ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования 5
1.1 Общая характеристика гибкости как физического качества 5
1.2 Особенности физического развития и двигательной подготовленности
младших школьников 13
1.3 Методика развития гибкости у младших школьников 18
1.4 Средства и методы развития гибкости младших школьников 30
Глава 2. Организация и методы исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Методы исследования 38
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Неоднократно рассматриваются вопросы разностороннего развития детей, которые задаются целью: за короткий промежуток времени и с наименьшими ресурсными затратами, достигнуть результатов. Физическое совершенство - это основа спорта. Современный спорт не стоит на месте, в последние годы, спорт значительно омолодился. Младший школьный возраст является самым подходящим периодом в жизни для развития физических качеств, а конкретно гибкости. Младший школьный возраст - подходящий период для развития практически всех суставов. Время для формирования физической и многофункциональной базы будущего физического потенциала можно считать упущенным, если этого не случается [15].
Одним из самых благоприятных периодов для оптимального формирования большинства двигательных способностей является младший школьный возраст. В детстве закладывается рациональная техническая составляющая движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые знания и навыки. Практически все показатели двигательных способностей ребенка показывают высокие темпы прироста. Но самый большой темп роста, наблюдается в показателях гибкости. Непрерывный рост результатов, постоянно требует поиска новых форм, средств и методов работы с младшим возрастом.
Гибкость является одним самым главным качеством, которая обеспечивает человеку долголетие и сохраняет функциональную молодость человека на долгие годы. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная - затрудняет координацию движений, что влечет за собой торможение физического развития, а это приводит к снижению уровня соматического здоровья [20]. Не стоит забывать, что недостаточная гибкость человека, или избыток её - может привести к различным опасным травмам.
По мнению Печеневской Н.Г. главным фактором является развитие гибкости и выявление новых эффективных способов и методов, при помощи которых можно за короткий промежуток времени достичь хороших результатов [48]. Поэтому так важно понимать, что развитие гибкости - это одна из самых основных задач тренировочного процесса.
На необходимость развития гибкости у школьников указывают в своих работах и другие исследователи В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.С. Быков, О.Н.Маркова [25, 28, 27, 7].
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития гибкости в соответствии с современными требованиями.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития гибкости у младших школьников на занятиях физической культуры.
Цель выпускной квалификационной работы: обосновать эффективность применяемых средств и методов, направленных на развитие гибкости детей в возрасте 8- 10 лет на занятиях физической культуры.
Задачи.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и литературу по теме экспериментальной методики и по теме исследования, а также для развития гибкости
2. Выявить динамику развития гибкости у младших школьников 8-10 лет за период эксперимента.
3. Применить экспериментальную методику для развития гибкости, для проведения эксперимента, а также разработать экспериментальный комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста.
4. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие гибкости школьников 8-10 лет на занятиях физической культуры.
Изучив научную и учебно-методическую литературу теории и методики, физиологии, педагогике, мы обнаружили, что благоприятным периодом развития гибкости является возраст 8-10 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Однако в таком возрасте не нужно выполнять сложные гимнастические упражнения, так как костно-мышечная система в этот период находится на стадии формирования и суставы очень подвижные. Нужно выполнять элементарные упражнения, чтобы сохранить природную гибкость.
За период эксперимента произошли следующие изменения:
у девочек в тесте «Наклон из исходного положения стоя» прирост составил 37,2%;
в тесте «Мост» прирост составил 14,3%;
в тесте «Наклон вперед из положения сидя» прирост составил 54,5%;
в тесте «Выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки» прирост составил 3,2%.
У мальчиков изменения результатов были следующими:
в тесте «Наклон из исходного положения стоя» прирост составил 17,9%;
в тесте «Мост» прирост составил 6,3%;
в тесте «Наклон вперед из положения сидя» прирост составил 12,7%;
в тесте «Выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки» прирост составил 6,8%.
Результаты, которые были получены в конце экспериментального исследования показали, что в учебном занятии преимущественно использовалась методика развития гибкости.
1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология / А. В. Акрушенко. - Москва: Эксмо, 2006. - 250 с.
2. Ашмарин, Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А.Ашмарин.- Москва: просвещение, 1995 .- 287 с.
3. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: просвещение, 1990 .- 287 с.
4. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: Просвещение, 1979 .- 240 с.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. - Москва: Физкультура и спорт, 1988 .- 208 с.
6. Белов, Р.А Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методике развития у девочек школьного возраста / Р.А.Белов. - Москва: 1967 .- 19 с.
7. Быков, B.C Развитие двигательных способностей учащихся / В.С.Быков.- Москва: 1998 .- 74 с.
8. Воробьев, В.И Определение физической работоспособности
спортсменов / В.И. Воробьев.- Москва: 1998 .- 54 с.
9. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена / М.Р.Галеева. - Москва: 2012 . - 56 с.
