Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №95411

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИ­
КАМИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие «метапредметность» в современном образовании 7
1.2. Виды метапредметных занятий в общеобразовательном учреждении . 11
1.3. Анализ условий формирования метапредметных результатов на основе
реализации модели обучения 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 27
2.1. Система форм учебных занятий, способствующих формированию
метапредметных результатов по физике 27
2.2. Разработка уроков решения задач по разделу «Молекулярная физика и
термодинамика» на основе модели формирования метапредметных результатов 35
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 49
3.1. Диагностика уровня сформированное™ метапредметных результатов
при обучении физике 49
3.2. Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Актуальность исследования. Современная система российского образования диктует требования, предъявляемые к выпускнику в условиях социально-технического прогресса. В процессе обучения в школе педагоги должны формировать у обучающихся способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, непрерывному образованию и саморазвитию, что в свою очередь положительно влияет успешную социализацию.
Согласно ФГОС ООО, задачей образования становится обеспечение развития метапредметных умений как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Ю. В. Громыко исследователями проблемно-диалогического, развивающего обучения, основанного на системно-деятельностном подходе к обучению, лежащему в основе построения ФГОС ООО. Согласно данному подходу, обучение не сводится к задачам традиционной передачи и усвоения учащимися информации, а решает целый ряд задач. С новым подходом возникает и необходимость внедрения инновационных технологий.
Методическое осмысление, как формировать метапредметные умения, прослеживается в работах К. В. Матвеева, Ю. А. Прокудиной, Е. М. Пототня, С. В. Степанова и других, в которых представлены методические приёмы формирования отдельных метапредметных умений. Системный подход к проблеме формирования метапредметных умений в школе рассматривался М. Ю. Демидовой, Л. А. Логинова, Е. А. Шевцовой и других педагогов, занимающихся разработкой методики формирования метапредметных умений у обучающихся.
Среди различных дисциплин, курс физики имеет выраженную метапредметную направленность и обладает значительным потенциалом в эффективном формировании метапредметных образовательных результатов. Школьный курс физики является фундаментом для естественно - научных дисциплин, потому что физические законы находятся в основании содержания курсов естествознания, астрономии, химии.
Огромную роль в достижении обучающимися метапредметных результатов играют различные педагогические технологии, в том числе и решение различных видов задач на уроке. Решение задачи повышения качества подготовки обучающихся в процессе освоения планируемых результатов осуществляется, по трем основным направлениям: первое - формирование у обучающихся физических знаний при осуществлении принципа практической направленности обучения, второе - развития практических умений на основе теоретических знаний при обучении физике и третье - формирование умения решать задачи физического содержания. Такое разделение позволяет глубоко изучить обе стороны единого процесса подготовки обучающихся к деятельности по решению физических задач. Но на сегодняшний день мы считаем, что использование такого подхода, как решение физических задач, в формировании метапредметных УУД в процессе обучения физике не до конца раскрыты. Поэтому проблему по созданию условий достижения обучающимися метапредметных результатов освоения ООП по физике средствами решение физических задач считаем актуальной, с одной стороны, и мало разработанной в создании условий для достижения обучающихся метапредметных результатов обучения - с другой.
Выделенные противоречия определили проблему исследования - какова роль физических задач в формировании метапредметных умений на уроках физики?
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование метапредметных результатов образования при обучении физике.
Цель исследования: реализовать методику использования комплекса заданий по школьному курсу физики (на примере раздела «Молекулярная физики. Термодинамика»), способствующих формированию у обучающихся метапредметных умений посредством решения физических задач.
Гипотеза исследования: если в учебном процессе по физике будет реализована модель формирования метапредметных результатов по Кудинову В. В. и подобран соответствующий этой модели комплекс физических задач, то у обучающихся будут сформированы метапредметные умения.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами были определены и решены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «метапредметность» в современном образовании.
2. Сравнить виды метапредметных занятий в общеобразовательном учреждении.
3. Рассмотреть предложенную Кудиновым В.В. модель формирования метапредметных результатов, и проанализировать формы учебных занятий, способствующих их реализации на уроках физики.
