Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе

Работа №95435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 6
1.1. Правовая культура: понятие, компоненты, структура, уровни 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего
подросткового возраста 14
1.3. Формы, методы, средства формирования правовой культуры у
старших подростков во внеурочной деятельности в школе 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЧОУ СОШ «ИНДРА» Г.
ЕКАТЕРИНБУРГА 30
2.1 Анализ деятельности школы по формированию правовой
культуры у старших подростков во внеурочной деятельности 30
2.2 Первичная диагностика уровня сформированности правовой
культуры у старших подростков 40
2.3 Комплекс мероприятий, направленный на формирование правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в
школе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


Актуальность темы исследования. В современном мире развитие России находится в постоянной системной модернизации социально-экономической, политической, правовой и многих других сфер государственной жизни. Результат такого новообразования - это сформированное правовое государство, развитое гражданское и экономически устойчивое общество. Российская Федерация является демократическим и правовым государством. Знание основ права в этих условиях становится первейшей необходимостью каждого члена общества, в том числе и обучающихся, так как от этого в значительной мере зависит успешность в любой сфере жизнедеятельности.
Правовые знания рассматриваются на современном этапе, как важнейший феномен культуры, от которого зависит создание гражданского общества и правового государства. Так формирование правовой культуры школьников - это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, в том числе усвоение учащимися опыта в правовых вопросах, разработанных в обществе, формирование правосознания, которое соответствует нормам современного общества, а также подготовка к позитивному правовому поведению в современном мире.
Правовая культура гарантирует законность, обеспечивает правопорядок, организует нравственную основу, благодаря которой каждый гражданин имеет равные права перед законом, защиту от произвола, условия для свободного развития личности.
Правовая культура является неотъемлемой частью в жизни каждого современного человека. Это обусловлено низким уровнем правовой культуры общества. Правовая культура подразумевает владение глубокими правовыми знаниями, позитивное отношение к этим знаниям, стремление превратить эти знания в правовую ценность, которые определяют установки на законному поведению, а оно в свою очередь реализуются в правовых навыках и поступках.
Противоречие: между необходимостью формирования правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в школе и недостаточностью методических рекомендаций и программ для педагогов и специалистов школы по данному вопросу.
Проблема исследования: какие формы, методы, средства входят в содержание формирования правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в школе?
Тема исследования: «Формирование правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе».
Объект исследования: процесс формирования правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Предмет исследования: содержание процесса формирования правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе должно строиться на основе комплекса мероприятий, который будет включать в себя: формы (экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции и др.), методы (убеждение, упражнение, мотивация) и средства (учебные, учебно¬методические пособия).
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «правовая культура», рассмотреть компоненты, структуру и уровни правовой культуры.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста.
3. Рассмотреть формы, методы и средства формирования правовой
культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
4. Проанализировать деятельность школы по формированию правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности.
5. Провести первичную диагностику уровня сформированности правовой культуры у старших подростков.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические: наблюдение, описание, анализ документов.
База исследования: г. Екатеринбург ЧОУ СОШ «ИНДРА»
Структура работы: Выпускная квалификационная работа включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение темы «Формирование правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе» позволило сделать следующие выводы.
В рамках первой задачи мы проанализировали понятие «правовая культура», рассмотрели ее компоненты, структуру и уровни.
Таким образом, под правовой культурой мы будем понимать совокупность знаний и навыков, нравственных норм и других духовных ценностей, которые находят свое отражение в поведении людей.
Правовая культура личности определяется следующими структурными компонентами:
1) когнитивный компонент, предполагает первичный уровень знаний о действующей правовой системе, а также правильное понимание значения правовых норм, необходимых для взаимодействия с социальной средой.
2) эмоционально-ценностный компонент основан на процессе развития правосознания, уважения к праву, отношение к правовому поведению и отрицательного отношения к нарушению различных правовых норм, предполагает превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения.
3) поведенческий компонент предполагает организацию опыта применения приобретенных правовых знаний и навыков в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений разных людей, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семье и быту; соотношения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми методами и средствами защите правопорядка в обществе, оказывать действие, ссылаясь на правовые знания и убеждения, т.е. действовать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
В рамках второй задачи дали психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста.
Границы старшего подросткового возраста от 15 до 18 лет. Старший подростковый возраст (англ. teenageperiod, adolescence) - период онтогенеза, переход от детства к взрослой жизни. Старший подростковый возраст - это переломный момент, так как это этап в жизни каждого человека, когда, происходит выбор своего пути в жизни, переоценка ценностей, своих даров и талантов, оценка себя как личности, поиск своего места в обществе. В этом возрасте заметен кризис освобождения от детской зависимости. Это время погружения в культуру: раскрывается собственное «Я», появление рефлексии, осознание своей индивидуальности. У подростка появляется желание творить, стремление к прекрасному, к созиданию, это проявляется и в области усвоенных идей и знаний. Для подростка в этом возрасте нравственные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) становятся объектом самовоспитания.
В рамках третьей задачи рассмотрели формы, методы и средства формирования правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Согласно требованиям ФГОС СОО второго поколения, внеурочная деятельность организуется через такие формы, как: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию методов формирования правовой культуры, с помощью которых осуществляется внеурочная деятельность:
1) методы сформированности сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, доклад.
2) методы организации деятельности и формирования поведенческого (упражнение): упражнение, тренировки, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
3) методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): конкруенция, поощрение, наказание.
Средства правового воспитания учащихся, в частности - по формированию правовой культуры у старших подростков, включают: учебные и учебно-методические пособия, наглядные и технические средства обучения и др.
В рамках четвертой задачи проанализировали деятельность школы по формированию правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности.
Проанализировав деятельность ЧОУ СОШ «Индра» на основе анализа Отчёта по результатам самообследования в области формирования правовой культуры, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Существуют и недостатки по формированию правовой культуры у старших подростков. К ним относятся недостаточная организация проводимых мероприятий. Основы права и законодательства разъясняют только педагоги и воспитатели на уроках обществознания. Для определения уровня сформированности правовой культуры у старших подростков была проведена первичная диагностика.
На основании уровней правовой культуры «высокий», «средний», «низкий» и методик, которые мы подобрали в соответствии с компонентами правовой культуры (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий), был сделан следующий вывод.
Обобщая результаты всех трех методик, которые были использованы, мы пришли к выводу, что учащиеся 10 класса ЧОУ СОШ «ИНДРА», г.Екатеринбурга имеют средний уровень правовой культуры, этот уровень предполагает, что правовые знания, понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права сформированы не в полной мере, что указывает на необходимость разработки комплекса мероприятий по формированию правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Цель комплекса - повышение уровня сформированности правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Данный комплекс мероприятий включает в себя 9 мероприятий и рассчитан на один учебный год. Он способен повысить уровень сформированности правовой культуры у старших подростков, для осознания важности права, как неотъемлемой части жизни каждого человека и гражданина и повышения внутренней мотивации подростка к изучению правовых дисциплин.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена и цель достигнута.


