ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Родители как субъекты образовательных отношений 6
1.2. Правовое просвещение: понятие, сущность 14
1.3. Правовое просвещение родителей как субъектов
образовательных отношений в общеобразовательной организации 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВОМУ
ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИАЗАЦИИ 36
2.1. Анализ деятельности муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Гимназия № 155 по правовому просвещению родителей 36
2.2. Комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей
в общеобразовательной организации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСАОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность исследования: Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - первостепенная обязанность государства, провозглашенная Конституцией Российской Федерации. Вместе с тем развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России не могут быть реализованы без должного уровня правовой культуры, на становление которой значительное влияние оказывают воспитание и обучение в образовательных организациях, характер воспитания и моральный климат в семье.
Одним из основных направлений государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является правовое просвещение и правовое информирование граждан. В свою очередь образовательные организации в настоящее время реализуют не только функции по обучению и воспитанию подрастающей всесторонне развитой личности, но и играют большую роль в просвещении (в том числе правовом просвещении) и информировании родителей такой личности.
Правовое просвещение родителей является весьма актуальной проблемой современности, поскольку правовое пространство активно расширяется и изменяется. Без элементарных правовых сведений в сегодняшнем российском обществе взрослому человеку, а тем более ребенку, чрезвычайно сложно адаптироваться. Поэтому правовое просвещение первых будет активно препятствовать правовому нигилизму подростков, способствовать формированию у них правового сознания и правовой культуры, устойчивого уважения к закону и т.д.
Семья принимает активное участие в процессе правового просвещения ребенка, осознании им роли права в жизни каждого. Именно это определяет важность повышения уровня правовой осведомленности родителей несовершеннолетних. Забота об обеспечении данного условия ложится на один из основных общественных институтов, а именно на образовательные организации.
Образовательная организация, осуществляя правовое просвещение родителей, дает им не только правовые знания, а также возможность осознать ответственность за будущее своих детей.
Проблема правового просвещения родителей весьма многоаспектна. Вопросы правового просвещения нашли отражение в работах Е. Е. Андреевой [4], Д. В. Андриановой [6], Э. И. Атагимовой [8; 9; 10; 11; 12], М. В. Вавилина [18], И. Г. Долининой [25; 26] и др. Аспекты правового просвещения в общеобразовательной организации были раскрыты в работах И. Г. Долининой [27], И. Ю. Семеновой [58], А. Л. Третьякова [63; 64; 65; 66], М. В. Харникова [73] и др.
Тема выпускной квалификационной работы: «Правовое просвещение родителей в общеобразовательной организации».
Противоречие заключается между необходимостью правового просвещения родителей как субъектов образовательных отношений и недостаточностью практических разработок по правовому просвещению родителей в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: каково содержание правового просвещения родителей в общеобразовательной организации?
Объект исследования: процесс правового просвещения родителей.
Предмет исследования: направления правового просвещения родителей в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей в общеобразовательной организации.
Гипотеза: правовое просвещение родителей несовершеннолетних обучающихся в общеобразовательной организации будет успешным:
• при выявлении запроса родителей по правовому просвещению;
• при условии разработки комплекса мероприятий по правовому просвещению родителей в общеобразовательной организации, предполагающего три направления (информационное, обучающее, просветительское), разнообразные формы работы (родительские собрания, лекции, семинары, круглые столы, конференции, индивидуальные консультации и т.д.).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть родителей как субъектов образовательных отношений.
2. Изучить сущность понятия «правовое просвещение», его основные характеристики.
3. Охарактеризовать содержание правового просвещения родителей в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия №155 по правовому просвещению родителей.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение.
• эмпирические: анализ документов, беседа, интервью, устный опрос, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 155, г. Екатеринбург.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Родителя, являясь законными представителями своих детей, выступают главными защитниками их прав и интересов в отношениях с любыми лицами. Именно это определяет важность правового просвещения родителей (законных представителей). Забота об обеспечении данного условия ложится на один из основных общественных институтов, а именно на образовательные организации. Проанализировав правовую и научную литературу и проведя эмпирическое исследование, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся являются полноправными субъектами образовательных отношений, наделенными правами, обязанностями и ответственностью за их неисполнение либо за их ненадлежащее исполнение. Права и обязанности родителей (законных представителей) закреплены в таких нормативных актах, как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ» и т.д.
Во-вторых, поскольку единого подхода к определению понятия правовое просвещение нет, мы определяем правовое просвещение как деятельность по распространению в обществе знаний о гражданских правах, свободах, обязанностях человека, положениях действующих нормативных правовых актов, способах их реализации, использования и исполнении, в целях формирования ценностных ориентаций и убежденности в необходимости соблюдения законодательства. Сущность правового просвещения заключается в распространении правовых идей, знаний и ценностей, служащих росту юридической культуры и правовой образованности населения.
