Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инженерно-техническая деятельность учащихся

Работа №95406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Инженерно-техническая деятельность учащихся 6
1.1. Инженерно-техническая деятельность: её характеристика, виды,
особенности 6
1.2 Роль технического творчества при подготовке к инженерной деятельности 11
Глава 2. Модель деятельности учителя физики по развитию инженерно­технической деятельности учащихся в процессе обучения физике 15
2.1. Диагностические цели, как основа успешного формирования инженерно -
технической деятельности 15
2.2. Содержание видов деятельности учителя физики по формированию
инженерно-технической деятельности 18
2.3. Мониторинг результатов сформированности инженерно-технической
деятельности 40
Глава 3. Опытно-поисковая работа и ее результаты 44
3.1. Общие сведения об опытно-поисковой работе. Констатирующий этап .. 44
3.2. Формирующий и итоговый этап 47
Заключение 60
Список литературы 63

В дни современного общества инженерно-техническая деятельность принимает все более многогранное значение. Задачи по применению и внедрению научных разработок, повышение качества в научных исследованиях и открытиях ставят в наше время инженерно -техническую деятельность на передний план экономики и культуры. Прогресс профессионального мышления инженеров подразумевает процесс формирования задач, совокупность всех проблем и возможностей применения не только в одном смысле конкретного слова, но и также в осознании инженерной деятельности в целом, её значение и решение в более масштабном плане.
В России в настоящее время некоторые промышленные регионы испытывают дефицит кадров (в частности, УРФО). В Уральском федеральном университете (УПИ) проводились исследования причин этого. Были выявлены следующие основные причины: нежелание студентов этого вуза идти на предприятия, низкая мотивация овладения инженерными специальностями и несоответствие молодых специалистов требованиям работодателя, низкий балл по вступительному экзамену «физика» [29]. Все это позволяет сформулировать важную задачу воспитания современных инженерно-технических работников, знающих производство, имеющих характерные знания по своему профилю и готовых работать в производственных условиях.
В связи с этим интерес к развитию инженерного мышления и пополнению инженерного фонда осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, так в Уральском регионе Губернатором Свердловской области дан старт комплексному проекту «Уральская инженерная школа», основой которого стоит на первом месте формирование у студентов осознанной цели в получении образования инженерных специальностей и приобретение рабочих профессий. Возникает противоречие: необходимость восстановления престижа профессии инженера требует связи с предприятиями, знаний математических и естественнонаучных дисциплин для учащихся. Для этого необходимо объединить усилия производственной сферы, политики, педагогов вузов и образовательных учреждений.
Актуальность данной темы состоит в том, что в наше время к развитию инженерной деятельности надо подходить системно. Рассчитывать трудные научно-технические задачи, обращаться ко всем структурам социальных гуманитарных, естественных и технических наук. Также надо активно популяризировать профессию инженера, с самого начала обучения школы. Учащимся необходимы примеры для подражания в сфере инженерной деятельности, уроки по профориентации, экскурсии на предприятия, беседы с интересными личностями, а также конкурсы, где учащиеся могут проявить свои способности и определиться с дальнейшим выбором профессии.
Проблема заключается в том, чтобы найти пути и способы формирования инженерно-технической деятельности, требующих временных затрат, достаточного использования оборудования кабинета физики и не в полной мере разработанной методики его использования с целью развития инженерно-технической деятельности учащихся. Попытка ее решения и определила актуальность темы дипломной работы.
Объектом исследования является процесс обучения физике в школе.
Предметом исследования является развитие инженерно-технической деятельности учащихся в процессе изучения физики.
Цель исследования заключается в теоретической разработке методики для развития инженерно-технической деятельности учащихся в процессе обучения физике и её апробация.
