Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитательная работа с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования

Работа №95520

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Учреждение дополнительного образования: понятие, виды,
нормативно-правовая база 7
1.2. Одарённость: понятие, подходы, виды и характеристика 16
1.3. Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с
литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
НА ПРИМЕРЕ ГАНОУ СО «ДВОРЕЦ МОЛОДЁЖИ»
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 36
2.1. Анализ деятельности учреждения дополнительного образования
по воспитательной работе с литературно-поэтически одарёнными детьми 36
2.2. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного
образования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Вопросы, касающиеся одарённых и талантливых детей, всё чаще поднимаются в средствах массовой информации. Оно и очевидно: наше общество, всё чаще применяющее и создающее новые технологии во всех сферах жизни человека, начинает всё больше нуждаться в таких личностях, которые могли бы дальше развивать и вести научный прогресс за собой.
На сегодняшний день главную роль в этом процессе играет дополнительное образование, которое призвано выявлять и развивать задатки детей, проявившие интерес к определённому виду деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. У одаренных детей наблюдаются повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Сегодня внимание все больше уделяется раннему выявлению того или иного вида одаренности у детей.
Необходимо отметить, что наличие только одного образовательного процесса в построении работы с одарёнными детьми в рамках дополнительного образования недостаточно.
Одним из основных компонентов реализации работы с одарёнными детьми является воспитание. В учреждениях дополнительного образования оно способствует формированию социально компетентной личности, обладающей жизненными ориентирами и стойкой потребностью в самоактуализации, которые в своей совокупности создают потребность к позитивному изменению и совершенствованию самого себя и окружающей действительности. Именно поэтому создание гармоничной воспитательной системы в целом, а ведения воспитательной работы - в частности, в учреждениях дополнительного образования, обеспечивающей всестороннее развитие личности, приобретает наибольшее значение.
Исследования одарённости, подходов к её понятию и классификации видов проводились многими учёными: Ю.Д. Бабаевой [2], Д.Б. Богоявленской [3], Б.М. Тепловым [62], Н.С. Лейтесом [33,34], А.М. Матюшкиным [43], В.Д. Шадриковым [72] и др. Проблемами дополнительного образования занимались такие исследователи, как А.Я. Журкина [22], З.А. Каргина [25,26], Н.В. Машинистова [40], Т.Н. Матюшева [42] и др. В исследованиях Л.В. Байбородовой [58], В.А. Караковского [24], М.И. Рожкова [58], Е.В. Титовой [63] рассмотрены вопросы организации воспитательной работы с одарёнными детьми.
При всём многообразии исследований воспитательной работы с одарёнными детьми в образовательных организациях разного типа, степень изученности такой работы в организациях дополнительного образования крайне мала. Считается, что комплексы мероприятий по воспитательной работе востребованы только в общеобразовательных организациях, но в связи с отсутствием более индивидуального подхода и большой учебной загрузкой в школах, воспитательная функция при работе с одарёнными детьми уходит на «задний» план.
Противоречие: между необходимостью ведения воспитательной работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методических рекомендаций для специалистов дополнительного образования по данному вопросу.
Проблема исследования: что входит в содержание воспитательной работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования?
Тема исследования: «Воспитательная работа с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования».
В рамках данного исследования мы вводим ограничение: будет рассмотрен литературно-поэтический вид одарённости.
Объект исследования: процесс воспитательной работы с литературно¬поэтически одарёнными детьми.
Предмет исследования - содержание воспитательной работы с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования - на основе изученных теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что воспитательная работа с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования должна включать в себя комплекс мероприятий, который построен с учетом социально-нравственного направления (по работе с агрессивностью и нравственностью одарённых детей), с учётом форм (круглые столы и семинары для родителей; коллективные творческие дела; тренинги по формированию личностных качеств; деловых игр с использованием методов дилемм, требований, социальных проб и воспитывающих ситуаций), средств (книги, справочники, газеты и журналы об истории родного края, выездных экскурсий и др.).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить виды учреждений дополнительного образования, нормативно-правовую базу, регламентирующую их деятельность, дать их характеристику;
2) проанализировать понятие «одарённость», подходы к его определению, виды, их характеристику;
3) охарактеризовать формы, методы, средства и направления воспитательной работы с литературно-поэтически одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования;
4) проанализировать деятельность учреждения дополнительного образования по воспитательной работе с литературно-поэтически одарёнными детьми.
