ВВЕДЕНИЕ с.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОДУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПЕРСОНАЛА ОТЕЛЯ с.7
1.1. Психолого-возрастные характеристики персонала отеля с.7
1.2. Методика развития продуктивных коммуникативных умений при
обучении иностранному языку с. 16
1.3. Тренинг как форма и метод обучения иностранному языку: определение,
история и структура с.23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ с.34
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У ПЕРСОНАЛА ОТЕЛЯ с.36
2.1. Описание технологии применения тренинга при обучении английскому
языку персонала отеля с.36
2.2. Анализ результатов применения технологии подготовки и проведения тренинга при обучении английскому языку персонала горно-туристического
центра ПАО «Газпром» с.44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ с.54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК с. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ с.64
Сегодня, в век колоссального развития сферы гостеприимства в нашей стране, руководство отелей России осознает необходимость знания персоналом языка международного общения - английского, и предпринимает меры для формирования данной профессиональной компетенции у своих сотрудников.
Персонал общается с гостем, чтобы выполнять свои непосредственные служебные обязанности, если они связаны с коммуникацией (например, функции администратора, портье, официанта, консьержа, оператора колл- центра); иметь возможность поддержать «small talk» по инициативе гостя; отвечать на вопрос гостя; помогать или попытаться помочь решить проблему гостя, содействовать ее решению и др. Таким образом, коммуникативная продуктивная деятельность ложится в основу профессиональной деятельности персонала отеля. Но это не значит, что сотрудник должен докучать гостю своим общением. Как раз наоборот, соблюдение баланса «присутствия» и «незаметности» сотрудника позволит создать сервис высокого уровня.
Сотрудник сразу же попадает в ситуацию, в которой владение языком может пригодиться ему в любую минуту. С этой трудностью приходится сталкиваться при обучении персонала отеля иностранному языку, ведь результат нужен уже с первого занятия, а сотрудник может даже не уметь читать.
Однако, даже если у сотрудника достаточный или даже высокий уровень владения английским языком, необходимо усвоить нюансы сферы туризма, деловой этикет, выучить и соблюдать стандарты предприятий, перенесенные, в том числе, и на английский язык. Например, в крупных гостиничных сетях сотрудник просто не имеет права сказать вам «Здравствуйте!» - это нарушение стандарта. Для каждого времени суток, причем в строгих временных рамках, приветствия гостю будут звучать как «Доброе утро/добрый день/добрый вечер/доброй ночи». То же самое необходимо будет проделывать на английском языке, учитывая, что в английском «Good night» это не приветствие. Это один из примеров «нестыковки» стандартов общения с гостем в отеле на русском языке с нормами английского языка.
Особого внимания заслуживают международные события (саммиты, форумы, олимпиады, конференции, чемпионаты, спортивные соревнования, конкурсы и т.п.), гостей и участников которых отель примет в своих стенах. Если событие особо масштабное (Олимпийские Игры, Чемпионат Мира), подготовка начинается заранее, однако сроки всё равно ограниченны. Постоянно принимаются новые сотрудники, так как расширяется штат в связи с прогнозом полной загрузки («заполняемости») отеля на период проведения мероприятия. И тогда к изучению английского в рамках стандарта отеля добавляются еще и знания в рамках проходящего мероприятия.
Так, одной из главных задач подготовки к крупнейшему за последнее время международному мероприятию, Чемпионату Мира по футболу - 2018, стало поднятие общенационального уровня знания английского языка, о чем не раз высказывался президент России [Требования к организациям в сфере обслуживания к Чемпионату Мира по футболу - выучить английский [URL: https://accent-center.ru/ru/articles/trebovaniya-k-organizaciyam-v-sfere- obsluzhivaniya-k-chempionatu-mira-po-futbolu-vyuchit-anglij skij. html]. Как и перед Олимпиадой в Сочи, силы были брошены на обучение волонтеров, создание методических пособий для быстрого овладения азами языка. Разрабатывались видеоролики с правилами и примерами англоязычных фраз, которые транслировались в общественных местах. Государство пытается предпринять быстрые меры, которые в короткий срок помогут добиться каких- либо результатов. Однако отзывы зарубежных гостей, а также результаты опросов россиян, говорят о том, что уровень знаний английского языка в России всё еще остается на низком уровне. Результаты исследования Левада- центра показали, что только 11% россиян владеют английским языком на каком-либо уровне [Владение иностранными языками. [URL:
https://www.levada.ru/2014/05/28/vladenie-inostrannymi-yazykami/].
Ограниченность во времени, огромное количество сотрудников, несистемное посещение ими занятий (сотрудник может быть занят весь день основными обязанностями) требуют при обучении персонала смекалки, изобретательности и использования активных методов обучения с выраженной прикладной характеристикой. Одним из таких методов является тренинг.
Таким образом, актуальность настоящего исследования выражается в потребности поиска методов для быстрого и продуктивного формирования продуктивных коммуникативных умений по английскому языку у персонала отеля в условиях активно развивающегося рынка гостиничных услуг России и проведения в нашей стране мероприятий международного уровня.
