Инженерно-техническая деятельность учащихся
|
Введение
Глава 1. Инженерно-техническая деятельность учащихся 6
1.1. Инженерно-техническая деятельность: её характеристика, виды,
особенности 6
1.2 Роль технического творчества при подготовке к инженерной деятельности 11
Глава 2. Модель деятельности учителя физики по развитию инженернотехнической деятельности учащихся в процессе обучения физике 15
2.1. Диагностические цели, как основа успешного формирования инженерно -
технической деятельности 15
2.2. Содержание видов деятельности учителя физики по формированию
инженерно-технической деятельности 18
2.3. Мониторинг результатов сформированности инженерно-технической
деятельности 40
Глава 3. Опытно-поисковая работа и ее результаты 44
3.1. Общие сведения об опытно-поисковой работе. Констатирующий этап .. 44
3.2. Формирующий и итоговый этап 47
Заключение 60
Список литературы 63
Глава 1. Инженерно-техническая деятельность учащихся 6
1.1. Инженерно-техническая деятельность: её характеристика, виды,
особенности 6
1.2 Роль технического творчества при подготовке к инженерной деятельности 11
Глава 2. Модель деятельности учителя физики по развитию инженернотехнической деятельности учащихся в процессе обучения физике 15
2.1. Диагностические цели, как основа успешного формирования инженерно -
технической деятельности 15
2.2. Содержание видов деятельности учителя физики по формированию
инженерно-технической деятельности 18
2.3. Мониторинг результатов сформированности инженерно-технической
деятельности 40
Глава 3. Опытно-поисковая работа и ее результаты 44
3.1. Общие сведения об опытно-поисковой работе. Констатирующий этап .. 44
3.2. Формирующий и итоговый этап 47
Заключение 60
Список литературы 63
В дни современного общества инженерно-техническая деятельность принимает все более многогранное значение. Задачи по применению и внедрению научных разработок, повышение качества в научных исследованиях и открытиях ставят в наше время инженерно -техническую деятельность на передний план экономики и культуры. Прогресс профессионального мышления инженеров подразумевает процесс формирования задач, совокупность всех проблем и возможностей применения не только в одном смысле конкретного слова, но и также в осознании инженерной деятельности в целом, её значение и решение в более масштабном плане.
В России в настоящее время некоторые промышленные регионы испытывают дефицит кадров (в частности, УРФО). В Уральском федеральном университете (УПИ) проводились исследования причин этого. Были выявлены следующие основные причины: нежелание студентов этого вуза идти на предприятия, низкая мотивация овладения инженерными специальностями и несоответствие молодых специалистов требованиям работодателя, низкий балл по вступительному экзамену «физика» [29]. Все это позволяет сформулировать важную задачу воспитания современных инженерно-технических работников, знающих производство, имеющих характерные знания по своему профилю и готовых работать в производственных условиях.
В связи с этим интерес к развитию инженерного мышления и пополнению инженерного фонда осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, так в Уральском регионе Губернатором Свердловской области дан старт комплексному проекту «Уральская инженерная школа», основой которого стоит на первом месте формирование у студентов осознанной цели в получении образования инженерных специальностей и приобретение рабочих профессий. Возникает противоречие: необходимость восстановления престижа профессии инженера требует связи с предприятиями, знаний математических и естественнонаучных дисциплин для учащихся. Для этого необходимо объединить усилия производственной сферы, политики, педагогов вузов и образовательных учреждений.
Актуальность данной темы состоит в том, что в наше время к развитию инженерной деятельности надо подходить системно. Рассчитывать трудные научно-технические задачи, обращаться ко всем структурам социальных гуманитарных, естественных и технических наук. Также надо активно популяризировать профессию инженера, с самого начала обучения школы. Учащимся необходимы примеры для подражания в сфере инженерной деятельности, уроки по профориентации, экскурсии на предприятия, беседы с интересными личностями, а также конкурсы, где учащиеся могут проявить свои способности и определиться с дальнейшим выбором профессии.
Проблема заключается в том, чтобы найти пути и способы формирования инженерно-технической деятельности, требующих временных затрат, достаточного использования оборудования кабинета физики и не в полной мере разработанной методики его использования с целью развития инженерно-технической деятельности учащихся. Попытка ее решения и определила актуальность темы дипломной работы.
Объектом исследования является процесс обучения физике в школе.
Предметом исследования является развитие инженерно-технической деятельности учащихся в процессе изучения физики.
Цель исследования заключается в теоретической разработке методики для развития инженерно-технической деятельности учащихся в процессе обучения физике и её апробация.