В работе использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические - анализ, синтез, дедукция, обобщение, сравнение;
- эмпирические - опрос.
База исследования: Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день в нашей стране уделено большое внимание проблеме одарённых детей. В частности, их выявлению, развитию, сопровождению, а в целом - их значении в будущем нашего государства.
Важным инструментом в работе с одарёнными детьми является учреждение дополнительного образования, позволяя на ранних этапах выявлять области интересов детей и развивать их. Но, помимо обучения в работе с одарёнными детьми, несомненно, приоритетное место занимает воспитание.
Таким образом, рассмотрев практические аспекты по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам.
В рамках первой задачи, на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации и понятий, разработанных отечественными учёными, нами было выработано определение учреждения дополнительного образования - такая образовательная организация, которая реализовывает в качестве основной цели её создания образовательную деятельность по утверждённым дополнительным общеобразовательным программам.
В свою очередь дополнительное образование - такой уникальный вид образования в едином российском образовательном пространстве, обеспечивающий непрерывное образование и становление социально адекватной, самоопределяющейся в собственном совершенствовании и созидательном отношении к окружающей среде личности на основе её собственных интересов и потребностей посредством реализации системы творческих объединений особого (допрофессионального) содержания образовательного процесса с применением воспитательных форм, методов и педагогических технологий.
В связи с внедрением Федерального закона «Об образовании в РФ» виды учреждений дополнительного образования классифицируются по дополнительным общеобразовательным программам: образовательные организации дополнительного образования для детей и взрослых, реализующие дополнительные общеразвивающие программы; образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей; в иных сферах для детей и взрослых; образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные профессиональные программы, такие как профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
В рамках второй задачи, определяя понятие «одарённость», мы столкнулись с многочисленным количеством теорий, описывающих её природу, сущность, структуру. В нашем исследовании мы взяли за основу определение, приведённое в Рабочей концепции одарённости. Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В свою очередь одарённый ребёнок - тот, кто выделяется очевидными, яркими, порой выдающимися достижениями или обладает внутренними предпосылками для них в том или ином виде деятельности. Учёные выделяют виды деятельности (практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная) и на их основе и присущие им виды одарённости, которые определяются сферами психики.
Нами было введено ограничение - рассматривалась воспитательная работа с детьми литературно-поэтического вид одарённости, относящийся к художественно-эстетическому виду деятельности.
В рамках третьей задачи, в нашем исследовании воспитательная работа была определена как педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Воспитательную работу с литературно-поэтически одарёнными детьми необходимо реализовывать в трудовом, профессиональном, социальном, духовно-нравственном, эстетическом направлениях воспитания с приобщением детей к культурному наследию, используя следующие формы воспитательной работы: творческих лабораторий мастерских, литературных гостиных, клубных творческих объединений, экскурсии, встречи с представителями гуманитарных профессий литературно-поэтического русла, литературно-этнографические праздники, специально организованные дискуссии и диспуты, брейн-ринги, круглые столы по проблемам литературы и русского языка, интеллектуальные конкурсы (викторины), тренинги общения, деловые и ролевые игры, участие в литературных городских, районных, областных и всероссийских мероприятиях (фестивали, конкурсы), создание проектов, ведение газет, журналов, сборников. Наиболее востребованными методами воспитательной работы являются методы требования, методы воспитывающих ситуаций и социальных проб и метод дилемм, а средствами выступают словари, справочники по проблемам литературы и языка, книги об истории родного края и города, газеты, художественная литература, банки игр, упражнений, площадки учреждений культуры - музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки.
