Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО

Работа №75305

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость6470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО………………………
1.1. Понятие адаптация детей к ДОО через психолого-педагогическое сопровождение……………………………………………………………..
1.2. Факторы процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО……..
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО………………………………………………….
Выводы по главе…………………………………………………………...
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО………………………
2.1. Программа исследования психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО………………………
2.2. Анализ диагностики психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО…………………………………………
2.3. Содержание работы по адаптации к ДОО…………………………..
2.4. Анализ результатов диагностики адаптированности детей на контрольном этапе эмпирического исследования………………………
Выводы по главе…………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
Приложения…………………………………………………………………


Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с движущимся прогрессом в области учебно-воспитательного процесса наиболее актуальным становится проблема воспитания всесторонне-развитого человека, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды, оперативно переключаться на новые области и сферы деятельности. Ориентация социума на всеобщую гуманизацию, подразумевает решение множества проблем в области обучения и воспитания, а также создание оптимальных условий для развития и формирования личности ребенка, а также оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям в период адаптации к ДОО.
На текущий момент, одной из актуальных проблем современного общества становится проблема социализации детей дошкольного возраста и их успешной адаптации к новой социальной среде дошкольного учреждения. Данный аспект отражается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и определяется правом каждого человека на образование и создание условий для его развития и социальной адаптации. Реализацией данных положений закона стала разработка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одной из базовых ценностей которого является поддержание и укрепления всех компонентов здоровья ребенка. Данная задача особо значима в условиях современного дошкольного образовательного учреждения особенно в адаптационный период, когда ребенок испытывает своеобразный стресс и находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильно организованной психолого-педагогической работе по адаптации, у ребенка могут возникнуть проблемы в коммуникациях со сверстниками, нарушения поведения и эмоциональная неустойчивость. Именно от того, как протекает привыкание ребенка к новым условиям, окружению и распорядку дня зависит его дальнейшее психологическое развитие и благополучное существование в условиях детского сада и семье. В связи с данным аспектом, проблема адаптации детей к детскому саду на текущий момент является особенно актуальной.
Цель исследования: подобрать и апробировать методы и приёмы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к ДОО будет проходить эффективнее при:
– использовании игровых технологий, освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.
– формировании педагогических компетенций родителей по проблеме адаптации детей.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностические исследования уровня адаптации детей к условиям ДОО.
3.Провести анализ результатов и оформить вывод.
4.Разработать рекомендации обеспечивающие благоприятную адаптацию детей к условиям ДОО.
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили:
– основные теоретические положения о концепции психолого-педагогического сопровождения (Т.И. Чиркова, Р.М. Битянова, Ф.Б. Березин, Н.М. Аксарина).
– теоретические положения о исследовании адаптации как процесса привыкания человека к новым условиям жизни (Ж. Пиаже, А.И. Захаров, О.А. Андриенко, Г.М. Лямина, М.С. Лисина)
– методологические положения диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, А. Остроухова, А.С. Роньжина).
– теоретические положения об организации периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, В.Г. Асеева, Г. Ауберт).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: эксперимент, анкетирование, сравнительный анализ, синтез, обобщение.
База исследования. Исследование проведено на базе ГБДОУ 32 детского сада комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга в период с 02.09.2020 по 02.12.2020 гг. Исследованием были охвачены 22 ребенка в возрасте 2,9 – 3,6 лет, которые вошли в контрольную и экспериментальную группы, и 40 родителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе проведен анализ и обобщение понятия адаптация, раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения, подобран диагностический инструментарий и проведено диагностические исследования уровня адаптации детей к условиям ДОО, разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающая благоприятную адаптацию детей к условиям ДОО.
Было установлено, что под процессом адаптации ребенка к условиям ДОО подразумевается процесс приспособления качественных характеристик психики ребенка к новым условиям социальной среды. В процессе адаптации, с целью нивелирования негативных последствий и недопущения дезадаптации ребенка необходимо своевременное оказание психолого-педагогического сопровождения ребенку, так как при должном педагогическом воздействии и поддержке ребенок способен пройти процесс адаптации в легкой форме и эффективнее освоить новую социальную среду, овладеть формами поведения в ней, которые направлены на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.
