РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей социального интеллекта у старшеклассников 6
1.1. Определение социального интеллекта 6
1.2. Особенности социального интеллекта у старшеклассников 10
1.3. Формы и методы развития социального интеллекта
у старшеклассников 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Исследование социального интеллекта старшеклассников...23
2.1. Диагностика уровня социального интеллекта у старшеклассников 23
2.2. Программа, направленная на развитие социального
интеллекта у старшеклассников 26
2.3. Оценка эффективности программы развития социального
интеллекта у старшеклассников 37
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей социального интеллекта у старшеклассников 6
1.1. Определение социального интеллекта 6
1.2. Особенности социального интеллекта у старшеклассников 10
1.3. Формы и методы развития социального интеллекта
у старшеклассников 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Исследование социального интеллекта старшеклассников...23
2.1. Диагностика уровня социального интеллекта у старшеклассников 23
2.2. Программа, направленная на развитие социального
интеллекта у старшеклассников 26
2.3. Оценка эффективности программы развития социального
интеллекта у старшеклассников 37
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Социальный интеллект является относительно новым понятием в психологии. В его развитие внесли свой вклад такие отечественные и зарубежные психологи, как Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Г. Оллпорт, Ю.Н. Емельянова, Н.А. Лужбина, Е.С. Михайлова, М.И. Бобнева, О.В. Лунева, А.Л. Южанинова, Д. В. Ушаков. Социальный интеллект определяется как адекватность понимания процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений. И вместе с тем в настоящее время все чаще выявляются старшеклассники с низким уровнем социального интеллекта. Ведутся исследования причин данного факта. Говорится о влиянии уровня развития социального интеллекта на поведенческую межличностную компетентность.
Анализ литературы показывает, что проблеме развития социального интеллекта уделено достаточно много внимания. Исследованиями этого вопроса занимались А.А. Бодалев, Р. Селман, В.Н. Куницына, А.А Леонтьев и др. И в то же время развитие социального интеллекта конкретно у старшеклассников недостаточно изучено.
Высказанные соображения и определили цель выпускной квалификационной работы: теоретическое обоснование и разработка программы по развитию социального интеллекта у старшеклассников.
Задачи:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
• исследование особенностей социального интеллекта старшеклассников;
• определение форм и методов развития социального интеллекта старшеклассников;
• составление и апробирование программы по развитию социального интеллекта старшеклассников;
• оценка эффективности программы по развитию социального интеллекта старшеклассников.
Объект исследования: социальный интеллект старшеклассников.
Предмет исследования: процесс развития социального интеллекта старшеклассников.
Гипотеза: программа, направленная на развитие эмоциональной осведомленности, саморегуляции эмоциональных состояний и коммуникативных умений старшеклассников будет способствовать повышению у них уровня социального интеллекта.
Методологической основой исследования являлись:
• теоритические представления социального интеллекта Г. Олпорт, Э. Торндайк, М.И. Бобнева, В.Н. Куницына, согласно которым социальный интеллект - это способность, обеспечивающая успешность в разных областях взаимодействия людей друг с другом;
• концепция развития социального интеллекта Б.Г. Ананьева, X. Айзенка, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Ч. Спирмена, В. Штерна, заключающаяся в том, что развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных умений ведет к развитию социального интеллекта.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
• психологические (психодиагностические методики: тест «Социальный интеллект» Гилфорда, методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда);
• математико-статистические метод корреляционного анализа по Стьюденту.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в работе педагога-психолога по развитию социального интеллекта старшеклассников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 51 наименования, приложение. Объем работы составляет 81 страница. В работе результаты исследования отражены в 4 диаграммах, 6 таблицах.
Анализ литературы показывает, что проблеме развития социального интеллекта уделено достаточно много внимания. Исследованиями этого вопроса занимались А.А. Бодалев, Р. Селман, В.Н. Куницына, А.А Леонтьев и др. И в то же время развитие социального интеллекта конкретно у старшеклассников недостаточно изучено.
Высказанные соображения и определили цель выпускной квалификационной работы: теоретическое обоснование и разработка программы по развитию социального интеллекта у старшеклассников.
Задачи:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
• исследование особенностей социального интеллекта старшеклассников;
• определение форм и методов развития социального интеллекта старшеклассников;
• составление и апробирование программы по развитию социального интеллекта старшеклассников;
• оценка эффективности программы по развитию социального интеллекта старшеклассников.
