КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы коррекции агрессивного поведения в
младшем школьном возрасте 6
1.1 Понятие агрессивного поведения в отечественной и зарубежной научной
литературе 6
1.2 Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 12
1.3 Средства коррекции агрессивного поведения в младшем школьном
возрасте 21
2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения младших
школьников 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
агрессивного поведения младших школьников 31
2.3 Реализация программы коррекции агрессивного поведения в младшем
школьном возрасте 34
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 50
1. Теоретический анализ проблемы коррекции агрессивного поведения в
младшем школьном возрасте 6
1.1 Понятие агрессивного поведения в отечественной и зарубежной научной
литературе 6
1.2 Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 12
1.3 Средства коррекции агрессивного поведения в младшем школьном
возрасте 21
2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения младших
школьников 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
агрессивного поведения младших школьников 31
2.3 Реализация программы коррекции агрессивного поведения в младшем
школьном возрасте 34
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 50
Актуальность: актуальность данной проблемы определяется возросшим вниманием к проявлениям агрессии младших школьников со стороны педагогов, психологов, социологов.
Проблему проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста следует считать недостаточно изученной только потому, что нет единого определения понятия агрессии. Исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводились зарубежными и отечественными учеными: А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Они предлагают различные методы и способы коррекции агрессивного поведения младших школьников. Причинами агрессивного поведения авторы называют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также причиной является нарушение эмоциональных связей в семье.
Слово «aggredi» (от латинского) означает «нападение». Данное явление связывают с гневом, желанием навредить, негативными установками и действиями.
Агрессивное поведение направлено на нанесение физического либо психологического вреда по отношению к людям, животным и предметам. В агрессивном состоянии у человека присутствует гнев, ненависть и др. Наряду с этим, проявление агрессии может выступать как средство достижения цели.
В современном обществе актуальна проблема проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Проявление агрессии детей в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует родителей и учителей. Зачастую дети младшего школьного возраста не имеют инструментов для выхода из негативных ситуаций, кроме рукоприкладства, ругательств, угроз и т.д.
Одна из важнейших задач психологии - раннее диагностирование и коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются основные личностные характеристики. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к негативным внешним воздействиям: жестокие компьютерные игры, жестокость и насилие в СМИ, поведение взрослых и т.д.
Объект: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет: коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Цель: выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста и реализовать программу коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Провести диагностическое исследование особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
3. Реализовать программу коррекции агрессивного поведения младших школьников.
4. Проанализировать эффективность программы коррекции
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методологической основой являются научные труды в области исследования сущности агрессии и агрессивного поведения (К. Лоренц, Л. Берковец, Дж. Доллард, Р. Бэрон, Э. Фромм, З. Фрейд, Л.С. Выготский, А.А. Реан и др.); исследования психологических особенностей младшего школьного возраста (И.А. Фурманов, В.С. Савина, Н.А. Дубинко и др.); исследования в области психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей (Д.Б. Эльконин, И.А. Пономарева, Е.Л. Шустова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.П. Смирнова и др.).
В работе применялись следующие методики: Опросник агрессивности Басса-Дарки, проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.
Метод математической обработки: Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психологопедагогической работе с детьми младшего школьного возраста с целью коррекции агрессивного поведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 31 наименований для написания теоретической и эмпирической частей исследования, приложений. Объем работы составляет 83 страницы.
Проблему проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста следует считать недостаточно изученной только потому, что нет единого определения понятия агрессии. Исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводились зарубежными и отечественными учеными: А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Они предлагают различные методы и способы коррекции агрессивного поведения младших школьников. Причинами агрессивного поведения авторы называют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также причиной является нарушение эмоциональных связей в семье.
Слово «aggredi» (от латинского) означает «нападение». Данное явление связывают с гневом, желанием навредить, негативными установками и действиями.
Агрессивное поведение направлено на нанесение физического либо психологического вреда по отношению к людям, животным и предметам. В агрессивном состоянии у человека присутствует гнев, ненависть и др. Наряду с этим, проявление агрессии может выступать как средство достижения цели.
В современном обществе актуальна проблема проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Проявление агрессии детей в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует родителей и учителей. Зачастую дети младшего школьного возраста не имеют инструментов для выхода из негативных ситуаций, кроме рукоприкладства, ругательств, угроз и т.д.
