ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРЕХОДА ПОДРОСТКА НА СЕМЕЙНУЮ ФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков 9
1.2. Теоретическое обоснование необходимости развития
субъектности младшего подростка как критерия успешности перехода на семейную форму образования 20
1.3. Технология тьюторского сопровождения перехода подростка в
новую образовательную ситуацию 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ТЬЮТОРСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕРЕХОДА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА НА СЕМЕЙНУЮ ФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ 52
2.1. Разработка технологии тьюторского сопровождения перехода
младшего подростка на семейную форму образования 52
2.2. Результаты апробации технологии тьюторского сопровождения
перехода младшего подростка на семейную форму образования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящей работе под образовательной ситуацией мы будем понимать целенаправленно организованную структурную, временную и пространственную единицу образовательного процесса на ступени основного общего образования.
В современной России происходит постепенная переориентация педагогов и родителей на новую образовательную парадигму: образование всё больше становится открытым, непрерывным, вариативным и индивидуализированным.
Российская Федерация поддерживает различные формы образования (Конституция РФ, статья 43 часть 5). Согласно статье 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в России образование может быть получено [55]:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Сегодня российские эксперты в области образования подтверждают, что у определённой части родителей сформировалась потребность в образовании детей вне стен школы и в законодательстве РФ предусмотрена такая возможность. В последние годы к этой форме получения образования обращаются не только родители, чьи дети по каким-либо причинам не могут посещать школу, но и те, кто хочет обеспечить своим детям качественно новые возможности для социализации и самореализации, обусловленные получением индивидуализированного образования.
Основанием, определяющим актуальность выбранной темы исследования, является социальный заказ семей, которые приняли решение воспользоваться своим законным правом обучать своих детей вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования.
Данная форма образования предполагает, что родители принимают на себя обязательства по обеспечению целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, при-обретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у ребёнка мотивации к получению образования в течение всей жизни.
Однако переход подростка в новую образовательную ситуацию (в рамках нашего исследования это переход на семейную форму образования) может быть сопряжён с рядом трудностей. Первая группа проблем административно-правового плана. К этой группе, прежде всего, относятся проблемы, связанные с осознанием родителями своих прав и обязанностей в обеспечении надлежащего уровня образования своих детей, а также проблемы, сопряженные с формальным взаимодействием родителей с органами местного самоуправления и с выбранным образовательным учреждением по вопросам организации промежуточных и итоговых аттестаций, проблема получения материальной компенсации родителями, обучающими детей самостоятельно. Вторая группа проблем организационно-методического плана. К этой группе относятся проблемы, связанные с организацией самого процесса обучения (выбором содержания, методов и средств обучения, организация учебного времени ребёнка), с недостатком педагогических компетенций родителей, с дефицитом специальных методик индивидуализированного обучения, проблемы, связанные с организацией контроля за учебным процессом и соблюдением сроков аттестации. Третья группа проблем психологического плана. Здесь основная трудность связана с изменением типа детско-родительских отношений, когда родитель берёт на себя несвойственную ему роль учителя (проблема двойной роли). Также к этой группе можно отнести проблемы не-понимания со стороны близкого окружения, проблему мотивации ребёнка к обучению, проблемы, связанные с процессом отвыкания ребёнка от школы («расшколивание»), проблемы социализации ребёнка.
Оказание поддержки таким семьям в решении вопроса, связанного с индивидуализацией образования (что относится к группе проблем организационно-методического плана) возможно посредством тьюторского сопровождения подростка и его родителей, что особенно востребовано именно на этапе перехода в новую образовательную ситуацию как наиболее неопределенном.
Также следует отметить, что до 14 лет переход на семейную форму образования возможен только с согласия родителей, поскольку согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» они имеют преимущественное право на выбор формы образования до завершения получения ребёнком основного общего образования с учётом мнения ребёнка. Поэтому при организации тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию (обучения вне образовательной организации в форме семейного образования), важно сопровождать не только подростка, но и его родителей, как непосредственных субъектов образовательного процесса.