1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 2002. 142 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 207 с.
3. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1981. 359 с.
4. Артамонова Л.Г. Использование активных методов в правовом обучении и воспитании // Вестник образования России. 2014. № 6. С. 48-61.
5. Афанасьев Б.Г. Общество: системное познание, управление. М.: Наука, 1981. 310 с.
6. Бабаев В.К. Предмет и метод теории права. М.: Нижний Новгород, 1993. 150 с.
7. Бабаев В.К. Предмет и метод теории права. М.: Юристъ, 2003. 592 с.
8. Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся. М.: НГПИ, 1986. 100 с.
9. Баранов П.П., Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Теория государства и права
(определения, схемы, литература). М.:, 1979. 82 с.
10. Барашкова В.И. Формирование правовой культуры в образовательных учреждениях в условиях модернизации структуры и содержания общего образования. М.: Великий Новгород, 2003. 60 с.
11. Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1993. 130 с.
12. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
13. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука,
1973. 270 с.
14. Божович Л.И. Избранные психологические труды: формирования личности. М.: Международная пед. акад., 1995. 209 с.
15. Бойков А.Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. трудов.
1974. №1. С. 11-38.
16. Большой юридический словарь. 2- изд. / Под ред. А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2002. 703 с.
17. Васильев B.JI. Юридическая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 656 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