина [22], З.А. Каргина [25,26], Н.В. Машинистова [40], Т.Н. Матюшева [42] и др. В исследованиях Л.В. Байбородовой [58], В.А. Караковского [24], М.И. Рожкова [58], Е.В. Титовой [63] рассмотрены вопросы организации воспитательной работы с одарёнными детьми.
При всём многообразии исследований воспитательной работы с одарёнными детьми в образовательных организациях разного типа, степень изученности такой работы в организациях дополнительного образования крайне мала. Считается, что комплексы мероприятий по воспитательной работе востребованы только в общеобразовательных организациях, но в связи с отсутствием более индивидуального подхода и большой учебной загрузкой в школах, воспитательная функция при работе с одарёнными детьми уходит на «задний» план.
Противоречие: между необходимостью ведения воспитательной работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методических рекомендаций для специалистов дополнительного образования по данному вопросу.
Проблема исследования: что входит в содержание воспитательной работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования?
Тема исследования: «Воспитательная работа с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования».
В рамках данного исследования мы вводим ограничение: будет рассмотрен литературно-поэтический вид одарённости.
Объект исследования: процесс воспитательной работы с литературно¬поэтически одарёнными детьми.
Предмет исследования - содержание воспитательной работы с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования - на основе изученных теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что воспитательная работа с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования должна включать в себя комплекс мероприятий, который построен с учетом социально-нравственного направления (по работе с агрессивностью и нравственностью одарённых детей), с учётом форм (круглые столы и семинары для родителей; коллективные творческие дела; тренинги по формированию личностных качеств; деловых игр с использованием методов дилемм, требований, социальных проб и воспитывающих ситуаций), средств (книги, справочники, газеты и журналы об истории родного края, выездных экскурсий и др.).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить виды учреждений дополнительного образования, нормативно-правовую базу, регламентирующую их деятельность, дать их характеристику;
2) проанализировать понятие «одарённость», подходы к его определению, виды, их характеристику;
3) охарактеризовать формы, методы, средства и направления воспитательной работы с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования;
4) проанализировать деятельность учреждения дополнительного образования по воспитательной работе с литературно-поэтически одарёнными детьми.
В работе использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические - анализ, синтез, дедукция, обобщение, сравнение;
- эмпирические - опрос.
База исследования: Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
На сегодняшний день в нашей стране уделено большое внимание проблеме одарённых детей. В частности, их выявлению, развитию, сопровождению, а в целом - их значении в будущем нашего государства.
Важным инструментом в работе с одарёнными детьми является учреждение дополнительного образования, позволяя на ранних этапах выявлять области интересов детей и развивать их. Но, помимо обучения в работе с одарёнными детьми, несомненно, приоритетное место занимает воспитание.
Таким образом, рассмотрев практические аспекты по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам.
В рамках первой задачи, на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации и понятий, разработанных отечественными учёными, нами было выработано определение учреждения дополнительного образования - такая образовательная организация, которая реализовывает в качестве основной цели её создания образовательную деятельность по утверждённым дополнительным общеобразовательным программам.
В свою очередь дополнительное образование - такой уникальный вид образования в едином российском образовательном пространстве, обеспечивающий непрерывное образование и становление социально адекватной, самоопределяющейся в собственном совершенствовании и созидательном отношении к окружающей среде личности на основе её собственных интересов и потребностей посредством реализации системы творческих объединений особого (допрофессионального) содержания образовательного процесса с применением воспитательных форм, методов и педагогических технологий.
В связи с внедрением Федерального закона «Об образовании в РФ» виды учреждений дополнительного образования классифицируются по дополнительным общеобразовательным программам: образовательные организации дополнительного образования для детей и взрослых, реализующие дополнительные общеразвивающие программы; образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей; в иных сферах для детей и взрослых; образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные профессиональные программы, такие как профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
В рамках второй задачи, определяя понятие «одарённость», мы столкнулись с многочисленным количеством теорий, описывающих её природу, сущность, структуру. В нашем исследовании мы взяли за основу определение, приведённое в Рабочей концепции одарённости. Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В свою очередь одарённый ребёнок - тот, кто выделяется очевидными, яркими, порой выдающимися достижениями или обладает внутренними предпосылками для них в том или ином виде деятельности. Учёные выделяют виды деятельности (практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная) и на их основе и присущие им виды одарённости, которые определяются сферами психики.
Нами было введено ограничение - рассматривалась воспитательная работа с детьми литературно-поэтического вид одарённости, относящийся к художественно-эстетическому виду деятельности.