Гипотеза исследования заключается в том, что при разработке методики развития инженерно-технической деятельности учащихся школы при обучении физике должны учитываться следующие пункты:
-она должна охватывать весь период обучения, классную и внеклассную работу;
-необходимо участие всех субъектов образовательного процесса (учителя, обучаемые, родители, преподаватели СПО, представители предприятий, администрация города, социальные партнеры);
-максимальное использование возможностей основного и дополнительного образования;
-будет произведён отбор содержания учебного материала с элементами проектирования, исследования и экспериментирования;
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать учебно-методическую и психологопедагогическую литературу по теме исследования;
2) выявить возрастные особенности обучающихся, влияющие на выбор вида учебной деятельности;
3) рассмотреть различные методики, средства обучения, формы и элементы урока, являющиеся средством формирования инженерно - технической деятельности;
4) провести опытно-поисковую работу.
Для того, чтобы решить поставленные нами задачи и проверить выдвинутую гипотезу мы применили ряд исследований: общетеоретические (сравнение и сопоставление, анализ и синтез, группирование, систематизация обобщение и др.); прогностические (педагогическое моделирование).
Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение и библиографический список. В первой главе мы рассмотрим основы инженерно-технической деятельности, ее виды, характеристики. Вторая глава посвящена методике формирования инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике. Третья глава включает в себя опытно-поисковую работу, её анализ и результаты. Общий объем работы составляет 63 страницы, список использованной литературы состоит из 44 источников.
В России в настоящее время некоторые промышленные регионы испытывают дефицит кадров (в частности, УРФО). В Уральском федеральном университете (УПИ) проводились исследования причин этого. Были выявлены следующие основные причины: нежелание студентов этого вуза идти на предприятия, низкая мотивация овладения инженерными специальностями и несоответствие молодых специалистов требованиям работодателя, низкий балл по вступительному экзамену «физика» [29]. Все это позволяет сформулировать важную задачу воспитания современных инженерно-технических работников, знающих производство, имеющих характерные знания по своему профилю и готовых работать в производственных условиях.
В связи с этим интерес к развитию инженерного мышления и пополнению инженерного фонда осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, так в Уральском регионе Губернатором Свердловской области дан старт комплексному проекту «Уральская инженерная школа», основой которого стоит на первом месте формирование у студентов осознанной цели в получении образования инженерных специальностей и приобретение рабочих профессий. Возникает противоречие: необходимость восстановления престижа профессии инженера требует связи с предприятиями, знаний математических и естественнонаучных дисциплин для учащихся. Для этого необходимо объединить усилия производственной сферы, политики, педагогов вузов и образовательных учреждений.
Актуальность данной темы состоит в том, что в наше время к развитию инженерной деятельности надо подходить системно. Рассчитывать трудные научно-технические задачи, обращаться ко всем структурам социальных гуманитарных, естественных и технических наук. Также надо активно популяризировать профессию инженера, с самого начала обучения школы. Учащимся необходимы примеры для подражания в сфере инженерной деятельности, уроки по профориентации, экскурсии на предприятия, беседы с интересными личностями, а также конкурсы, где учащиеся могут проявить свои способности и определиться с дальнейшим выбором профессии.
Проблема заключается в том, чтобы найти пути и способы формирования инженерно-технической деятельности, требующих временных затрат, достаточного использования оборудования кабинета физики и не в полной мере разработанной методики его использования с целью развития инженерно-технической деятельности учащихся. Попытка ее решения и определила актуальность темы дипломной работы.
Объектом исследования является процесс обучения физике в школе.
Предметом исследования является развитие инженерно-технической деятельности учащихся в процессе изучения физики.
Цель исследования заключается в теоретической разработке методики для развития инженерно-технической деятельности учащихся в процессе обучения физике и её апробация.
Гипотеза исследования заключается в том, что при разработке методики развития инженерно-технической деятельности учащихся школы при обучении физике должны учитываться следующие пункты:
-она должна охватывать весь период обучения, классную и внеклассную работу;
-необходимо участие всех субъектов образовательного процесса (учителя, обучаемые, родители, преподаватели СПО, представители предприятий, администрация города, социальные партнеры);
-максимальное использование возможностей основного и дополнительного образования;
-будет произведён отбор содержания учебного материала с элементами проектирования, исследования и экспериментирования;
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать учебно-методическую и психологопедагогическую литературу по теме исследования;
2) выявить возрастные особенности обучающихся, влияющие на выбор вида учебной деятельности;
3) рассмотреть различные методики, средства обучения, формы и элементы урока, являющиеся средством формирования инженерно - технической деятельности;
4) провести опытно-поисковую работу.