Объект исследования: социальный интеллект старшеклассников.
Предмет исследования: процесс развития социального интеллекта старшеклассников.
Гипотеза: программа, направленная на развитие эмоциональной осведомленности, саморегуляции эмоциональных состояний и коммуникативных умений старшеклассников будет способствовать повышению у них уровня социального интеллекта.
Методологической основой исследования являлись:
• теоритические представления социального интеллекта Г. Олпорт, Э. Торндайк, М.И. Бобнева, В.Н. Куницына, согласно которым социальный интеллект - это способность, обеспечивающая успешность в разных областях взаимодействия людей друг с другом;
• концепция развития социального интеллекта Б.Г. Ананьева, X. Айзенка, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Ч. Спирмена, В. Штерна, заключающаяся в том, что развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных умений ведет к развитию социального интеллекта.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
• психологические (психодиагностические методики: тест «Социальный интеллект» Гилфорда, методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда);
• математико-статистические метод корреляционного анализа по Стьюденту.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в работе педагога-психолога по развитию социального интеллекта старшеклассников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 51 наименования, приложение. Объем работы составляет 81 страница. В работе результаты исследования отражены в 4 диаграммах, 6 таблицах.
В нашем исследовании социальный интеллект определяется, как умение понимать свое эмоциональное состояние и других людей, понимание своего поведения и окружающих, прогнозирование поведения людей, а также свое адекватное поведение в ситуации взаимодействия с другими людьми.
Результаты последних исследований социального интеллекта у старшеклассников свидетельствуют о том, что им свойственен, в большинстве случаев, низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, неумение соблюдать их. Старшеклассникам с низким уровнем социального интеллекта характерно неумение общаться и трудности установления контактов с окружающими людьми, отчужденность и недоверие к сверстникам и взрослым, отстраненность от них, непринятия себя и других, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны. Исследователи данный феномен связывают с тем, что старшеклассники все чаще предпочитают живому общению, общение в социальных сетях, а также с эгоцентризмом старшеклассников, но при этом отмечают, что тем выше уровень социального интеллекта, чем более высокоразвит старшеклассник и чем больше он вовлечен в социально полезную деятельность.
С нашей точки зрения, важную роль в изменении, сложившейся на сегодняшний день ситуации, может сыграть повышение уровня социального интеллекта, который позволит вывести функционирование процесса межличностного взаимодействия старшеклассников на качественно новый уровень.
Развивать социальный интеллект старшеклассников можно через такие формы как: стабильные и эпизодические, и такие методы как: информирование, разъяснение, игровая деятельность. И, на наш взгляд, самым продуктивным методом является психологический тренинг. С его помощью старшеклассники получают опыт в максимально «сжатом» виде в 46
психологически безопасных условиях, которые облегчают его осмысливание. На тренинговых занятиях развивается позитивное самоотношение, способы совладения с агрессией и гневом, обучение приемлемым социальным способам выражения эмоций, формирование навыка сотрудничества и взаимодействия, создание доверительной и дружеской атмосферы в группе сверстников.
По результатам проведённого первичного исследования социального интеллекта, проведенного на базе ГАУ «КЦСОН Туринского района», отделения социальной реабилитации (временный приют) на 21 старшекласснике выявлен средний уровень социального интеллекта. Что позволило нам сделать вывод о необходимости его развивать через развитие умения понимать невербальные реакций людей и понимание логики развития ситуации взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях, а также через развитие саморегуляции. Поэтому из этого стало очевидным составить программу по развитию социального интеллекта у старшеклассников и ее реализовать.
После реализации программы по развитию социального интеллекта у старшеклассников была проведена повторная диагностика социального интеллекта старшеклассников по тем же методикам, как и при первичной диагностике. А именно: «Социальный интеллект» Гилфорда и методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, которая выявляет особенности адаптационного периода личности. А также позволяет, определить насколько адекватно старшеклассник переживает и осознает в критические моменты особенности своей личности, и своих состояний, ибо от точности такого отражения во многом зависит успешность его совладения с новыми требованиями, адаптации к ним.
