Тьюторское сопровождение перехода подростка в новую образовательную ситуацию
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРЕХОДА ПОДРОСТКА НА СЕМЕЙНУЮ ФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков 9
1.2. Теоретическое обоснование необходимости развития
субъектности младшего подростка как критерия успешности перехода на семейную форму образования 20
1.3. Технология тьюторского сопровождения перехода подростка в
новую образовательную ситуацию 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ТЬЮТОРСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕРЕХОДА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА НА СЕМЕЙНУЮ ФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ 52
2.1. Разработка технологии тьюторского сопровождения перехода
младшего подростка на семейную форму образования 52
2.2. Результаты апробации технологии тьюторского сопровождения
перехода младшего подростка на семейную форму образования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРЕХОДА ПОДРОСТКА НА СЕМЕЙНУЮ ФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков 9
1.2. Теоретическое обоснование необходимости развития
субъектности младшего подростка как критерия успешности перехода на семейную форму образования 20
1.3. Технология тьюторского сопровождения перехода подростка в
новую образовательную ситуацию 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ТЬЮТОРСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕРЕХОДА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА НА СЕМЕЙНУЮ ФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ 52
2.1. Разработка технологии тьюторского сопровождения перехода
младшего подростка на семейную форму образования 52
2.2. Результаты апробации технологии тьюторского сопровождения
перехода младшего подростка на семейную форму образования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящей работе под образовательной ситуацией мы будем понимать целенаправленно организованную структурную, временную и пространственную единицу образовательного процесса на ступени основного общего образования.
В современной России происходит постепенная переориентация педагогов и родителей на новую образовательную парадигму: образование всё больше становится открытым, непрерывным, вариативным и индивидуализированным.
Российская Федерация поддерживает различные формы образования (Конституция РФ, статья 43 часть 5). Согласно статье 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в России образование может быть получено [55]:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Сегодня российские эксперты в области образования подтверждают, что у определённой части родителей сформировалась потребность в образовании детей вне стен школы и в законодательстве РФ предусмотрена такая возможность. В последние годы к этой форме получения образования обращаются не только родители, чьи дети по каким-либо причинам не могут посещать школу, но и те, кто хочет обеспечить своим детям качественно новые возможности для социализации и самореализации, обусловленные получением индивидуализированного образования.
Основанием, определяющим актуальность выбранной темы исследования, является социальный заказ семей, которые приняли решение воспользоваться своим законным правом обучать своих детей вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования.
Данная форма образования предполагает, что родители принимают на себя обязательства по обеспечению целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, при-обретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у ребёнка мотивации к получению образования в течение всей жизни.
Однако переход подростка в новую образовательную ситуацию (в рамках нашего исследования это переход на семейную форму образования) может быть сопряжён с рядом трудностей. Первая группа проблем административно-правового плана. К этой группе, прежде всего, относятся проблемы, связанные с осознанием родителями своих прав и обязанностей в обеспечении надлежащего уровня образования своих детей, а также проблемы, сопряженные с формальным взаимодействием родителей с органами местного самоуправления и с выбранным образовательным учреждением по вопросам организации промежуточных и итоговых аттестаций, проблема получения материальной компенсации родителями, обучающими детей самостоятельно. Вторая группа проблем организационно-методического плана. К этой группе относятся проблемы, связанные с организацией самого процесса обучения (выбором содержания, методов и средств обучения, организация учебного времени ребёнка), с недостатком педагогических компетенций родителей, с дефицитом специальных методик индивидуализированного обучения, проблемы, связанные с организацией контроля за учебным процессом и соблюдением сроков аттестации. Третья группа проблем психологического плана. Здесь основная трудность связана с изменением типа детско-родительских отношений, когда родитель берёт на себя несвойственную ему роль учителя (проблема двойной роли). Также к этой группе можно отнести проблемы не-понимания со стороны близкого окружения, проблему мотивации ребёнка к обучению, проблемы, связанные с процессом отвыкания ребёнка от школы («расшколивание»), проблемы социализации ребёнка.
Оказание поддержки таким семьям в решении вопроса, связанного с индивидуализацией образования (что относится к группе проблем организационно-методического плана) возможно посредством тьюторского сопровождения подростка и его родителей, что особенно востребовано именно на этапе перехода в новую образовательную ситуацию как наиболее неопределенном.
