ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность дистанционных образовательных технологий 6
1.2. Требования к организации дистанционного обучения 31
1.3. Особенности обучения математике в условиях дистанционного
обучения 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-САЙТА В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 40
2.1. Проектирование веб-сайта и размещение его в сети интернет с
помощью конструктора WIX 40
2.2. Структура и описание функционала веб-сайта 47
2.3. Рекомендации по применению персонального сайта учителя в
процессе обучения математике 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 декабря 2018 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе». В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Введение таких стандартов образования требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве.
Одним из путей решения проблемы является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя.
Исследованиями по данной теме занимались многие зарубежные и отечественные специалисты: А. А. Андреев, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев, С. Л. Тимкин, А. А. Федосеев, Д. А. Богданова, Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев, П. И. Пидкасистый, Е. С. Полат, А. В. Хуторской, В. П. Демкин, Г. В. Можаева, В. И. Вовна, И. А. Морев, И. Б. Львов, А. Г. Фалалеев, Б. Е. Стариченко, Л. А. Сардак, А. В. Слепухин и д.р.
Дистанционные образовательные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по- новому организовать взаимодействие субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования возможности использования дистанционных образовательных технологий.
Цель исследования: проектирование веб-сайта и разработка
рекомендаций по его применению в процессе обучения математике.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования c целью выявления сущности дистанционных образовательных технологий.
2. Проклассифицировать методы и средства дистанционного обучения.
3. Выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения в процессе обучения математике.
4. Охарактеризовать особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения.
5. Спроектировать персональный сайт учителя математики с помощью конструктора сайтов WIX для реализации дистанционной поддержки обучения математике.
6. Разработать методические рекомендации по использованию
персонального сайта учителя в процессе обучения математике.
Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрывается сущность понятия дистанционные образовательные технологии (ДОТ), приведены различные классификации методов и средств ДОТ, рассматриваются преимущества и недостатки ДОТ, охарактеризованы особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения. Во второй главе представлено подробное описание проектирования персонального сайта «МАТЕМАТИКА сайт учителя» и его функциональные возможности, сформулированы рекомендации по его применению в процессе обучения математике. В заключении указаны основные результаты.
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Афанасьева О. Э., Блинова Т. Л., Наймушина К. Ю., Семенова И. Н. Использование мобильных приложений в процессе обучения (на примере предметной области "математика").
2. Блинова Т. Л., Наймушина К. Ю. Создание персонального вебсайта педагога.
3. Блинова Т. Л., Наймушина К. Ю., Подчиненов И. Е. Учет когнитивного стиля студентов и стиля преподавания в подготовке учителя математики.
В данной работе рассмотрена проблема использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике.
Цель исследования заключалась в разработке персонального сайта учителя, используемого в образовательном процессе в качестве средства дистанционной поддержки обучения математике.
Для достижения поставленных задач и цели была проанализирована методическая, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. В результате анализа, с учетом положений, заявленных в Федеральном законе «Об Образовании в РФ», в качестве основного определения было отобрано определение, сформулированное Б. Е. Стариченко. Также были рассмотрены классификации дистанционного обучения по различным основаниям, проанализированы преимущества и недостатки дистанционного обучения, указаны методы и средства дистанционного обучения. Были выявлены требования к организации дистанционного обучения, отмечены особенности организации образовательного процесса при использовании дистанционных образовательных технологий.
Для решения 5 и 6 задач с помощью онлайн-конструктора WIX был разработан и размещен в сети-интернет образовательный ресурс, а именно, персональный сайт учителя. Были подробно описаны этапы создания сайта. Указаны возможности его применения в образовательном процессе. Сформулированы методические рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике.
На основании результатов можно заключить, что задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута. А также получена теоретическая основа для дальнейшей работы над проблемой.
1. Агафонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агафонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман. - СПб.: «БХВ-Петербург», 2003. - 336 с.
2. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.
3. Андреев А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития [Текст] / А.А. Андреев - М.: ВУ, 2011. - 153 с.
4. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение [Текст] / А.А. Андреев. - М.: МЭСИ, 1997. - 254 с.
5. Афанасьева О. Э., Блинова Т. Л., Наймушина К. Ю., Семенова И. Н. Использование мобильных приложений в процессе обучения (на примере предметной области "математика") // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий [Электронный ресурс] : межвузовский сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. В. Сардак. - Екатеринбург: 2019. - С. 158-166.
6. Белозубов А. В. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. - СПб., 2007. - 108 с.
7. Блинова Т. Л. Методология обучения в рамках когнитивного подхода с использованием Веб-2 технологий / Блинова Т. Л., Подчиненов И. Е. // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 7. — С. 21-25.
8. Блинова Т. Л. Педагогические технологии: тенденции и перспективы / Блинова Т. Л., Подчиненов И. Е. // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 6. — С. 182-188.
9. Блинова Т. Л., Наймушина К. Ю. Создание персонального вебсайта педагога // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий [Электронный ресурс] : межвузовский сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. В. Сардак. - Екатеринбург: 2019. - С. 15-22.
10. Вымятин, В. М. Дистанционное обучение истории: проблемы и перспективы / В. М. Вымятин, В. П. Демкин, Г. В. Можаева // Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ: Сб. ст. / Под ред. В. Н. Сидорцова, Е. Н. Балыкиной. - Мн.: БГУ, 1999. - С. 71-81.
11. Гаевская Е. Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 55 с. [Электронный ресурс].
12. Грек В. В. Система организации самостоятельной работы учащихся по информатике посредством дистанционных образовательных технологий / В. В. Грек // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 8. — С. 234-241.
13. Давыдова И. П. Педагогам о дистанционном обучении / Давыдова И. П., Лебедева М. Б., Мылова И. Б. / Под общ. ред. Т. В. Лазыкиной. - СПб: РЦОКОиИТ, 2009. - 98 с.
14. Демкин В. П. Организационно-методическая работа при дистанционном обучении [Текст] / В. П. Демкин, Г. В. Можаева // Открытое и дистанционное образование. - 2002. - № 2(6). - С. 15-23.
15. Елашкина Н. В. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося при дистанционном обучении иностранным языкам // Филология. История. Межкультурная коммуникация, тезисы докладов региональных конференций молодых ученых (Иркутск, 26 февраля 2003 г.). Иркутск: ИГЛУ, 2003. - С. 33-34...