Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №95511

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников 7
1.1 Проблема развития навыков саморегуляции в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2 Особенности саморегуляции у младших школьников 13
1.3 Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших
школьников 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы развития навыков саморегуляции у младших 25
школьников
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 25
2.2 Программа развития навыков саморегуляции у младших школьников 38
2.3 Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе
реализации программы 47
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 68

Актуальность исследования. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, что прямо нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие специфических видов деятельности и личности обучающегося. Исходя из задач ФГОС НОО, обучающийся начальной школы должен уметь принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, уметь сохранять спокойствие в различных ситуациях, а эти все качества присущи навыкам саморегуляции личности [46, с. 24].
Развитие навыков саморегуляции у младших школьников в процессе педагогической деятельности является одной из основных задач обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС НОО. Кроме того, В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» пишет о том, что общая задача воспитания может быть сформулирована, как содействие развитию индивидуальных психологических особенностей младших школьников» [21]. Образованный человек должен быть, прежде всего, спокойным и уравновешенным в современном мире, все эти качества присущи саморегуляции.
Представление о человеке как самоактуализирующейся, организованной системе выводит на первый план такие понятия, как «личность», «саморегуляция». Взаимосвязь между ними отражает термин «личностная саморегуляция» [53]. Изучая саморегуляцию, исследователи придают значение личностным проявлениям - А. Бандура, Л.И. Божович, Б.Б. Коссов, Г. Олпорт, Дж. Роттер, А.И. Щербаков, З. Фрейд, В.А. Ядов и другие. И проводя анализ личностных структурных компонентов, учёные отводят ведущую роль психологическим механизмам регуляции жизнедеятельности - А. Адлер, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, З. Фрейд, В.А. Ядов и др.
Исследователи младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова,
А.К. Маркова, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие) рассматривают данный период как наиболее чувствительный к самоизменению, самораскрытию, к внешним обучающим и воспитательным воздействиям [51].
Основой осознанной самоорганизации и самопознания личности является субъектность, которую В.И. Слободчиков определяет «... как свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, реализующему преобразующую внешнюю (творческую) и внутреннюю (самодетерминирующую и смыслообразующую) активность» [45. Слободчиков, В.И, с. 69]. Субъектность личности ребенка является «... целостным структурнофункциональным образованием с особым качеством и структурой автономной саморегуляции.». Отслеживая свои
позитивные изменения, обучающиеся совершенствуют навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции в целом, а также учатся объективно оценивать свои действия и действия других людей, усваивают нормы поведения, общения, отношения к себе и другим людям.
Анализ публикаций за последние годы показал, что становление навыков саморегуляции обусловлено социокультурными факторами. Так, исследования А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского [40. Петровский, А.В., Ярошевский, с. 97] опубликованные в статье «Развитие саморегуляции у детей младшего школьного возраста», говорят о проблемах снижения самоконтроля и самоорганизации. Отставание в формировании навыков общения, недоразвитии речевой активности и как следствие, знаменателем данных нарушений является снижение уровня саморегуляции в действиях ребенка, направленных на познание предметного и социального мира.
Потребности социальной среды, ставят перед нами задачу воспитания и обучения активной личности, наделенной самостоятельностью и саморегуляцией.
В связи с этим возникает проблема развития навыков саморегуляции в младшем школьном возрасте в образовательном процессе.
Объект исследования - развитие саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - программа развития саморегуляции у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность методов и приемов развития саморегуляции у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие саморегуляции у младших школьников будет успешно осуществляться, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
• создание ситуаций для свободного выбора детьми в совместной деятельности на занятиях с педагогом-психологом;
• недирективная помощь детям в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
• поддержка детей в процессе решения проблемных ситуаций через проведение индивидуальных и групповых занятий с педагогом психологом.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему развития саморегуляции в отечественной и зарубежной литературе.
2. Описать особенности саморегуляции у младших школьников.
3. Охарактеризовать способы развития саморегуляции у младших школьников.
4. Отобрать методики исследования, провести анализ результатов констатирующей работы.
5. Составить программу развития навыков саморегуляции у младших школьников.
6. Провести анализ результатов формирующей работы.
Методы исследования:
• теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
• эмпирические, в том числе опрос, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, системный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: База исследования: ГКОУ СО «Каменск - Уральская школа».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована педагогом -психологом или психологической службой в образовательных организациях для развития навыков саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 54 наименований, приложения. Объем работы составляет 113 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие саморегуляции в психолого - педагогической литературе активно рассматривается в работах многих авторов, которые предпринимают попытки вычленения видов и уровней саморегуляции. Саморегуляция рассматривается как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость и пластичность на любом ее уровне.
Краткий обзор современных представлений о видах и уровнях саморегуляции показывает, что понятие саморегуляции следует рассматривать как интегративный процесс и как целостную динамическую систему функционирования разных уровней и аспектов. Изменения на одном из уровней будут влиять на ее другие уровни и на систему в целом.
Анализируя взгляды ученых, исследованы волевой и эмоциональный компоненты, а так же компонент регуляции действия младших школьников, т.к. для школьников очень важно: не допускать спонтанные реакции на определенные события, которые в особенности могут затрагивать учебную деятельность; вырабатывать такие качества, как дисциплинированность и выдержка, которые пригодятся им в дальнейшем обучении; реализовывать поставленные цели; управлять собой и своими чувствами; осуществлять контроль и оценку результатов своих действий.
В работе было осуществлено целеполагание процесса развития навыков саморегуляции младших школьников, которое позволило выявить текущий уровень сформированности саморегуляции у младших школьников; проанализировать и обобщить результаты первичной диагностики; реализовать программу развития навыков саморегуляции младших школьников; проанализировать эффективность программы развития навыков саморегуляции младших школьников; провести повторную диагностику сформированности эмоционального, волевого компонентов и компонента регуляции действия у младших школьников; проанализировать и обобщить результаты повторной диагностики.
При отборе диагностического инструментария мы опирались на задачи исследования. Методики предназначались для оценки волевых качеств, определения уровня сформированности саморегуляции, а так же изучения и уровня характера тревожности связанного со школой у детей младшего школьного возраста.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили необходимость разработки и реализации программы развития навыков саморегуляции младших школьников, для подтверждения гипотезы.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что наибольшие изменения произошли по показателям волевого компонента саморегуляции (волевое качество «самостоятельность» увеличилось на 17,4%, волевое качество «выдержка» увеличилось на 13%, волевое качество «дисциплинированность» увеличилось на 8,7% на высоком уровне), по показателям компонента регуляции действия (средний уровень саморегуляции увеличился на 8,7%, уровень саморегуляции выше среднего увеличился на 8,8%), по показателям эмоционального компонента саморегуляции (низкий уровень школьной тревожности увеличился на 26,1%, повышенный уровень школьной тревожности снизился на 17,4%, высокий уровень тревожности снизился с 9% до 0%).
Таким образом, реализация программы развития навыков саморегуляции младших школьников, способствовала развитию компонента регуляции действия испытуемых, так же в ходе реализации программы развития мы добились успеха в развитии эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Программа развития навыков саморегуляции позволила оптимизировать процесс развития компонентов саморегуляции младших школьников.
Эффективность программы подтверждается положительными результатами сформированности эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Следовательно, гипотеза подтверждена, саморегуляция младших школьников стала более успешной при реализации программы ее развития.