Также следует отметить, что до 14 лет переход на семейную форму образования возможен только с согласия родителей, поскольку согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» они имеют преимущественное право на выбор формы образования до завершения получения ребёнком основного общего образования с учётом мнения ребёнка. Поэтому при организации тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию (обучения вне образовательной организации в форме семейного образования), важно сопровождать не только подростка, но и его родителей, как непосредственных субъектов образовательного процесса.
Изучение специфики семейного образования как педагогического феномена явилось предметом исследований следующих ученых и специалистов: А.И. Антонова, Т. Бентли, А. Петри, Т.Н. Потапкиной, Т.И. Староверова, И.А. Стародубцевой, Е.В. Стрелковских, А. Томаса, Л. Тэйлора, Д. Холта, И.М. Чапковского, А.Н. Якуниной и др.
Содержание системно-деятельностного подхода раскрыто в трудах А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, A. Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.
Вопросы субъектности рассматривались в работах: Н.Х. Александровой, Е.Н. Волковой, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, Т.М. Ковалёвой, Т.В. Маркеловой, М. Миркес, Ф.Г. Мухаметзяновой, А.К. Осниц- кого, В.А. Петровского, В.М. Розина, И.А. Серегиной, В.И. Слободчикова, B. А. Татенко, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.
Вопросы тьюторского сопровождения в семейном образовании рас-смотрены в работах Ю. Изотовой, Т.М. Ковалёвой, В. Лебедь.
Анализ научных исследований и педагогической практики по теме исследования позволил сделать вывод о том, что наряду с разработанностью некоторых аспектов заявленной проблематики, вопросы тьюторского сопровождения семейного образования изучены на данный момент фрагментарно.
В качестве объективно существующих противоречий, существующих сегодня в практике реализации семейной формы образования, можно выделить следующие:
- между социальным заказом определённой части родителей на реализацию своего права на выбор формы получения образования и не разработанностью технологии тьюторского сопровождения перехода подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации);
- между объективной необходимостью тьюторского сопровождения подростка и его родителей при переходе на семейную форму образования и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса.
Выделенные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: как осуществлять тьюторское сопровождение подростка при переходе на семейную форму образования:
В работе введено ограничение: будет рассмотрен процесс тьюторского сопровождения перехода младшего подростка из образовательной организации на семейную форму образования.
Объект исследования: процесс перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Предмет исследования: технология тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать технологию тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших подростков.
2. Теоретически обосновать необходимость развития субъектности младшего подростка как критерия успешности перехода на семейную форму образования.
3. Рассмотреть технологию тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию.
4. Разработать технологию тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Гипотеза исследования: тьюторское сопровождение перехода под-ростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации в форме семейного образования) будет успешным, если:
- предполагает последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, рефлексивно-аналитического, результативного;
- в качестве критерия успешности тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию использовать уровень раз-вития субъектности личности подростка и его родителей.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
- Эмпирические: анализ документов, беседа, опрос, обработка данных.
База исследования: сообщество родителей «Семейное образование в Екатеринбурге».
Практическая значимость исследования: разработанную технологию можно использовать в практике тьюторского сопровождения при работе с таким запросом, как переход подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации в форме семейного образования).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современной России происходит постепенная переориентация педагогов и родителей на новую образовательную парадигму: образование всё больше становится открытым, непрерывным, вариативным и индивидуализированным.
Российская Федерация поддерживает различные формы образования (Конституция РФ, статья 43 часть 5). Согласно статье 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в России образование может быть получено [55]:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Сегодня российские эксперты в области образования подтверждают, что у определённой части родителей сформировалась потребность в образовании детей вне стен школы и в законодательстве РФ предусмотрена такая возможность. В последние годы к этой форме получения образования обращаются не только родители, чьи дети по каким-либо причинам не могут посещать школу, но и те, кто хочет обеспечить своим детям качественно новые возможности для социализации и самореализации, обусловленные получением индивидуализированного образования.
Основанием, определяющим актуальность выбранной темы исследования, является социальный заказ семей, которые приняли решение воспользоваться своим законным правом обучать своих детей вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования.
Данная форма образования предполагает, что родители принимают на себя обязательства по обеспечению целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, при-обретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у ребёнка мотивации к получению образования в течение всей жизни.