Повторная диагностика показала нам, что уровень социального интеллекта у старшеклассников повысился на 13% (по адаптивности на 4%, по эмоциональной комфортности на 9 %, по уходу от проблем на 4 %, по способности предвидеть последствия поведения на 5 %, по способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека на 10 %, по способности понимать вербальные реакции человека на 9 %, по пониманию логики развития ситуации взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях 48%) и это подтверждается математической статистикой. В нашем случаи использовался t-критерий Стьюдента, который предназначен для определения статистической значимости различий средних величин у одних и тех же испытуемых. Проведя математические расчёты и сравнив полученное значение t-критерия Стьюдента с критическим, мы убедились, что рассчитанное значение критерия больше критического, и это позволило нам сделать вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы. Поэтому можно считать, что составленная и реализованная программа по развитию социального интеллекта у старшеклассников является эффективной.
Результаты последних исследований социального интеллекта у старшеклассников свидетельствуют о том, что им свойственен, в большинстве случаев, низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, неумение соблюдать их. Старшеклассникам с низким уровнем социального интеллекта характерно неумение общаться и трудности установления контактов с окружающими людьми, отчужденность и недоверие к сверстникам и взрослым, отстраненность от них, непринятия себя и других, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны. Исследователи данный феномен связывают с тем, что старшеклассники все чаще предпочитают живому общению, общение в социальных сетях, а также с эгоцентризмом старшеклассников, но при этом отмечают, что тем выше уровень социального интеллекта, чем более высокоразвит старшеклассник и чем больше он вовлечен в социально полезную деятельность.
С нашей точки зрения, важную роль в изменении, сложившейся на сегодняшний день ситуации, может сыграть повышение уровня социального интеллекта, который позволит вывести функционирование процесса межличностного взаимодействия старшеклассников на качественно новый уровень.
Развивать социальный интеллект старшеклассников можно через такие формы как: стабильные и эпизодические, и такие методы как: информирование, разъяснение, игровая деятельность. И, на наш взгляд, самым продуктивным методом является психологический тренинг. С его помощью старшеклассники получают опыт в максимально «сжатом» виде в 46
психологически безопасных условиях, которые облегчают его осмысливание. На тренинговых занятиях развивается позитивное самоотношение, способы совладения с агрессией и гневом, обучение приемлемым социальным способам выражения эмоций, формирование навыка сотрудничества и взаимодействия, создание доверительной и дружеской атмосферы в группе сверстников.
По результатам проведённого первичного исследования социального интеллекта, проведенного на базе ГАУ «КЦСОН Туринского района», отделения социальной реабилитации (временный приют) на 21 старшекласснике выявлен средний уровень социального интеллекта. Что позволило нам сделать вывод о необходимости его развивать через развитие умения понимать невербальные реакций людей и понимание логики развития ситуации взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях, а также через развитие саморегуляции. Поэтому из этого стало очевидным составить программу по развитию социального интеллекта у старшеклассников и ее реализовать.
После реализации программы по развитию социального интеллекта у старшеклассников была проведена повторная диагностика социального интеллекта старшеклассников по тем же методикам, как и при первичной диагностике. А именно: «Социальный интеллект» Гилфорда и методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, которая выявляет особенности адаптационного периода личности. А также позволяет, определить насколько адекватно старшеклассник переживает и осознает в критические моменты особенности своей личности, и своих состояний, ибо от точности такого отражения во многом зависит успешность его совладения с новыми требованиями, адаптации к ним.
Повторная диагностика показала нам, что уровень социального интеллекта у старшеклассников повысился на 13% (по адаптивности на 4%, по эмоциональной комфортности на 9 %, по уходу от проблем на 4 %, по способности предвидеть последствия поведения на 5 %, по способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека на 10 %, по способности понимать вербальные реакции человека на 9 %, по пониманию логики развития ситуации взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях 48%) и это подтверждается математической статистикой. В нашем случаи использовался t-критерий Стьюдента, который предназначен для определения статистической значимости различий средних величин у одних и тех же испытуемых. Проведя математические расчёты и сравнив полученное значение t-критерия Стьюдента с критическим, мы убедились, что рассчитанное значение критерия больше критического, и это позволило нам сделать вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы. Поэтому можно считать, что составленная и реализованная программа по развитию социального интеллекта у старшеклассников является эффективной.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь любознательности и социального интеллекта личности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Значение социального интеллекта в преодолении личностью стрессовых ситуаций (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Театрально-психологическая гостиная как форма психологического консультирования детей-сирот подросткового возраста по проблеме развития эмоционального интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эмоционального интеллекта у старших подростков, находящихся в
социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





