Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обобщения знаний обучающихся в курсе математики 5
1.1. Определение понятия обобщения знаний и его роль в процессе
обучения 5
1.2. Цели, функции, виды и уровни обобщения знаний в процессе обучения
10
1.3. Этапы, приемы и методы обобщения знаний обучающихся 24
Выводы к первой главе 38
ГЛАВА 2. Особенности организации обобщения знаний обучающихся в процессе изучения темы «Четырехугольники» 40
2.1. Логико-математический анализ темы «Четырехугольники» 40
2.2. Требования к организации процесса обучения, направленного на
обобщение знаний обучающихся по теме «Четырехугольники» 51
2.3. Конспект урока по теме «Четырехугольники», демонстрирующий
процесс обобщения знаний обучающихся 65
Выводы ко второй главе 75
Заключение 76
Список литературы 78
Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Всё вышеперечисленное происходит в процессе обучения математике. Данная предметная область наиболее полно реализуется в процессе обобщения знаний обучающихся в общеобразовательной школе.
В современных условиях объем необходимых знаний для человека быстро возрастает. Потоки информации заполняют окружающий нас мир, просачиваясь во все сферы жизнедеятельности человека. С каждым годом обучения современные обучающиеся получают всё больший объем знаний, который нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике. В процессе усвоения математических знаний происходит развитие навыков проведения логических рассуждений, овладение умениями анализировать, обобщать, специализировать, определять понятия, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи. При обучении математике формируется мышление обучающихся, развивается речь. На сегодняшний день в связи с требованиями метапредметных результатов обучения стандарта данная тема остается актуальной в процессе обучения математике в общеобразовательной школе.
Данной работой занимались такие педагоги, психологи и методисты как: И. А. Аввакумова, Я. И. Груденов, В. В. Давыдов, В. П. Иржавцева, Е. И. Санина и другие. В их исследованиях рассмотрены различные подходы к определению понятия «обобщение», выделены классификации, уровни, формы, этапы и функции обобщения знаний в процессе обучения математике.
Объектом исследования является процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - обобщение знаний обучающихся в процессе изучения темы «Четырехугольники».
Цель исследования: конкретизировать требования к организации процесса обучения, направленного на обобщение знаний обучающихся при изучении темы «Четырехугольники» и проиллюстрировать реализацию этих требований на примере конспекта урока.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, с целью выявления определения понятия «обобщение».
2. Выделить цели, функции, виды и уровни обобщения знаний в процессе обучения математике.
3. Охарактеризовать этапы, приемы, методы обобщения знаний обучающихся.
4. Выполнить логико-математический анализ темы
«Четырехугольники».
5. Конкретизировать требования к организации процесса обучения, направленного на обобщение знаний обучающихся в процессе изучения темы «Четырехугольники».
6. Разработать конспект урока по теме «Четырехугольники», демонстрирующий процесс обобщения знаний обучающихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Обобщение знаний и умений обучающихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые методы и средства обобщения, но и постоянно изобретать, внедрять свои. Умелое владение учителем различными методами, средствами обобщения знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.
В результате проведения обобщения знаний раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях обучающихся.
Для достижения поставленной цели была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме обобщение знаний обучающихся и выявлены различные подходы к определению понятия «обобщение». Также были выделены цели, функции, виды и уровни обобщения знаний в процессе обучения математике и выявлены этапы, приемы и методы обобщения знаний обучающихся. Для конкретизации требований к организации процесса обучения, направленного на обобщение знаний обучающихся при изучении темы «Четырехугольники» был выполнен логико-математический анализ данной темы, который позволил выделить те средства и методы обучения, которые будут наиболее продуктивны в процессе изучения темы с учетом ее особенностей. Для иллюстрации теоретических положений данной работы был разработан конспект урока по теме «Четырехугольники», демонстрирующий процесс обобщения знаний обучающихся.
В результате работы можно сделать выводы, что обобщение знаний обучающихся является одним из этапов организации процесса обучения, а также важной составляющей процесса усвоения и закрепления знаний, при этом организация данного процесса обязательно должна учитывать математическую специфику темы. Современный учитель должен уметь владеть приемами, методами, средствами и знать, как организуется процесс обучения математики. Он должен еще и уметь учитывать специфику темы для более успешной организации деятельности.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в процессе исследования были решены все поставленные задачи, и цель данной работы была достигнута.
1. Аввакумова И.А. Обобщающее повторение в школьном курсе планиметрии в условиях уровневой дифференциации учащихся: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2005. - 191 с.
2. Артемов А. К. Обобщения в обучении математике // Начальная школа. - 1985. - №11. - С. 65-68.
3. Асанбаева А. К. Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении математике // Молодой ученый. - 2016. - №20.1. - С. 29-32.
4. Балк, Г.Д. О применении эвристических приемов в школьном преподавании математики [Текст] / Г.Д. Балк // Математика в школе. - 1969. - №5. - С. 21 - 28.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. / Б.М. Бим-Бад - М.: Большая российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
6. Буншафт Е.Н Обобщение геометрических знаний у учащихся начальной школы в контексте технологического подхода к обучению: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2005. - 189 с.
7. Виленкин Н. Я., Дудничев К. И., Калужнин Л. А., Столяр А. А. Современные основы школьного курса математики. - М.: Просвещение, 2004. - 27 с.
8. Газиев Э. Г. Формирование и перенос приемов обобщения у школьников // Вопросы психологии. - 1974. - №2. - С. 116-123.
9. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 383 с.
10. Горский Д. П. Обобщение и познание. - М.: Мысль, 1985. - 208 с.
11. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. - М.: Просвещение, 1990. - 205 с.
12. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-
психологические проблемы построения учебных предметов. - М.:
Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
13. Далингер В. А. Методика обобщающих повторений при обучении математике: Пособие для учителей и студентов. - Омск: ОГПИ, 1992. - 88 с.
14. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельного подхода: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 222 с.
15. Есипов Б. Д. Основы дидактики. - М.: Просвещение, 1967. - 472 с...