Однако переход подростка в новую образовательную ситуацию (в рамках нашего исследования это переход на семейную форму образования) может быть сопряжён с рядом трудностей. Первая группа проблем административно-правового плана. К этой группе, прежде всего, относятся проблемы, связанные с осознанием родителями своих прав и обязанностей в обеспечении надлежащего уровня образования своих детей, а также проблемы, сопряженные с формальным взаимодействием родителей с органами местного самоуправления и с выбранным образовательным учреждением по вопросам организации промежуточных и итоговых аттестаций, проблема получения материальной компенсации родителями, обучающими детей самостоятельно. Вторая группа проблем организационно-методического плана. К этой группе относятся проблемы, связанные с организацией самого процесса обучения (выбором содержания, методов и средств обучения, организация учебного времени ребёнка), с недостатком педагогических компетенций родителей, с дефицитом специальных методик индивидуализированного обучения, проблемы, связанные с организацией контроля за учебным процессом и соблюдением сроков аттестации. Третья группа проблем психологического плана. Здесь основная трудность связана с изменением типа детско-родительских отношений, когда родитель берёт на себя несвойственную ему роль учителя (проблема двойной роли). Также к этой группе можно отнести проблемы не-понимания со стороны близкого окружения, проблему мотивации ребёнка к обучению, проблемы, связанные с процессом отвыкания ребёнка от школы («расшколивание»), проблемы социализации ребёнка.
Оказание поддержки таким семьям в решении вопроса, связанного с индивидуализацией образования (что относится к группе проблем организационно-методического плана) возможно посредством тьюторского сопровождения подростка и его родителей, что особенно востребовано именно на этапе перехода в новую образовательную ситуацию как наиболее неопределенном.
Также следует отметить, что до 14 лет переход на семейную форму образования возможен только с согласия родителей, поскольку согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» они имеют преимущественное право на выбор формы образования до завершения получения ребёнком основного общего образования с учётом мнения ребёнка. Поэтому при организации тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию (обучения вне образовательной организации в форме семейного образования), важно сопровождать не только подростка, но и его родителей, как непосредственных субъектов образовательного процесса.
Изучение специфики семейного образования как педагогического феномена явилось предметом исследований следующих ученых и специалистов: А.И. Антонова, Т. Бентли, А. Петри, Т.Н. Потапкиной, Т.И. Староверова, И.А. Стародубцевой, Е.В. Стрелковских, А. Томаса, Л. Тэйлора, Д. Холта, И.М. Чапковского, А.Н. Якуниной и др.
Содержание системно-деятельностного подхода раскрыто в трудах А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, A. Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.
Вопросы субъектности рассматривались в работах: Н.Х. Александровой, Е.Н. Волковой, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, Т.М. Ковалёвой, Т.В. Маркеловой, М. Миркес, Ф.Г. Мухаметзяновой, А.К. Осниц- кого, В.А. Петровского, В.М. Розина, И.А. Серегиной, В.И. Слободчикова, B. А. Татенко, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.
Вопросы тьюторского сопровождения в семейном образовании рас-смотрены в работах Ю. Изотовой, Т.М. Ковалёвой, В. Лебедь.
Анализ научных исследований и педагогической практики по теме исследования позволил сделать вывод о том, что наряду с разработанностью некоторых аспектов заявленной проблематики, вопросы тьюторского сопровождения семейного образования изучены на данный момент фрагментарно.
В качестве объективно существующих противоречий, существующих сегодня в практике реализации семейной формы образования, можно выделить следующие:
- между социальным заказом определённой части родителей на реализацию своего права на выбор формы получения образования и не разработанностью технологии тьюторского сопровождения перехода подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации);
- между объективной необходимостью тьюторского сопровождения подростка и его родителей при переходе на семейную форму образования и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса.
Выделенные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: как осуществлять тьюторское сопровождение подростка при переходе на семейную форму образования:
В работе введено ограничение: будет рассмотрен процесс тьюторского сопровождения перехода младшего подростка из образовательной организации на семейную форму образования.
Объект исследования: процесс перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Предмет исследования: технология тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать технологию тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших подростков.
2. Теоретически обосновать необходимость развития субъектности младшего подростка как критерия успешности перехода на семейную форму образования.
3. Рассмотреть технологию тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию.
