Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы по
проблеме исследования 6
1.1. Характеристика каратэ как вида спорта 6
1.2. Определение понятия развитие гибкости у детей
14-15 лет занимающихся каратэ 11
1.3. Возрастные особенности детей 14-15 лет 17
Глава 2. Организация и методы исследования 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 24
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 52
Актуальность темы.В последнее время наблюдается снижение уровня общей физической подготовленности спортсменов в единоборствах. Большее внимание уделяют технико-тактической подготовки и развития специальных физических качеств (прежде всего силы, выносливости, скоростно-силовых качеств). Эффективное проявление выше перечисленных качеств может происходить только в условиях достаточного высокого уровня общей физической подготовки и составного ее элемента - гибкости.
Гибкость во многом определяет уровень спортивного мастерства. При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, ограничивается уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшается внутримышечная и межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает вероятность повреждения мышц, сухожилий, связок и суставов.
Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний- разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах). Наиболее интенсивно гибкость развивается в 14-15 лет. В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Поскольку в боевых искусствах многие движения - например, в установочных упражнениях - оцениваются с точки зрения эстетичности, плавность при их выполнении приобретает не последнее значение.
Кроме того, гибкость необходима для проведения высоких ударов ногами, прыжков, технических приемов, в каратэ, требующих акробатических навыков, и глубоких стоек. Что еще более важно, гибкость обеспечивает эффективное использование естественной механики тела, позволяя беспрепятственно совершать широкие движения. Благодаря этому борцы каратэ получают возможность выполнять движения максимальной амплитуды, развивая при этом полную скорость и мощь.
Внешне может показаться, что основа каратэ - это удары. Однако одними ударами техника каратэ не ограничивается. При выполнении ударов и приемов важно уметь не только вкладывать всю силу, но и концентрироваться на выполнении точного действия.
Упражнения каратэ, направленные на развитие гибкости и растяжки, чрезвычайно полезны для каратиста. Эти упражнения обеспечивают в каратэ возможность не только проводить высокие удары, но и уходить от них. Кроме того, упражнения каратэ на растяжку затрагивают не только мышцы, но и суставы. А подвижные суставы - залог нанесения эффективных ударов с разворотом.
Проблема исследования. Проблемой является недостаточной эффективный выбор средств и методов для развития гибкости у каратистов 14-15 лет в соответствии с современными требованиями.
Объектом исследования: является учебно-тренировочный процесс на занятиях каратэ.
Предмет исследования: является методика развитие гибкости у детей 14-15 лет, занимающиеся каратэ.
Цель исследования: повысить уровень развития гибкости у детей 14¬15 лет, занимающиеся каратэ.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разобрать методику развития гибкости у каратистов 14-15 лет.
3. Выявить эффективность применяемых средств и методов, направленных на повышение уровня развития гибкости у юношей 14-15 лет, занимающихся каратэ.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс упражнений для увеличения гибкости юношей занимающихся каратэ на этапе начальной подготовки.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 53 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 24 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Гибкость во многом определяет уровень спортивного мастерства. При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, ограничивается уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшается внутримышечная и межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает вероятность повреждения мышц, сухожилий, связок и суставов. Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах).
При этом следует учитывать, что упражнения разной интенсивности относятся к определенным видам нагрузки и оказывают выраженное влияние на уровень подготовленности юных спортсменов. Не вызывает сомнений ведущая роль такой важной характеристики тренировочной нагрузки, как интенсивность. Гибкость, это следствие регулярных упражнений на растяжку. Постоянно выполняемые растяжки тонизируют и расслабляют тело. Растяжка способствует кровообращению, уменьшая мышечное напряжение, которое в противном случае могло бы накапливаться и отрицательно повлиять на способность тела поддерживать равновесие.
2. Исследование проводилось на базе МАУ КГО СШ «Синегорец» п.Баранчинский. В эксперименте участвовали 16 человек. Группа начальной подготовки третьего года обучения в возрасте 14-15 лет. Все участники были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную по 8 человек в каждой.
Педагогические наблюдения проводились непосредственно в условиях учебно-тренировочных занятий, что позволило оценить их содержание, объем нагрузки, направленность физических упражнений на решение поставленных в исследовании задач и влияние их на уровень развития гибкости у детей 14-15 лет занимающихся каратэ.
