Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Работа №95431

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 7
1.1. Основные психологические характеристики детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности 7
1.2. Виды синдрома дефицита внимания и гиперактивности 10
1.3. Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью 15
1.4. Этапы формирования лексической компетенции у детей школьного
возраста 18
1.5. Отличия этапов формирования лексической компетенции у детей с
нормальным развитием и детей с СДВГ 22
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ С СДВГ 27
2.1. Влияние вида и степени выраженности синдрома на этапы
формирования лексической компетенции 27
2.2. Методы и методики коррекции СДВГ 43
2.2. Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы
педагога по формированию лексической компетенции у детей школьного возраста с СДВГ 49
2.3. Рекомендации к апробации методического комплекса 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88

В современном мире педагоги и психологи достигли больших успехов в изучении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ). На протяжении долгого времени разрабатывался ряд педагогических методик, позволяющих четко определить степень выраженности синдрома, симптоматическую картину поведения, а также определить наиболее подходящий способ коррекции.
Симптоматическая картина СДВГ может начаться у ребенка в возрасте от 6 до 12 лет, представляя собой расстройство психоневрологического типа, с проблемами в исполнительных функциях и контролям импульсивных позывов.
Нарушение поведения и расстройство внимания в детском возрасте могут повлечь за собой последствия в старшем возрасте. Они проявляются в виде несформированности или отсутствия навыков концентрации внимания на одном или нескольких объектах, неусидчивости, импульсивности поведения, проблемами во взаимоотношении с окружающими, что в дальнейшем вызывает трудности в социализации и адаптации в окружающей среде.
Ребёнок может отвлекаться на незначительные звуковые и зрительные стимулы, шум за окном или разговоры других людей. Одним из следствий такого поведения часто бывает несформированность слухового восприятия, нарушение произносительной стороны речи, а также неусвоенность отдельных сторон лексики.
Алгоритм усвоения лексическихнорм для ребенка с СДВГ сложный и долгий. Иногда, употребляя слово в речи, ребенок с данным нарушением не следит за правильностью его лексического значения и уместности употребления в контексте. Из-за рассеянного внимания и частого не завершения своих действий, ребенок не может подобрать правильные слова для выражения мыслей, из чего следует искажение смысла высказывания, двоякое его толкование или нежелательная стилистическая окраска.
Усвоение норм, регулирующих правила использования и сочетания слов в речи, а также употребление правильного лексического значения слова формирует необходимые знания и представления о предмете, явлении, свойстве или процессе, которые в силу проявления симптомов, иногда неподвластны детям с СДВГ.
Актуальностьизучения данной проблемы определяется высокой частотой проявления данного синдрома в детском возрасте, что вызывает трудности в обучении, а также отдельные случаи проявления синдрома у старшего поколения.
В совокупности все виды лексических нарушений влекут за собой главное следствие - неспособность ребенка в должной степени истолковывать свои желания и потребности. Произносительная сторона речи является важным компонентом на пути к налаживанию контакта в ближайшем социуме, а также адаптации в окружающей среде и полноценном взаимодействии с обществом. Популяции детей с наличием синдрома дефицита внимания и гиперактивности нуждаются в помощи в социальной адаптации и приспособленности к жизни в современной окружающем мире. Эта проблема охватывает интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов и неврологов.
Объектом данного исследования является процесс формирования лексической компетенциишкольниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Предмет исследования - особенности усвоения лексических норм русского языка детьми школьного возраста с СДВГ.
Цель исследования - описание этапов формирования лексической компетенции детьми школьного возраста с СДВГ.
В ходе определения объекта, предмета и цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы видов синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
2) охарактеризовать уровень сформированности речевых навыков у детей школьного возраста с СДВГ;
3) выявить отличия этапов формирования лексической компетенции у детей с нормальным развитием и детей с СДВГ;
4) на основании обобщенных в ходе теоретической работы данных, разработать план посозданию условий для развития лексической компетенции у школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
5) определить влияние вида и степени выраженности синдрома на этапы формирования лексической компетенции;
6) разработать методический комплекс заданийс рекомендациями для педагога по развитию лексическихнавыков у школьников с СДВГ.
Материал для исследования особенностей усвоения лексической компетенции детьми школьного возраста с СДВГ извлекался методом сплошной выборки из соответствующих литературных источников:Бадалян Л.О. «Синдромы дефицита внимания у детей» (обзор)/ Л.О.; Леонтьев, A.A. «Язык, речь, речевая деятельность» - 1969.; Заваденко Н.Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания» - 2000.; Линк А.Я. «Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника» - 2009; Черепанова Л.В. «Роль «Языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников» - 2011., а также методом наблюдений над фактами живой детской речи в условиях окружающей среды.
В работе использовались следующие методы исследования:
• при сборе материала — метод наблюдения и метод сплошной выборки;
• при обработке материала — метод классификации, метод контекстуального анализа, а также экспериментальные методы исследования. На диагностическом этапе сформированности лексической компетенции у школьников в СДВГ применялись следующие методики:
1) методика «Рассказ по картинке»;
2) методика «Назови слова»;
3) методика «Определение понятий»;
4) методика «Выяснение пассивного словарного запаса»;
5) методика «Определение активного словарного запаса»;
6) исследование темпа устной речевой деятельности.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе ОНО ДО «Образовательный центр «YES» (г. Екатеринбург).
Практическая значимость исследования может стать основой для разработки алгоритмов проведения учебных занятий, а также применяться при составлении методических комплексов с заданиями для успешного развития лексических норм у школьников с данным нарушением. Материалы ВКР могут быть рекомендованы родителям ребенка с СДВГ, чтобы способствоватьего дальнейшей социализации и адаптации в окружающей среде.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Апробация работы: основные положения магистерской диссертации обсуждались в докладах на конференции.
По теме исследования опубликована статья в: Касьянова Д.Д. Усвоение лексических норм детьми школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности при преобладании дефицита внимания// Актуальные проблемы филологии. Екатеринбург, 2019 9в печати).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема усвоения лексических норм родного языка у детей с особыми образовательными потребностями была и остается актуальной в современной науке. Ученые психологи, педагоги-филологи а также логопеды многие годы уделяют внимание способам коррекции нарушений речевой стороны у детей при помощи дополнительных занятий.
Развитие речевых способностей и, в частности, усвоение лексических норм даёт дополнительную возможность детям с СДВГ социализироваться и адаптироваться в окружающей среде должным образом. Занятия по развитию произносительной стороны речи вносят свой вклад в развитие важнейших психических функций во все сферы мышления детей с различными нарушениями. В качестве дополнительного эффекта, развивается понятийно­образное представление об окружающей среде, а также наиболее точное представление об окружающем мире и действительности в целом.
Данное исследование было направлено на изучение особенностей формирования лексической компетенции детьми школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
С опорой на теоретические источники были выявлены основные закономерности усвоения лексических норм детьми с СДВГ. Исходя из ранее доказанных фактов, была составлена диагностическая база, включающая в себя ряд методов и методик, направленных на исследование уровня сформированности лексических норм у детей школьного возраста конкретной испытуемой группы.
В ходе проведения диагностического этапа эксперимента были выявлены некоторые закономерности в решении задач, поставленных перед испытуемыми.
С каждым последующим заданием у группы обучающихся возрастал интерес к его выполнению, а также повышалась мотивация к достижению наилучшего результата.
Все методики, использованные для диагностирования группы испытуемых были подобраны с учетом возрастных особенностей и видом нарушения.
По истечении времени, отведенного на диагностический этап исследования, были подведены соответствующие итоги. Тем самым, можно сделать вывод о том, что на данной стадии эксперимента были решены ранее поставленные задачи. Была изучена теоретическая сторона проблемыусвоения лексических норм детьми школьного возраста с СДВГ, охарактеризован процесс развития речевых способностей у детей с СДВГ разного вида, проведен диагностический этап исследования с использованием конкретных методов и методик, а также проанализированы и обобщены все полученные данные.
Во второй главе исследования была описана примерная коррекционная программа, направленная на усвоение лексической стороны речи детьми школьного возраста с СДВГ.
Основным методом реализации данной программы является чередование видов занятий по усвоению лексических норм родного языка. Речевые способности ребёнка в равной мере развиваются по всем направлениями, если на их реализацию было выделено одинаковое количество времени. Программа, представленная в данном исследовании, охватывает занятия многими видами речевой деятельности, тренирует произносительную сторону речи, отрабатывает навыки чтения и письма. Частичная апробация занятий показала, что подобранные задания хорошо подходят для детей школьного возраста с нарушением внимания и контролем поведения, они вызывают у детей высокий интерес и положительную оценку.
После описания коррекционной программы был составлен перечень рекомендаций для ее реализации педагогами и психологами.
Работа психологов и педагогов по оптимизации речевой деятельности и, в частности, усвоению лексических норм у детей школьного возраста с СДВГ также предполагает профилактическую, консультативную работу и анализ эффективности программы после проведения занятий по разработанному плану.


