ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА 6
1.1. Обучение студентов в рамках курса «Информационные технологии» 6
1.2. Сущность понятия лабораторного практикума и методика организации
лабораторных работ с использованием технологии скринкастинга 10
1.3. Обзор текстового процессора Writer, входящего в состав офисного пакета
LibreOffice и анализ методических разработок, связанных с обучением работе в данном ПО 23
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 43
2.1. Реализация лабораторного практикума и скринкастов для его сопровождения ....43
2.2. Методика использования лабораторного практикума и сопроводительного
видеоматериала в учебном процессе 55
2.3. Апробация разработанных материалов 59
Заключение 63
Библиографический список 66
Интенсивное развитие информационных технологий обуславливает необходимость внедрения новых форм организации учебного процесса, ориентированных на достижение актуальных компетенций будущими специалистами. В рамках изучения курса «Информационные технологии» вместо традиционных форм занятий в виде лекции или семинара целесообразно использование лабораторного практикума, так как отдельные аспекты рассматриваемой дисциплины направлены на изучение и отработку навыков и операциональных умений. Дисциплина предусматривает изучение 4-х основных разделов, каждый из которых, так или иначе, рассматривает вопрос применения новых информационных технологий или основывается на их реализации. В связи с этим становится необходимым в процессе обучения чему-то новому и передовому использовать также новые, прогрессивные методы обучения и формы организации учебного процесса.
Однако в большинстве случаев занятие проводится с использованием текста лабораторного практикума в печатном или электронном виде, и студенты самостоятельно с помощью него отрабатывают необходимые навыки и умения. Такой подход не позволяет добиться нужно результата или для этого требуется значительное количество времени, например, при обучении работе с офисными приложениями, такими как Word, Excel, Power Point у обучающихся могут возникнуть трудности исключительно при выполнении нетипичных действий (например, написание макросов), а в остальных случаях, при наличии базовых знаний, которые имеются у большинства студентов, выполнение заданий исключительно при помощи текстовых инструкций не вызовет затруднений. При необходимости освоить работу с офисными приложениями другой операционной системы, как например, LibreOffice для OS Linux, у студентов могут возникать трудности даже при выполнении, на первый взгляд, простых вещей. Полное отсутствие знаний в этой сфере деятельности порождает необходимость применения иных подходов и, соответственно, методических материалов для достижения тех же учебных целей.
Также лабораторный практикум может проводиться в сопровождении объяснений преподавателя с демонстрацией совершаемых действий на экране мониторов студентов или посредством smart-доски. Такой способ подачи материала обладает множеством достоинств, но и имеет ряд недостатков, среди которых основным выступает большое различие во времени, затрачиваемом каждым студентом на восприятие и осмысление полученной информации. В связи с этим, педагог вынужден во время проведения занятия неоднократно повторять алгоритм действий для всех студентов или прибегать к индивидуальной работе с определенными обучающимися. Становится затруднительным и обучение студентов заочной формы обучения, так как без присутствия на занятии трудно понять алгоритм совершаемых действий, опираясь исключительно на письменные инструкции.
Решение данной проблемы находится в области применения технологии скринкастинга в качестве методического обеспечения в рамках разрабатываемого лабораторного практикума. Технологии мультимедиа, одной из которых является технология скринкастинга или записи экранного видео, гармонично внедряются в образовательный процесс, добавляя ему динамики, интерактивности и создавая простор для творчества как преподавателей, так и студентов. Также мультимедиа позволяют коренным образом изменить концепцию познавательной деятельности обучаемых, так как представление информации в визуально-аудиальной форме обеспечивает качественно новое ее восприятие и переработку.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внедрение современных видов информационных технологий в образовательный процесс и, в связи с этим, соответствующих форм организации учебного процесса для студентов различных форм обучения и направлений подготовки позволит существенно повысить его эффективность и качество.
Объект исследования: процесс обучения студентов первого курса в рамках дисциплины «Информационные технологии».
Предмет исследования: разработка лабораторного практикума.
Цель: разработать лабораторный практикум с видео сопровождением по дисциплине «Информационные технологии» для студентов первого курса вуза.
Задачи:
1. Провести анализ научной, учебной и методической литературы с целью:
• рассмотрения особенностей обучения студентов в рамках курса «Информационные технологии»;
• раскрытия сущности понятия лабораторного практикума и методики организации лабораторных работ;
• рассмотрения принципа реализации технологии скринкастинга;
• рассмотрения особенностей работы с программным обеспечением в пакете LibreOffice и сравнения его с проприетарным аналогом от Microsoft.
2. Разработать лабораторный практикум для работы с текстовым процессором в пакете LibreOffice и видео материал для дополнительного методического обеспечения лабораторного практикума.
3. Составить методические рекомендации по использованию лабораторного практикума и скринкастов в учебном процессе.
4. Провести апробацию разработанных материалов.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические основы обучения студентов с помощью лабораторного практикума в рамках дисциплины "Информационные технологии". В частности, раскрыта сущность понятия лабораторного практикума и технологии скринкастинга, а также обоснована целесообразность использования лабораторного практикума с применением технологии скринкастинга.