4. Разработать технологию тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Гипотеза исследования: тьюторское сопровождение перехода под-ростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации в форме семейного образования) будет успешным, если:
- предполагает последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, рефлексивно-аналитического, результативного;
- в качестве критерия успешности тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию использовать уровень раз-вития субъектности личности подростка и его родителей.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
- Эмпирические: анализ документов, беседа, опрос, обработка данных.
База исследования: сообщество родителей «Семейное образование в Екатеринбурге».
Практическая значимость исследования: разработанную технологию можно использовать в практике тьюторского сопровождения при работе с таким запросом, как переход подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации в форме семейного образования).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Российская Федерация поддерживает различные формы образования. Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
В настоящее время, факт изменения запросов определённой части родителей, предпочитающих семейное образование другим формам обучения своих детей, является частью российской действительности.
Под новой образовательной ситуацией в работе принимается обучение вне образовательной организации в форме семейного образования.
Сопровождение процессов обучения и воспитания невозможно без знаний о возрастных закономерностях и особенностях развития человека. При изучении развития человека в психологии и педагогике руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. В рамках настоящего исследования рассмотрена психолого-педагогическую характеристику младших подростков. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина этот возраст относится к первому периоду эпохи подростничества. В работе этот возрастной был рассмотрен через четыре критерия, предложенные Д. Б. Элькониным: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования развития и кризис развития.
С точки зрения тьюторского сопровождения интересен следующий аспект психолого-педагогической характеристики младших подростков. Отмечено, что в этом возрасте происходят существенные сдвиги как в мотивации учения, так и в эмоциональном отношении к нему; развивается достаточно устойчивый интерес и собственное отношение к тому или иному учебному предмету и внутренние критерии своей успешности по нему. При этом отмечено, что учебная мотивация тесно связана с проблемой развития интересов. На данном возрастном этапе можно говорить о том, что младший подросток уже осознает некоторое поле своих интересов, но нет системы. Тьютор, исходя из понимания возрастной периодизации, использует соответствующие возрасту сценарии тьюторской деятельности. В частности, приоритетной формой работы тьютора на данном возрастном этапе будет сопровождение процесса систематизации познавательного интереса посредством создания тьютором образовательной среды для встраивания познавательного интереса младшего подростка в систему его ценностей и приоритетов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте установлена совокупность требований при реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования независимо от формы получения образования и формы обучения. Основой Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровне является системно-деятельностный подход. Одним из основных понятий системно-деятельностного подхода является субъектность как свойство индивидуума выступать субъектом деятельности. Таким образом, федеральные стандарты всех уровней образования задают ценность детской субъектности, акценти¬руя её как важный принцип и результат образования.
Субъектность в работе рассматривается в значении особого личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями. Причем подчеркивается процессуальный характер категории субъекта: он связывается именно с процессами, происходящими внутри человека (самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией и так далее), то есть самостными процессами.
Мы считаем, что критерием успешности перехода подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации) является повышение уровня субъектности личности подростка и его родителей. Это обусловлено тем, что успешность образовательного процесса в условиях семейной формы получения образования, по нашему мнению, определяется личностным потенциалом младшего подростка, как основного субъекта образовательного процесса, выражающимся, прежде всего, в развитии его субъектного сознания, а также в осознанно сформированной субъектной позицией родителей в этом вопросе. Под субъектным сознанием подростка понимается осознание себя центром и целью образовательного процесса.
Именно идея субъектности выполняет системообразующую функцию при разработке технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Характеризуя тьюторское сопровождение как педагогическую технологию, следует отметить, что она разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в её основе лежит определенная идея автора. Технологическая цепочка педагогических действий, операций и коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкрет-ного ожидаемого результата.
Технология тьюторского сопровождения представляет собой определенную систему деятельности, при проектировании которой разрабатываются технологическая карта процесса тьюторского сопровождения. Технологическая карта тьюторского сопровождения — это вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное взаимодействие тьютора с тьюторантом по реализации индивидуальной программы тьюторского сопровождения. Технологическая карта тьюторского сопровождения включает в себя пять основных этапов деятельности тьютора и тьюторанта: диагностический, проектировочный, реализационный, рефлексивно-аналитический и результативный. В настоящей работе подробно раскрыто содержание каждого этапа.
В настоящей работе разработана технология тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования. Методическим продуктом данной технологии является технологическая карта, в ко-торой отражается подробное описание этапов тьюторского сопровождения для ситуации перехода подростка на семейную форму образования.
