Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Работа №95503

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению 7
1.1. Адаптация ребенка к ДОУ 7
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение: понятие, сущность 18
1.3. Психолого-педагогического сопровождение родителей в период
адаптации ребенка к ДОУ 27
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Опытно-поисковая работа по психолого-педагогическому
сопровождению родителей в период адаптации ребенка к дошкольному
образовательному учреждению 42
2.1. Эмпирическое обоснование психолого-педагогического сопровождения
родителей в период адаптации ребенка к ДОУ 42
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения родителей в
период адаптации ребенка к ДОУ 61
Выводы по главе II 76
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Приложения 90

Актуальность. Проблема адаптации детей к дошкольной образовательной организации всегда была актуальной. В связи с повышенной занятостью родителей ежегодно возрастает число детей, нуждающихся в местах в дошкольных образовательных организациях. Это увеличивает численность детей, поступающих в группы раннего возраста и младшие группы ДОО. В Национальном проекте «Демография» на 2019-2024 гг. стоит задача в создании условий на территории Российской Федерации дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, в связи с повышением трудовой занятости женщин-матерей.
В психолого-педагогических исследованиях по адаптации детей к ДОО большая роль отведена семье. Семья является основным институтом социализации ребенка, именно родители обеспечивают его готовность к вхождению в новую социальную среду и адаптацию в ней.
Поступление ребенка в детский сад считается особым периодом жизни как для самого дошкольника, так и для его родителей. Также как и ребенок родители испытывают страх и тревожность в период адаптации дошкольника в детскому саду.
Как показывает практика, физиологические и психологические трудности сепарации ребенка от родителей зачастую демонстрируют формирование отрицательных эмоций родителей по отношению к ДОО. Средства массовой информации, отзывы о дошкольных образовательных организациях чаще всего носят негативную информационную составляющую, которая также «пугает» родителей, чьи дети поступают в ДОО, а также мешает стать полноценными участниками образовательных отношений.
Данные факты свидетельствуют о необходимости работы в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации не только с дошкольником, но и с его родителями.
Одним из способов работы с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду является психолого-педагогическое сопровождение, которое позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, сформировать позитивное отношение к организации, наладить взаимоотношения с сотрудниками ДОО и родительской общественностью группы.
Однако, значительная часть психолого-педагогических исследований анализирует и описывает психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации, в то время как психолого-педагогическое сопровождение родителей освещено
незначительно.
Актуальность проблемы позволила нам выделить тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению».
Противоречие: между необходимостью психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации детей к дошкольной образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций по данному виду деятельности.
Проблема исследования: какова должна быть деятельность сотрудников дошкольной образовательной организации по психолого-педагогическому сопровождению родителей в период адаптации детей к ДОО?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать
программу по психолого-педагогическому сопровождению родителей в период адаптации детей к ДОО.
Объект исследования: адаптация ребенка к дошкольной
образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации детей к ДОО.
Гипотеза: процесс психолого-педагогического сопровождения
родителей в период адаптации детей к ДОО будет успешным при условии разработки и реализации программы, которая учитывает когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности родителей в период адаптации ребенка к ДОО.
Задачи:
1. Раскрыть сущность процесса адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации;
2. Дать характеристику психолого-педагогического сопровождения;
3. Описать формы психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации;
4. Эмпирически обосновать необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка к ДОУ;
5. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по психолого­педагогическому сопровождению родителей в период адаптации ребенка к ДОУ.
Теоретико-методологические основы исследования:
• изучением адаптации детей к дошкольной образовательной организации занимались Н.М. Аскарина, Н.В. Ватутина, Л.Г. Голубева, Ж. Пиаже и др.;
• проблему психолого-педагогического сопровождения описывали К.В Адушкина, С.В. Алехина М.А. Иваненко, Р.В. Овчарова, и др.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация;
• эмпирические: анкетирование, тестирование;
• методы математической обработки информации: шкалирование, корреляционные методы.
Методики исследования:
• анкета «Изучение потребности родителей в психолого-педагогическом сопровождении в период адаптации ребенка к ДОУ»;
• тест «Шкала тревоги Спилберга»;
• тест-опросник родительского отношения к детям, типовое семейное состояние, анализ семейной тревоги (АСТ);
— методика PARI.
Теоретическая значимость исследования: заключается в описании роли родителей в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации, выделению компонентов, демонстрирующие необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации детей к ДОО, разработке комплекса диагностических методик, позволяющих выявить необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации детей к ДОО.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы для построения работы по психолого­педагогическому сопровождению родителей в период адаптации ребенка к ДОО.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая включает в себя з параграфа, заключения, списка литературы из 64 источников, 6 приложений. Объем работы составляет 115 страниц. В работе результаты исследования отражены в 15 диаграммах, 2 таблицах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе нами была поставлена и проверена гипотеза о том, что процесс психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации детей к ДОО будет успешным при условии разработки и реализации программы, которая учитывает когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности родителей в период адаптации ребенка к ДОО.
В ходе исследования нами было выявлено, что адаптация детей к дошкольной образовательной организации представляет процесс приспособления ребенка к условиям детского сада, через освоение ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций. Адаптация ребенка к дошкольной образовательной организации может проявляться в разной степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая; а также включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, а также сложившихся семейных взаимоотношений и условий дошкольной образовательной организации.
В период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации родители испытывают также ряд затруднений: тревожность, фрустрацию, страх и др. Данные проявления связаны с низким уровнем информированности родителей о дошкольной образовательной организации, негативным опытом, пережитым в детстве, при посещении детского сада; отрицательными отзывами о дошкольной образовательной организации от других родителей, демонстрацией отрицательных ситуаций, происходящих в дошкольных образовательных организациях в новостях, социальных сетях, средствах массовой информации. В соответствии с вышеуказанным, чтобы снизить риски в процессе адаптационного периода, со стороны дошкольной образовательной организации необходима систематическая деятельность специалистов, направленная на психолого-педагогическое сопровождения участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой процесс взаимодействия сопровождающего специалиста и сопровождаемой личности, направленный на оказание помощи, создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций на определенном этапе развития в решении возникающих проблем. Целью данного процесса является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных психолого-педагогических систем в их институциональном оформлении.
Для успешной реализации психолого -педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации осуществляется при реализации следующих условий: комфортный психологический микроклимат, готовность субъектов к сопровождению, организация психолого-педагогического сопровождения. При этом используются различные формы работы, к которым относятся: психолого-педагогическую профилактику, развивающую психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию. Психолого-педагогическое сопровождение родителей на этапе адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации обуславливает когнитивную, эмоциональную и поведенческую реструктуризацию родителя, возникающими в этой сфере трудностям, а также изменения поведенческих паттернов родителя и в конечном итоге позитивной внутрисемейной динамике.
Диагностика необходимости психолого-педагогического
сопровождения родителей в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации осуществлялась на базе МАДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567 г. Екатеринбурга. Диагностика осуществлялась с помощью следующих методов: анкетирование и тестирование.
По результатам данных диагностических методик можно сделать следующий вывод, родители (законные представители), чьи дети начали посещать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567 в сентябре 2019-2020 учебного года, проявления когнитивного компонента свидетельствуют о низком уровне знаний о дошкольной образовательной организации и желании родителей психолого - педагогического сопровождения; эмоциональный компонент демонстрирует высокий уровень проявления субшкал: родители склонны к волнениям и переживаниям. Также может наблюдаться эмоциональная неустойчивость и высокая предрасположенность к негативному восприятию различных ситуаций, связанных с членами семьи; поведенческий компонент демонстрирует излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, излишнюю концентрацию на ребенке находящихся на высоком и среднем уровне.
По результатам первичной диагностики нами было определено, что родители, чьи дети начали посещать дошкольную образовательную организацию, испытывают необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.
Для снижения тревожности родителей и удовлетворения желания психолого-педагогического сопровождения нами была разработана программа по психолого-педагогическому сопровождению родителей в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации. Данная программа состоит из взаимосвязанных между собой этапов: подготовительный, диагностический, просветительский, деятельностный, рефлексивно-оценочный. Программа рассчитана на 6 месяцев, включая подготовительный этап. Непосредственна работа с родителями рассчитана на 4 месяца, 1 занятие в неделю, что составляет 13 занятий. Продолжительность занятия составляет 2 академических часа. Программа реализован в МАДОУ детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567 г. Екатеринбурга. Эффективность программы психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка к ДОУ доказана с помощью критерия Вилкоксона, расчёты доказывают, что эмпирическое значение Т попадает в зону значимости.
Таким образом, задачи исследования реализованы, гипотеза достигнута.


