ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ 6
1.1. Сущность и структура познавательных универсальных учебных
ДЕЙСТВИЙ 6
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЮЖЕТНОЙ ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ 13
1.3. Соотнесение деятельностного содержания этапов решения
сюжетной задачи и элементов структуры познавательных
универсальных учебных действий 27
Выводы по материалам главы 1 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ 30
2.1. Конкретизация деятельностного содержания этапов решения
сюжетной задачи и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей обучающихся 30
2.2. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетной задачи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ 6
1.1. Сущность и структура познавательных универсальных учебных
ДЕЙСТВИЙ 6
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЮЖЕТНОЙ ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ 13
1.3. Соотнесение деятельностного содержания этапов решения
сюжетной задачи и элементов структуры познавательных
универсальных учебных действий 27
Выводы по материалам главы 1 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ 30
2.1. Конкретизация деятельностного содержания этапов решения
сюжетной задачи и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей обучающихся 30
2.2. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетной задачи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Ранее перед школой стояла задача простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к учащемуся. В настоящее время в социуме наблюдается переход к новому пониманию функции образовательного учреждения. На первый план в образовательной деятельности выходит развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать, каким образом их осуществлять, контролировать и оценивать как собственные достижения, так и окружающих. Образовательный процесс должен быть направлен на формирование умения учиться. Обучающемуся самому необходимо стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным за счет формирования универсальных учебных действий, в частности познавательных.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающим: освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Формирование указанных результатов должно проходить в процессе изучения всех школьных дисциплин, в частности, математики, которая занимает в школьном образовании особое место. При изучении математики используются различные дидактические единицы. Среди этих дидактических единиц многие авторы (Наум Яковлевич Виленкин, Юрий Михайлович Ко- лягин, Вячеслав Иосифович Крупич и другие) выделяют задачи, в том числе, сюжетные. В их исследованиях показана роль этих задач в решении различных образовательных задач (практико-ориентированные, связь с жизнью и другие). В настоящее время акцент в роли этих задач должен быть перенесен на формирование универсальных учебных действий, в том числе познавательных.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: задания для формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе решения сюжетных задач.
Цель исследования: разработать примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с сюжетной задачей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выделить сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий.
2. Определить понятие сюжетной задачи и выделить этапы её решения.
3. Провести соотнесение деятельностного содержания этапов решения сюжетных задач и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий для исследования возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Конкретизировать с учётом возрастных особенностей обучающихся соотнесение этапов решения сюжетных задач и компонентов познавательных универсальных учебных действий для исследования возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
5. Разработать примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетных задач.
Вопросами теории и методики формирования универсальных учебных действий у обучающихся занимались такие авторы как Александр Григорьевич Асмолов, Г алина Васильевна Бурменская, Инна Андреевна Володарская, Ольга Александровна Карабанова, Нина Гавриловна Салмина, Сергей Владимирович Молчанов, Наталья Михайловна Горленко, Ольга Валентиновна Запятая, Владимир Борисович Лебединцев, Татьяна Федоровна Ушева и другие.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 43 наименований.
В тексте работы 7 таблиц, 3 рисунка.
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Вятченникова И.А., Семенова И.Н., Эрентраут Е.Н. Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с задачей // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: 2019. - С. 194-197.
2. Вятченникова И.А., Кайгородова А.С., Бодряков В.Ю., Семенова И.Н. Примеры задач по теории вероятностей для развития комбинаторнологического мышления школьников при использовании программы MS EXCEL // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: 2017. - С. 166-171.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающим: освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Формирование указанных результатов должно проходить в процессе изучения всех школьных дисциплин, в частности, математики, которая занимает в школьном образовании особое место. При изучении математики используются различные дидактические единицы. Среди этих дидактических единиц многие авторы (Наум Яковлевич Виленкин, Юрий Михайлович Ко- лягин, Вячеслав Иосифович Крупич и другие) выделяют задачи, в том числе, сюжетные. В их исследованиях показана роль этих задач в решении различных образовательных задач (практико-ориентированные, связь с жизнью и другие). В настоящее время акцент в роли этих задач должен быть перенесен на формирование универсальных учебных действий, в том числе познавательных.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: задания для формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе решения сюжетных задач.