Для того, чтобы решить поставленные нами задачи и проверить выдвинутую гипотезу мы применили ряд исследований: общетеоретические (сравнение и сопоставление, анализ и синтез, группирование, систематизация обобщение и др.); прогностические (педагогическое моделирование).
Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение и библиографический список. В первой главе мы рассмотрим основы инженерно-технической деятельности, ее виды, характеристики. Вторая глава посвящена методике формирования инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике. Третья глава включает в себя опытно-поисковую работу, её анализ и результаты. Общий объем работы составляет 63 страницы, список использованной литературы состоит из 44 источников.
На сегодняшний день одной из самых востребованных профессий в нашей стране является профессия инженера. В получении обучающимися данной профессии заинтересованы политическая, производственная, экономическая, образовательная сферы и др. Для того, чтобы у обучающихся формировалось осознанное стремление к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля в Уральском регионе реализуется программа «Уральская инженерная школа». В рамках реализации данной программы на базе МАОУ СОШ № 22 создан «Инженерный лицей».
При выполнении выпускной квалификационной работы для того, чтобы достигнуть цели исследования, нами создавались благоприятные условия для развития инженерно-технической деятельности учащихся, их творческих навыков, мотивации к профессиональной деятельности в технической сфере в процессе программы Инжненерного лицея при реализации проекта «Основные принципы и подходы подготовки обучаемых к инженерной деятельности на базе образовательного кластера».
В ходе исследования нами были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие инженерно-технической деятельности. Инженерная деятельность - это особый вид технической деятельности всех научных и практических кадров, работающих в области материального производства. Инженерная деятельность включает в себя определение материальных положений и искусственных возможностей, для преобразования естественного в искусственное, трансформации вещества, энергии и информации для установления наиболее благоприятных структурных и функциональных взаимосвязей генерируемых инженерных изделий, технических средств, влияющих на окружающий мир в необходимом направлении, способствующему ее функционировать так, как это нужно для социума.
Изучение учебно-методической литературы позволило: рассмотреть понятие, структуру, свойства и условия формирования инженерно - технической деятельности и выяснить, что инженерная деятельность не является только частью технической деятельности, она составляет совокупность разнообразных видов деятельности (конструкторской, творческой, проектной, исследовательской и т.д.), каждое из которых доминирует в зависимости от ситуации.
2. При анализе научно-методической и психолого-педагогической литературы было выявлено, что профессии инженера необходимо начинать еще со школы, необходимо проводить соответствующие занятия, разрабатывать задания для формирования инженерно-технической деятельности, организовывать участие обучающихся в различных мероприятиях.
3. Сформулированы диагностические цели, направленные на формирование инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике:
• Сформировать целостную научную картину мира;
• Научить школьников научному подходу к решению разнообразных задач;
• Научить учеников формулировать гипотезы, конструировать, проводить самостоятельно ряд экспериментов, проводить оценивание выявленных результатов;
• Научить школьников соотносить экспериментальные и теоретические знания в процессе жизнедеятельности;
• Сформировать умения безопасной и продуктивной эксплуатации лабораторного оборудования, проведения верных измерений и правильной диагностики полученных результатов, постановки доказанных доводов своих действий, отвечающим требованиям науки, основанных на межпредметном анализе учебных задач;
• Дать понять учащимся суть главных научных понятий и законов физики, координации между ними;
• Приобрести опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований и измерений;
• Добиться понимания принципов действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
• Развить творческие способности.
4. Проведён отбор заданий по физике для формирования инженерно-технической деятельности учащихся.
Инженерно-техническую деятельность необходимо формировать на всех этапах обучения, система реализуется возможностями всех учебных дисциплин и дополнительного образования, охватывает весь период обучения, классную и внеклассную работу.
Был проведен обзор профориентационных мероприятий на научнотехнические специальности, конкурсов юных инноваторов, мероприятий внеклассного типа, в ходе которых обучающиеся могут проявить свои творческие, конструкторские, исследовательские умения, овладеть основами инженерной профессии и сделать осознанный выбор ее специализации.
Для реализации проектов необходимо взаимодействие всех структур: производственной и политической сферы, педагогов вузов и образовательных учреждений.
5. Проведена опытно-поисковая работа. Она осуществлялись в 3 этапа: констатирующий, формирующий и итоговый (оценочный).
Базой для проведения опытно - поисковой работы было выбрано: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Верхняя Пышма,
На констатирующем этапе педагогического эксперимента была проведена беседа с администрацией школы и учителями физики с целью выявления имеющегося уровня развития инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике.
На формирующем этапе мы принимали участие в составлении проекта «Основные принципы и подходы подготовки обучаемых к инженерной деятельности на базе образовательного кластера».
