ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 5
1.1 СУЩНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЫ 5
1.2 ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.3 АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ
ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО
ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 29
2.1 РАЗРАБОТКА САЙТА И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ
ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 29
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 39
2.3 АПРОБАЦИЯ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Актуальность темы данной работы заключается в том, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны иметь равный потенциал со здоровыми детьми в получении образования. Возникает необходимость во внедрении таких форм обучения, которые обеспечивают оптимальные условия детям с ОВЗ. Инклюзивное образование предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех обучающихся. Одной из важнейших тенденций информатизации образования является поиск методов, форм и средств обучения, обеспечивающих благоприятные условия становления и реализации потенциала личности.
В настоящее время в Российской Федерации активно проходит процесс совершенствования системы образования: создаются новые законы,
стандарты, положения. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений системы образования. В связи с ростом числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Министерство просвещения Российской Федерации уделяет большое внимание созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех детей данной категории с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья [12].
Объект исследования: процесс обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям детей с ограниченными возможностями в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: обучение информатике и информационно-коммуникационным технологиям слабовидящих детей.
Цель исследования: разработать сайт и учебные материалы для обучения информатике слабовидящих учащихся по разделу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Изучить сущность инклюзивного образования в условиях современной школы.
2. Рассмотреть возможности дистанционного образовательных технологий для обучения информатике детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
3. Проанализировать электронные образовательные ресурсы, применяемые для обучения учащихся с нарушениями зрения.
4. Разработать сайт и учебные материалы по информатике и ИКТ для обучения слабовидящих детей.
Предложить методические рекомендации и провести апробацию разработанных материалов методом экспертных оценок .
По результатам проделанной работы в соответствии с поставленными задачами было выявлено следующее:
1. В ходе исследования была определена сущность инклюзивного образования. Отражены условия, принципы, формы и методы организации обучения детей с ОВЗ.
2. Рассмотрены формы обучения учащихся с ОВЗ, дидактические принципы планирования и организации урока в классах с инклюзивным образованием, этапы урока, коррекционно-развивающие задачи урока. Отмечены некоторые важные требования к уроку информатики. Выявлена сущность дистанционного обучения, его достоинства и недостатки.
3. Проанализированы электронные образовательные ресурсы, применяемые для обучения учащихся с нарушениями зрения.
4. Разработан сайт и учебные материалы по информатике и ИКТ для обучения слабовидящих детей.
5. Предложены методические рекомендации и проведена апробация методом экспертных оценок, которая показала, что разработанный сайт и учебные материалы могут облегчить процесс обучения информатике слабовидящих детей.
Исходя из этого, следует считать, что задачи полностью выполнены, цель достигнута.
1. «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке
при работе с детьми с ОВЗ». // ИНФОУРОК URL:
https://infourok.ru/ispolzovanie-elektronnih-obrazovatelnih-resursov-na- uroke-pri-rabote-s-detmi-s-ovz-1190422.html (дата обращения:
25.10.18) .
2. «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке при работе с детьми с ОВЗ». // WebUrok.com: учебно -методические материалы для учителей URL: https://weburok.com/1671661 (дата обращения: 24.12.18).
3. «Особенности обучения обучающихся с ОВЗ в специальных
учреждениях» // Видеоуроки в интернет — сайт для учителей URL: https://videouroki.net/razrabotki/osobiennosti-obuchieniia- obuchaiushchikhsia-s-ovz-v-spietsial-nykh-uchriezhdieni.html (дата
обращения: 21.12.18).
4. Адаптированная образовательная программа основного общего образования для слабовидящих учащихся // МАОУ СШ № 150 URL: http://www.shkola150.ru/wp-content/uploads/2017/12/AOP-OOO-dlya- slabovidyashhih-uchashhihsya.pdf (дата обращения: 20.02.19).
5. Вартапетова Г.М. Особенности обучения детей с нарушением зрения // МойДокс.ру URL: https://mydocx.ru/3-77679.html (дата обращения: 29.09.18).
6. Выпускная квалификационная работа тема: «Педагогическая
деятельность молодого учителя информатики в системе инклюзивного образования» // Pandia URL:
https://pandia.ru/text/80/547/64321.php (дата обращения: 14.12.18).
7. Газейкина А.И., Таразанова К.Н. Обучение информатике и
информационно-коммуникационным технологиям учащихся с
ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвуз. сб. науч. работ/ Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Л.В. Сардак. Екатеринбург: УрГПУ, 2019.С. 202-214.
8. Дистанционное обучение биологии детей с нарушениями зрения //
ИНФОУРОК URL:
https://infourok.ru/distancionnoe_obuchenie biologii_detey_s_narushen
iyami_zreniya-417014.htm (дата обращения: 20.10.18).
9. Доронина Е. В. Использование электронных образовательных
ресурсов на уроках информатики// Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.— URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10517/ (дата обращения: 14.04.2019).
10. ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ URL: http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 12.01.19).
11. Единое окно доступа к образовательным ресурсам URL:
http://window.edu.ru (дата обращения: 16.01.19).
12. ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика» URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5763 (дата обращения: 15.10.18).
13. Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном
обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // CYBERLENINKA URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye- tehnologii-v-individualnom-obuchenii-detey-s-ogranichennymi- vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 12.04.19).
14. Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями зрения (часть 1) // MAAM.RU URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie- informaciono-kompyuternyh-tehnologii-v-rabote-s-detmi-s-narusheniem- zrenija-chast-1.html (дата обращения: 24.12.18).
15. Использование электронных образовательных ресурсов при
обучении литературе детей с ОВЗ // Конспекты уроков URL: https://конспекты-уроков.рф/other/articles/file/41895-ispolzovanie- elektronnykh-obrazovatelnykh-resursov-pri-obuchenii-literature-detej-s- ovz (дата обращения: 4.01.19).
16. Использование ЭОР и самостоятельно изготовленных электронных
пособий на уроках в коррекционной школе (из опыта работы). // Мультиурок URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-eor-i-
samostoiatiel-no-izghotovlien.html (дата обращения: 20.11.18).
...