Общая логика работы по тьюторскому сопровождению подростка при переходе в новую образовательную ситуацию выстаивалась через три фокуса работы: работа с настоящим с целью прояснить актуальное представление о себе и своей образовательной ситуации; работа с прошлым с целью анализа персональной образовательной истории; работа с будущим с целью исследования и проектирования новой образовательной ситуации.
Спецификой рассматриваемой в работе ситуации является то, что потребителем услуги по тьюторскому сопровождению выступает подросток, а заказчиком - родитель, как представитель интересов ребёнка при формировании образовательного заказа. Кроме того, при семейной форме образования государство возлагает ответственность за организацию учебного процесса на родителей ребёнка. Из этого следует, что тьютор сопровождает подростка не в отрыве от родителей, а в контакте с ними, поскольку родители выступают как важные участники образовательного процесса в новой образовательной ситуации.
Тьюторское сопровождение подростка при переходе на семейную форму образования в самом общем виде состоит из трёх взаимосвязанных блоков работы: тьюторское сопровождение родителей (заказчик услуги), тьюторское сопровождение подростка (потребитель услуги), тьюторское сопровождение пары родитель - ребёнок.
Основной формой работы тьютора в исследовании выбран индивидуальный тьюториал. Основным методом (инструментом) работы - специально организованная работа с вопросом тьюторанта или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения.
Компонентами, составляющими структуру технологии тьюторского сопровождения на каждом этапе работы, являются: фокус работы; замысел; профессиональная задача; объекты тьюторского внимания; инструменты работы.
Оценка успешности разработанной технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования осуществлялась по такому критерию как «уровень развития субъектности личности». Выбор данного критерия обусловлен тем, современные требования к образовательному процессу задают ценность детской субъектности, акцентируя её как важный принцип и результат образования. Кроме того, уровень развития субъектного сознания подростка, а также оформленная субъектная позиция родителей как непосредственных участников образовательного процесса становится одним из главных условий для успешного складывания семейного образования.
Для оценки уровня развития субъектности личности в разработанной технологии предлагается использовать психодиагностическую методику «Уровень развития субъектности личности» (УРСЛ). В ходе работы по этой методике строиться профиль субъектности-объектности личности подростка и родителя по шести показателям: активность - реактивность (АР), автономность - зависимость (АЗ), целостность - неинтегративность (ЦН), опосредствованность - непосредственность (ОН), креативность - репродуктивность (КР), самоценностность - малоценностность (ничтожность) (СМ).
Согласно разработанной технологии, предполагается, что определение уровня развития субъектности личности подростка и его родителя определяется дважды: на диагностическом и на рефлексивно-аналитический этапах работы. По сопоставлению профилей субъектности-объектности личности подростка и родителя в начале и по завершении работы можно судить о динамике их уровня развития субъектности. Положительная динамика будет свидетельствовать об успешности реализации технологии тьюторского со-провождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Базой исследования для апробации технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования явилось сообщество родителей «Семейное образование в Екатеринбурге». В данной работе представлен полный цикл работы по разработанной технологии с одной семьёй, давшей согласие на публикацию результатов исследования. Работа с другими семьями велась аналогичным образом.
Проанализировав результаты апробации технологии тьюторского со-провождения перехода младшего подростка на семейную форму образования был сделан вывод о том, что работа тьютора по разработанной технологии прошла успешно. Инструменты, используемые в работе, оказались результативными для решения запроса, с которым обратились подросток и его родитель. Тьюторское сопровождение, осуществлённое по данной технологии, позволило младшему подростку и его родителю занять субъектную позицию по отношению к образовательному процессу, сформулировать осознанный образовательный заказ, осознать разнообразные образовательные возможности, соорганизовать эти потенциальные образовательные возможности в собственную образовательную траекторию и, как следствие, реализовать принцип индивидуализации. Это создало условия для осознанного и качественного перехода младшего подростка в новую образовательную ситуацию. При этом, с точки зрения тьюторской позиции, важен не сам факт перехода, а рост субъектной позиции подростка и его родителей при принятии такого решения.
Таким образом, цель исследования, поставленная в настоящей работе и предполагающая разработку и апробацию технологии тьюторского сопровождения младшего подростка при переходе на семейную форму образования, была достигнута.