Гипотеза исследования заключается в том, что при разработке методики развития инженерно-технической деятельности учащихся школы при обучении физике должны учитываться следующие пункты:
-она должна охватывать весь период обучения, классную и внеклассную работу;
-необходимо участие всех субъектов образовательного процесса (учителя, обучаемые, родители, преподаватели СПО, представители предприятий, администрация города, социальные партнеры);
-максимальное использование возможностей основного и дополнительного образования;
-будет произведён отбор содержания учебного материала с элементами проектирования, исследования и экспериментирования;
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать учебно-методическую и психолого­педагогическую литературу по теме исследования;
2) выявить возрастные особенности обучающихся, влияющие на выбор вида учебной деятельности;
3) рассмотреть различные методики, средства обучения, формы и элементы урока, являющиеся средством формирования инженерно - технической деятельности;
4) провести опытно-поисковую работу.
Для того, чтобы решить поставленные нами задачи и проверить выдвинутую гипотезу мы применили ряд исследований: общетеоретические (сравнение и сопоставление, анализ и синтез, группирование, систематизация обобщение и др.); прогностические (педагогическое моделирование).
Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение и библиографический список. В первой главе мы рассмотрим основы инженерно-технической деятельности, ее виды, характеристики. Вторая глава посвящена методике формирования инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике. Третья глава включает в себя опытно-поисковую работу, её анализ и результаты. Общий объем работы составляет 63 страницы, список использованной литературы состоит из 44 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день одной из самых востребованных профессий в нашей стране является профессия инженера. В получении обучающимися данной профессии заинтересованы политическая, производственная, экономическая, образовательная сферы и др. Для того, чтобы у обучающихся формировалось осознанное стремление к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля в Уральском регионе реализуется программа «Уральская инженерная школа». В рамках реализации данной программы на базе МАОУ СОШ № 22 создан «Инженерный лицей».
При выполнении выпускной квалификационной работы для того, чтобы достигнуть цели исследования, нами создавались благоприятные условия для развития инженерно-технической деятельности учащихся, их творческих навыков, мотивации к профессиональной деятельности в технической сфере в процессе программы Инжненерного лицея при реализации проекта «Основные принципы и подходы подготовки обучаемых к инженерной деятельности на базе образовательного кластера».
В ходе исследования нами были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие инженерно-технической деятельности. Инженерная деятельность - это особый вид технической деятельности всех научных и практических кадров, работающих в области материального производства. Инженерная деятельность включает в себя определение материальных положений и искусственных возможностей, для преобразования естественного в искусственное, трансформации вещества, энергии и информации для установления наиболее благоприятных структурных и функциональных взаимосвязей генерируемых инженерных изделий, технических средств, влияющих на окружающий мир в необходимом направлении, способствующему ее функционировать так, как это нужно для социума.
Изучение учебно-методической литературы позволило: рассмотреть понятие, структуру, свойства и условия формирования инженерно - технической деятельности и выяснить, что инженерная деятельность не является только частью технической деятельности, она составляет совокупность разнообразных видов деятельности (конструкторской, творческой, проектной, исследовательской и т.д.), каждое из которых доминирует в зависимости от ситуации.
2. При анализе научно-методической и психолого-педагогической литературы было выявлено, что профессии инженера необходимо начинать еще со школы, необходимо проводить соответствующие занятия, разрабатывать задания для формирования инженерно-технической деятельности, организовывать участие обучающихся в различных мероприятиях.
3. Сформулированы диагностические цели, направленные на формирование инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике:
• Сформировать целостную научную картину мира;
• Научить школьников научному подходу к решению разнообразных задач;
• Научить учеников формулировать гипотезы, конструировать, проводить самостоятельно ряд экспериментов, проводить оценивание выявленных результатов;
• Научить школьников соотносить экспериментальные и теоретические знания в процессе жизнедеятельности;
• Сформировать умения безопасной и продуктивной эксплуатации лабораторного оборудования, проведения верных измерений и правильной диагностики полученных результатов, постановки доказанных доводов своих действий, отвечающим требованиям науки, основанных на межпредметном анализе учебных задач;
• Дать понять учащимся суть главных научных понятий и законов физики, координации между ними;
• Приобрести опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований и измерений;
• Добиться понимания принципов действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
• Развить творческие способности.
