Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Характеристика круговой тренировки
1.2. Возрастные особенности школьников 16-18 лет
1.3. Методика развития силы школьников 16-18 лет,
посредством круговой тренировки 15
Глава 2. Организация и методы исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 27
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 38
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения
Закон об образовании РФ № 273 от 29.12.2012 глава 7 ст. 66 гласит о том что:
1. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
2. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Физическая подготовка школьников играет важнейшую роль в современной системе физического образования - она создает благоприятные предпосылки для решения поставленных задач. Физическая подготовка представляет собой воспитание двигательных (физических), способностей, необходимых в повседневной жизни и трудовой. Мы считаем, что каждый ребёнок должен быть развит и умственно и физически. А развиваться физически ребёнку могут помочь уроки физической культурой в школе.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обоснований, как же развить силовые качества у детей 16-18 лет с помощью круговой тренировки на уроках физической культуры?
Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, так как одним из важных периодов развития жизни человека является подростковый возраст. Он же и является сенситивным для развития физических способностей. Именно этот возраст способствует возникновению, каких то личностных способностей, которые тренер или преподаватель по физической культуре должен развивать. В процессе подготовки преобладает система упражнений определенного тренирующего воздействия, например упражнения, развивающие и совершенствующие физические качества. Задача увеличения силовых показателей стоит перед многими как профессиональными спортсменами, так и детьми. Поэтому мы изучаем старые методики развития силы и разрабатываем новые экспериментальные методики.
Объект исследования: учебный процесс школьников 16-18 лет занимающихся на уроке физической культуры посредством круговой тренировки.
Предмет исследования: методика развития силы с помощью круговой тренировки.
Цель исследования: определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие силы у школьников 16-18 лет.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать методику, направленную на развитие силы.
3. Доказать эффективность применения круговой тренировки, направленной на развитие силы школьников 16-18 лет.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс круговой тренировки для увеличения силы школьников 16-18 лет, а так же метод контрольных испытаний в виде тестирования.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 60 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, 4 списка используемой литературы, включающего 42 источника и приложений.
Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что сила является одним из важнейших физических качеств человека.
Так же силу определяют, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Направленное развитие силовых способностей случается лишь тогда, когда осуществляются наибольшие мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений довольно высокую степень мышечных напряжений.
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовым. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.
В практике физического воспитания используется большое количество методов, и одним из методов является-метод круговой тренировки.
Метод круговой тренировки заключается в выполнении упражнений, которые воздействуют на различные группы мышц и функциональные систему по принципу непрерывной или интервальной работы. В зависимости от задач урока «круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной, основной, так и в заключительной части урока.
Исследование проводилось в два этапа, на каждом из которых были поставлены и решены определенные задачи.
2. На первом этапе были определены программа исследования, методы и методики исследования, сформированы группы занимающихся, проведена оценка исходного состояния уровня физической подготовленности старших школьников.
Разработаны экспериментальные комплексы физических упражнений, направленные на развитие силы у юношей, занимающихся на уроках физической культуры. Для развития силы использовались комплексы круговой тренировки для учащихся старших классов.
3. На втором этапе была разработана и реализована в экспериментальной группе методика физического воспитания старшеклассников посредством внедрения в уроки комплексов круговой тренировки, направленных на развитие силы. На этом этапе мы обрабатывали и анализировали полученные в ходе эксперимента данные, формулировали выводы о влиянии экспериментальной методики на уровень развития силы школьников 16- 18лет.
Сравнительный анализ результатов тестирования в ходе педагогического эксперимента позволяет констатировать следующее:
- у юношей экспериментальной группы выявлено, увеличение показателей во всех тестах.
-Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)- средний прирост- 1,71%
- Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) -средний прирост - 6,15%.
- Поднимание туловища из положения лежа- средний прирост - 4,72%.
-Бросок мяча сидя, из-за головы весом 2 кг.-средний прирост -3,22%.
- Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях
- средний прирост- 18,7%.
4. По окончании эксперимента отмечался достоверный прирост результатов в контрольной и экспериментальной группах практически по всем тестам, но у школьников экспериментальной группы прирост результатов в тестировании достоверно выше.
5. Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры достоверно повышает уровень физической подготовленности и работоспособности детей старшего школьного возраста.