На основании проработки теоретического материала проведено экспериментальное исследование среди воспитанников в МБДОУ….. Экспериментальную базу исследования составили 22 ребенка в возрасте 2,9 – 3,6 лет, воспитывающиеся в младшей группе «Васильки» и 40 родителей, дети были поделены на контрольную и экспериментальную группу по 11 человек в каждой. Исследование включало три этапа: подготовительный, диагностический, аналитический. По результатам исследования было установлено, что:
– у детей со средним и низким уровнем адаптированности преобладает: отрицательное эмоциональное состояние, разлука с родителями сопровождается криком и плачем, в течение дня дети находятся в подавленном настроении; преобладают нарушения социальных связей – дошкольники проявляют безразличие к играм, отстраненность и замкнутость; слабые контакты с детьми, недружелюбны, агрессивны и мешают детям играть; присутствуют частичные нарушения сна и аппетита: у некоторых детей наблюдается проблемы с засыпанием и тревожность во сне, другие едят долго и неохотно, что вызывает необходимость контроля приема пищи.
– педагогические условия адаптации детей, созданные в группе «Василек», имеют ряд недостатков: отсутствие зонирования предметно-образовательной среды на центры развития; отсутствие применения игровых технологий, направленных на освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций; отсутствие полноценной работы с родителями по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
На основании результатов констатирующего эксперимента была разработана и реализована комплексная программа психолого-педагогического сопровождения по адаптации детей к условиям ДОО, включающая игровые технологии, направленные на освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций, а также программу формирования педагогических компетенций родителей по проблеме адаптации детей.
Реализации программы проводилась в экспериментальной группе и включала 20-ти минутные занятия с интервалом проведения 2‒3 раза в неделю. На основании качественных данных показателей адаптации после реализации комплексной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО в экспериментальной группе были получены следующие результаты:
– высокий уровень адаптации наблюдается у 65% детей. Они радостны и бодры в течение всего дня, не капризничают и не плачут после ухода родителей, на этапе контрольного эксперимента у детей присутствовало нарушение социальных связей, после реализации программы, воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками, у них выстроены доверительные отношения с педагогами, присутствует атмосфера дружелюбия и спокойствия, появляются дружеские отношения, однако по-прежнему у некоторых ребят проявляется желание быть рядом со взрослым и в случае испытания негативных эмоций – проситься на руки.
– 20% детей даже после реализации программы обладают эмоциональной нестабильностью и имеют средний уровень адаптации.
– 15% детей присутствует низкий уровень адаптации, они продолжают пребывать в тревожном, подавленном эмоциональном состоянии, на контакт со сверстниками и взрослыми не идут, отсутствует поведенческая активность, что свидетельствует о необходимости продолжения проведения упражнений, входящих в комплексную программу психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО.
– значительно повысился уровень психолого-педагогических компетенций родителей, которые активно идут на контакт с педагогами, осуществляют согласованные действия по снижению негативных условий адаптационного периода.
Таким образом, реализация комплексной программы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО является эффективной и способствует приближение основных показателей эмоционального состояния ребенка к границам нормы.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. От 17.10.2013 № 1155. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 21.09.2020).
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 21.09.2020)
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект из 2 книг) / Г. С. Абрамова. М.: Юрайт, 2015. – 818 c.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. / В.А. Аверин. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2018. – 379 с.
5. Адаптация ребенка к детскому саду. Ширмы с информацией для родителей и педагогов. ФГОС ДО. М.: Учитель, 2018. – 486 c.
6. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление, диагностика, рекомендации. – М.: Мир, 2017. – 804 c.
7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 2015. – 126 с.
8. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ 2020. № 3. С. 31–35.
9. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2016. – 236 с.
10. Бобылева А.Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / А. Г. Бобылева // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 1 (12). С. 17–21.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Божович Л. И. // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», 2017. С. 180–192.
13. Ватутина Н.Д. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Н.Д. Ватутина. – М.: Юрайт, 2018. – 724 c.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 5–15.
15. Выготский Л. С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2012. – 368 с.
16. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – М.: Юрайт, 2016. – 284 c.
17. Глебов В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. 2018. № 11. С. 116 –120.
18. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. М.: Секачев В. – М.: Юрайт, 2018. – 2012. 256 c.
19. Голуб Л.Н. Адаптация как социальный процесс / Л.Н. Голуб // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 3. С. 64–68.
20. Голуб Л.Н. Педагогические условия и факторы эффективной адаптации студентов в условиях вуза / Л.Н. Голуб // Электронный журнал. Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 8. С. 14–16.
21. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология / Л.А. Головей. – М.: Гриф УМО ВО, 2020. – 267 с.
22. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. – М.: Ленанд, 2017. – 320 c.
23. Детский сад – окно в мир добра и радости. Методическое пособие для родителей по успешной адаптации детей к условиям детского сада / Коллектив авторов. – М.: БУК, 2017. – 982 c.
24. Демотенко Т.В. Особенности педагогического сопровождения детей в период адаптации к условиям детского сада, программа, условия и правила его организации / Демотенко Т.В. // Молодой ученый. 2020. № 24. С. 1187-1205.
25. Изотова Е.И. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст / Е.И. Изотова, Т.Д. Марцинковская //Культурно-историческая психология. 2017. Т. 12, № 4. С. 4 –13.
26. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – М.: Академия развития, 2018. – 144 c.
27. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2019. – 496 c.
28. Ковынева О.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / О.Г. Ковынева, В.Н. Введенский // Universum: психология и образование. 2017. № 11 (41). С. 13–16.
29. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2016. – 176 c.
30. Косякова О.О. Возрастные кризисы / О.О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 224 с.
31. Кравцов Г.Г. Психология игры (культурно-исторический подход) / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Флинта, 2018. – 331 с.
32. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. М.: Учитель, 2015. – 733 c.
33. Лунева О.В. Адаптация социальная / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 240–246.
34. Лыкова И.А. Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». ФГОС ДО / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2018. – 136 c.
35. Мандель Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. – М.: Флинта, 2014. – 288 c.
36. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 411 c.
37. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. – М.: ИЦ Академия, 2016. – 240 c.
38. Мухина В.С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства / В.С. Мухина // Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. Курган: Изд-во КГУ, 2014. С. 156–168.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Гриф УО ВО, 2020 – 315 с.
40. Остроухова А. Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ / А. Остроухова. – М.: Литера, 2015. – 25 с.
41. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2015. – 160 c.
42. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. – М.: Владос, 2015. – 156 с.
43. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста / К.Л. Печора. – М.: Инфра–М, 2017. – 145 с.
44. Пиаже Ж. Психология ребенка. / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. – М.: Издательство: «Питер», 2015. – 160 с.
45. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. 2015. Т.7, № 3. С. 1–11.
46. Разина Н.В. Психологическое содержание кризиса трех лет: дис. канд. психол. наук / Н.В. Разина. – М.: Наука, 2012. – 180 c.
47. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2015. – 72 с.
48. Русаков А. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / А. Русаков. – М.: Образовательные проекты, 2016. – 136 c.
49. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие / Е.Ф. Рыбалко. – М.: Атриум 2017 – 256 с.
50. Савушкин С.Н. Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей / С.Н. Савушкин. – М.: Сфера, 2016. – 862 c.
51. Сергиенко Е.А. Модель психического в онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова. – М.: ИП РАН, 2019. – 415 с.
52. Серова И.Н. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации / И.Н. Серова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 4.С. 115–119.
53. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – М.: Учитель, 2017. – 537 c.
54. Симановский А.В. Психология обучения и воспитания / А.В. Симановский. – М.: Гриф УМО ВО, 2020. – 246 с.
55. Тимофеева Л.Л. Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова // Дошкольная педагогика. 2015. № 7. С. 6 –10.
56. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 256 c.
57. Уайт Б. Первые три года жизни / Б. Уайт. – М.: Юрайт, 2018. – 248 с.
58. Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация / А.И. Хаустова // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 614 – 617.
59. Цаплина О.В. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания / О.В. Цаплина // Гаудеамус. 2018. № 2 (36). С. 53–61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