Проблема исследования заключается в развитии у персонала отеля специальных продуктивных коммуникативных умений по английскому языку в условиях ограниченного времени на обучение.
Объект исследования: процесс формирования продуктивных коммуникативных умений по английскому языку у персонала отеля.
Предмет исследования: тренинг как способ обучения персонала отеля продуктивным коммуникативным умениям по английскому языку.
Достижение цели достигается путем решения следующих задач исследования:
1. изучить психолого-возрастные характеристики персонала отеля и особенности общения персонала с гостем;
2. описать продуктивные коммуникативные умения, необходимые персоналу отеля;
3. изучить методику обучения продуктивным коммуникативным умениям;
4. рассмотреть понятие, функции, структуру и приемы тренинга;
5. описать особенности использования тренинга в обучении иностранным языкам для формирования продуктивных коммуникативных умений у персонала отеля;
6. описать технологию подготовки и проведения тренингов, направленных на формирование продуктивных коммуникативных умений по английскому языку у персонала отеля;
7. проанализировать результаты использования тренингов по английскому языку для персонала горно-туристического центра ПАО «Г аз- пром» в городе-курорте Сочи.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, описание, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация, наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа, опрос, обработка статистических данных.
Структура исследования. Настоящая выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, в первой три параграфа, во второй - два, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, выводы по каждой главе, заключение, библиографический список и два приложения.
Необходимость формирования у персонала отеля специальных продуктивных коммуникативных умений для общения с гостем в условиях ограниченного времени на обучение и разном уровне знаний английского языка послужила проблемой для настоящего исследования. Проанализировав труды российских и зарубежных методистов и пособия специалистов сферы гостеприимства, было сформировано понятие и описаны продуктивные коммуникативные умения и выявлены те, что необходимы персоналу отеля при общении с гостем. В результате изучения активных методов и различных форм организации обучения, а также психолого-возрастных особенностей взрослых обучающихся, было решено исследовать тренинг с точки зрения наиболее подходящего способа формирования у персонала отеля специальных продуктивных коммуникативных умений.
В ходе исследования была описана и изучена потребность в обучении специализированному английскому языку у персонала отелей различных категорий, а также выявлены особенности обучения персонала сферы гостеприимства.
Во время изучения опыта использования тренингов российскими и зарубежными специалистами, была сформулирована и описана технология разработки тренингов по английскому языку для формирования продуктивных коммуникативных умений. В ходе апробации была подтверждена эффективность тренингов при формировании продуктивных коммуникативных умений у персонала. Таким образом, выполнив поставленные в начале работы задачи, можно утверждать, что цель исследования достигнута.
В ходе исследования было выявлено, что тренинги по английскому языку уже используются в обучении специалистов, однако они только начинают применяться в корпоративном обучении в России. Это является элементом новизны и создает основу для дальнейших изысканий. Исследование эффективности тренингов может быть продолжено в рамках обучения специалистов в других профессиональных сферах, а также при потребности в формировании других умений в иностранном языке у сотрудников предприятий.
Настоящее исследование может служить стартом для повсеместного использования тренингов при обучении взрослой аудитории иностранным языкам на предприятиях, в частности, в сегменте HoReCa (hotels, restaurants and catering). Более того, возможность немедленного наблюдения результатов обучения и гибкость структуры тренингов, позволит обучать специальным умениям в иностранном языке участников и организаторов международных мероприятий.
Мы считаем, что технология может применяться, в том числе, для реализации профориентационных задач в старших классах, а также во время обучения студентов в вузах по непрофильным направлениям подготовки.
1. Абрамова С.Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2015. - С. 94-96.
2. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению (для преподавателей и мастеров производственного обучения) / авт.- сост. О.В. Курбатова, Л.Б. Красноперова, С.А. Солдатенко - п. Металлпло- щадка: КАТ, 2017. - 53 с.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии, 1996.
• 382 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
5. Белозерова Ю. В., Абрамова С. Ю. Языковые клише как средство общения на иностранном языке // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. - СПб.: Свое издательство, 2015.
• С. 68-70.
6. Брызгалина Е.В., Прохода В.А. О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования // Философия образования. - М.: Вестник Московского университета, 2012. - Вып. 6. - С. 57-65
7. Владение иностранными языками // Левада-центр. - 2014. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.levada.ru/2014/05/28/vladenie-inostrannymi- yazykami/ (дата обращения: 25.10.2019).
8. Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристический бизнес: учебное пособие.
• 2-е. изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 636 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лин- гводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
10. Гончарова Т.А. Английский язык для гостиничного бизнеса: учебн. пособие. - М.: Academia, 2007. - 394 c.
11. Горшкова В.В. Современный взрослый человек: формат непрерывного образования // Академия профессионального образования: науч. жур. - СПб.: Институт непрерывного образования взрослых, 2015. - Вып.2 (44) - С. 7-15
12. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых.
• М.: Юнити-Дана, 2012. - 495 с.
13. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
14. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. - М.: Академия, 2002. - 186 с.
15. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А. [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 49 с...