Изучение специфики семейного образования как педагогического феномена явилось предметом исследований следующих ученых и специалистов: А.И. Антонова, Т. Бентли, А. Петри, Т.Н. Потапкиной, Т.И. Староверова, И.А. Стародубцевой, Е.В. Стрелковских, А. Томаса, Л. Тэйлора, Д. Холта, И.М. Чапковского, А.Н. Якуниной и др.
Содержание системно-деятельностного подхода раскрыто в трудах А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, A. Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.
Вопросы субъектности рассматривались в работах: Н.Х. Александровой, Е.Н. Волковой, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, Т.М. Ковалёвой, Т.В. Маркеловой, М. Миркес, Ф.Г. Мухаметзяновой, А.К. Осниц- кого, В.А. Петровского, В.М. Розина, И.А. Серегиной, В.И. Слободчикова, B. А. Татенко, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.
Вопросы тьюторского сопровождения в семейном образовании рас-смотрены в работах Ю. Изотовой, Т.М. Ковалёвой, В. Лебедь.
Анализ научных исследований и педагогической практики по теме исследования позволил сделать вывод о том, что наряду с разработанностью некоторых аспектов заявленной проблематики, вопросы тьюторского сопровождения семейного образования изучены на данный момент фрагментарно.
В качестве объективно существующих противоречий, существующих сегодня в практике реализации семейной формы образования, можно выделить следующие:
- между социальным заказом определённой части родителей на реализацию своего права на выбор формы получения образования и не разработанностью технологии тьюторского сопровождения перехода подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации);
- между объективной необходимостью тьюторского сопровождения подростка и его родителей при переходе на семейную форму образования и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса.
Выделенные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: как осуществлять тьюторское сопровождение подростка при переходе на семейную форму образования:
В работе введено ограничение: будет рассмотрен процесс тьюторского сопровождения перехода младшего подростка из образовательной организации на семейную форму образования.
Объект исследования: процесс перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Предмет исследования: технология тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать технологию тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших подростков.
2. Теоретически обосновать необходимость развития субъектности младшего подростка как критерия успешности перехода на семейную форму образования.
3. Рассмотреть технологию тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию.
4. Разработать технологию тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Гипотеза исследования: тьюторское сопровождение перехода под-ростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации в форме семейного образования) будет успешным, если:
- предполагает последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, рефлексивно-аналитического, результативного;
- в качестве критерия успешности тьюторского сопровождения перехода подростка в новую образовательную ситуацию использовать уровень раз-вития субъектности личности подростка и его родителей.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
- Эмпирические: анализ документов, беседа, опрос, обработка данных.
База исследования: сообщество родителей «Семейное образование в Екатеринбурге».
Практическая значимость исследования: разработанную технологию можно использовать в практике тьюторского сопровождения при работе с таким запросом, как переход подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации в форме семейного образования).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Российская Федерация поддерживает различные формы образования. Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
В настоящее время, факт изменения запросов определённой части родителей, предпочитающих семейное образование другим формам обучения своих детей, является частью российской действительности.
Под новой образовательной ситуацией в работе принимается обучение вне образовательной организации в форме семейного образования.
Сопровождение процессов обучения и воспитания невозможно без знаний о возрастных закономерностях и особенностях развития человека. При изучении развития человека в психологии и педагогике руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. В рамках настоящего исследования рассмотрена психолого-педагогическую характеристику младших подростков. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина этот возраст относится к первому периоду эпохи подростничества. В работе этот возрастной был рассмотрен через четыре критерия, предложенные Д. Б. Элькониным: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования развития и кризис развития.