В настоящее время, факт изменения запросов определённой части родителей, предпочитающих семейное образование другим формам обучения своих детей, является частью российской действительности.
Под новой образовательной ситуацией в работе принимается обучение вне образовательной организации в форме семейного образования.
Сопровождение процессов обучения и воспитания невозможно без знаний о возрастных закономерностях и особенностях развития человека. При изучении развития человека в психологии и педагогике руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. В рамках настоящего исследования рассмотрена психолого-педагогическую характеристику младших подростков. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина этот возраст относится к первому периоду эпохи подростничества. В работе этот возрастной был рассмотрен через четыре критерия, предложенные Д. Б. Элькониным: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования развития и кризис развития.
С точки зрения тьюторского сопровождения интересен следующий аспект психолого-педагогической характеристики младших подростков. Отмечено, что в этом возрасте происходят существенные сдвиги как в мотивации учения, так и в эмоциональном отношении к нему; развивается достаточно устойчивый интерес и собственное отношение к тому или иному учебному предмету и внутренние критерии своей успешности по нему. При этом отмечено, что учебная мотивация тесно связана с проблемой развития интересов. На данном возрастном этапе можно говорить о том, что младший подросток уже осознает некоторое поле своих интересов, но нет системы. Тьютор, исходя из понимания возрастной периодизации, использует соответствующие возрасту сценарии тьюторской деятельности. В частности, приоритетной формой работы тьютора на данном возрастном этапе будет сопровождение процесса систематизации познавательного интереса посредством создания тьютором образовательной среды для встраивания познавательного интереса младшего подростка в систему его ценностей и приоритетов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте установлена совокупность требований при реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования независимо от формы получения образования и формы обучения. Основой Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровне является системно-деятельностный подход. Одним из основных понятий системно-деятельностного подхода является субъектность как свойство индивидуума выступать субъектом деятельности. Таким образом, федеральные стандарты всех уровней образования задают ценность детской субъектности, акценти¬руя её как важный принцип и результат образования.
Субъектность в работе рассматривается в значении особого личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями. Причем подчеркивается процессуальный характер категории субъекта: он связывается именно с процессами, происходящими внутри человека (самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией и так далее), то есть самостными процессами.
Мы считаем, что критерием успешности перехода подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации) является повышение уровня субъектности личности подростка и его родителей. Это обусловлено тем, что успешность образовательного процесса в условиях семейной формы получения образования, по нашему мнению, определяется личностным потенциалом младшего подростка, как основного субъекта образовательного процесса, выражающимся, прежде всего, в развитии его субъектного сознания, а также в осознанно сформированной субъектной позицией родителей в этом вопросе. Под субъектным сознанием подростка понимается осознание себя центром и целью образовательного процесса.
Именно идея субъектности выполняет системообразующую функцию при разработке технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Характеризуя тьюторское сопровождение как педагогическую технологию, следует отметить, что она разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в её основе лежит определенная идея автора. Технологическая цепочка педагогических действий, операций и коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкрет-ного ожидаемого результата.
Технология тьюторского сопровождения представляет собой определенную систему деятельности, при проектировании которой разрабатываются технологическая карта процесса тьюторского сопровождения. Технологическая карта тьюторского сопровождения — это вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное взаимодействие тьютора с тьюторантом по реализации индивидуальной программы тьюторского сопровождения. Технологическая карта тьюторского сопровождения включает в себя пять основных этапов деятельности тьютора и тьюторанта: диагностический, проектировочный, реализационный, рефлексивно-аналитический и результативный. В настоящей работе подробно раскрыто содержание каждого этапа.
В настоящей работе разработана технология тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования. Методическим продуктом данной технологии является технологическая карта, в ко-торой отражается подробное описание этапов тьюторского сопровождения для ситуации перехода подростка на семейную форму образования.
Общая логика работы по тьюторскому сопровождению подростка при переходе в новую образовательную ситуацию выстаивалась через три фокуса работы: работа с настоящим с целью прояснить актуальное представление о себе и своей образовательной ситуации; работа с прошлым с целью анализа персональной образовательной истории; работа с будущим с целью исследования и проектирования новой образовательной ситуации.