4. Разработать уроки решения задач, ориентированных на формирование метапредметных знаний и умений, по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика».
5. Провести опытно-поисковую работу по теме исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, учебная документация;
• эмпирические:
а) наблюдение за учебным процессом в средней школе с целью выявления применяемых учителем физики приёмов и средств организации обучения на основе решения физических задач;
б) педагогический эксперимент с целью возможной реализации разработанных нами методов и приёмов организации урока по физике в средней школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобран и применен в практике школьного обучения физике комплекс задач по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика», способствующая формированию метапредметных умений у обучающихся на основе модели В. В. Кудинова.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций обучающихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ученик вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение - гипотеза - эксперимент - анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.
В рамках Г осстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Решение физических задач обогащает учебный процесс новыми методами и средствами. Несмотря на осознание методической значимости 59
применения задач, использование их в учебном процессе с целью формирования метапредметных результатов недостаточное. Основные причины заключаются в следующем: задачи требуют больших затрат времени и труда для их применения на уроке; анализ учебно-методических комплектов показал, что таких задач не достаточно в сборниках и есть необходимость создавать банк таких задач. Указанные причины ведут к снижению их качества и порой отсутствия системы знаний.
Решая физические задачи, обучающиеся анализируют данные, объясняют явления, появляется интерес к предмету «физика», развивают мыслительную деятельность, навыки самостоятельной работы, формируют творческие и познавательные способности, умения рассуждать, строить умозаключения. Решение задач - труд, требующий большого вложения, способ по которому учитель может следить за успехами обучающихся и эффективностью своей педагогической работы.
Проведенный педагогический эксперимент на базе МКОУ СОШ №2 города Нижние Серги Свердловской области по проверке эффективности методики по обучению обучающихся решению физических задач по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» показал их положительное влияние на уровень систематизации знаний старшеклассников, на качество усвоения формируемых понятий, явлений, законов, а также на уровень сформированности умений и навыков по решению задач.
Таким образом, внедрение методики по обучению обучающихся решению физических задач способствуют достижению развитию творческих способностей обучающихся, и помогают снять трудности в изучении материала, что создает условия для успешного прохождения школьниками ОГЭ и ЕГЭ.


1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Бегашева, И.С., Степанова, Т.Н. К вопросу о формировании метапредметных результатов на уроках физики // Инновационная наука. 2016. - №12-3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o- formirovanii-metapredmetnyh-rezultatov-na-urokah-fiziki
3. Беликов, Б.С. Решение задач по физике. Общие методы. - М.: Высшая школа, 1986. - 256 с.
4. Белоножко, С.В. Метапредметное содержание методической работы в общеобразовательной организации // Справочник заместителя директора школы. - 2015. - №7. - С. 26 - 37.
5. Бердникова, В.А. Формирование мотивации на уроках физики , // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. - М.: Буки- Веди, 2012. - С. 100-102.
6. Володин, А.М., Кандальникова, К.И., Кузякина, Н.А. Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 158-160.
7. Громыко, Ю.В. Метапредмет Знак. Схематизация и построение знаков. Понимание символов - М.: Пушкинский институт, 2001. - 288 с.
8. Гурова, Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Издательство Воронеж, ун-та, 1976. - 314 с.
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - Спб.: Питер, 2006. - 251 с.
10. Даммер, М.Д. Метапредметное содержание учебного предмета // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014. - № 1. - С. 46-52.
11. Даммер, М.Д. Оценочная деятельность школьника при обучении физике // Методология педагогики: аксиологический подход, ценностно - смысловые аспекты постижения и реализации образования. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. - С. 313-330.
12. Демидова, М.Ю. Диагностика овладения межпредметными понятиями: первый опыт// Народное образование. - 2013. - №9. - С. 209 - 216.
13. Журавлева, Л.А., Ковтюх, И.В., Пышнограев, С.В. О способах формирования метапредметных компетенций // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 78-81.
14. Захарова, И. Внедрение метапредметных технологий в педагогическую практику // Вестник образования. - 2014. - №14. - С. 62 - 67.
15. Ивашкина, Д.А. Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики // Физика - Первое сентября. - 2014. - №1. - С. 6 - 11...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