С точки зрения тьюторского сопровождения интересен следующий аспект психолого-педагогической характеристики младших подростков. Отмечено, что в этом возрасте происходят существенные сдвиги как в мотивации учения, так и в эмоциональном отношении к нему; развивается достаточно устойчивый интерес и собственное отношение к тому или иному учебному предмету и внутренние критерии своей успешности по нему. При этом отмечено, что учебная мотивация тесно связана с проблемой развития интересов. На данном возрастном этапе можно говорить о том, что младший подросток уже осознает некоторое поле своих интересов, но нет системы. Тьютор, исходя из понимания возрастной периодизации, использует соответствующие возрасту сценарии тьюторской деятельности. В частности, приоритетной формой работы тьютора на данном возрастном этапе будет сопровождение процесса систематизации познавательного интереса посредством создания тьютором образовательной среды для встраивания познавательного интереса младшего подростка в систему его ценностей и приоритетов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте установлена совокупность требований при реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования независимо от формы получения образования и формы обучения. Основой Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровне является системно-деятельностный подход. Одним из основных понятий системно-деятельностного подхода является субъектность как свойство индивидуума выступать субъектом деятельности. Таким образом, федеральные стандарты всех уровней образования задают ценность детской субъектности, акценти¬руя её как важный принцип и результат образования.
Субъектность в работе рассматривается в значении особого личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями. Причем подчеркивается процессуальный характер категории субъекта: он связывается именно с процессами, происходящими внутри человека (самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией и так далее), то есть самостными процессами.
Мы считаем, что критерием успешности перехода подростка из одной образовательной ситуации (обучение в образовательной организации) в другую (обучение вне образовательной организации) является повышение уровня субъектности личности подростка и его родителей. Это обусловлено тем, что успешность образовательного процесса в условиях семейной формы получения образования, по нашему мнению, определяется личностным потенциалом младшего подростка, как основного субъекта образовательного процесса, выражающимся, прежде всего, в развитии его субъектного сознания, а также в осознанно сформированной субъектной позицией родителей в этом вопросе. Под субъектным сознанием подростка понимается осознание себя центром и целью образовательного процесса.
Именно идея субъектности выполняет системообразующую функцию при разработке технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Характеризуя тьюторское сопровождение как педагогическую технологию, следует отметить, что она разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в её основе лежит определенная идея автора. Технологическая цепочка педагогических действий, операций и коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкрет-ного ожидаемого результата.
Технология тьюторского сопровождения представляет собой определенную систему деятельности, при проектировании которой разрабатываются технологическая карта процесса тьюторского сопровождения. Технологическая карта тьюторского сопровождения — это вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное взаимодействие тьютора с тьюторантом по реализации индивидуальной программы тьюторского сопровождения. Технологическая карта тьюторского сопровождения включает в себя пять основных этапов деятельности тьютора и тьюторанта: диагностический, проектировочный, реализационный, рефлексивно-аналитический и результативный. В настоящей работе подробно раскрыто содержание каждого этапа.
В настоящей работе разработана технология тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования. Методическим продуктом данной технологии является технологическая карта, в ко-торой отражается подробное описание этапов тьюторского сопровождения для ситуации перехода подростка на семейную форму образования.
Общая логика работы по тьюторскому сопровождению подростка при переходе в новую образовательную ситуацию выстаивалась через три фокуса работы: работа с настоящим с целью прояснить актуальное представление о себе и своей образовательной ситуации; работа с прошлым с целью анализа персональной образовательной истории; работа с будущим с целью исследования и проектирования новой образовательной ситуации.
Спецификой рассматриваемой в работе ситуации является то, что потребителем услуги по тьюторскому сопровождению выступает подросток, а заказчиком - родитель, как представитель интересов ребёнка при формировании образовательного заказа. Кроме того, при семейной форме образования государство возлагает ответственность за организацию учебного процесса на родителей ребёнка. Из этого следует, что тьютор сопровождает подростка не в отрыве от родителей, а в контакте с ними, поскольку родители выступают как важные участники образовательного процесса в новой образовательной ситуации.
Тьюторское сопровождение подростка при переходе на семейную форму образования в самом общем виде состоит из трёх взаимосвязанных блоков работы: тьюторское сопровождение родителей (заказчик услуги), тьюторское сопровождение подростка (потребитель услуги), тьюторское сопровождение пары родитель - ребёнок.
