Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению 9
1.1. Чтение как ведущий вид речевой деятельности 9
1.2. Цели и содержание обучения чтению на иностранном языке 15
1.3. Стратегии чтения в понятийно-содержательном аспекте 22
1.4. Требования к результатам освоения чтения на английском языке 30
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Теоретические вопросы использования газетного материала в обучении иностранному языку 34
2.1. Актуальность использования газетных статей в обучении иностранному языку. Периодические печатные издания Великобритании и США.
Стилистические особенности газет 34
2.2. Понятие элективного курса. Его польза 45
2.3. Сходства и различия элективных и факультативных курсов 51
Выводы по главе 2 54
Глава 3. Разработка элективного курса «Работа с газетой» как средства формирования стратегий чтения 55
3.1. Программа элективного курса «Работа с газетой» 55
3.2. Ход и результаты пробного обучения 72
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Приложение 1 88
Приложение 2 95
Приложение 3 97
Приложение 4 101
Приложение 5 105
Актуальность. Мир не стоит на месте, очень активно и быстро развивается, усиливается взаимодействие стран и народов, т.е. важным становится межкультурное общение. Эти изменения затрагивают все сферы жизни, в том числе и образование.
Согласно федеральному государственному стандарту общего образования (10-11 классы), утвержденного Министерством образования и науки, 17 мая 2012 г., учащиеся должны уметь критически мыслить, быть готовыми к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой информации, уметь
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Что касается иностранного языка, то учащиеся должны владеть знаниями о социокультурной специфики страны, использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Согласно федеральному государственному стандарту высшего образования, выпускники также должны владеть навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, должны владеть способностью анализировать, обобщать, интерпретировать информацию, владеть навыками информационно-поисковой деятельности, уметь выявлять и критически анализировать проблемы, уметь применять методы и средства познания мира.
Чтение - это один из важнейших видов коммуникативно- познавательной деятельности учащихся. У чтения можно выделить несколько функций: практическое овладение языком, углубление знания о культуре языка, также чтение - это средство самообразования.
Обучение стратегиям чтения является одной из самых дискутируемых, значимых областей исследования, что можно доказать публикациями Бондаревой А. С. 2017, Буровой Л. И. 1998, Гокжаевой Т. Г. 2005, Киселевой О. Н 2011, Л, Ефименко И. Н. 2018 и др.
Но обзор современных учебников, таких как «Spotlight» для 10 класса авторов Дули Д., Мильруд Р., Эванс В., Барановой К., Копыловой В., «English 10-11» авторов Кузовлева В., Лапа Н., Перегудовой Э., «Focus 4» авторов Джонса В, Кей С, Брейшоу Д. свидетельствуют о том, что упражнений, связанных с обучением чтению, нацеленных на формирование стратегий чтения, недостаточно, в частности на формирование стратегий ознакомительного и поискового чтения. Несмотря на наличие методических рекомендаций, учащиеся плохо владеют пониманием прочитанного.
Выпускная квалификационная работа посвящена основам организации элективного курса английского языка по работе с газетой как средство формирования стратегий чтения.
Востребованность, актуальность разработки данного элективного курса объясняется необходимостью расширения, углубления, повышения уровня владения стратегиями ознакомительного, поискового чтения, языковой и общекультурной подготовки.
Используя в чтение аутентичные тексты, газеты, журнальные статьи учащиеся расширяют языковые знания, получают актуальную информацию. Газета как средство массовой информации является частью культуры, отражает реалии стран. К тому же газета - это не просто источник текстов, а источник для формирования стратегий чтения.
Также наличие разработанных элективных курсов является одним из эффективных контрактов учителей и школ.
Необходимо отметить, что выполнение выпускной квалификационной работы, разработка элективного курса, может способствовать развитию способностей к самообразованию и самоорганизации, использованию возможностей образовательной среды, формированию умений ставить и решать исследовательские задачи, разрабатывать и реализовывать образовательные программы.
