Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ

Работа №95456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ 6
1.1. Понятие и структура познавательных универсальных учебных
действий 6
1.2. Сущность процесса обучения доказательству теорем 14
1.3. Формирование познавательных универсальных учебных действий
обучающихся в процессе обучения доказательству теорем 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ 40
2.1. Анализ познавательной сферы обучающихся 10-11 классов 40
2.2. Требования к организации процесса обучения доказательству
теорем, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 45
2.3. Система конспектов уроков 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ 73

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 года устанавливает требования к результатам усвоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. В перечень метапредметных результатов обучения входят универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту универсальные учебные действия должны являться целью обучения и формироваться в процессе освоения обучающимися каждой предметной области с учетом её специфики, в том числе и математики. Математика, в силу своего предметного содержания, имеет все возможности для полноценного формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Одной из основных единиц школьного курса математики является теорема. В процессе обучения ее доказательству и применению не только формируются математические знания, умения и навыки, соответствующие предметным результатам обучения, но и развиваются мыслительные способности; формируются умения строить самостоятельный процесс поиска, исследования; построения логической цепочки рассуждений, осуществления доказательства, выдвижения и обоснования гипотез. Указанные умения и являются компонентами познавательных универсальных учебных действий.
Проблемой обучения доказательству теорем занимались такие исследователи как Я.И. Груденов, В.А. Далингер, Г. И. Саранцев,
3. И. Слепкань, А.А Столяр. В их работах были сформулированы основные особенности обучения доказательству, показана роль и место доказательств в процессе обучения, значение роли учителя в этом
процессе, созданы рекомендации
доказательствам.
Однако, в настоящее время процесс организации обучения математике, в частности обучения доказательству теорем обучающихся 10-11 классов, в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов требует теоретической корректировки и адаптации к деятельности современного учителя.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 10-11 классов в процессе обучения доказательству теорем.
Цель: разработать требования к организации процесса обучения доказательству теорем обучающихся 10-11 классов, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий, и проиллюстрировать теоретические положения на примере системы конспектов уроков.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, интернет-ресурсы с целью выделения сущности, структуры и пооперационного состава познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
2. Определить сущность понятия обучения доказательству теорем и основные этапы организации данного процесса.
3. Установить соответствие между деятельностью обучающихся на каждом из этапов изучения теоремы и компонентами познавательных универсальных учебных действий.
4. Выделить особенности познавательной сферы обучающихся 10-11 классов.
5. Разработать требования к организации процесса обучения доказательству теорем обучающихся 10-11 классов, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.
6. Сконструировать систему уроков по работе с теоремой, иллюстрирующих выполнение заявленных требований.
Структура работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав; заключение; список использованной литературы и интернет ресурсов, содержащий 45 источников.
Основные результаты исследования представлены в публикации: Блинова Т.Л., Зюзева О.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся старшей школы в процессе обучения доказательству теорем// Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий [Электронный ресурс] : межвузовский сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. В. Сардак. - Екатеринбург: 2019. - С. 172-176.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данного исследования заключалась в разработке требований к организации процесса обучения доказательству теорем обучающихся 10-11 классов, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий, и иллюстрации теоретических положений на примере системы конспектов уроков. Для достижения поставленной цели в ходе исследования был решен ряд задач.
Для решения первой задачи были проанализированы работы таких авторов как А.Г. Асмолов, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, И.Д. Лушников, Е.Ю. Ногтева, Д.А. Махотин, с целью выделения сущности понятия познавательные универсальные учебные действия, их основных видов и пооперационного состава каждого действия. Конкретизация компонентов познавательных универсальных учебных действий была обусловлена тем, что в ФГОС среднего общего образования они сформулированы на достаточно обобщенном языке, а для их целенаправленного формирования необходимо выделить наиболее простые операции, входящие в состав каждого действия.
В ходе решения второй задачи были изучены работы таких авторов, как Г. И. Саранцев В.А. Далингер, Я.И. Груденов и определена сущность понятия обучения доказательству теорем, выделены основные этапы организации данного процесса.
Для решения третьей задачи в процессе изучения методики работы на каждом из выделенных этапов были выявлены особенности формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся, т.е. те умения, входящие в состав каждого познавательного универсального учебного действия, которые формируются на данном этапе в ходе использования конкретных приемов и выполнения определенных упражнений. Проведенная работа позволила установить соответствие между деятельностью обучающихся в процессе доказательства теоремы и компонентами познавательных универсальных учебных действий. Результаты данного соответствия наглядно демонстрируют, что обучение доказательству теорем в соответствии с указанными этапами дает возможность для формирования всех компонентов познавательных универсальных учебных действий.
В ходе решения четвертой задачи был проведен анализ особенностей познавательной сферы обучающихся 10-11 классов с целью выделения тех характеристик, которые необходимо учитывать в процессе организации их учебной деятельности. На основе выделенных особенностей, а также с учетом результатов, полученных в ходе теоретического исследования, для решения пятой задачи были разработаны требования к организации процесса обучения доказательству теорем обучающихся 10-11 классов, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Для иллюстрации теоретических положений и демонстрации выполнения заявленных требований была сконструирована система конспектов уроков по теме «Площадь боковой поверхности прямой призмы».
На основании результатов, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что теорема и деятельность по обучению её доказательству является эффективным средством для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Таким образом, все задачи были решены и цель выпускной квалификационной работы достигнута.


1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. - 2011. - №1(5). - С. 104-110.
2. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Логос, 2011. - 306 с.
3. Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление» // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - №2. - С. 133-138.
4. Блинова Т.Л., Зюзева О.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся старшей школы в процессе обучения доказательству теорем // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий [Электронный ресурс] : межвузовский сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. В. Сардак. - Екатеринбург: 2019. - С. 172-176.
5. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. 3 изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 208 с.
6. Газейкина А.И., Казакова Ю.О, Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7. - С. 161-168.
7. Газейкина А.И., Пронин С.Г. Формирование когнитивных универсальных учебных действий при обучении робототехники учащихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2015. - №7. -
С. 42-49.
8. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., и др.- 22 изд. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.
9. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153-160.
10. Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 95 с.
11. Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
12. Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 419 с.
13. Далингер В.А. Проблемы обучения учащихся доказательству теорем // Альманах современной науки и образования. - 2009. - №6. - С. 52-54.
14. Доказательство и опровержение: особенности, способы и формы осуществления // Учебные материалы для студентов URL: https://studme.org/1028041025733/logika/dokazatelstvo_oproverzhenie_osobennost i_sposoby_formy_osuschestvleniya (дата обращения: 20.04.2019).
15. Донина И.А., Поломошнова С.А. Универсальные учебные действия старшего школьника: возрастные особенности и направления развития // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016. - №5. - С. 39-41...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