1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология / А. В. Акрушенко. - Москва: Эксмо, 2006. - 250 с. - С. 12.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - Москва,1987. - 223с.
3. Баглаенко, Н. Круговая тренировка [Текст]: Железный мир, -
2014. №01- 02, - 21-22 с
4. Бельский, И.В. Тренировка силы [Текст] / И.В. Бельский. - М.: ООО «Вида-Н», 2009. - 352 с.
5. Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. - М.: Академия,2008.
6. Вайнбаум, Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников [Текст] / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. - 28 с.
7. Вильчковский, Э. С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке// Физическая культура в школе. / Э. С. Вильчковский, - 1967. - №7. - 46-47 с.
8. Гладенко Б.Ю. Общая физическая подготовка и атлетизм на уроках в X-XI классах // Физическая культура в школе. 2000. № 3. С. 14-17.
9. Горшков, В. П. Круговая тренировка - средство дифференцированного подхода к физическим нагрузкам [Текст] / В. П. Горшков, А. Н Мальцева, А. Г Шалдин: Методические рекомендации.
- Челябинск: ЧОИУУ, - 1992.
10. Гульянц, А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. - М., - 2007.
- 157 с.
11. Гуревич, А.И. Круговая тренировка / А.И. Гуревич. -Москва,
1985. - 34с.
12. Дворкин Л.С., Хабаров А.А. Силовая подготовка школьников. Краснодар: КГАФК, 1997. 236 с.
13. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст]. Ростов н / Д. : Феникс, 2002.
14. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология /Ю.А. Ермолаев.- Москва, 2001. - 444с.
15. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов вузов/ Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - Москва, 2008. - 165с.
16. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. - М.: Ленос, - 2004. -368 с.
17. Зимкина Н.В. Физиология человека: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
18. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания [Текст]. М. : Сфера, 2002.
19. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2002. 200 с.
20. Кряж, B. П. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов / B. П. Кряж. - Москва: Высшая школа, - 1982. - 120 с.
21. Курамшин, Ю. Д. Теория и методика физической культуры [Текст]. М. , 2004. 464 с.
22. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст]: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2007. - 110 с.
23. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2019.
24. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры /Учебное пособие для студентов и бакалаврского уровня высшего физкультурного образования. - М.: «Физическая культура»,2005, 533с.
25. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]. М. : Феникс, 1991. 191 с.
26. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания.
Учебник для институтов физ. культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М., «Физкультура и спорт», 2006.
27. Мороз, Р.П. Развивайте силу [Текст] / Р.П. Мороз. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 163 с.
28. Мякинченко, Е.Б., Шестакова, М.П. Теория и методика проведения занятий [Текст]: уч. пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов ФК / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М: ТВТ Дивизион, - 2006. - 52 с.
29. Настольная книга учителя физической культуры/ Авт. - сост. Г.И. Погодаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.
30. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. - Москва. «Апрель». 2005. - 864 с.
31. Романова, Р. Э. Физическая культура [Текст]. М. :Юнити, 2003. 237 с.
32. Селинская, С. Н. Круговая тренировка как эффективная организационно-методическая форма проведения занятий с детьми в физкультурно-оздоровительном комплексе // [Текст] Молодой ученый. / С. Н. Селинская, А. А. Власов, Л. В. Рядинская— 2014. — №11. — 434-438 с.
33. Соловьёва И. А. Домашние задания по методу круговой тренировки // Физическая культура в школе. - 2000. - №5. - 22-28 с.
34. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608с.
35. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - Москва. Спорт Пресс, 2002. - 480 с.
36. Чунин, В. В. Структура и содержание учебных занятий, проводимых по комплексно-круговой форме // Теория и практика физической культуры/ В. В. Чунин, -1978. -№3.- 48 с.
37. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
38. Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов [Текст] / под редакцией В.И. Тхоревского. - Москва. «Физкультура, образование, наука»,2015.- 492 с.
39. Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание // Сборник научных трудов. - Свердловск,1986.
40. Фомин, Н.А. Физиология человека [Текст] / Н.А. Фомин. - 3-е изд. - Москва. Просвещение, Владос, 1995. - 416 с.
41. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Инфра, - 2006. - 480 с
42. Шарков, С. Метод круговой тренировки [Текст] / С. Шарков // Учитель.-2010. - №3. - С.64-65.