В методике развития гибкости детей занимающийся каратэ является системой целостной, универсальной и постоянно развивающейся. Оно базируется на философских воззрениях и этических принципах, которые и в современном мире сохраняют свою ценность, позволяя воспринимать каратэ не просто как систему самозащиты или вид спорта, но как стиль жизни.
3. В нашем исследовании, для развития гибкости использовались следующие средства:
- выкруты прямых рук с гимнастической палкой;
- наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамье.
При выполнении испытания теста, по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2с. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-» ниже - знаком «+».
-поперечный шпагат испытуемый принимает исходное положение, упираясь руками в пол, для поддержания равновесия, и понемногу начинает разводить ноги в стороны. Когда выполняющий чувствует предел, и небольшие болевые ощущения, в этот момент ему необходимо остаться в этом положении в течении нескольких секунд, для измерения высоты, недостающий до полного седа. Чем меньше будет расстояние от таза до пола, тем выше гибкость испытуемого.
-продольный шпагат. Данный тест, представляет собой позу на вертикальной поверхности, в которой одна из ног вытянута назад, а вторая вперед. При этом нижние конечности образуют прямую линию. Его можно выполнять как на левую, так и на правую сторону. Уровень развития гибкости определяется расстоянием от таза испытуемого до пола. Чем расстояние меньше, тем выше гибкость.
- сед на пятках испытуемый принимает положение сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе. В данном положении он находится несколько секунд. В это время измеряется расстояние от голени до пола. Чем меньше будет это расстояние, тем выше будет показатель гибкости.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемый нами методика упражнений оказывает положительное влияние на развитие гибкости у каратистов 14-15 лет.
Также, нами были использованы следующие методы:
1) метод множественного растяжения. Этот метод основан на свойстве мышц значительно сильнее растягиваться при многократных повторениях упражнений с постепенным увеличением амплитуды движений;
2) метод статического растягивания. Данный метод основан на зависимости величины растяжки от ее продолжительности.
Так, активные динамические упражнения могут включаться во все части учебно-тренировочного занятия.
Проведя исследование с применением данных упражнений и методов, нами было уставлено повышение показателей гибкости, что доказывает эффективность их применения.
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.[Текст] /; 1978.-223с.
2. Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства. - М.:2005.-304с.
3. Бокс. Учебник для ин-тов по физ. Культуре. Под общей редакцией Дегтярева И. П. - М., «Физкультура и спорт»; 2014.-178с.
4. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., «Физкультура и спорт», 2006. - 312 с., ил.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической
подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2001.-331 с.
6. Волков А. В. Как определить способности детей. - К., изд-во «Знание» Украинской ССР; 2003.-15с.
7. Дрэгер Д. Современные будзюцу и будо / М.: 2009.- 368с.
8. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафронов А. А. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физ. Качества) под общей редакцией А. В. Карасев. - М., Лептос, 1994-368с.
9. Зациорский В. М. Физическое качество спортсмена. М., 2005. 470 с.
10. Иванов-Катанский С.А. Базовая техника каратэ. - М.,2011-544 с.
11. Ким С.Х. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике. / Ростов- н/Д:2002.-272с.
12. Каштанов, Н. Каноны каратэ. Формирование духовности средствами каратэ до / Н. Каштанов. - М.: Феникс, 2016. - 240 с.
13. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М., «Сов. Россия», 2004. - 208 с.
14. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов., М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1970. - 208 с.
15. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М., ООО фирма «Издательство АСТ». 1998-272с.
16. Макасян М.А. Каратэ Киокушинкай.: Самоучитель/ - М.:2002-
400с.
17. Обринесова Н. И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студ. М., Издательский центр «Академия». 2000-376с.
18. Перевощиков Ю. А., Шевченко А. А. Основы физического воспитания. К.,Висцашк. Головное изд-во. 2000-184с.
19. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -
М.: Физкультура и спорт, 2006. - 286 с., ил.
Правила соревнований по Киокусинкай. АКР 17.02.2004 г.
20. Санг Х. Ким. Преподавание боевых искусств. Путь мастера. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 240с.
21. Сапин М. Р. Брыскина З. Г. Анатомия и физкультура детей и подростков. Учебное пособие для студ. Пед. Вузов. М., Издательский центр «Академия» 2000-456с.
22. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для студ. Сред. И высш. Учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.2012.- 608 с., ил.
23. Солодков А. С., Солодуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520с., ил.
24. Станкин И. И. Спорт и воспитание подростка. М., Физкультура и спорт. 1983-104с.