10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура школьникам. Программа и программные требования./ Л.Д. Глазырина. - Москва: Гуманитарный центр ВЛА ДОС, 1999. - 144с.
11. Демидов, В.М Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В.М. Демидов.- Москва: 1991 .- 47 с.
12. Дербаба, Л.В. Гибкость-необходимое качество / Л.В. Дербаба, Е.Н.Жариков, В. Н. Петров // Спортивные игры. - 1974. - №11. - С. 65-76.
13. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена ./ В.М. Дьячков.
Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 193с.
14. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету
15. «Физическая культура»: учебное пособие для студентов вузов/ Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - Москва: 2008. - 165с.
16. Зациорский, В.М. Спортивная метрология . Учебник для институтов физической культуры./ В.М. Зациорский. - Москва: Физкультура и спорт, 1992. - 256с.
17.Зимкина, Н.В Физиология человека / Н.В.Зимкина. - Москва: Физкультура и спорт, 1964 .- 98 с.
18. Качашкин, В.М Методика физического воспитания / В.М.Качашкин. - Москва: Просвещение, 1980.- 304 с.
19. Козлова, В.И Физиология развития ребенка / В.И. Козлова- Москва: 1983 .- 31 с.
20. Койнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / : учебное пособие/ Э.Б. Койнова.- Москва: ИНФА, 2007. - 208 с.
21. Коренева, М.С Подвижные игры / М.С.Коренева. - Москва: 2018 .- 24с.
22. Кузнецова, З.И Развитие двигательных качеств школьников /
23. Кузнецова. З. И. - Москва: Просвящение,1967 .- 204 с.
24. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры .Учебник/ Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - Москва: Советский спорт, 2004. - 464с.
25. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / - Москва: Советский спорт, 2010. - 342с.
26. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / В.Ф. Ломейко. - Минск: 1980. - 176с.
27. Лях, В.И Гибкость и методика ее развития. Физкультура в школе / В.И.Лях. - Москва: 1999 .- 25 с.
28. Лях, В.И Совершенствование специфических координационных способностей. Физическая культура в школе / В.И.Лях. - Москва:
2001. - 7-14 с.
29. Маркова, О. Н Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / О.Н.Маркова. - Москва: Физкультура и спорт, 1997 .- 158 с.
30. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. - Москва, 1991. - 312с.
31. Матвеев, А.П Методика физического воспитания в начальной школе / А.П.Матвеев. - Москва: Владос-Пресс,2003 .- 248 с.
32. Медведев, И.А Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры / И.А.Медведев. - Москва: 2001. - 126 с.
33. Менхин, Ю.В Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В.Менхин. - Москва: Физкультура и спорт, 1989 .- 116 с.
34. Палько, А.В. Школа роста. Развитие гибкости / А.В. Палько. - Москва: 1976. - 217с.
35. Поненко, В.Н. Гибкость, сила, выносливость / В.Н. Поненко. - Москва:1994. - 32с.
36. Портных, Ю.И Спортивные игры и методика преподавания /Ю.И. Портных. - Москва: Физкультура и спорт, 1986 .- 219с.
37. Семенов, Л Гимнастам о гимнастике /Л.Семенов.- Москва: Физкультура и спорт, 1961 .- 196 с.
38. Семкина, А. А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятиями спортом / А. А. Семкина. - Москва: 2016. - 213с.
39. Сермеев, Б.В Спортсменам о воспитании гибкости / Б.В. Сермеев. - Москва: Просвещение 1970 .- 24 с.
40. Сермив, Б.С Спортсменам о воспитании гибкости / Б.С.Сермив.- Москва: 1970 .- 36 с.
41. Смоленский, В .А Гимнастика в трех измерениях / В .А.Смоленский.- Москва: 1979 . - 123 с.
42. Степин, К.Н. Гибкость. Основы развития / К.Н.
43. Степин, К. Н. - Днепропетровск, 2003. - 176с.
44.Украна, М.Л Гимнастика /М.Л.Украна.-Москва:
Физкультура и спорт, 2012. - 422 с.
45. Фомин, Н.А Возрастные особенности физического
воспитания/ Н.А.Фомин. - Москва : Академия, 1983 .- 75 с.
46. Холодов, Ж.К Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов.- Москва: Академия, 2003 .- 480 с.
47.Чикуров, В.И. Гибкость / Физическая культура и спорт, 2008. - №6. С.9.
48.Чудинова, П.Р Воспитание гибкости у детей / П.Р. Чудинова. - Москва: 1994 .- 3 с.
49. Яковлев, В.Г Физическое воспитание детей в семье / В.Г.Яковлев.- Москва: Физкультура и спорт, 1971. - 144 с.
50. Янсон, Ю.А Физическая культура в школе / Ю.А.Янсон.- Москва: 2004.- 624 с.
51. Печеневская Н.Г. Развитие гибкости на этапе начального обучения в художественной гимнастике/ Н.Г. Печеневская, Е.В. Карташова, Ю.В, Коричко // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта - 2015.- №12- С.25-27.