В-третьих, используя такие формы работы по правовому просвещению родителей как родительские собрания, лекции и семинары, круглые столы, встречи со специалистами, индивидуальные консультации и т. д., общеобразовательная организация может успешно распространять среди родителей правовые знания, формировать позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации и установки, обеспечивающие соблюдение, исполнение и следование законодательству.
Направлениями правового просвещения родителей в общеобразовательной организации являются: информационное, обучающее и просветительское.
В-четвертых, опытно-поисковая работа исследования проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия №155. Анализ локальных нормативных актов (Устав МАОУ Гимназия№155, Положение о совете родителей, Комплексный план профилактической работы, План совместной работы ОДН ОП №11 УМВД России по г. Екатеринбургу и МАОУ Гимназия №155), интервью с заместителем директора по правовому регулированию, анкетирование родителей (в анкетировании приняло участие 96 человек) и педагогов (в анкетировании приняло участие 12 человек) позволили выявить следующие проблемы правового просвещения родителей (законных представителей):
• правовое просвещение родителей (законных представителей) в МАОУ Гимназия №155 требует совершенствования;
• родители редко обращаются к педагогам по правовым вопросам и консультацией по разрешению спорных ситуаций;
• потребность родителей в правовом просвещении в образовательной организации не удовлетворена;
• правовое информирование в образовательной организации не имеет систематического характера и проводится в недостаточном объеме.
В целях решения выявленных проблем нами был разработан комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей в общеобразовательной организации.
Комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей направлен непосредственно на совершенствование деятельности по правовому просвещению родителей в общеобразовательной организации; на формирование у родителей культуры поведения и навыков самодисциплины на основе правовых норм и ценностях общества; на развитие интереса и формирование потребности родителей в совершенствовании своей правовой подготовки, в получении новых правовых знаний.
Цель комплекса - совершенствование правового просвещения родителей в общеобразовательной организации, а также решение ранее выявленных проблем. Комплекс мероприятий реализуется по трем направлениям: информационному, обучающему, просветительскому.
В рамках исследования было проведено родительское собрание на тему «Обязанности родителей в воспитании несовершеннолетних детей», которое показало, что проведение правового просвещения родителей в соответствии с комплексом мероприятий делает деятельность общеобразовательной организации более эффективной.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи были решены, его цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. «Модельный закон о просветительской деятельности» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7.12.2002 г. №20-15). URL: http://base.garant.ru/2569505/#friends (дата обращения: 15.12.2018).
2. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // «Российская газета». № 151. 14.07.2011.
3. Адаева О.В., Картыгин Н.С. Значение правового просвещения в правовоспитательном процессе как средства борьбы с правовым нигилизмом // Вопросы современной юриспруденции. 2016. №6(57). С. 107-111.
4. Андреева Е.Е., Морозов Г.Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2016. №1. С. 75-81.
5. Андрианов М.С., Артемов В.В. Организация и методическое обеспечение работы органов прокуратуры по правовому просвещению // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. №3 (41). С. 62-68.
6. Андрианова Д.В. Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации в сфере правового просвещения населения в 2016 году // Мониторинг правоприменения. 2017. №3 (24). С. 66-70.
7. Анин О.В. Правовое просвещение в школе: социальный проект // Право в школе. 2010. № 2. С. 39-44.
8. Атагимова Э.И. Правовое просвещение и предупреждение молодежной преступности // Мониторинг правоприменения. 2015. №4 (17). С. 16-22.
9. Атагимова Э.И. Роль правового просвещения в развитии правового государства // Актуальные проблемы современной науки и практики. 2016. №4. С. 66-72.
10. Атагимова Э.И., Горбачева Е.В. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 76 с.
11. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. №1 (14). С. 64-68.
12. Атагимова Э.И., Фёдоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. №3 (20). С. 70-76.
13. Атемаскина Ю.В. Организация правового просвещения в ДОУ: методическое пособие. Барнаул, 2016. 68 с.
14. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.
15. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1991. 862 с.
16. Бондарев А.С. Правосознание - неотъемлемая и ведущая часть правовой культуры // Вестник пермского университета. № 1(31). 2016. С. 6-15.
17. Бочарова М. Интервью с доцентом кафедры трудового права юридического факультета СПбГУ, директором Юридической клиники СПбГУ, кандидатом юридических наук, лауреатом юридической премии «Юрист года» в номинации «Правовое просвещение» Еленой Николаевной Доброхотовой // Юридический мир. 2013. № 3. С. 4-8.
...