Основной формой работы тьютора в исследовании выбран индивидуальный тьюториал. Основным методом (инструментом) работы - специально организованная работа с вопросом тьюторанта или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения.
Компонентами, составляющими структуру технологии тьюторского сопровождения на каждом этапе работы, являются: фокус работы; замысел; профессиональная задача; объекты тьюторского внимания; инструменты работы.
Оценка успешности разработанной технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования осуществлялась по такому критерию как «уровень развития субъектности личности». Выбор данного критерия обусловлен тем, современные требования к образовательному процессу задают ценность детской субъектности, акцентируя её как важный принцип и результат образования. Кроме того, уровень развития субъектного сознания подростка, а также оформленная субъектная позиция родителей как непосредственных участников образовательного процесса становится одним из главных условий для успешного складывания семейного образования.
Для оценки уровня развития субъектности личности в разработанной технологии предлагается использовать психодиагностическую методику «Уровень развития субъектности личности» (УРСЛ). В ходе работы по этой методике строиться профиль субъектности-объектности личности подростка и родителя по шести показателям: активность - реактивность (АР), автономность - зависимость (АЗ), целостность - неинтегративность (ЦН), опосредствованность - непосредственность (ОН), креативность - репродуктивность (КР), самоценностность - малоценностность (ничтожность) (СМ).
Согласно разработанной технологии, предполагается, что определение уровня развития субъектности личности подростка и его родителя определяется дважды: на диагностическом и на рефлексивно-аналитический этапах работы. По сопоставлению профилей субъектности-объектности личности подростка и родителя в начале и по завершении работы можно судить о динамике их уровня развития субъектности. Положительная динамика будет свидетельствовать об успешности реализации технологии тьюторского со-провождения перехода младшего подростка на семейную форму образования.
Базой исследования для апробации технологии тьюторского сопровождения перехода младшего подростка на семейную форму образования явилось сообщество родителей «Семейное образование в Екатеринбурге». В данной работе представлен полный цикл работы по разработанной технологии с одной семьёй, давшей согласие на публикацию результатов исследования. Работа с другими семьями велась аналогичным образом.
Проанализировав результаты апробации технологии тьюторского со-провождения перехода младшего подростка на семейную форму образования был сделан вывод о том, что работа тьютора по разработанной технологии прошла успешно. Инструменты, используемые в работе, оказались результативными для решения запроса, с которым обратились подросток и его родитель. Тьюторское сопровождение, осуществлённое по данной технологии, позволило младшему подростку и его родителю занять субъектную позицию по отношению к образовательному процессу, сформулировать осознанный образовательный заказ, осознать разнообразные образовательные возможности, соорганизовать эти потенциальные образовательные возможности в собственную образовательную траекторию и, как следствие, реализовать принцип индивидуализации. Это создало условия для осознанного и качественного перехода младшего подростка в новую образовательную ситуацию. При этом, с точки зрения тьюторской позиции, важен не сам факт перехода, а рост субъектной позиции подростка и его родителей при принятии такого решения.
Таким образом, цель исследования, поставленная в настоящей работе и предполагающая разработку и апробацию технологии тьюторского сопровождения младшего подростка при переходе на семейную форму образования, была достигнута.
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 125 с.
2. Богданович, Н. В. Субъект как категория отечественной психологии. Диссертация. / Н. В. Богданович. - Москва, 2004. - 458 с.
3. Брушлинский, А. В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. / А. В. Брушлинский. - 2001. - № 2. - С. 98-105.
4. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. - Москва : Институт психологии РАН, 1994. - 109 с.
5. Буланова, Т. С. Роль родителей в семейном образовании // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: матери-алы междунар. науч.-практ. конф., 25 окт. 2019 г., / Т. С. Буланова. - Пенза : Наука и Просвещение, 2019. - С. 29-31.
6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). / Ф. Е. Василюк. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. - 351 с.
7. Возрастная психология : учеб. пособие: в 2-х кн. Кн. 2 / Н. В. Ваню- хина. - Казань: Познание, 2008. - 292 с.