Для равноценного развития стратегий чтения недостаточно урочной деятельности, требуется серия заданий, которые проще всего представить в виде одного из курсов лингвокультурологической направленности, в данном случае - работа с газетой.
Проблема исследования. Все современные учебники и принципы коммуникативного обучения направлены на использование аутентичных материалов. На наш взгляд, аутентичные материалы должны отвечать требованиям актуальности, тогда как газетные статьи, включенные в учебники, морально устарели, и возникает проблема, как организовать обучение на регулярно актуализированных, отвечающих злободневности, отражающих реалии материалах.
Цель исследования - разработать программу элективного курса по работе с газетой, как эффективного средства, обеспечивающего возможность формирования стратегий ознакомительного, поискового чтения.
Объект исследования - педагогический процесс в рамках элективного курса, направленный на формирование стратегий чтения.
Предмет исследования - технология формирования стратегий ознакомительного и поискового чтения в рамках элективного курса.
В соответствии с проблемой и целью были поставлены следующие задачи:
1. Представить обзор теоретических источников по формированию элективного курса.
2. Изучить и обобщить имеющиеся в методике преподавания теоретические материалы.
3. Показать цели и содержание обучения чтению на иностранном языке, в частности английском.
4. Описать требования к результатам освоения чтения на иностранном языке.
5. Показать актуальность использования газетных статей при обучении иностранному языку.
6. Провести анализ периодических печатных изданий Великобритании и США и обозначить стилистические особенности газет.
7. Разработать программу элективного курса по работе с газетой для формирования стратегий чтения.
8. Проанализировать результаты апробации элемента курса.
Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический метод: анализ предмета исследования, источников по теме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования;
• практический метод: моделирование педагогического процесса;
• эмпирический метод: педагогический эксперимент, наблюдение, количественные методы обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования. Показана
целесообразность обращения к газетам как к эффективному средству формирования стратегий чтения. Определены теоретические положения, являющиеся основой для формирования стратегий чтения. Раскрыта сущность элективных курсов, создан комплекс упражнений.
Практическая значимость исследования. Предлагаемая программа элективного курса позволяет совершенствовать навыки чтения, используя соответствующие стратегии в зависимости от цели чтения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа изложена на 79 страницах печатного текста, без учета списка литературы и приложений. Список литературы включает 62 наименования.
В первой главе раскрываются теоретические основы обучения чтению.
Вторая глава посвящена теоретическим вопросам использования газетного материала в обучении иностранному языку, понятию элективного курса, его пользе в обучении иностранным языкам.
Третья часть выпускной квалификационной работы содержит разработанную нами программу элективного курса «Работа с газетой» на основе газетных статей британских и американских газет и анализ результатов пробного обучения.
В заключении подводятся итоги проведенной работы, формируются общие выводы.
Изучив теоретические аспекты заданной темы, а именно рассмотрев чтение, как ведущий вид речевой деятельности, цели и содержание обучения чтению на иностранном языке, актуальность использования газет в обучении чтению на иностранном языке, понятие, цели, содержание элективных курсов, разработав курс и проведя пробное обучение, мы пришли к следующим выводам.
Чтение - это главный вид речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения активный и пассивный словарный запас обогащаются, формируются грамматические навыки.
Главной задачей чтения является умение извлечь нужную информацию из прочитанного текста в зависимости от цели чтения, привить учащимся интерес к самостоятельному чтению литературы на иностранном языке.
Одной из основных проблем обучения чтению можно обозначить проблему отбора текстов, отвечающих актуальности, и четкой организация работы с ними. Работа с аутентичными текстами, а именно газетами, развивает способности использовать различные стратегии чтения, в зависимости от поставленных целей, способствует развитию у учащихся критического мышления и универсальных учебных действий. Также газеты - актуальный и интересный материал для изучения, так как они обращают читателя к национальным особенностям изучаемого языка, знакомят с культурой, стереотипами поведения, процессами, происходящими в обществе в наше время, т.е. несут в себе социокультурную информацию, необходимую для межкультурного общения.