Одна из важнейших задач психологии - раннее диагностирование и коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются основные личностные характеристики. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к негативным внешним воздействиям: жестокие компьютерные игры, жестокость и насилие в СМИ, поведение взрослых и т.д.
Объект: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет: коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Цель: выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста и реализовать программу коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Провести диагностическое исследование особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
3. Реализовать программу коррекции агрессивного поведения младших школьников.
4. Проанализировать эффективность программы коррекции
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методологической основой являются научные труды в области исследования сущности агрессии и агрессивного поведения (К. Лоренц, Л. Берковец, Дж. Доллард, Р. Бэрон, Э. Фромм, З. Фрейд, Л.С. Выготский, А.А. Реан и др.); исследования психологических особенностей младшего школьного возраста (И.А. Фурманов, В.С. Савина, Н.А. Дубинко и др.); исследования в области психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей (Д.Б. Эльконин, И.А. Пономарева, Е.Л. Шустова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.П. Смирнова и др.).
В работе применялись следующие методики: Опросник агрессивности Басса-Дарки, проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.
Метод математической обработки: Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психологопедагогической работе с детьми младшего школьного возраста с целью коррекции агрессивного поведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 31 наименований для написания теоретической и эмпирической частей исследования, приложений. Объем работы составляет 83 страницы.
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста вызывает острый интерес в современном обществе. Адаптация к школе, взаимодействия со сверстниками, недостаточный уровень воспитания в семье, отчужденность со стороны взрослых - все это является предпосылками к агрессивным тенденциям младших школьников.
В данной работе, в соответствии с целью и задачами, были изучены особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Анализируя научную литературу, нами были рассмотрены проблемы проявления агрессии в зарубежной и отечественной психологии, психологическая характеристика и особенности проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, методы и средства психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МКОУ «Бисертская средняя школа №1». В исследовании приняли участие 52 обучающихся.
Эмпирическое исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня агрессивности. Нами использовались следующие психодиагностические методики:
• Опросник агрессивности Басса-Дарки,
• Проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.
Анализ результатов показал, что у детей младшего школьного возраста преобладает физическая агрессия, проявляющаяся в толчках, драках; вербальная агрессия, которая выражается в криках, оскорблениях.
В ходе эмпирического исследования была выделена группа респондентов с высоким и выше среднего уровнем агрессивности - 11 чел. Для данной выборки была подобрана программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников. Программа была подобрана с учетом возрастных и психологических особенностей испытуемых.
На формирующем этапе реализовывалась подобранная нами программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников.
В ходе контрольного этапа мы провели повторную диагностику на экспериментальной группе теми же методиками, что и на констатирующем. Анализ результатов показал, что уровень агрессивности снизился. Что говорит об эффективности подобранной нами программы психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников.
На основе полученных данных и сформулированных выводов можно отметить, что поставленная нами цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
В данной работе, в соответствии с целью и задачами, были изучены особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Анализируя научную литературу, нами были рассмотрены проблемы проявления агрессии в зарубежной и отечественной психологии, психологическая характеристика и особенности проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, методы и средства психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МКОУ «Бисертская средняя школа №1». В исследовании приняли участие 52 обучающихся.
Эмпирическое исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня агрессивности. Нами использовались следующие психодиагностические методики:
• Опросник агрессивности Басса-Дарки,
• Проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.
Анализ результатов показал, что у детей младшего школьного возраста преобладает физическая агрессия, проявляющаяся в толчках, драках; вербальная агрессия, которая выражается в криках, оскорблениях.
В ходе эмпирического исследования была выделена группа респондентов с высоким и выше среднего уровнем агрессивности - 11 чел. Для данной выборки была подобрана программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников. Программа была подобрана с учетом возрастных и психологических особенностей испытуемых.
На формирующем этапе реализовывалась подобранная нами программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников.
В ходе контрольного этапа мы провели повторную диагностику на экспериментальной группе теми же методиками, что и на констатирующем. Анализ результатов показал, что уровень агрессивности снизился. Что говорит об эффективности подобранной нами программы психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников.
На основе полученных данных и сформулированных выводов можно отметить, что поставленная нами цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития
посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического
сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ДЦП (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Гендерные особенности агрессивного поведения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018