Спецификой рассматриваемой в работе ситуации является то, что потребителем услуги по тьюторскому сопровождению выступает подросток, а заказчиком - родитель, как представитель интересов ребёнка при формировании образовательного заказа. Кроме того, при семейной форме образования государство возлагает ответственность за организацию учебного процесса на родителей ребёнка. Из этого следует, что тьютор сопровождает подростка не в отрыве от родителей, а в контакте с ними, поскольку родители выступают как важные участники образовательного процесса в новой образовательной ситуации.
Тьюторское сопровождение подростка при переходе на семейную форму образования в самом общем виде состоит из трёх взаимосвязанных блоков работы: тьюторское сопровождение родителей (заказчик услуги), тьюторское сопровождение подростка (потребитель услуги), тьюторское сопровождение пары родитель - ребёнок.
Основной формой работы тьютора в исследовании выбран индивидуальный тьюториал. Основным методом (инструментом) работы - специально организованная работа с вопросом тьюторанта или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения.
Компонентами, составляющими структуру технологии тьюторского сопровождения на каждом этапе работы, являются: фокус работы; замысел; профессиональная задача; объекты тьюторского внимания; инструменты работы.
Оценка успешности разработанной технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования осуществлялась по такому критерию как «уровень развития субъектности личности». Выбор данного критерия обусловлен тем, современные требования к образовательному процессу задают ценность детской субъектности, акцентируя её как важный принцип и результат образования. Кроме того, уровень развития субъектного сознания подростка, а также оформленная субъектная позиция родителей как непосредственных участников образовательного процесса становится одним из главных условий для успешного складывания семейного образования.
Для оценки уровня развития субъектности личности в разработанной технологии предлагается использовать психодиагностическую методику «Уровень развития субъектности личности» (УРСЛ). В ходе работы по этой методике строиться профиль субъектности-объектности личности подростка и родителя по шести показателям: активность - реактивность (АР), автономность - зависимость (АЗ), целостность - неинтегративность (ЦН), опосредствованность - непосредственность (ОН), креативность - репродуктивность (КР), самоценностность - малоценностность (ничтожность) (СМ).
Согласно разработанной технологии, предполагается, что определение уровня развития субъектности личности подростка и его родителя определяется дважды: на диагностическом и на рефлексивно-аналитический этапах работы. По сопоставлению профилей субъектности-объектности личности подростка и родителя в начале и по завершении работы можно судить о динамике их уровня развития субъектности. Положительная динамика будет свидетельствовать об успешности реализации технологии тьюторского со-провождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Базой исследования для апробации технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования явилось сообщество родителей «Семейное образование в Екатеринбурге». В данной работе представлен полный цикл работы по разработанной технологии с одной семьёй, давшей согласие на публикацию результатов исследования. Работа с другими семьями велась аналогичным образом.
Проанализировав результаты апробации технологии тьюторского со-провождения перехода младшего подростка на семейную форму образования был сделан вывод о том, что работа тьютора по разработанной технологии прошла успешно. Инструменты, используемые в работе, оказались результативными для решения запроса, с которым обратились подросток и его родитель. Тьюторское сопровождение, осуществлённое по данной технологии, позволило младшему подростку и его родителю занять субъектную позицию по отношению к образовательному процессу, сформулировать осознанный образовательный заказ, осознать разнообразные образовательные возможности, соорганизовать эти потенциальные образовательные возможности в собственную образовательную траекторию и, как следствие, реализовать принцип индивидуализации. Это создало условия для осознанного и качественного перехода младшего подростка в новую образовательную ситуацию. При этом, с точки зрения тьюторской позиции, важен не сам факт перехода, а рост субъектной позиции подростка и его родителей при принятии такого решения.
Таким образом, цель исследования, поставленная в настоящей работе и предполагающая разработку и апробацию технологии тьюторского сопровождения младшего подростка при переходе на семейную форму образования, была достигнута.
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение подростков склонных к агрессивному поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка программы образовательных путешествий как средства формирования субъектности обучающихся 5-6 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Разработка программы образовательных путешествий
как средства формирования субъектности
обучающихся 5-6 классов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - «ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА» КАК ИНСТРУМЕНТ В РАСШИРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМУЛА ТВОРЧЕСТВА: ИНИЦИАТИВА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Условия индивидуализации при обучении подростков 12-14 лет современным танцам в дополнительном образовании
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Условия индивидуализации при обучении подростков 12-14 лет современным танцам в дополнительном образовании
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение роди гелей в преодолении кризиса, связанного с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019