Что касается элективных курсов, то они сейчас находятся в стадии изучения. Но обобщая информацию некоторых исследований, можно сделать вывод, что элективные курсы значимы и необходимы. Если они отвечают интересам учащегося, включают оригинальные, аутентичные материалы, обеспечивают углубление, расширение знаний, если в ходе обучения применяются формы работы, отличные от традиционных, то при успешном освоении курса учащийся чувствует себя успешным, а это положительно сказывается на его мотивации к обучению и положительно влияет на дальнейшую учебную деятельность. Учащийся получает навыки самообразования, умеет самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, готов и способен к самообразованию.
Программа элективного курса «Работа с газетой», представленная в третьей главе выпускной квалификационной работы, была направлена на формирование стратегий чтения с использованием аутентичных газетных материалов. В программе были подобраны специальные задания, которые предполагают использование разных стратегий чтения. В ходе пробного обучения мы пришли к выводу, что работа с газетой в процессе обучения необходима, и курс может быть применен в ряде учебных учреждении как компонент учебной программы, или отдельный курс для углубленного развития навыков и умении чтения в процессе обучения иностранному языку так как:
• у учащихся есть интерес к актуальным, аутентичным материалам;
• у учащихся есть сложности с применением стратегий чтения, а газета является источником их формирования;
• учащиеся заинтересованы в развитии навыков чтения;
• газеты интересны учащимся, как источник актуальной лексики, которая служит для обогащения словарного запаса; как источник информации, отражающей реалии страны изучаемого языка, что служит пополнению лингвострановедческих знаний и социокультурному развитию.
1. Агибалова Т. Л., Левина О. И. Приемы работы с газетой на уроках иностранного языка в педагогическом колледже // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 270-275.
2. Андронова В. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Достижения современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / Под ред. А. И. Вострецова. - 2016. - С. 144-147.
3. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы / И. Л. Бим. - Москва: Просвещение, 2007 - 168 с.
4. Бондарева А. С. Специфика обучения поисковому чтению на уроках английского языка в старших классах // Молодёжь XXI века: шаг в будущее. Материалы XVIII региональной научно-практической конференции. - 2017. - С. 107-108.
5. Бородина А. И. Элективные курсы в профильном обучении [Текст] / А. И. Бородина // Профильное обучение в современной российской школе. Сборник научных статей / под. ред. И. А. Барышевой, Е. В. Беловол, В. В. Матвиенко, В. А. Михайлова, В. А. Фролова. - М.: РУДН, 2015. - С. 1528.
6. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.- 104 с.
7. Бурганова Н. С. Электронная газета как средство обучения студентов профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 3-3. - С. 68.
8. Бурова Л. И. Дидактические основы формирования профессиональных навыков информационно-поискового чтения при подготовке специалистов в высших учебных заведениях: На материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Воронеж, 1998. - 236 с.
9. Вторушина Ю. Л., Шмелева К. В. Предпосылки использования электронных СМИ в процессе обучения иностранным языкам // Научный взгляд в будущее. - 2017. - Т. 2. № 7. - С. 7-12.
10. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гизерская Е. К. Коммуникативный подход при обучении чтению взрослых. Базовый курс немецкого языка курсовая система: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2000. - 174 с.
12. Гильманова А. А. Технология работы с аутентичной газетной статьей при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Казанский вестник молодых ученых. - 2018. - № 5. - С. 8020.
13. Григорьева Е. Я. Особенности обучения ознакомительному чтению учащихся старших классов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 170.
14. Гокжаева Т. Г. Дидактические условия эффективного формирования у студентов нелингвистических специальностей навыков основных видов чтения и понимания аутентичных текстов: На материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Майкоп, 2005. - 201 с.
15. Гуреева А. В. Основы организации элективного курса английского языка по профилю специальности: неязыковой вуз: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2010. - 234 с...