В рамках четвертой задачи, был проведён анализ деятельности базы исследования - Г осударственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодёжи», было выявлено, что в структуре управления отсутствует заместитель директора по воспитательной работе, а воспитательная работа осуществляется через реализацию дополнительной общеразивающей программе художественно¬эстетической направленности «Р.О.С.Т.». Она позволяет осуществлять такие направления воспитательной работы как профессиональное, социальное, половое, гражданское и эстетическое воспитание с приобщением детей к культурному наследию. Слабо выражена реализация духовно-нравственного воспитания, необходимого литературно-поэтически одарённым детям.
При всей полноте и разработанности программы творческого объединения, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе, не учитывается особенность воспитательной работы с литературно-поэтически одарёнными детьми по проблемам социально¬психологического (в частности агрессивного поведения) и нравственного характера.
Нами были проведены диагностики агрессивного поведения и нравственной самооценки у литературно-поэтически одарённых детей. В результате было выявлено, что литературно-поэтически одарённые дети обладают высоким уровнем агрессивного поведения, проявляющихся в формах самоагрессии, эмоциональной агрессии и вербальной агрессии, и низкий уровень самооценки нравственных качеств.
Определив и проанализировав уровни агрессивности и нравственности исследуемой группы литературно-поэтически одарённых детей, мы пришли к выводу, что к данной группе воспитанников необходимо применение комплекса мероприятий, направленного на совершенствование воспитательной работы с литературно-поэтически одарёнными детьми по выявленным проблемам в исследовании.
Нами был разработан комплекс мероприятий, состоящих из трёх тематических блоков, построенных в социально-нравственном направлении по работе с агрессивностью и нравственностью литературно-поэтически одарённых детей, с учётом таких форм как круглые столы и семинары для родителей, коллективных творческих дел, тренингов по формированию личностных качеств, деловых игр; с использованием методов дилемм, требований, социальных проб и воспитывающих ситуаций; таких средств как книги, справочники, газеты и журналы об истории родного края, выездных экскурсий, брошюр и буклетов. Реализация разработанного комплекса планируется в 2019-2020 учебном году.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены, а поставленная во введении гипотеза исследования подтвердилась.



1. Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. М.: Дрофа, 2011. 143 с.
2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности. М.: Просвещение, 2007. 203 с.
3. Богоявленская Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации. СПб.: Питер, 2010. 212 с.
4. Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С., Савенков А.И. Проблемы одаренных
детей // Воспитание и педагогика: сетевой журн. 2010. URL: http ://pedsovet. su/ metodika/6170_problemy_odarennyh_detey (дата
обращения 23.01.2019).
5. Богоявленская Д.Б. Природа «проблем» одаренных: метод. пособие. М.: Астрель, 2006. 94 с.
6. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] // URL: https://gufo.me/dict/law (дата обращения 2.02.2019).
7. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. 2015. № 4. С. 73-84.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960. 445 с.
9. Гальковская И.В., Мордвина Н.Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС: Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 38-43.
10. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Мысль, 1995. 231 с.
11. Григорьева Н.В. Метод проектов в воспитательной деятельности как
средство развития креативной личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы науч. конф. 2011. URL:
ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1125/ (дата обращения: 03.03.2019).
12. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года». URL: екатеринбург.рф/жителям/образование/департамент/ (дата обращения: 28.04.2019)
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», URL: екатеринбург.рф/жителям/образование/департамент/ (дата обращения: 28.04.2019)
15. Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении регионального проекта «Успех каждого ребенка» от 29.12.2016 № 919- ПП. URL: екатеринбург.рф/жителям/образование/департамент/ (дата обращения: 28.04.2019)
16. Даль В.И. Словарь URL: http://ru-dict.ru/slovar-dalya.html (дата обращения: 03.04.2019).
17. Дружинин В.Н., Миронов Е.А., Карпов А.В. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Саратовский университет, 1989. 387 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