ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего подросткового
возраста 6
1.2. Правовая компетентность: понятие и сущность 16
1.3. Использование возможностей внеурочной деятельности по
формированию правовой компетентности старших подростков 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАОУ СОШ №66 31
2.1. Из опыта работы МАОУ СОШ №66 по формированию правовой
компетентности старших подростков во внеурочной деятельности 31
2.2. Комплекс мероприятий по формированию правовой компетентности
старших подростков во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №66 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы исследования. Образовательный процесс в старшей школе осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, который представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. Необходимым условием реализации основной образовательной программы среднего общего образования является повышение правовой компетентности обучающихся.
Старший подростковый возраст, ввиду своих психолого-педагогических особенностей, является наиболее значимым периодом для формирования правовой компетентности. У старших подростков формируется уважение к праву, к закону, опирающегося на устойчивые правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, лежащие в основе ежедневного осуществления прав и выполнения обязанностей, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения в повседневной жизни. При этом привлечение ресурсов внеурочной деятельности оказывает влияние на правовую позицию личности старших подростков, выражающуюся в позитивном отношении к правовым явлениям, и обогащает социально-правовой опыт при их активном участии.
Проблемы формирования правовой компетентности старших подростков во внеурочной деятельности в школе рассматриваются в научных исследованиях и публикациях Черемисиной А.А. [59], Абдуразаковой Д.М., Саиевой Л.Х., Шахбановой П.Г. [2] и других исследователей. Так, например, Черемисина А.А., в своих работах, посвященных проблеме формирования правовой компетентности старших подростков, рассматривает сущность понятия «правовая компетентность», критерии и уровни сформированности ее компонентов. Автор предлагает варианты внеурочных правовых мероприятий по формированию правовой компетентности старших подростков. Абдуразакова Д.М., Саиева Л.Х., Шахбанова П.Г. в своей работе предлагают проект, целью которого является формирование уважения к закону, праву и правам человека, формирование правовой компетентности.
Несмотря на важность формирования правовой компетентности старших подростков во внеурочной деятельности в школе, в настоящее время образовательные организации уделяют недостаточно внимания данному вопросу.
Противоречие: между важностью формирования правовой компетентности и недостаточным использованием ресурсов внеурочной деятельности для решения этой проблемы.
Проблема исследования: как использовать внеурочную деятельность в формировании правовой компетентности старших подростков в школе?
Объект исследования: процесс формирования правовой компетентности старших подростков.
Предмет исследования: формы и методы формирования правовой компетентности старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и частично реализовать комплекс мероприятий по формированию правовой компетентности старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Гипотеза исследования: вероятно формированию правовой компетентности старших подростков будет способствовать использование разнообразных форм (классный, час, экскурсия, дискуссия, олимпиада, конкурс, игра) и методов (дискуссия, беседа, наблюдение, метод проектов, решение социально-правовых задач, изготовление плаката) внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего подросткового возраста.
2. Раскрыть понятие и сущность правовой компетентности.
3. Рассмотреть возможности внеурочной деятельности по формированию правовой компетентности старших подростков
4. Проанализировать опыт работы школы по формированию правовой компетентности старших подростков во внеурочной деятельности.
5. Разработать комплекс мероприятий по формированию правовой компетентности старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение, анализ документов, тестирование, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №66 г. Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы.
Таким образом, изучив теоретическую литературу и проведя опытно-поисковую работу по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам. Большое значение формирование правовой компетентности приобретает именно в период старшего подросткового возраста. Психолого¬педагогические особенности данного возраста, а именно готовность к личностному и профессиональному самоопределению, формирование личной идентичности, становление внутренней позиции старшего подростка по отношению к общественным нормам и правилам создают основу для формирования правовой компетентности старших подростков. При этом привлечение ресурсов внеурочной деятельности оказывает влияние на их правовую позицию. Несмотря на это, общеобразовательные организации уделяют недостаточно внимания данному вопросу. Возникает необходимость в разработке комплекса мероприятий, способствующих формированию правовой компетентности старших подростков во внеурочной деятельности вшколе. Поэтому исследование проблем формирования правовой компетентности старших подростков становится актуальным.