1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1995. - 215 с. Текст: непосредственный.
2. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Текст: электронный.
3. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение становления субъектности родителей в образовательном пространстве / Е.А. Александрова // Образование и семья: проблемы сопровождения: сб. матер. междунар. науч. - практ. конф. - СПб., 2008. - С. 113-119. Текст: непосредственный.
4. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова — М.: «Академия». — 2012. — 208 с. Текст: непосредственный.
5. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. Текст: непосредственный.
6. Андриенко Е. В., Социальная психология: Материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий: учебное пособие/ Е. В. Андриенко. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 341 с. Текст: непосредственный.
7. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей
дошкольника. - М.: Педагогика, 1993. - 121 с. Текст: непосредственный.
8. Афонькина, Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации Ю.А Афонькина. Волгоград: Учитель, 2016. -105 с. Текст: непосредственный.
9. Баюкова, Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: автореф. дис.: канд. пед. наук / Н.О. Баюкова. - Магадан, 2007. - 21 с. - Текст: непосредственный.
10. Бирюкова, Н.А. Андрагогика (наука об учении взрослых) как как актуальное направление современной образовательной практики // КиберЛенинка. - 2008. - № 7. URL https://cyberleninka.ru/ article/n/andrago gika- nauka-ob-obuchenii-vzroslyh-kak-aktualnoe-napravlenie-sovremennoy- obrazovatelnoy-praktiki (дата обращения: 27.12.2019). Текст: электронный
11. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной функции у детей / Э. С. Вильчковский. Киев.: Здоровье, 1983. - 193 с. Текст: непосредственный.
12. Гайнанова Е. А. Программа психолого -педагогического
сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 688-689. — URL
https://moluch.ru/archive/110/26841/ (дата обращения: 22.09.2019). Текст: электронный.
13. Гордашникова, В.А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. 2009. https://monographies.ru/ru/book/view?id=77 (дата обращения: 23.05.2019). Текст: электронный.
14. Горшкова, О. В. Активные методы обучения: формы и цели
применения. // КиберЛенинка. - 2017. - №53. - С. 1-6. - URL
https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-formy-i-tseli- primeneniya (дата обращения: 25.05.2019). Текст: электронный.
15. Даттилио Ф.М. Когнитивно-бихевиоральная терапия с парами и
семьями / Ф.М. Даттилио. - М.: ФОРУМ, 2015 г. - 304 с Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