Цель исследования: разработать примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с сюжетной задачей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выделить сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий.
2. Определить понятие сюжетной задачи и выделить этапы её решения.
3. Провести соотнесение деятельностного содержания этапов решения сюжетных задач и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий для исследования возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Конкретизировать с учётом возрастных особенностей обучающихся соотнесение этапов решения сюжетных задач и компонентов познавательных универсальных учебных действий для исследования возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
5. Разработать примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетных задач.
Вопросами теории и методики формирования универсальных учебных действий у обучающихся занимались такие авторы как Александр Григорьевич Асмолов, Г алина Васильевна Бурменская, Инна Андреевна Володарская, Ольга Александровна Карабанова, Нина Гавриловна Салмина, Сергей Владимирович Молчанов, Наталья Михайловна Горленко, Ольга Валентиновна Запятая, Владимир Борисович Лебединцев, Татьяна Федоровна Ушева и другие.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 43 наименований.
В тексте работы 7 таблиц, 3 рисунка.
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Вятченникова И.А., Семенова И.Н., Эрентраут Е.Н. Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с задачей // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: 2019. - С. 194-197.
2. Вятченникова И.А., Кайгородова А.С., Бодряков В.Ю., Семенова И.Н. Примеры задач по теории вероятностей для развития комбинаторнологического мышления школьников при использовании программы MS EXCEL // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: 2017. - С. 166-171.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) новыми образовательными результатами являются познавательные универсальные учебные действия. В рамках настоящего исследования принимается следующее определение: «познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». Структура познавательных универсальных учебных действий представлена в трех блоках: общеучебные действия, включающие знаковосимволические, логические действия и действия постановки и решения проблем;
2) в рамках данного исследования под сюжетной задачей будем понимать следующее определение: «сюжетные задачи - задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений»). Решение сюжетной задачи состоит из четырех этапов: осмысление текста задачи и анализ ее содержания; осуществление поиска решения и составление плана решения; реализация плана решения; анализ найденного решения, поиск других способов решения;
3) соотнесение компонентов деятельностного содержания этапов решения сюжетных задач и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий проведено для исследования возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с сюжетной задачей;
4) сюжетные задачи могут быть использованы на разных ступенях обучения для формирования познавательных тех или иных универсальных учебных действий при установлении определенного соответствия между деятельностным содержанием этапов решения сюжетной задачи и деятельностным содержанием компонентов познавательных универсальных учебных действий;
5) примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетных задач разработаны и проиллюстрированы на примере трёх сюжетных задач.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
1) новыми образовательными результатами являются познавательные универсальные учебные действия. В рамках настоящего исследования принимается следующее определение: «познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». Структура познавательных универсальных учебных действий представлена в трех блоках: общеучебные действия, включающие знаковосимволические, логические действия и действия постановки и решения проблем;
2) в рамках данного исследования под сюжетной задачей будем понимать следующее определение: «сюжетные задачи - задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений»). Решение сюжетной задачи состоит из четырех этапов: осмысление текста задачи и анализ ее содержания; осуществление поиска решения и составление плана решения; реализация плана решения; анализ найденного решения, поиск других способов решения;
3) соотнесение компонентов деятельностного содержания этапов решения сюжетных задач и элементов структуры познавательных универсальных учебных действий проведено для исследования возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с сюжетной задачей;
4) сюжетные задачи могут быть использованы на разных ступенях обучения для формирования познавательных тех или иных универсальных учебных действий при установлении определенного соответствия между деятельностным содержанием этапов решения сюжетной задачи и деятельностным содержанием компонентов познавательных универсальных учебных действий;
5) примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении сюжетных задач разработаны и проиллюстрированы на примере трёх сюжетных задач.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ» В 5-6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ» В 5-6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ (7-9 КЛАССЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ (7-9 КЛАССЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022