На итоговом - оценочном этапе была проведены промежуточная и итоговая диагностики, проанализированы результаты, определён уровень развития инженерно-технической деятельности обучающихся.
Итак, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, нами решены, цель достигнута.
При выполнении выпускной квалификационной работы для того, чтобы достигнуть цели исследования, нами создавались благоприятные условия для развития инженерно-технической деятельности учащихся, их творческих навыков, мотивации к профессиональной деятельности в технической сфере в процессе программы Инжненерного лицея при реализации проекта «Основные принципы и подходы подготовки обучаемых к инженерной деятельности на базе образовательного кластера».
В ходе исследования нами были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие инженерно-технической деятельности. Инженерная деятельность - это особый вид технической деятельности всех научных и практических кадров, работающих в области материального производства. Инженерная деятельность включает в себя определение материальных положений и искусственных возможностей, для преобразования естественного в искусственное, трансформации вещества, энергии и информации для установления наиболее благоприятных структурных и функциональных взаимосвязей генерируемых инженерных изделий, технических средств, влияющих на окружающий мир в необходимом направлении, способствующему ее функционировать так, как это нужно для социума.
Изучение учебно-методической литературы позволило: рассмотреть понятие, структуру, свойства и условия формирования инженерно - технической деятельности и выяснить, что инженерная деятельность не является только частью технической деятельности, она составляет совокупность разнообразных видов деятельности (конструкторской, творческой, проектной, исследовательской и т.д.), каждое из которых доминирует в зависимости от ситуации.
2. При анализе научно-методической и психолого-педагогической литературы было выявлено, что профессии инженера необходимо начинать еще со школы, необходимо проводить соответствующие занятия, разрабатывать задания для формирования инженерно-технической деятельности, организовывать участие обучающихся в различных мероприятиях.
3. Сформулированы диагностические цели, направленные на формирование инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике:
• Сформировать целостную научную картину мира;
• Научить школьников научному подходу к решению разнообразных задач;
• Научить учеников формулировать гипотезы, конструировать, проводить самостоятельно ряд экспериментов, проводить оценивание выявленных результатов;
• Научить школьников соотносить экспериментальные и теоретические знания в процессе жизнедеятельности;
• Сформировать умения безопасной и продуктивной эксплуатации лабораторного оборудования, проведения верных измерений и правильной диагностики полученных результатов, постановки доказанных доводов своих действий, отвечающим требованиям науки, основанных на межпредметном анализе учебных задач;
• Дать понять учащимся суть главных научных понятий и законов физики, координации между ними;
• Приобрести опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований и измерений;
• Добиться понимания принципов действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
• Развить творческие способности.
4. Проведён отбор заданий по физике для формирования инженерно-технической деятельности учащихся.
Инженерно-техническую деятельность необходимо формировать на всех этапах обучения, система реализуется возможностями всех учебных дисциплин и дополнительного образования, охватывает весь период обучения, классную и внеклассную работу.
Был проведен обзор профориентационных мероприятий на научнотехнические специальности, конкурсов юных инноваторов, мероприятий внеклассного типа, в ходе которых обучающиеся могут проявить свои творческие, конструкторские, исследовательские умения, овладеть основами инженерной профессии и сделать осознанный выбор ее специализации.
Для реализации проектов необходимо взаимодействие всех структур: производственной и политической сферы, педагогов вузов и образовательных учреждений.
5. Проведена опытно-поисковая работа. Она осуществлялись в 3 этапа: констатирующий, формирующий и итоговый (оценочный).
Базой для проведения опытно - поисковой работы было выбрано: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Верхняя Пышма,
На констатирующем этапе педагогического эксперимента была проведена беседа с администрацией школы и учителями физики с целью выявления имеющегося уровня развития инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике.
На формирующем этапе мы принимали участие в составлении проекта «Основные принципы и подходы подготовки обучаемых к инженерной деятельности на базе образовательного кластера».
На итоговом - оценочном этапе была проведены промежуточная и итоговая диагностики, проанализированы результаты, определён уровень развития инженерно-технической деятельности обучающихся.
Итак, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, нами решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Педагогические условия обучения робототехнике как средство развития инженерно-технического потенциала учащихся 7-9 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения физике учащихся инженерно-технических классов
(на примере раздела «Вращательное движение»)
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАМКАХ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ КЛУБОВ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЕРЛИЛЬНЫХ СТАНКОВ УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «АВТОМОБИЛЬ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2013 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2013 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017 - «Формирование технических знаний учащихся в специализированных инженерно-технологических классах средней общеобразовательной школы»
Дипломные работы, ВКР, технология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019