8. Выготский, Л. С. Проблема возраста. // Собр. соч. : В 6 т. / Л. В. Вы-готский. - М. : Педагогика, 1982 - 1984. Т. 4. - 367 с.
9. Гладкая, Е. С. Технологии тьюторского сопровождения : учебное пособие / Е. С. Гладкая, З. И. Тюмасева. - Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 93 с.
10. Голенков, С. И. Понятие субъективации Мишеля Фуко // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология / С. И. Голенков. - 2007. - №1. - С. 54-66.
11. Г орных, М. Д. Понятие «образовательная ситуация» и её специфика // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., 15 апр. 2017 г., / М. Д. Горных. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс» , 2017. - С. 52-54.
12. Григоренко, Е. В. Практика тьюторского сопровождения формирования образовательного заказа // Межрегиональная тьюторская ассоциация. URL: https://thetutor.ru/direction_of_activity/doshkolnoe-obrazovanie/montessori- pedagogika/praktika-tyutorskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya- obrazovatelnogo-zakaza-roditelej-v-nachalnoj-shkole-2/(дата обращения 15.05.2020).
13. Гусакова, М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики // Педагогическое образование в России / М. А. Гусакова. - 2015. - № 4 - С. 90-95.
14. Гущина, Т. Н. Тьюторское сопровождение развития субъектности обучающихся и их самоорганизации в контексте гуманистической парадигмы дополнительного образования // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского: материалы научно-практической конференции / Т. Н. Гущина. - Ярославль, 2014. - С. 214-218.
15. Дьячкова, М. А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк. - Екатеринбург : ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016. - 184 с.
16. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. За-ведений. - 2-е изд., стер / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов, 3-е изд., пересмотр / И. А. Зимняя. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 448 с.
18. Изотова, Ю. Лекция 4 // Индивидуализация образовательного (профессионального) движения. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=zqP1SR4AO3I&list=PLoJOYkPVVQfsBMj72 wLzcnuopnYLTSCmR&index=4 (дата обращения 15.01.2020)
19. Изотова, Ю. Лекция № 10. Прототип 3 // Переход в новую ситуацию. URL: https://www.youtube.com/watch?v=um-
3mwfGywE&list=PLoJOYkPVVQfsBMj72wLzcnuopnYLTSCmR&index=11 (дата обращения 19.02.2020).
20. Изотова, Ю. Лекция № 11 // Построение тьюторского замысла. URL: https://www.youtube.com/watch?v=b4eLQyeKfI8&list=PLoJOYkPVVQfsBMj72 wLzcnuopnYLTSCmR&index=12 (дата обращения 26.02.2020).
21. Изотова, Ю. Лекция №5. Схема тьюторской услуги // Базовый и рабочий процесс в тьюторском сопровождении. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FgIgLqYC3nw&list=PLoJOYkPVVQfsBMj7 2wLzcnuopnYLTSCmR&index=5 (дата обращения 22.01.2020).
22. Изотова, Ю. Лекция №6. // Индивидуальный тьюториал. URL: https://www.youtube.com/watch?v=S1IDC5scvuE&list=PLoJOYkPVVQfsBMj72 wLzcnuopnYLTSCmR&index=6 (дата обращения 29.01.2020).
23. Изотова, Ю. Лекция №7. Компетенции тьютора / Часть 1. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FXzI_4wVp1o&list=PLoJOYkPVVQfsBMj72 wLzcnuopnYLTSCmR&index=7 (дата обращения 05.02.2020).
24. Изотова, Ю. Лекция №7. Компетенции тьютора / Часть 2. URL: https://www.youtube.com/watch?v=M0UbMHqmFyA&list=PLoJOYkPVVQfsBM j72wLzcnuopnYLTSCmR&index=8 (дата обращения 12.02.2020).