В результате было выявлено, что старший подростковый возраст имеет хронологические границы от 15 до 18 лет. Социальная ситуация развития обусловлена подготовкой старшего подростка ко взрослой жизни, что определяет ведущую деятельность данного возраста - учебно-профессиональную. Основными новообразованиями данного периода являются готовность старшего подростка к профессиональному и личностному самоопределению, его мировоззрение и личная идентичность. Становление внутренней позиции, формирующееся уважение к праву, к закону старшего подростка является предпосылкой для формирования у него правовой компетентности.
Правовая компетентность - это сложное личностное образование. Под правовой компетентностью понимаетсясвойство личности, которое выражается в совокупности правовых знаний и проявляется в ее правовой позиции и социально-правовом опыте поведения. Правовая компетентность имеет определенную структуру. В структуру правовой компетентности входят когнитивный компонент, под которым понимаются правовые знания, мотивационный компонент, под которым понимается правовая позиция, и деятельностный компонент, под которым понимается социально-правовой опыт.
Формирование правовой компетентности старших подростков предполагает использование во внеурочной деятельности разнообразных форм и методов. Формами внеурочной деятельности по формированию правовой компетентности стали классные часы, экскурсии, кружки, клубы, дискуссии, олимпиады, конкурсы рисунков. Методами внеурочной деятельности по формированию правовой компетентности стали 3 группы методов: словесные, наглядные, практические. К словесным методам относятся беседа, дискуссия, диспут, к наглядным - плакаты, рисунки, наблюдения, к практическим - решение социально-правовых задач, анализ документов, рассмотрение вариантов судебной практики, метод проектов.
Базой исследования стала МАОУ СОШ №66. В ходе анализа опыта работы школы и из исследования старших подростков, было выявлено, что во внеурочной деятельности школы уделяется недостаточно внимания формированию правовой компетентности старших подростков. Старшие подростки не знают правовые понятия, законов РФ, своих прав и обязанностей. Менее половины имеют отрицательное отношение к праву. Они почти не занимаются деятельностью правовой направленности, и не знают, как можно реализовывать свои права.Тем самым, была выявлена необходимость в разработке комплекса мероприятий по формированию правовой компетентности старших подростков во внеурочной деятельности.
Исходя из результатов проведенного исследования по формированию правовой компетентности старших подростков был разработан комплекс мероприятий с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей.Цель комплекса мероприятий -формирование правовой компетентности старших подростков. Он включает в себя 6 мероприятий, направленных на формирование компонентов правовой компетентности: классный час «Система права в РФ», экскурсию «Поговорим об ответственности», дискуссию «Проблемы современного права», олимпиаду «В мире права и закона», конкурс «Права для всех», игру «Имею право на права».
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
1. Абдуллаева М.Д. Развитие гражданско-правовой компетентности учащихся общеобразовательных школ // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. №13. С.388-390.
2. Абдуразакова Д.М., Саиева Л.Х., Шахбанова П.Г. Формирование правовой компетентности учащихся // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики современного образования. 2018. С. 14-16.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 384 с.
4. Байбородова Л.В. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 241 с.
5. Безносов Д.С. Правовое сознание: структура, содержание, виды // Вестник СПбГУ. 2008. №2. C. 59-69.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
7. Белянкова Е.И. Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся // Образование: прошлое, настоящее и будущее. 2016. С. 47-50.
8. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 218 с.
9. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность // Вестник ЮУрГУ. 2009. №24 (157). С. 13-19.
10. Быков Е.В., Харченко Е.В. Эффективные способы поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении // Мир науки, культуры, образования. 2011. №6. С.298-300.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
12. Гафиатуллина Л.Н., Корягина О.В. Формирование правовых компетенций подростков, склонных к девиантному поведению в условиях общеобразовательного учреждения // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева. 2016. №1(30). С.32-36.
13. Гуляихин В.Н., Широ С.В. Решение проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода // Logos et Praxis. 2011. №3. С.59-63.
14. Гусеева Т.И. Психология личности: учебное электронное текстовое издание. 2008. URL: https://goo.gl/h38Ops (дата обращения: 21.11.2018)
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное электронное текстовое издание. 2003. URL: https://goo.gl/29EGSb (дата обращения: 30.10.2018)
16. Дегтерев В.А., Трибунская В.А. Компетентностный подход - новая парадигма образования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. №4. C.35-47.
...