ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРОГРАММИРОВАНИЮ В СРЕДЕ SCRATCH 5
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5
1.2 СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ.. 10
1.3 СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ SCRATCH 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1 РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ В ВИЗУАЛЬНОЙ СОБЫТИЙНО¬
ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ SCRATCH 22
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 35
2.3 АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОТЗЫВ НА РАЗРАБОТКУ «СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ СРЕДЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ SCRATH» 43
Базовый курс информатики начинается с 7 класса. Начинаются занятия программированием в рамках содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» с освоения языка Pascal и среды программирования PascalABC.NET. Однако выбор среды программирования не так очевиден при проведении уроков по программированию на более ранней ступени обучения, если мы работаем с учениками в рамках непрерывного курса информатики, начиная с 5 класса [22].
При обучении программированию, может встать вопрос о выборе средств для обучения программированию, одним из которых является среда программирования.
Наряду с известными средами, такие как ЛогоМиры или КуМир, которые могут являться ограниченными в рамках своих задач, есть другие среды, не так часто упоминаемые или используемые, которые, однако предоставляют много возможностей для программирования и творчества и вместе с тем активно развиваются. Одной из таких сред служит Scratch.
Выбранная тема является в настоящее время актуальной, так как:
1. Обучение программированию способствует развитию логического и алгоритмического мышления и развитые логическое и алгоритмическое мышление является одним из требуемых результатов освоения курса информатики по ФГОС.
2. В сравнении со средами, которые рекомендуются к использованию в рамках пропедевтического курса, в частности ЛогоМиры и КуМир - Среда программирования Scratch является более наглядной, яркой и - что наиболее важно - активно развивающейся.
3. Среда программирования Scratch обладает большим набором
инструментов: средствами программирования, графическим
редактором, редактором звуков, средствами взаимодействия, что позволяет разнообразить процесс выполнения учебных заданий, развивать творческие способности.
Тема: обучение программированию с использованием визуальной
событийно-ориентированной среды Scratch в курсе информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс обучения информатике
Предмет исследования: обучение программированию в визуальной событийно-ориентированной среде Scratch
Цель: разработка учебных проектов для обучения в среде Scratch
Задачи:
1. Анализ литературы с целью выявления психолого-педагогических особенностей учащихся 5-6 классов;
2. Анализ известных сред обучения программированию применяемых в курсе информатики и ИКТ;
3. Изучение визуальной событийно-ориентированной среды
программирования Scratch;
4. Разработка проектов и методических рекомендаций для учителей по применению разработанных материалов в обучении;
5. Апробация разработанных материалов
Подводя итоги проведенного исследования можно сказать, что были достигнуты следующие результаты:
1. Были выявлены особенности развития в младшем подростковом возрасте:
• в данном возрасте ученики активно ищут себя
• для учеников данного возраста общение становится одним из видов деятельности
• в связи с проблемами с контролем учеников за своими действиями, требуются простые в освоении средства обучения
2. Во время сравнения сред программирования были:
• Проанализированы популярные исполнители и среды программирования
• Выявлены их плюсы и минусы
• Изучена подробно среда программирования Scratch
Разработаны:
• учебные проекты
• методические рекомендации к их применению в обучении
• памятка по реализации основных приемов при создании проектов в Scratch
В ходе исследования мы выяснили, что среда Scratch предоставляет возможность создания качественных проектов, предлагая пользователям богатый инструментарий и при этом, являясь средой, легкой для освоения. Применение данной среды программирования в 5 -6 классах позволит ученикам развивать логическое и алгоритмическое мышление, познакомиться с многими понятиями программирования, облегчит знакомство с более профессиональными средами программирования в дальнейшем.