1. Асадова М.С. Межполушарные взаимоотношения при стойких изменениях эмоционального состояния / М. С. Асадова. - Т.: 1985. - 447 с.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: МГУ, 1980. - 215 с.
3. Бабушкин М.В. Мотивация общения, социоперцептивные свойства и иноязычные способности студентов / М.В. Бабушкин, А.Н. Плеханов, М.: Республика, 1994. - 197 с.
4. Бадалян Л.О. Детская неврология / Л.О. Бадалян. - М.: Медицина, 1984. - 576 с.
5. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. - М.: Академия, 2000. - 384 с.
6. Бадалян Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей (обзор) / Л.О. Бадалян. - М.: Медицина, 1984. - 320 с.
7. Бадалян, Н.Н. Обозрение психиатрии и мед. психологии им / Н.Н. Бадалян, Т.Ю. Заваденко. - М.: Бехтерева, 1993. - 431 с.
8. Базина, М.П. Условно-речевые упражнения как средство формирования лексических навыков для обучения аудированию / М.П. Базина. -М.: 1987.- 167 с.
9. Байярд Р. Ваш беспокойный ребенок. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Байярд, Дж. Байярд.- М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
10. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. - СПб.: Питер, 2007.- 448 с.
11. Богуш А.М. Культура речевого общения детей школьного возраста: Метод. пособие / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. — Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2003. — 251 с.
12. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции младших школьников / Е.Д. Божович . - М.: Просвещение, 2010. - 44 с.
13. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников / Е.Д. Божович. - М.: МОДЭК, 2012. - 288 с.
14. Брушлинский A.B. Мышление, учение, воображение Текст. / A.B. Брушлинский. М.: МОДЭК, 1996. - 387 с.
15. Вартанян Г.А. Память: эволюция, классификация и структурно­функциональные основы / Г.А. Вартанян, М.И. Лохов. Л.: Наука, 1987. - С.21...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