Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы коррекции агрессивного поведения в
младшем школьном возрасте 6
1.1 Понятие агрессивного поведения в отечественной и зарубежной научной
литературе 6
1.2 Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 12
1.3 Средства коррекции агрессивного поведения в младшем школьном
возрасте 21
2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения младших
школьников 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
агрессивного поведения младших школьников 31
2.3 Реализация программы коррекции агрессивного поведения в младшем
школьном возрасте 34
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 50
Актуальность: актуальность данной проблемы определяется возросшим вниманием к проявлениям агрессии младших школьников со стороны педагогов, психологов, социологов.
Проблему проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста следует считать недостаточно изученной только потому, что нет единого определения понятия агрессии. Исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводились зарубежными и отечественными учеными: А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Они предлагают различные методы и способы коррекции агрессивного поведения младших школьников. Причинами агрессивного поведения авторы называют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также причиной является нарушение эмоциональных связей в семье.
Слово «aggredi» (от латинского) означает «нападение». Данное явление связывают с гневом, желанием навредить, негативными установками и действиями.
Агрессивное поведение направлено на нанесение физического либо психологического вреда по отношению к людям, животным и предметам. В агрессивном состоянии у человека присутствует гнев, ненависть и др. Наряду с этим, проявление агрессии может выступать как средство достижения цели.
В современном обществе актуальна проблема проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Проявление агрессии детей в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует родителей и учителей. Зачастую дети младшего школьного возраста не имеют инструментов для выхода из негативных ситуаций, кроме рукоприкладства, ругательств, угроз и т.д.
Одна из важнейших задач психологии - раннее диагностирование и коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются основные личностные характеристики. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к негативным внешним воздействиям: жестокие компьютерные игры, жестокость и насилие в СМИ, поведение взрослых и т.д.
Объект: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет: коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Цель: выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста и реализовать программу коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Провести диагностическое исследование особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
3. Реализовать программу коррекции агрессивного поведения младших школьников.
4. Проанализировать эффективность программы коррекции
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методологической основой являются научные труды в области исследования сущности агрессии и агрессивного поведения (К. Лоренц, Л. Берковец, Дж. Доллард, Р. Бэрон, Э. Фромм, З. Фрейд, Л.С. Выготский, А.А. Реан и др.); исследования психологических особенностей младшего школьного возраста (И.А. Фурманов, В.С. Савина, Н.А. Дубинко и др.); исследования в области психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей (Д.Б. Эльконин, И.А. Пономарева, Е.Л. Шустова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.П. Смирнова и др.).
В работе применялись следующие методики: Опросник агрессивности Басса-Дарки, проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.
Метод математической обработки: Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психологопедагогической работе с детьми младшего школьного возраста с целью коррекции агрессивного поведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 31 наименований для написания теоретической и эмпирической частей исследования, приложений. Объем работы составляет 83 страницы.
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста вызывает острый интерес в современном обществе. Адаптация к школе, взаимодействия со сверстниками, недостаточный уровень воспитания в семье, отчужденность со стороны взрослых - все это является предпосылками к агрессивным тенденциям младших школьников.
В данной работе, в соответствии с целью и задачами, были изучены особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Анализируя научную литературу, нами были рассмотрены проблемы проявления агрессии в зарубежной и отечественной психологии, психологическая характеристика и особенности проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, методы и средства психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МКОУ «Бисертская средняя школа №1». В исследовании приняли участие 52 обучающихся.
Эмпирическое исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня агрессивности. Нами использовались следующие психодиагностические методики:
• Опросник агрессивности Басса-Дарки,
• Проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.
Анализ результатов показал, что у детей младшего школьного возраста преобладает физическая агрессия, проявляющаяся в толчках, драках; вербальная агрессия, которая выражается в криках, оскорблениях.
В ходе эмпирического исследования была выделена группа респондентов с высоким и выше среднего уровнем агрессивности - 11 чел. Для данной выборки была подобрана программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников. Программа была подобрана с учетом возрастных и психологических особенностей испытуемых.
На формирующем этапе реализовывалась подобранная нами программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников.
В ходе контрольного этапа мы провели повторную диагностику на экспериментальной группе теми же методиками, что и на констатирующем. Анализ результатов показал, что уровень агрессивности снизился. Что говорит об эффективности подобранной нами программы психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников.
На основе полученных данных и сформулированных выводов можно отметить, что поставленная нами цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
1. Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №8. - URL: http://www.e- koncept.ru/2013/13169.htm (дата обращения: 18.09.2019). - Текст: электронный.
2. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - 591 с.
3. Голенищева, М.А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М.А. Голенищева // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - №1. - С. 57-61.
4. Гончарова, А.П. Виды человеческой агрессии в трактовке Э. Фромма / А.П. Гончарова // Вестник научных конференций. - 2015. - №4-5. - С. 29-30.
5. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И.
Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - С. 239-243. - URL:
https://e-koncept.ru/2016/76341.htm (дата обращения: 02.10.2019). - Текст: электронный.
6. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.53-57.
7. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1.
8. Еникополов, С.Н. Порочный круг. Агрессивный ребенок / С.Н. Ениколопов // Школьный психолог. - 2001. - № 18. - С.14.
9. Ермоленко, Ю.И. Коррекция агрессивного поведения у младших школьников через игру / Ю.И. Ермоленко, Л.Н. Худасова, А.Ю. Забелина // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 3-2(67). - С. 84-87.
10. Изосимова, В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников / В.В. Изосимова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - №1. - С. 1766-1770.
11. Изотова, Е.Г. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности / Е.Г. Изотова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-3. - С. 469-472.
12. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №34-1. - С.135-139.
13. Калетинская, М.И. Агрессивное поведение подростков как социальноопасное явление современного общества / М.И. Калетинская, Т.К. Мухина // Грани педагогики безопасности. - 2015. - С.47-52.
14. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности младших школьников / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук // Юный ученый. - 2017. - №1 (10). - С. 139-141.
15. Курманова, А.М. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников / А.М. Курманова, А.И. Ривера // Наука и образование: проблемы перспективы - 2018. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - 2108. - С. 124-126...