Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции тревожности у младших школьников средствами сказкотерапии 5
1.1. Анализ понятия «тревожность» в научной литературе 5
1.2. Причины проявления тревожности у детей младшего школьного возраста . 13
1.3. Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у младших
школьников 23
Глава 2. Практические аспекты коррекции тревожности у младших школьников средствами сказкотерапии 33
2.1. Методы и организация исследования 33
2.2. Программа коррекции тревожности у младших школьников средствами
сказкотерапии 38
2.3. Анализ результатов исследования 45
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 60
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных в современной психологии в связи с информационными перегрузками и напряженным ритмом жизни, в связи с увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышением беспокойства, тревожности, агрессивности, неуверенности, эмоциональной неустойчивости. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая проявляется в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Она влияет не только на учебную деятельность, но и на формирование личности в целом, особенно в младшем школьном возрасте. Для проведения коррекционноразвивающей работы и понижению уровня тревожности необходимо знать её причины возникновения. Проблему тревожности изучали следующие педагоги и психологи: А.М. Прихожан, А. Е.И. Рогов, Е. Савина, И. Захаров, А. О. Прохоров, Ж. М. Глозман, В. В, Зоткина, В. В. Суворова, Л. И. Божович, А.И. Захаров, Б.И. Кочубей и другие.
В настоящее время одним из эффективных и увлекательных методов коррекции тревожности является сказкотерапия.
Данную проблему исследовали: И. В. Вачков, А. В. Гнездило, Т. Грабенко, Ю.Н. Дрешер, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Д.Ю. Соколов и другие отечественные специалисты, и исследователи выделяли сказкотерапию как самостоятельный метод работы.
Актуальность темы определяется тем, что среди младших школьников распространены эмоциональные нарушения и проявления её неустойчивости. Именно они являются причиной возникновения неврозов и различных эмоциональных расстройств, что влечет за собой не успешность в учебной деятельности. По данным причинам психологи используются разнообразные средства коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является сказкотерапия.
Цель исследования - теоретически обосновать и практическим путем проверить эффективность использования сказкотерапии, направленной на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи.
1. Раскрыть понятия «тревожность»
2. Описать особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста
3. Проанализировать сказкотерапию как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста
4. Проанализировать эффективность использования сказкотерапии, направленной на коррекцию тревожности младших школьников.
Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция тревожности младших школьников средствами сказкотерапии.
Гипотеза: составленная программа с использованием сказкотерапии, способствует эффективной коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической,
педагогический и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме, психологические, математико-статистическая обработка данных и интерпретация полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты опытно - экспериментальной работы в социально - педагогической практике, в деятельности педагогов - психологов школьных учреждений.
База исследования: ГБОУ Гимназия 227 Фрунзенского района г. Санкт- Петербурга.
На основании проделанной работы и анализа литературы, можно сделать вывод, что проблема тревожности младших школьников актуальна в настоящее время. Для достижения поставленной цели в работе, мы рассмотрели понятие тревожности у младших школьников и сказкотерапию как метод коррекции для снижения уровня тревожности.
При анализе научной литературы было выделено, что тревожность - это свойство человека находиться в состояние беспокойства, испытывать тревогу и страх в особых ситуациях, но тревожность в младшем школьном возрасте еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Наиболее эффективным методам в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста является использование следующих видов групповой терапии: танцевальная, терапия искусством, двигательная терапия, тренинг умений и навыков, игровая терапия, сказкотерапия и др.
Сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психолога.
Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности, работать «в одном русле». Поэтому вопрос коррекции тревожности младших школьников стоит очень остро, потому как повышенный уровень тревожности детей является проявление неблагополучия личности в дальнейшем.
Нами было проведено исследование в три этапа. Использовались следующие методики: методика «Тест тревожности» Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен; шкала явной тревожности для детей CSAM (адаптированный А. М. Прихожан); опросник школьной тревожности Филлипса.
В результате исследования выявлена группа детей с высоким и явно повышенным уровнем тревожности, учитывая результаты диагностик, была разработана программа на снижение уровня тревожности для младших школьников средствами сказкотерапии.
Нами была выдвинута гипотеза, составленная программа с использованием сказкотерапии, способствует эффективной коррекции тревожности детей младшего школьного возраста. После проведения программы, было проведено повторное исследование, в результате которого заметно снизился уровень тревожности в контрольной группе испытуемых. Тэ. < Ткр., значит сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.
Таким образом, программа снижает уровень тревожности у младших школьников. Цели и задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза доказана.
1. Акопян Л. С. Тревожность и страхи младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. №1. С.104109.
2. Андреев П. В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е. В. Психолог в образовании: теория и практика: учеб.пособие. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2015. 236 с.
3. Артюшина Н. Н., Федюнина И. В. Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку» // Материалы X Международной научной конференции «Продуктивное обучение: опыт и перспективы». Самара, 2018, С.23-33.
4. Балашова Н.А. Содержание деятельности педагога по коррекции тревожности младшего школьника во взаимодействии с семьей // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 3. С. 249-252.
5. Белов В. Г, Коротенкова Р. Г., Гурьева М. А., Павловская А. В. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов // Научно-теоретическийжурнал «Ученые записки».2011. №10 (80). С. 37-41.
6. Беляева Е. В., Борзенкова И. В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. №1(4). С. 85-88.
7. Бочева Н. А. Анализ программ по коррекции тревожности в начальной школе // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 1. С. 102-107.
8. Брель Е. Ю., Гайдук С. В. Проблемы развития тревожности у младших школьников // Сибирский психологический журнал. 2000. №12. С. 79-84.
9. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Ось-89. 2007. 144 с.
10. Вачков И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога // Психолог в детском саду. 2014. №6. С.50-55.
11. Ганжин В. В. Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностоного роста // Молодой ученый. 2016. №28 (132). С.856858.
12. Гараева С. В. Сказкотерапия как средство коррекции тревожности младших школьников // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Широков О. Н. и др. 2017. С.181-183.
13. Гришина И. И., Дальхеева А. М., Сказотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2006. №2 (48). С. 164-67.
14. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 4 (82). С. 56-60.
15. Житникова В. М. Сказкотерапия как процесс коррекции, способствующий формированию у ребенка коммуникативных и творческих компетенции // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции. 2015...