В рамках третьей задачи, в нашем исследовании воспитательная работа была определена как педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Воспитательную работу с литературно-поэтически одарёнными детьми необходимо реализовывать в трудовом, профессиональном, социальном, духовно-нравственном, эстетическом направлениях воспитания с приобщением детей к культурному наследию, используя следующие формы воспитательной работы: творческих лабораторий мастерских, литературных гостиных, клубных творческих объединений, экскурсии, встречи с представителями гуманитарных профессий литературно-поэтического русла, литературно-этнографические праздники, специально организованные дискуссии и диспуты, брейн-ринги, круглые столы по проблемам литературы и русского языка, интеллектуальные конкурсы (викторины), тренинги общения, деловые и ролевые игры, участие в литературных городских, районных, областных и всероссийских мероприятиях (фестивали, конкурсы), создание проектов, ведение газет, журналов, сборников. Наиболее востребованными методами воспитательной работы являются методы требования, методы воспитывающих ситуаций и социальных проб и метод дилемм, а средствами выступают словари, справочники по проблемам литературы и языка, книги об истории родного края и города, газеты, художественная литература, банки игр, упражнений, площадки учреждений культуры - музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки.
В рамках четвертой задачи, был проведён анализ деятельности базы исследования - Г осударственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодёжи», было выявлено, что в структуре управления отсутствует заместитель директора по воспитательной работе, а воспитательная работа осуществляется через реализацию дополнительной общеразивающей программе художественно¬эстетической направленности «Р.О.С.Т.». Она позволяет осуществлять такие направления воспитательной работы как профессиональное, социальное, половое, гражданское и эстетическое воспитание с приобщением детей к культурному наследию. Слабо выражена реализация духовно-нравственного воспитания, необходимого литературно-поэтически одарённым детям.
При всей полноте и разработанности программы творческого объединения, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе, не учитывается особенность воспитательной работы с литературно-поэтически одарёнными детьми по проблемам социально¬психологического (в частности агрессивного поведения) и нравственного характера.
Нами были проведены диагностики агрессивного поведения и нравственной самооценки у литературно-поэтически одарённых детей. В результате было выявлено, что литературно-поэтически одарённые дети обладают высоким уровнем агрессивного поведения, проявляющихся в формах самоагрессии, эмоциональной агрессии и вербальной агрессии, и низкий уровень самооценки нравственных качеств.
Определив и проанализировав уровни агрессивности и нравственности исследуемой группы литературно-поэтически одарённых детей, мы пришли к выводу, что к данной группе воспитанников необходимо применение комплекса мероприятий, направленного на совершенствование воспитательной работы с литературно-поэтически одарёнными детьми по выявленным проблемам в исследовании.
Нами был разработан комплекс мероприятий, состоящих из трёх тематических блоков, построенных в социально-нравственном направлении по работе с агрессивностью и нравственностью литературно-поэтически одарённых детей, с учётом таких форм как круглые столы и семинары для родителей, коллективных творческих дел, тренингов по формированию личностных качеств, деловых игр; с использованием методов дилемм, требований, социальных проб и воспитывающих ситуаций; таких средств как книги, справочники, газеты и журналы об истории родного края, выездных экскурсий, брошюр и буклетов. Реализация разработанного комплекса планируется в 2019-2020 учебном году.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены, а поставленная во введении гипотеза исследования подтвердилась.
1. Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. М.: Дрофа, 2011. 143 с.
2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности. М.: Просвещение, 2007. 203 с.
3. Богоявленская Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации. СПб.: Питер, 2010. 212 с.
4. Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С., Савенков А.И. Проблемы одаренных
детей // Воспитание и педагогика: сетевой журн. 2010. URL: http ://pedsovet. su/ metodika/6170_problemy_odarennyh_detey (дата
обращения 23.01.2019).
5. Богоявленская Д.Б. Природа «проблем» одаренных: метод. пособие. М.: Астрель, 2006. 94 с.
6. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] // URL: https://gufo.me/dict/law (дата обращения 2.02.2019).
7. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. 2015. № 4. С. 73-84.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960. 445 с.
9. Гальковская И.В., Мордвина Н.Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС: Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 38-43.
10. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Мысль, 1995. 231 с.
11. Григорьева Н.В. Метод проектов в воспитательной деятельности как
средство развития креативной личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы науч. конф. 2011. URL:
ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1125/ (дата обращения: 03.03.2019).
12. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года». URL: екатеринбург.рф/жителям/образование/департамент/ (дата обращения: 28.04.2019)
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», URL: екатеринбург.рф/жителям/образование/департамент/ (дата обращения: 28.04.2019)
15. Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении регионального проекта «Успех каждого ребенка» от 29.12.2016 № 919- ПП. URL: екатеринбург.рф/жителям/образование/департамент/ (дата обращения: 28.04.2019)
16. Даль В.И. Словарь URL: http://ru-dict.ru/slovar-dalya.html (дата обращения: 03.04.2019).
17. Дружинин В.Н., Миронов Е.А., Карпов А.В. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Саратовский университет, 1989. 387 с.
...