Рассмотрены особенности работы со свободным программным обеспечением в пакете LibreOffice, отдельно были выделены особенности и возможности текстового процессора Writer, также было проведено сравнение данной программы с коммерческим аналогом от Microsoft Office - Word.
Определена структура и содержание лабораторного практикума и видео материала для наиболее полного овладения необходимым функционалом программного продукта LibreOffice Writer.
Был проведен анализ методических разработок по данной тематике, выделены основные виды методических материалов, их преимущества и недостатки. На основании проведенной работы была выявлена потребность в создании собственного лабораторного практикума для обучения студентов первого курса в рамках дисциплины "Информационные технологии".
В соответствии с указанной структурой был разработан сборник лабораторных работ «Лабораторный практикум по LibreOffice Writer», в который были включены девять лабораторных работ, охватывающие 9 основных направлений:
1. Основы работы с документом в LibreOffice Writer.
2. Основы работы с текстом в LibreOffice Writer.
3. Как оформить текстовый документ при помощи стилей.
4. Последовательность шагов при подготовки сложного документа.
5. Основы работы с таблицами.
6. Как создавать и использовать шаблоны документов.
7. Как создавать и использовать заполняемые формы.
8. Последовательность шагов при подготовки составного документа.
9. Методы печати документа.
И комплекс из 12-и скринкастов, по следующим основным темам:
• создание многоуровнего списка;
• изменение стандартных стилей;
• создание собственного стиля;
• автоматическая нумерация рисунков и таблиц;
• создание перекрестных ссылок;
• создание оглавления;
• работа с таблицами;
• создание диаграмм;
• создание шаблонов;
• создание бланков;
• автоматизация заполнения бланков;
• создание заполняемой PDF-формы.
Также были разработаны и сформулированы методические рекомендации использования лабораторного практикума и сопроводительного видео материала в процессе обучения студентов первого курса очной и заочной форм обучения.
В результате апробации была доказана эффективность внедрения технологии скринкастинга во время проведения лабораторного практикума. По результатам данного эксперимента были опубликованы две статьи «Применение технологии скринкастинга при организации лабораторного практикума в вузе» [11] и «Обучение студентов гуманитарных специальностей работе с текстовым процессором в пакете LibreOffice» [9] в межвузовском сборнике научных работ «Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий».
Таким образом, следует считать, что задачи работы полностью выполнены и цель исследования достигнута.
1. Азирова Н.Р., Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность. М.: 2018. 147 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30581843 (дата обращения 20.02.19).
2. Аннотация ОПОП 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль «Безопасность жизнедеятельности» // Уральский государственный педагогический университет URL: https://uspu.ru/sveden/files/Annotacii- PO_BGH-2018.pdf (дата обращения: 03.02.19).
3. Аннотация ОПОП 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль «Управление воспитательной работой» // Уральский государственный педагогический университет URL: https://uspu.ru/sveden/files/Annotacii- PO.UVR-2018.pdf (дата обращения: 03.02.19).
4. Аннотация ОПОП 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль:
«Английский язык» // Уральский государственный педагогический университет URL:
https://uspu.ru/sveden/files/44.03.01_PO_Angliyskiy_yazyk.pdf (дата
обращения: 03.02.19).
5. Аннотация ОПОП 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль
«Информатика и математика» // Уральский государственный педагогический университет URL:
https://uspu.ru/sveden/files/Annotacii_2016_44.03.05_PO_informiMatem.p df (дата обращения: 03.02.19).
6. Блог про LibreOffice // Blogspot URL:
http://librerussia.blogspot.Com/p/blog-page_21.html (дата обращения: 15.02.19).
7. Глава 4 - Текстовый процессор Writer // Краткое руководство по LibreOffice URL: https://libreoffice.readthedocs.io/ru/latest/writer.html#id3 (дата обращения: 15.02.19).
8. Долинер Л. И. Технология работы с MS Word XP. Екатеринбург: Екатеринбургский гос. проф.-пед. ун-т., 2004. 129 с.
9. Ершова С.Г., Косырихина С.А. Обучение студентов гуманитарных специальностей работе с текстовым процессором в пакете LibreOffice // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвуз. сб. науч. работ / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018. С. 231-235.
10. Информационные технологии, их состав и содержание // Электронная
библиотека URL: http://libraryno.ru/4-informacionnye-tehnologii-ih-
sostav-i-soderzhanie-infsisvek/ (дата обращения: 03.02.19).
11. Косырихина С.А., Рожина И.В. Применение технологии скринкастинга при организации лабораторного практикума в вузе// Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвуз. сб. науч. работ / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2019. С. 78-84.
12. Кроссплатформенность // Википедия URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кроссплатформенность (дата обращения: 15.04.18).
13. Куготова Т. А. Скринкасты - революция в современном обучении // II Международная научно-практическая конференция «Школа XXI века: тенденции и перспективы». Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014.
14. Лабораторная работа // Grandars URL:
http: //www.grandars .ru/college/psihologiya/laboratornaya-rabota.html (дата обращения: 03.02.19).
15. Мельникова А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 54-56.
...