25. Каленов, А. А. К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности субъектности у старшеклассников // Молодой ученый / Ю. Изотова. - 2017. - № 25 (159). - С. 290-293
26. Карпов, А. Как подготовиться к семейному обучению // Папа Карп:
сайт Алексея Карпова для родителей, педагогов, учащихся и всех-всех-всех: Интернет-портал. URL: http://papakarp.ru/семейное-обучение/как-
подготовиться-к-семейному-обучен/ (дата обращения 23.02.2019).
27. Карпов, А. Семейное обучение как система: сборник произведений / А. Карпов. - Москва : Ресурс, 2016. - 360 с.
28. Ковалева, Т. М. Проблема субъектности в современной дидактике // Письма в Эмиссия. Оффлайн / Т. М. Ковалева. - 2012. - №1. - С. 561-589.
29. Ковалёва, Т. М. Ресурс тьюторства в семейном образовании. Научный публицистический журнал «Образовательная политика» / Т. М. Ковалева. - № 5. - 2011. - 197 с.
30. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 719 с. //
URL: https://urait.ru/bcode/425917(дата обращения: 06.11.2020).
31. Кручинин, В. А. Психология развития и возрастная психология : Учеб.-метод. пос. ; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т / В. А. Кручинин, Н. Ф. Комарова - Н. Новгород, ННГАСУ, 2016. - 56 с.
32. Лебедь, В. Семейный тьюториал как элемент тьюторского сопро¬
вождения пары родитель-ребенок в условиях семейного образования // Меж-региональная тьюторская ассоциация. URL:
https://thetutor.ru/direction_of_activity/semejnoe-obrazovanie/semejnyj-tjutorial- kak-jelement-tjutorskogo-soprovozhdenija-pary-roditel-rebenok-v-uslovijah- semejnogo-obrazovanija/(дата обращения 15.05.2020).
33. Литвак, Р. А. Основы научного исследования: учебное пособие / Р. А. Литвак, Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина. - Челябинск : Изд-во «Цицеро», 2016. - 187 с.
34. Лобзина, Т. П. Уровни субъектной позиции родителей воспитанников как участников образовательного процесса // Воспитание и обучение детей младшего возраста / Т. П. Лобзина. - 2013. - № 1 - С. 21.
35. Макарова, И. В. Общая психология : конспект лекций / И. В. Макарова. - Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 182 с.
36. Маралов, В. Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 320 с. -
(Бакалавр и магистр. Академический курс.
URL: https://urait.ru/bcode/437869(дата обращения: 06.11.2020).
37. Мардахаев, Л. В. Магистерская диссертация: подготовка и защита: учебн.-метод. Пособие - 3-е изд., испр. и доп. / Л. В. Мардахаев. - Москва : Квант Медиа, 2019. - 106 с.
38. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование. / А. М. Новиков. - М. : Издательство «Эгвес», 2008. - 136 с.
39. О’Брайант Э. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться / Э. О’Брайант, К. Бальм. - Москва : Ресурс, 2012. - 117 с.
40. Огурцов, А. П. Образы образования. Западная философия образования. XX век ; Рос. акад. наук, Ин-т философии, РГНФ / А. П. Огурцов, В. В. Платонов. - Санкт-Петербург : РХГИ, 2004. - 516 с.
41. Олефир, Л. Н. КРОКИ для начинающего тьютора учебно-методическое пособие / автор-составитель Олефир Л. Н. Санкт-Петербург. -2018.- С. 78-129.
42. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии / А. К. Осинцкий. - 1996. - № 1. - С. 5-19.
43. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва : издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
44. Петрановская, Л. В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка / Л.В. Петрановская. - Москва : АСТ, 2015. - 288 с.
45. Петровский, В. А. Личность : феномен субъектности / Ф. Е. Василюк. - Ростов-на-Дону, 1993. - 67 с.
46. Писарик, О. Привязанность - жизненно важная связь: сборник статей, написанных на основе курса Гордона Ньюфелда / О. Писарик. - Москва: Ресурс, 2019. - 96 с.
47. Практики субъектности в образовании / под ред. М. М. Миркес. - М. : Линка-Пресс, 2019. - 320 с.
48. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
49. Проблема возрастной периодизации в трудах Д. Б. Эльконина / URL : http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/952-2010-10-08- 14-24-41.html(дата обращения: 01.10.2020).
50. Профессиональный стандарт Специалист в области воспитания (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н) / Доступ из справ.-правовой системы Гарант. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630(дата обращения: 19.09.2020).
51. Профессия «тьютор»: из серии библиотека тьютора. Выпуск 2 / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик) - Москва : СФК-офис, 2012. - 303 с.
52. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / Е.Н.Волкова. - Нижний Новгород: НГПУ имени К.Минина, 2012. - 250 с.
53. Розин, В. М. Философия образования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. / В. М. Розин. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 434 с.
54. Розин, В. М. Философия субъективности / В. М. Розин. - Москва : АПК и ППРО, 2011. - 620 с.
55. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - Москва : ИНФРА-М, 2002. - 54 с.
56. Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего: Аналитический отчет по результатам социологического исследования / под общ. ред. А. И. Антонова. - М. : МАКС Пресс, 2018. - 145 c.
57. Семёнычев, А. Я в школу не хожу! Хоумскулинг на русском / А. Я. Семёнычев. - Москва : КТК Галактика, 2019. - 110 с.
58. Симакова, Т. П. Субъектная позиция семьи в образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт» / Т. П. Симакова. - 2013. - Т.3. - С. 1426-1430.
59. Сластенин, В. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / В. А. Сластенин, И.А.Колесникова. - Москва : Академия, 2006. - 189 с.
60. Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. Издательство Право-славного Свято-Тихоновского гуманитарного университета / В. И. Слободчи-ков, Е. И. Исаев. - 2013. - 153 с.
61. Стародубцева, И. А. Психолого-педагогические основы проектирования и организации семейного образования: автореферат диссертации. Сургутский государственный педагогический университет / И. А. Стародубцева.-Сургут. 2008. - 18 с.
62. Статистика российского образования / URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=fd_5_8&group=sub&ttype=1&Field=J1&Field=J2&Field=J3 (дата обращения: 06.11.2020).
63. Суворова, О. В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования / О. В. Суворова. - 2012. - № 1 (32). - С. 107-109.
64. Татенко, В. А. Психология в субъектном измерении : Монография.
-К. : Видавничий центр "Просвита" / В. А. Татенко. - 1996. - 404 с.
65. Тимохина, Т. В. Тьюторство в современной ретроспективе // Социальная педагогика / Т. В. Тимохина. - 2018. - № 1 - С. 77-84.
66. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 406 с.
67. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., №1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : 2010 г. - 710 с.
68. Фуко, М. Возвращение морали // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. / М. Фуко. - М. : Праксис, 2006. - 284 с.
69. Халяпина, Л. В. Семейное образование в России и за рубежом // Вестник Северо-Кавказского федерального университета / Л. В. Халяпина. -
2019. - № 2 (71) - С. 167-175.
70. Цветкова, Г. В. Субъективность как индивидуальный опыт построения себя в процессе индивидуализации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт» / Г. В. Цветкова, Т. И. Резникова.
- 2017. - Т. 5. - С. 130-135.
71. Шрамко, Н. В. Основы тьюторства : курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений ; Урал. гос. пед. ун-т. / Н. В. Шрамко. - Екатеринбург, 2018. - 519 с.
72. Щукина, М. А. Психология саморазвития личности / М. А. Щукина.
- Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. - 348 с.
73. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика,1989. - 560 с.
74. Якунина, А. Н. Педагогические условия становления семейного образования в России (культурно-исторический подход. автореферат диссертации. Моск. гос. ун-т культуры и искусств / А. Н. Якунина. - М. 2014. - 23 с.
75. Яшина, М. Н. Региональные практики реализации семейного образования. Социология и общество : социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года). Материалы V Все-российского социологического конгресса. URL:
https://www.isras.ru/publ.html?id=4629(дата обращения: 06.11.2020).