4. Проведён отбор заданий по физике для формирования инженерно-технической деятельности учащихся.
Инженерно-техническую деятельность необходимо формировать на всех этапах обучения, система реализуется возможностями всех учебных дисциплин и дополнительного образования, охватывает весь период обучения, классную и внеклассную работу.
Был проведен обзор профориентационных мероприятий на научно­технические специальности, конкурсов юных инноваторов, мероприятий внеклассного типа, в ходе которых обучающиеся могут проявить свои творческие, конструкторские, исследовательские умения, овладеть основами инженерной профессии и сделать осознанный выбор ее специализации.
Для реализации проектов необходимо взаимодействие всех структур: производственной и политической сферы, педагогов вузов и образовательных учреждений.
5. Проведена опытно-поисковая работа. Она осуществлялись в 3 этапа: констатирующий, формирующий и итоговый (оценочный).
Базой для проведения опытно - поисковой работы было выбрано: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Верхняя Пышма,
На констатирующем этапе педагогического эксперимента была проведена беседа с администрацией школы и учителями физики с целью выявления имеющегося уровня развития инженерно-технической деятельности в процессе обучения физике.
На формирующем этапе мы принимали участие в составлении проекта «Основные принципы и подходы подготовки обучаемых к инженерной деятельности на базе образовательного кластера».
На итоговом - оценочном этапе была проведены промежуточная и итоговая диагностики, проанализированы результаты, определён уровень развития инженерно-технической деятельности обучающихся.
Итак, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, нами решены, цель достигнута.


1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике. М., «Просвещение», 1974.
2. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: Знание, 1993.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей:
монография. - М.: ИД «Федоров», 2009. - 414 с. (1, с 153 )
4. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2004. - 50 с.
5. Гладилина И.П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М, 2009. - 33с.
6. Гниломедов П.И. Определение давления твердого тела // Физика в школе. - 2006. - No5.
7. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, 3- еиздание, стереотип - М.: Академия, 2004. - 464 с.
8. Дума Е.А. Уровни сформированности инженерного мышления / Е.А.Дума, К.В. Кибаева, Д.А.Мустафина, Г.А. Рахманкулова, И.В. Ребро // Успехи современного естествознания. - 2013.№10. - 143 с.
9. Земцова В.И. Формирование инженерного мышления учащихся в
процессе обучения физики // Формирование инженерного мышления в процессе обучения [Текст] : материалы междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апреля 2015 г., Екатеринбург, Россия : / Урал.гос.пед.ун-т; отв. ред.
Т.Н.Шамало. - Екатеринбург: [б.и.], 2015. - С. 64-67.
10. Зуев П. В. Развитие инженерного мышления учащихся в процессе обучения / Зуев Петр Владимирович, Кощеева Елена Сергеевна // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 6. — С. 44-49.
11. Зуев П.В. Захарова Е.А. статья «Учебный физический эксперимент как средство формирования проектно-исследовательских компетенций, обучающихся», журнал «Учебная физика» - 2017. Зуев П.В. Захарова Е.А. Учебная физика - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко. - 2017. - №2. - стр. 62-66.
12. Зуев П.В., Кощеева Е.С. Развитие инженерного мышления учащихся в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2016.№6. - С.44-49.
13. Ивлева Т.И. Развитие технического мышления школьников на
уроках физики и во внеурочной деятельности // Пути реализации федеральных государственных образовательных стандартов: сборник
научно-методических статей студентов, аспирантов и магистрантов / Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2015. -148 с.
14. Игошев И.А. Формирование и развитие исследовательских навыков и умений у учащихся в процессе обучения физике. - Челябинск, 1990. - 94 с.
15. Кисленко Е.С Образовательный маршрут как средство повышения познавательного интереса на уроках физики // Сборник материалов УПмеждународной научно-практической конференции «Преподавание естественных наук, математики и информатики в ВУЗе и школе». Томск:Издательство ТГПУ, 2014...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