1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. - М.: ИОИ, 2017. - 176 с.
2. Антипова, Д.А. Актуальные вопросы современной психологии по саморегуляции личности / Д.А. Антипова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. - 2017. - № 7. - С. 64.
3. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. - М., 2015. - 300 с.
4. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / Алла Валериевна Аркадьева // Начальная школа плюс До и после. - 2015.
• №2. - С.8-11.
5. Бодалев, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанова // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 2-7.
6. Братусь, Б.С. Общая психология как университетская наука / Б.С. Братусь // Вестник Московского университета. - 2015. - № 3. - С. 73-82.
7. Бандура, А. Теория социального научения: монография / А. Бандура. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 532 с.
8. Боркина, Н.П. Основы развития саморегуляции ребенка / Н.П. Боркина. - URL: https://urok. 1 sept.ru (дата обращения: 23.10.2019).
9. Варгас, Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости / Дж. Варгас. - М.: Оперант, 2015. - 480 с.
10. Вареца, Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников / Е.С. Вареца // Вестник «АГУ». - 2015. - № 2 (159).
• С. 147-151.
11. Волкова, Т.Г. Психология саморегуляции: практикум : учеб. пособие для студентов спец. / Т.Г. Волкова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 80 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 480 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 117 с.
14. Гонина, О.А. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О.А. Гонина. - М.: «Флинта», 2018. - 278 с.
15. Гордеев, И.П. Саморегуляция в младшем школьном возрасте. - URL: https://multiurok.ru/files/samoreguliatsiia-v-mladshem-shkolnom- vozraste.html (дата обращения 15.01.2020)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